Основа организации национального развити - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сущность и основные черты рыночного хозяйства 1 140.75kb.
Ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям... 1 92.13kb.
№1. Предмет, задача, содержание курса. История развити 11 1163.45kb.
Состояние почвенного покрова как основа кадастровой оценки земель 1 117.3kb.
3. Территориальная основа местного самоуправления Вопросы организации... 1 132.53kb.
Производственные организации и организации сервиса 14 1355.3kb.
2. Тематическое планирование программы «Воспитание национального... 1 146.59kb.
Управление персоналом в организации. Планирование, отбор и формирование... 4 1476.44kb.
1. Социально-психологическая характеристика конфликта в организации 1 289.87kb.
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 183.63kb.
Творчество а. Н. Островского 1 148.17kb.
Основы физики материи многомерной вселенной 1 365.51kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Основа организации национального развити - страница №1/1

Оглавление

1. Основа организации национального развития. 2

2. Исторические и философские основы национального развития. 3

3. Национальные особенности и общечеловеческие принципы национального развития. 4

4. Социально-экономические основы национального развития. 5

5. Основополагающая цель национального развития. 5

6. Основные идеи национального развития. 6

Литература 10



1. Основа организации национального развития.


Идеология национальной независимости - основа организации национального развития Уз­бекистана, по своей сути, является системой идей, выражающей основные цели нашего на­рода, связывающей его прошлое и будущее, слу­жащей достижению его вековых чаяний и уст­ремлений.

Организация национального развития дол­жно:

— основываться на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии;

- вбирать в себя веками формировавшуюся высокую духовность народа, его традиции и обы­чаи, бессмертное наследие наших великих пред­ков;

- выражать идеи добра, справедливости, сво­боды и независимости, убеждения и веру народа;

— служить процветанию Родины, обеспечению мира в Отечестве, повышению благосостояния народа;

— мобилизовать всех членов общества, все слои населения на достижение великого буду­щего Узбекистана;

— воспитывать в каждом гражданине, незави­симо от национальности, языковой и религиоз­ной принадлежности, чувства гордости и досто­инства, любви к Родине, взаимоуважения, пре­данности идеям независимости и демократии;

— формировать общественное сознание путем просвещения, опираясь на плюрализм мнений и свободу совести.

Национальная идеология во все времена яв­ляется мощной духовно-нравственной силой, консолидирующей общество на пути реализации актуальных общественно-политических задач, достижения благородных целей.

Она призвана стать нравственным критерием исполнения долга и ответственности перед Ро­диной для каждого нашего соотечественника, его семьи, всего общества. Это означает, что каж­дый человек, проживающий в Узбекистане и свя­завший свою судьбу с этой священной землей, должен жить, задавая себе вопрос: "Что я сделал для процветания Родины?"

Говоря о национальной идеологии, необходи­мо помнить, что Конституция Республики Узбе­кистан полностью обеспечивает плюрализм, сво­боду мнений и мировоззрений в нашей стране. В статье 12 Основного Закона говорится: "В Рес­публике Узбекистан общественная жизнь разви­вается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая иде­ология не может устанавливаться в качестве го­сударственной".

Это означает, что программные идеи ни од­ной из действующих в Узбекистане партий, дви­жений и социально-политических групп не могут быть господствующей государственной иде­ологией.

Идеология независимости, являясь соци­альным феноменом, общенациональным явлени­ем, становится ведущей относительно идеологий различных политических партий и обществен­ных групп. В ней не возводится в абсолют ка­кая-либо идея и она не превращается в полити­ческое оружие в целях укрепления существую­щей власти.

Идеология национальной независимости служит общественно-политическому прогрессу Узбекис­тана, выражает интересы всего народа, всех поли­тических партий, групп и движений, а именно:

— сохранение и укрепление независимости страны, территориальной целостности, неприкос­новенности границ;

— обеспечение мира в Отечестве, защита го­сударства от военной, экономической, экологи­ческой, информационной и других угроз;

— утверждение в стране гражданского и меж­национального согласия, атмосферы социальной стабильности;

— достижение благополучия каждой семьи и всего народа;

— реализация в обществе идеи справедливос­ти, принципов демократии и самоуправления.

Для того чтобы идеология независимости ста­ла в полном смысле национальной, она должна отвечать следующим требованиям:

— воплощать в себе мысли и чувства, оказы­вающие позитивное влияние на сознание людей, содержать гуманистические жизненные идеалы;

— быть источником силы, убеждений и веры, объединяющим народ и общество;

— впитывать в себя передовые идеи и оттор­гать антигуманные взгляды;

—для достижения своих целей брать на во­оружение современные идеологические средства с учетом изменений в окружающем мире.

Лишь отвечая этим требованиям, идеология национальной независимости в состоянии ре­шить следующие основные задачи:

— формировать независимое от чуждых идей мировоззрение и устойчивое общественное со­знание, воспитывать творчески мыслящую лич­ность;

— укреплять веру людей, особенно молодежи, в идеалы свободы и прогресса, создавать атмос­феру высокой нравственности, служащую укреп­лению подлинно гуманистических убеждений;

— способствовать росту самосознания сооте­чественников, патриотизма, укреплению истори­ческой памяти, бережному отношению к нашим священным ценностям;

—развивать присущие нашему народу такие нравственные качества, как честность и добро­совестность, щедрость, скромность и другие;

— укреплять в сознании нашего многонацио­нального народа убеждение "Узбекистан — наша Родина".

Выполнение этих задач служит гармонизации общественных отношений, обеспечивает форми­рование нового типа личности, способной отве­чать возрастающим вызовам и требованиям вре­мени.


2. Исторические и философские основы национального развития.


Одна из основ, которая определяет содержа­ние и смысл идеологии национальной незави­симости, — это древняя и богатая история на­шего края. История — великий учитель. Она дает человеку не только образцы для подражания, но порой преподносит и горькие уроки.

Созданные на родной земле много веков на­зад, до сих пор вызывающие восхищение древ­ние памятники культуры и искусства свидетель­ствуют о высоком мастерстве нашего народа, о славной истории нашей Родины, пробуждают чувство гордости в душе каждого гражданина.

Источниками, питающими идеологию незави­симости, являются такие жемчужины духовного наследия, как "Алпомыш", "Шашмаком", а так­же жизнь и дела великих предков — Спитамена, Джалолиддина Мангуберды, Амира Темура и др.

Философскую основу нашей идеологии состав­ляют, прежде всего, лучшие образцы националь­ного духовного наследия, научные, религиозные и светские взгляды великих предков и жемчужи­ны мировой философии. На ее формирование, в частности, оказывают влияние теории о проис­хождении мира и человека, о развитии общества, идеи добра, справедливости, благородства, нрав­ственного и физического совершенства личности.

Это свободолюбивые идеи великих мыслите­лей, мировые открытия Аль-Хорезми, Аль-Бе-руни, Улугбека и других, концепция справедли­вого общества Аль-Фароби, философские взгля­ды Ибн Сино, воззрения Алишера Навои на про­блему человеческого совершенства, а также дея­тельность просветителей-демократов конца XIX— начала XX веков.

Философия идеологии независимости, ее со­держание и сущность, важнейшие идеи и прин­ципы нашли глубокое воплощение в произведе­ниях Ислама Каримова, теоретически обосно­вавшего прогрессивный путь развития нашего общества, ход и перспективы построения нацио­нальной государственности.

Значительное влияние на содержание идеоло­гии национальной независимости оказывают не потерявшие своей ценности взгляды величайших представителей общественной мысли Востока и Запада.

Философская мудрость Конфуция, учение Платона о мире идей, диалектика Гегеля, гума­нистические философские традиции и течения современной философии — все это общечелове­ческие основы идеологии национальной незави­симости.

Таким образом, идеология национальной не­зависимости опирается в сущности на весь фи­лософский опыт человеческой цивилизации — древности, античности, средневековья, нового времени и современности.

3. Национальные особенности и общечеловеческие принципы национального развития.


Идеология независимости, отражая волю и чаяния народа, его устремления к свободе и процветанию, характеризуется следующими на­циональными особенностями:

— приоритет в сознании народа принципа "жить в дружбе и добрососедстве, мире и согла­сии, тесном сотрудничестве";

— придание священного смысла понятиям "семья", "махалля", "Родина";

— уважительное отношение к родителям, ок­ружающим и почитание старших, забота о под­растающем поколении;

— любовь к родному языку как животворному источнику духовности нации;

— почитание женщины — олицетворения любви, красоты и нежности, символа вечности жизни;

— терпеливость, милосердие и трудолюбие;

— честность.

Идеология независимости основывается на следующих общечеловеческих принципах:

— верховенство закона;

— обеспечение фундаментальных прав и сво­бод человека;

— уважение к представителям различных на­циональностей, их культуре и национальным ценностям;

— религиозная толерантность;

— стремление к светским знаниям, просвети­тельство;

— изучение и применение передового опыта различных народов, приобщение к достижени­ям общечеловеческой культуры и т.д.

4. Социально-экономические основы национального развития.


Идеология национальной независимости по своей сути направлена на повышение уровня жиз­ни, благосостояния каждой семьи и каждого че­ловека. Независимо от сферы деятельности (в том числе государственной, частной, смешанной формы собственности), каждый гражданин дол­жен гармонично сочетать личные интересы с интересами народа и государства.

Экономическую основу идеи национальной независимости составляют последовательная ори­ентация на развитие рыночной экономики, пред­принимательства, многообразие форм собствен­ности, личной инициативы. Понятие "собствен­ность" в мировоззрении народа не ассоциирует­ся лишь с материальным богатством. Оно в не­разрывности материального благополучия и стремления к духовному и нравственному совер­шенству, активному использованию личностно­го потенциала. Актуализируется идея: "Благопо­лучие каждого гражданина есть благополучие всего общества".


5. Основополагающая цель национального развития.


Главная цель национальной идеологии — не­зависимая и процветающая Родина, свобода и благополучие народа. Эта идея отражает сущность его вековых устремлений, тягу к созидательной деятельности, неразрывно связанную с гумани­стическими ценностями.

Идеология национальной независимости на первый план выдвигает идеи реализации прав и свобод личности, уверенности в мирном и безо­пасном будущем родной страны.

Идеология национальной независимости ос­новывается на национально-культурных и духов­но-нравственных традициях народа, общечело­веческих ценностях и демократических принци­пах, мощных информационных технологиях.

В идеологии национальной независимости приоритетны идеи прогресса, соблюдения прав и свобод человека, гуманизма, безъядерного мира, национального и религиозного согласия, преодоления региональных конфликтов.



6. Основные идеи национального развития.


Главные идеи национальной идеологии исхо­дят из основополагающей цели независимого раз­вития нашей страны и своей сущностью и фило­софским содержанием, идейной привлекательно­стью способствуют их глубокому проникновению в сознание нашего народа.

Процветание Родины

Родина для человека священна. Здесь он по­знает смысл жизни, здесь формируется его ми­роощущение, миропонимание и мировоззрение. Это самая дорогая память, великое наследие прошлого. Здесь покоится прах наших предков. Человек, преданный Родине, имеет твердую опо­ру в жизни и готов к любым испытаниям.

Процветание Родины прежде всего зависит от развития молодого поколения, улучшения усло­вий жизни людей.

Национальная идея пускает крепкие корни и получает эффективное развитие только на своей земле. Идея, не служащая расцвету Родины, ни­когда не сможет стать подлинно народной. Толь­ко вобрав в себя эту великую суть, она станет источником силы и энергии.

Основой процветания Родины являются:

— укрепление экономической мощи государ­ства, развитие предпринимательства, свобода экономической деятельности, модернизация эко­номики на основе передовых технологий;

— создание условий для роста благосостояния каждой семьи и отдельного человека;

— духовное богатство народа, повышение его интеллектуального потенциала и профессиона­лизма;

—всестороннее и полное использование со­зидательных способностей народа;

— воспитание духовно богатой, интеллектуаль­ной и высококультурной, нравственно и физи­чески здоровой молодежи.



Мир и спокойствие в стране

Мир и спокойствие в родной стране — бесцен­ное благо, великое счастье. Человечество на всех ступенях своего развития прежде всего стремилось к достижению мира и спокойствия. Проч­ный мир и спокойствие Отечества — залог его долговременного прогрессивного развития.

Народ Узбекистана высоко ценит мирную жизнь, считает ее гарантией достижения своих целей, желает мира и благополучия себе и дру­гим народам.

Однако есть силы, противостоящие этим стремлениям. Для достижения своих корыстных целей они избрали путь войн и конфликтов.

За последние пять тысяч лет истории челове­чества люди пережили более пятнадцати тысяч больших и малых войн. Народам предстоит ре­шить острейшую проблему войны и мира, обес­печения безопасности регионов и всей планеты.

Общеизвестно, что человечество добивается своих высших целей, достигает материальных и духовно-нравственных высот лишь в обстановке мира и спокойствия.

Во времена сорокалетнего правления внука Амира Темура Мирзо Улугбека в Мовароуннахре господствовали мир и спокойствие, высокое развитие получили наука, культура, архитекту­ра, процветала древняя земля.

Наоборот, войны и конфликты разрушают моральный облик человека, затягивают общество в болото деградации и регресса. Яркий пример тому — Афганистан, где уже более двадцати лет не стихает междоусобная война. Страна далеко отошла от основных путей развития цивилиза­ции, стала одной из самых отсталых.

Территория этого государства превратилась в очаг опасности для соседних стран. Эта ситуа­ция мешает строить прочный мир в регионе, достигать более высоких ступеней развития. Каж­дая страна должна обеспечить мир и спокойствие Прежде всего у себя. Это имеет в настоящее вре­мя важнейшее значение.

С первых дней независимости Узбекистана самым главным богатством мы считаем мир, ста­бильность и спокойствие на своей земле. Ны­нешнее и грядущие поколения должны сохра­нять это бесценное благо, добытое большим тру­дом и усилиями. Только тогда они смогут дос­тичь намеченных целей и быть достойными сво­их предков.

Мир и спокойствие в стране неразрывно свя­заны с независимостью Родины и свободой на­рода. Народ, находящийся под гнетом зависи­мости, не в состоянии построить свободную и благополучную жизнь. Поэтому мы должны быть всегда готовы защитить от враждебных сил свою страну, сохранять мир и независимость.

Высокая нравственность, политическая куль­тура, прогрессивный характер национальной иде­ологии — главное условие сохранения мира и спокойствия в Отечестве, важный фактор объе­динения всех слоев общества, политических партий и движений.



Благополучие народа

Высшая цель реализуемых в стране реформ — создание достойных условий жизни нашего мно­гонационального народа. Реформы осуществля­ются не ради реформ, они должны служить че­ловеку и его благополучной жизни.

Эту истину необходимо формировать в созна­нии людей, разъяснять сущность реформ широ­ким слоям населения, сделать их активными уча­стниками происходящих преобразований. Тре­буется многое изменить в мировоззрении наро­да, в его отношении к жизни, труду, земле. Ос­нова благополучия — в свободе, трудолюбии, инициативности.

В систему задач реализации идеологии нацио­нальной независимости входит воспитание в на­шем народе чувства хозяина, уверенности в сво­их силах, овладение современными методами

ведения хозяйства.

Основными факторами удовлетворения по­требностей каждого гражданина, повышения его жизненного уровня и созидательных возможно­стей являются: свободный труд, природные бо­гатства, социально-экономические и политичес­кие возможности нашей страны.

Народ Узбекистана — трудолюбивый, опыт­ный, знающий дело. Он своими руками создает собственное благополучие. Идеология нацио­нальной независимости должна служить вопло­щению в реальность истины: если каждый граж­данин, каждая семья будут состоятельными бла­годаря своему труду, — благополучным будет все общество, а государство — крепким.

Гармоничная личность

Идея воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности отражает постоянное стрем­ление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, миро­вой культуры, к духовно-нравственному и физи­ческому совершенству.

Эта идея вдохновляет на непрерывное разви­тие и обогащение духовности. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совер­шенствование, не заботящихся о подрастающем поколении.

Идея воспитания совершенной личности ис­покон веков была заветной мечтой нашего на­рода, органичной частью его духовности. Впи­тав философию ислама, она значительно расши­рила свое содержание и сущность. Высокие идеи о такой личности нашли свое отражение в про­изведениях великих мыслителей — Абу Насра Фароби и Алишера Навои.

Одним из главных приоритетов реализации идеологии национальной независимости является формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обла­дающей независимым мировоззрением и само­стоятельным мышлением, опирающейся на бес­ценное наследие наших предков и общечелове­ческие ценности.

Высокая нравственная чистота достижима лишь в обществе свободных людей, исповедую­щих возвышенные жизненные идеалы. Поэтому и нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, форми­рованию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительной работы. В этом аспекте Национальная программа по подготовке кадров и дви­жение "За здоровое поколение" стали всенарод­ным, общенациональным делом, неотъемлемой частью данного процесса.



Социальная солидарность

Одна из главных идей, претворяемых в жизнь человечеством на рубеже XX—XXI веков, — парт­нерство различных социальных слоев и групп, политических сил, партий и движений.

Идея общественной солидарности укрепляет отношения представителей различных нацио­нальностей, рас, религий, профессиональных и социальных групп. В результате прочнее стано­вится мир и стабильность в стране.

В отличие от искусственно созданных, проти­востоящих друг другу и возведенных в абсолют доктрин, идея социальной солидарности направ­лена на признание и воплощение в жизнь мно­гообразных интересов нашего народа.



Межнациональное согласие

Сегодня в нашей стране проживают предста­вители более 130 наций и народностей. Каждая из них — творение Создателя и является отра­жением естественного разнообразия социально­го мира. Поэтому проблема обеспечения меж­национального согласия в нашем государстве — одна из приоритетных.

Идея межнационального согласия имеет нрав­ственный смысл как основа взаимоуважения, дружбы и сотрудничества представителей разных национальностей, стремящихся к достижению единой цели.

Данная идея создает условия для реализации своих дарований и возможностей представителю каждой национальности и способствует процве­танию Родины, росту благосостояния народа.

Одним из основных факторов общественного развития является согласие и дружба между ти­тульной нацией, давшей название стране, и про­живающими здесь представителями других на­ций и народностей. И, напротив, общество, не принявшее и не постигшее сути идеи межнацио­нального согласия, может лишиться мира и стабильности.

Главными угрозами для межнационального согласия являются агрессивный национализм и шовинизм. Они — источник межнациональных конфликтов. Ярким примером тому служит реа­лизация идей фашизма, которые принесли ог­ромные беды народам мира.

На территории Узбекистана с древнейших вре­мен живут в согласии представители многих на­ций и народностей. И то, что на протяжении веков между ними нет национальных конфликтов, демонстрирует великодушие и терпимость нашего народа.

По этой причине одной из главных целей иде­ологии независимости является использование накопленных и развитие новых традиций вос­питания проживающих в нашей стране людей в духе взаимопонимания, дружбы, в совместном Труде и досуге.



Религиозная терпимость (толерантность)

Идея религиозной терпимости (толерантнос­ти) способствует созданию обстановки мира и согласия в обществе, ускоряет продвижение на пути к заветным целям людей, исповедующих разные религии, но живущих на одной земле, имеющих одну Родину. С древнейших времен ре­лигии воплощают в себе многие духовно-нрав­ственные ценности. Особенности жизненного уклада народов отражены в особенностях испо­ведуемых ими религий.

Вместе с тем основные религии мира зиждят-ся на одних и тех же идеях, опираются на такие достоинства людей, как доброта, миролюбие, милосердие, взывают к честности и чистоте души, великодушию.

С древних времен на нашей земле сосуществу­ют такие крупнейшие религии, как буддизм, иудаизм, христианство, ислам. На протяжении веков здесь соседствуют мечети, церкви и сина­гоги, где люди разных национальностей и веро­исповеданий свободно исполняют религиозные обряды и ритуалы. Свидетельством веротерпи­мости нашего народа является и тот факт, что в Узбекистане даже в самые трудные времена меж­ду верующими не возникали конфликты на ре­лигиозной почвеСегодня в нашей стране действуют религиоз­ные организации более десяти конфессий. Со­зданы условия для того, чтобы они свободно осу­ществляли свою деятельность и принимали ак­тивное участие в жизни общества. Правовые ос­новы межконфессионального согласия, опреде­ленные в Конституции Республики Узбекистан, Законе "О свободе совести и религиозных орга­низациях", предоставляют возможность после­дователям всех религий жить в дружбе и взаимо­понимании.


Литература


  1. Жумаев Р. З. «Политическая система республики Узбекистан: становление и развитие», Ташкент, Издательство «Фан» Академии наук Руз., 1998г.

  2. Каримов И. А. «Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана». – Т.,1995г.

  3. Каримов И. А. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». – Т.,1992г.

  4. Каримова Г. «Политико-экономические реформы в Узбекистане: реалии и перспективы», Т.-1995г.