Осинцева Татьяна Сергеевна Консультант: директор Першинского краеведческого музея Созонова Любовь Михайловна 2012 Районная научно-пр - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2013» 1 267.82kb.
«Шаг в будущее, Орехово-Зуевский район» Декабрь 2010 год Программа... 1 196.58kb.
X научно-практическая конференция старшеклассников «науке старт молодых»... 4 340.47kb.
Районная научно-практическая конференция 1 121.2kb.
1. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Статья «Научно-практическая конференция... 1 253.59kb.
«Мы выбираем радугу» II республиканская научно-практическая конференция... 1 21.07kb.
Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Направление 1 129.9kb.
Российская Федерация Соревнование молодых исследователей программы... 1 112.67kb.
Городская научно-практическая конференция «Первый шаг в атомный проект» 1 310.54kb.
Проектно-исследовательская работа учащаяся 7 класса 1 225.84kb.
Научно-исследовательская работа «Спектральный анализ. Эмиссионный... 1 46.53kb.
В XVII в в России произошло событие повлиявшее на всю последующую... 1 132.8kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Осинцева Татьяна Сергеевна Консультант: директор Першинского краеведческого музея - страница №1/1



Районная научно-практическая конференция

молодых исследователей

« Шаг в будущее»

Истоки православной культуры жителей села Першино

Работу выполнила: ученица 9 класса

МАОУ « Першинская СОШ»

Заводоуковского городского округа

Тюменской области

Косилова Наталья

Руководитель: учитель

МАОУ « Першинская СОШ»

Осинцева Татьяна Сергеевна

Консультант: директор Першинского краеведческого музея

Созонова Любовь Михайловна

2012


Районная научно-практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Научно- исследовательская работа: Истоки православной культуры жителей села Першино

Работу выполнила: ученица 9 класса

МАОУ « Першинская СОШ»

Заводоуковского городского округа

Тюменской области

Косилова Наталья



Краткая аннотация

Научно – исследовательская работа написана на основе достоверных печатных краеведческих источников, воспоминаний, материалов Першинского музея. Исторический вопрос «церковного раскола» рассматривается на фоне общественного развития России, Западной Сибири, Тобольской губернии, села Першино. Нам удалось собрать, обработать, систематизировать, обобщить сведения о духовном просвещении русских людей с середины XVII века до начала XX века. Особенно ценными являются исследования о старообрядцах Першино.

Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Научно- исследовательская работа по тем: Истоки православной культуры жителей села Першино

Работу выполнила: ученица 9 класса

МАОУ « Першинская СОШ»

Заводоуковского городского округа

Тюменской области

Косилова Наталья

Аннотация

Чтобы иметь бесспорное право называться гражданами своей страны, мы должны тот культурный слой, что достался нам от предков, освоить, познать во всей возможной полноте. Но также обязаны доставшийся слой возделать и в меру своих возможностей обогатить.

Цель: Изучить старообрядческую культуру жителей села Першино.

Задачи:

1. Провести опрос старшеклассников Першинской средней школы для подтверждения актуальности исследования;

2. Собрать материал по истории вопроса;

3. Обработать и систематизировать полученные данные, факты;

4. Провести хронологизацию событий;

5. Обобщить материал исследований, сделать выводы.



Объект исследования: православная культура России.

Предмет исследования: старообрядческая культура села Першино.

Метод исследования: описания, сравнения, систематизации, хронологизации, опроса, анализа.

Гипотеза. Деревню именуют селом, если в ней выстроена церковь. Можно ли Першино назвать селом? По какой причине на территории деревни нет церкви или часовни.

Актуальность темы. Характерной приметой нашего времени является возрастающий интерес современников к историческому краеведению, к наследию материальной и духовной культуры, опыту и традициям предшествующих поколений. Наименее изученным является период истории Западной Сибири, Тобольской губернии, деревни Першино с середины XVII до начала XX века. Мы решили восполнить пробелы в знаниях по вопросу «церковного раскола» и создать данную научно – исследовательскую работу.

Актуальность темы подтвердилась в ходе опроса старшеклассников Першинской средней школы. Результаты анкетирования свидетельствуют о заинтересованности молодого поколения в духовном просвещении.

Мною были использованы материалы Першинского краеведческого музея ( 32 единицы хранения), «Летопись земли Заводоуковской» Е.П.Ермачковой, коллективный труд «Хлебный, целебный, лесной. Заводоуковский район: история, события, люди», а также литературный источник «Тюменская старина» под редакцией А.Васильева.

Содержание работы:

Краткая аннотация

Аннотация

Научная статья:

Глава 1. Раскол православной церкви.

Глава 2 . Отличительные черты «старообрядческой» культуры от «новообрядческой».

2.1 Двоеперстие

2.2 Агнец

2.3 Сугубая аллилуия

2.4 Поклоны

2.5Система образования

2.6 Символы веры

2.7 Имя Исус

2.8 Трисоставной восьмиконечный крест

2.9 Богослужебное пение

2.10 Иконопись

Глава3. Двоеданство в старообрядчестве.

3.1Старообрядцы Тобольской губернии.

3.2.Старообрядцы села Першино

Заключение

Литература

Приложения

Глава 1.Церковный раскол

В середине XVII века в России произошел церковный раскол, инициаторами которого стали царь Алексей Романов и патриарх Никон. Реформа была вызвана исторически сложившейся обстановкой в стране: закончился централизации государства, сложился всероссийский рынок, завершилось юридическое оформление крепостного права. Необходимо было повысить роль церкви. Патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича созвал собор и предложил привести православие в России к единому знаменателю. Все церковные книги того времени представляли собой переводы с греческого (откуда и произошло на Русь христианство). Естественно, в часословах и требниках были расхождения - ошибались и переводчики, и переписчики. Чтобы было совсем по правилам, обратились к греческим священнослужителям. Однако к тому времени греки на несколько раз перекроили и изменили свои обычаи. Современники тех событий писали: « Греческие священники погрязли в разврате, службы ведут небрежно». Тем не менее, реформы начались. Тех, кто встал на старых обычаев, обрядов, стали называть раскольниками, староверами и злостно преследовать. горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, рубили головы, четвертовали и т.д, тюрьмы, монастыри и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и правительство беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Русские православные христиане явили необычайную силу в это ужасное время. Огромное количество преследуемых бежали на окраины Русского государства, в том числе в Сибирь, на Урал. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещевания и, если они не изменяли своей вере, предавалимучениям и смерти. Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. «Нет нигде места, - говорили они, - только и уходу, что в огонь да в воду». Они и здесь сохраняли твёрдость веры и свято блюли обычаи, передавая их своим детям.



Глава 2.Отличительные черты «старообрядческой» культуры от «новообрядческой».

2.1.Двоеперстие.

«Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святого Духа) Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо) Эти два перста изображают естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения, и оно теряет свою силу».



2.2.Агнец.

Агнец (слав. Ягнёнок) – литургический хлеб, у потребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом и Кровью причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает часть просфоры в форму куба. Оставившееся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX – X вв.: с этого времени он начинает упоминать в богослужебной литературе. Агнец символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена. Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.



2.3.Сугубая аллилуия.

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение « аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносит « Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже» По мнению греко - россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со « слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа.



2.4.Поклоны бывают четырёх видов:

  1. «Обычный»- поклон до персей или до пупа;

  2. «Средний»- в пояс;

  3. Малый земной поклон- «метание»;

  4. Великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метание).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, вжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простёртые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их. Метания выполняются быстро, одно за другим, чтоб снимает требование о преклонении головы до самого подручника.

2.5.Система образования.

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множество молитв, обучению чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.



2.6.Символ веры.

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.


2.7.ИмяИсус.
В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания. Они указывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах встречается написание «Исус».

2.8.Трисоставный восьмиконечный крест.

Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.



2.9.Богослужебное пение.

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.



2.10.Иконопись.
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.
В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».
В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.
Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

Глава 3. Двоеданство в старообрядчестве

Старообрядцы, их нередко именую староверами, раскольниками, скитскими общежителями, двоеданами, кержаками, основательно утвердились в Сибири и на Урале и поддерживали между собой тесные связи.



Старообрядцы назывались (и называли себя) двоеданцами или двоеданами, потому что Пётр 1 повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» и до 1782 года старообрядцы платили двойную подать. «Двоедане» как народное название старообрядцев сохранилось и позже, от него произошло одно из значений слова «двоеданить»: придерживаться раскола скрытно.

3.1. Старообрядцы Тобольской губернии.

В конце XIX века для многих жителей губернии Калмаковы долгое время оставались не только состоятельными и предприимчивыми людьми, но и представителями старообрядчества. В 1892 году у них существовало 3 раскольничьих скита и 5 общих молелен. Колмаковы и другие купцы вели пропаганду «раскола» в течение десятков лет в нашем крае. Василий Васильевич Колмаков был не только богатый раскольник, но слыл среди старообрядцев чуть ли не за патриарха. В Тобольских епархиальных ведомостях за 1892 г. был опубликован отчет о поездке специальной комиссии из представителей духовной и гражданской администрации в раскольнические скиты братьев Колмаковых. По слухам, это было место, известно как пристанище для бродящих раскольников и лиц, не имеющих документов. В этом источнике, автор подписался только одной буквой «N», дается красочное описание не только обитателей скита, но и единственного в своем роде описание самого хозяина имения, В.В.Колмакова, его окружения, быта.

Закон от 17 октября 1906 г. о регистрации образований общин старообрядцев предписал ежегодно сообщать губернским властям о количестве и местоположении сект «ревнителей»древнего православия. Перед началом первой мировой войны на территории Тобольской губернии можно было встретить представителей таких сословий и толков, как: поморское, австрийское, часовенное, беспоповщинское, поповщинское, стариковщинское. Кроме них на просторах губернии встречались сектанты – молокане, штудисты и евангелисты. В 1905 – 1909 гг. в старообрядчество перешло только в Ялуторовском уезде 716 мужчин и 808 женщин. Особенно широко этот процесс начался в Тобольской губернии в 1908 г., когда веру сменили 2422 человека, а в 1911 г. – только 540.

3.2. Старообрядцы села Першино.

Большая часть жителей деревни Прешиной придерживалась «веры отцов», т. е. были старообрядцами или двоеданами. Об этом свидетельствуют архивные документы.

С момента административной реформы конца XVIII века деревня входила в состав Новозаимской волости, а с начала XX столетия – Бигилинской. В 1840 г. на территории Новозаимской волости значилось 392 старообрядца, из них 19 человек из Першиной. Через два года, в 1842 году учтено в нашей деревне уже 38 старообрядцев, остальные 163 человека, православные «мирские». Возможно, о своей «двоеданской» принадлежности заявили только почтенные главы семейства «ревнители древнего благочестия». А уже через два года, вероятно, к старообрядцам отнесли себя и их жены ( всего 38 человек).

Сохранились сведения, что в 1903 году в Бигилинскую волость входили: Бигила, Першино, Хорзова, Новохорзова, Плюхина, Дроново, Коршунова(7). Старообрядцы и раскольники были в большинстве. Анализируя данные по численности прихожан Бигилинской церкви с 1839 пол 1915 гг., можно сделать вывод, что со временем старообрядцев становилось все больше и больше (Приложение 01). По данным 1915 года, из 209 человек, здесь проживало 29 православных и 180 старообрядцев.

О проживании на территории Першиной старообрядцев доказывают и многие единицы хранения местного краеведческого музея, воспоминания старожилов.

Из экспонатов можно выделить:



  1. Культовые предметы (молельная подушечка, лестовки, иконы, складень, молитвенники, кресты нательные) . Приложение 02.

  2. Одежда (сарафан, рубаха, штаны).Приложение 03.

  3. Головные уборы (сорочки, платки, шали).

  4. Продукции ткачества (ковер, половики).

  5. Посуда (кринки, горшки, корчаги, кувшины, туески, корзины, вазы, триноги, самовары, чайник , ложки и чашки). Приложение 04.

  6. Предметы быта (сельница, плица, станок ткацкий, прялки, веретена, каток и валек, утюги, маслобойка, дорожный сундучок, сундук, венский стул, светильники, подсвечники, рукомойник, ключи, ножницы, шкатулки). Приложение 05.

Изучение истории и исторического процесса путем непосредственного ознакомления с экспонатами позволило расширить круг знаний о жизни староверов. Так до наших дней дошло описание устройства дома крестьянина - старообрядца.

Дом по середине разделялся большими сенями на две половины: первая изба окнами на улицу для житья хозяев, а другая на двор для приема гостей. В первом, при входе, на одной стороне печь с голбцем или деревянным из досок возвышением, служащим продолжением печи. От печи, поперек избы, ниже потолка на аршин в двух брусьях, находились палати из досок, длиною аршина три и такой же ширины. Там спали зимою для тепла. От верха печи до середины избы шла широкая толстая доска, называемая грядкой, пол которой висела занавеска, разделявшая избу на две половины: большую – саму избу и поменьше – кут. В куте, начиная от грядки по обеим стенам, находились полки, на которых лежали сита, сельницы и другие принадлежности для стряпни. Ниже, у одной стены, широкая стряпная лавка и под нею залавок, где хранится столовая посуда. Возле самой печи под голбцем дверь в подполье. При входе сторонних мужчин в избу женщины и девицы уходят в куть за занавеску. В избе подле стен расположены лавки. В переднем углу иконы, возле соединения лавок стол, на котором едят. Зимой оконницы из брюшин рогатого скота, а летом стекольные. Другая половина дома называется горницей, пол ее выше , чем в избе и сенях, поэтому при входе находится возвышение из досок ступени на две, называемое рундукт. В горнице стеклянные оконца. Печь топится из сеней и цело ее заставляется чугунной заслонкой. От чего в горнице никогда не может быть угару, а разгоряченная печь нагревает ее. В переднем углу горницы иконы в окладках и ризах медных или фольговых, по сторонам лавки, а между ними стол, накрытый ковром. Стены оклеивались шпалерами (Приложение 06).

Старожил села Першино Ефросинья Романовна Рязанова рассказывает, что к двоеданам можно отнести потомков следующих першинских династий: Мясниковы, Сундаревы, Хорзовы, Сосновцевы, Снегиревы, Муравьевы, Ульяновы. Был в деревне и молельный дом – мазануха (обмазан глиной, чтобы уцелел при пожаре). Из своей среды верующие выбрали знающего, уважаемого человека, способного вести службу (обычно это был старик или старая женщина). В Першиной таким человеком был Сундарев Викул Андрианович (начетчик). Он читал молитвы и по его указу староверы клали поклоны и крестились. В молельном доме был иконостас, состоящий из простых полок, на которых стояли иконы. Перед иконостасом большой восьмиконечный крест из дерева. По бокам толстые прочные скамейки, для чтеца отведено специальное место. Молились староверы подолгу, службы длились по несколько часов. Во время молитвы использовались подушечка молельная и лестовки. Лестовка старообрядческая напоминает мусульманские четки, но состоит она из маленьких пистончиков, в каждый из которых вставлена туго свернутая бумага с воскресной молитвой. Украшена лестовка двумя или тремя лепестками. Всего пистончиков, или, как их называли двоедане, «бобочков», должно быть 103. Лестовку держали в левой руке, а правой перебирали бобочки под молитву. Вначале 12 поклонов, потом 40, затем 17, и так далее, т.е. существовал веками устоявшийся ритм молитвенной церемонии. Молельная подушечка называлась «подручник». Она на черном основании, а названа так потому, что во время поклона ее нужно касаться лбом, но только через руки, положенными ладонями кверху. Крестный ход старообрядцы совершали по солнцу (по часовой стрелке). Великой Агиасмой считается вода, освещенная в навечерие Богоявления.

Одежда мужчин – староверов: рубаха – косоворотка, опоясок молельный и штаны. Мужчины носили бороды. Одежда женщин староверок: рубаха, рукава, сарафан, передник, на голове шамшура, «сорочка» или платок. Самыми распространенными цветами в одежде были: черный, бордовый, темно – зеленый, темно – коричневый, (чистые тона). Староверы не любят расставаться со своими вещами и даже считают это грехом. Половики и ковры ткали на ткацком станке (кроснах). Использовали растительный орнамент на черной основе.

Преследуемые официальной властью, строобрядцы не имели храмов. Сохранившиеся иконы и книги, заученные с детства молитвы стали не просто приметами, но и символами их духовной жизни. Икон у старообрядцев традиционно много, в основном меднолитые, прошедшие «очищение». В старообрядческих семьях бытовали иконы рафайловского письма, которые создавались мастерской Свято – Троицкого Лужсского монастыря в селе Рафайлово (Исетского района).

Старообрядческие иконы создавались подпольно, как и четырехстворчаные складни с «двунадесятыми праздниками» и передавались по наследству. На свадьбе благословляли иконой и дарили молодоженам. В Советское время, когда икон стало мало, их дробили на части и дарили детям и внукам. Молитвенные же книги передавались в семье по старшинству.

Среди излюбленных, собственно иконописных сюжетов – «Огненное восхождение пророка Илии». Среди некоторых толков старообрядцев особо чтим необычный покровитель самоубийц – святой мученик Уар. Это связано с идеей очистительного, через огонь, соединения с Богом. Вплоть до XX века среди старообрядцев практиковались самосожжения, мученичества за веру. Из живописных икон ценили старообрядцы «Богоматерь Тихвинскую», «Господь Вседержатель с поднятым двуперстием». Для них характерна ограниченная цветовая гамма, тяготение к плоскостности, лаконичность композиционных решений.

По воспоминаниям Созоновой Любови Михайловны, директора Першинского краеведческого музея, известно, что жители села ездили в город Заводоуковск в молельный дом на святые праздники (1980 – 1990 гг.). Першинские старообрядцы относились друг к другу дружески, звали друг друга ласкательными именами. Отсюда произошли некоторые местные названия: Кирилушкин дом, Емельянушкова земля, Афанасьюшкина роща.

На Першинском кладбище староверы похоронены целыми семьями на некотором расстоянии друг от друга. Кресты на могилах закрыты шатром, оградок нет. Кресты все деревянные, восьмиконечные.

Старообрядцы нашего села сохранили многие важные черты традиционной материальной и духовной культуры русского народа. Этому способствовали их религиозно – культурные установки: «твердо блюсти пост», «походя есть нельзя», «построжать молодых». Ни мужчины, ни женщины не употребляли спиртное, не курили. Першинские старообрядцы были трудолюбивыми, предприимчивыми людьми. Историк Н.М.Ядренцов отмечал: «Эти села и носят характер старины, потому в них и видны сила и порядок, что главную массу их населения составляли раскольники».



Заключение

В начале написания научно – исследовательской работы по теме «Истоки православной культуры жителей села Першино» был проведен опрос старшеклассников Першинской средней школы. В опросе принимали участие 24 старшеклассника. Обучающимся предлагались вопросы:



  1. Традиции и обычаи, какой религиозной культуры сохраняются в вашей семье?

Двадцать четыре старшеклассника ответили, что в семье сохраняются православные традиции (100%).

  1. Владеете ли вы знаниями на историческую тему «церковный раскол»?

Большинство обучающихся (54%) не знают о данном историческом факте. Только двое учеников ответили утвердительно(8%). Знают мало о «церковном расколе» 9 (38%) обучающихся.



  1. Знаете ли вы о Першинских старообрядцах?

Знают мало о старообрядцах в Першино 13 человек (54%). Не знают – 8 (33%).Знают всего 3 человека, что составляет 13%.

Мы изучили уровень исторических знаний молодого поколения по вопросу исследования, а также определили актуальность проблемы. Большинство обучающихся не знают о «церковном расколе», а о местных старообрядцах знают мало. Следовательно, тема нашего исследования является актуальной для молодежи села.

В ходе исследования выяснилось, почему в Першино нет христианской церкви, часовни. В – первых, в создании храма не было необходимости, так как церковь была в селе Бигила, расположенном в 7 километрах от Першино, и многие православные ходили туда для праздничных молений. Во – вторых, исторически сложилось, что в Першино проживало большинство старообрядцев, которые молились дома. Боясь гонений, наши предки не афишировали какого толка они вероисповедания.

Я считаю, что Першино может называться селом, так как существуют доказательства православной духовности населения, но только исток данной культуры не признавался официальными властями и церковью

Сегодня большая часть населения села (176 семей) придерживается православной культуры, 2 семьи проповедуют ислам, несколько человек поддерживают братьев Иеговы и Евангелистское учение.

Литература.

1. «Антиквариат»// предметы искусства и коллекционирования. Тюмень - 2004

2. «Большая тюменская энциклопедия. Тюмень. – 2011.

3. Васильева А.. «Тюменская старина». Тюмень .– 2009.

4. Ермачкова Е.П. «Летопись земли Заводоуковской». Заводоуковск.- 2007.

5. Коллективный труд «Хлебный, целебный, лесной. Заводоуковский район: история, события, люди». – Заводоуковск

6. Материалы Першинского краеведческого музея ( 32 единицы хранения)

7. Интернет - ресурсы

Приложение 01.

Таблица численности прихожан Бигилинской церкви с 1839 по 1915 гг.



Населенный пункт

1839

1842

1915

раскольники

Правосл.

Раскольников стариковщина

Правосл.

Старообр.

Село Бигила

74

520

22

348

483

Деревня Плюхина

7

142

5

188

11

Деревня Хорзова

144

255

130

96

371

Деревня Першина




163

38 (старообр.)

29

180

Деревня Новохорзова










49

84

Деревня Дронова

11







244

63

Деревня Коршунова




118




222

33

Всего










1176

1225