Организация и координация работы сотрудников всех служб школы, обеспечивающих комплекс мероприятий по оценке качества образования и - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К проекту разработки и внедрения в ОАО «Кубаньэнерго» интегрированной... 1 101.78kb.
Гиа обучающихся 9 классов по физике как составляющая часть системы... 1 91.23kb.
Общая характеристика фирмы 1 121.55kb.
Инновационные системы оценки качества знаний учащихся оценка как... 2 366.73kb.
Семинар Понятие и сущность качества 1 28.44kb.
Основным показателем работы образовательных учреждений, определяющим... 1 89.25kb.
2 При организации питания школа решает задачи: предоставления гарантированного... 1 137.47kb.
Организация работы по оценке проекта этапность выполнения оценки 1 197.15kb.
2. Служба управления качеством медицинской помощи создается приказом... 1 42.55kb.
Положение о мониторинговых исследованиях качества образования в учреждении... 1 47.88kb.
Сущность, показатели и основные методы управления качеством продукции 1 44.59kb.
Первая областная олимпиада по развитию малого инновационного предпринимательства... 1 226.08kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Организация и координация работы сотрудников всех служб школы, обеспечивающих комплекс - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНЦЕПЦИЯ
Создание системы управления качеством

на 2012-2013 годы

Барабинск, 2012

Цель: организация и координация работы сотрудников всех служб школы, обеспечивающих комплекс мероприятий по оценке качества образования и созданию системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9001:2000.

Стратегические задачи:

1. Создать материально-технические, организационные и научно-педагогические условия для внедрения системы менеджмента качества и мониторинга качества образования учащихся.

2. Выстроить систему внутреннего оценивания качества образования посредством осуществления мониторинга качества (в том числе с использованием международной системы оценки качества образования).

3. Внедрить технологии компьютерного мониторинга качества достижений учащихся всех ступеней образования, а также элементы для построения системы менеджмента качества, соответствующих идеям TQM (Total Quality Management) и международным стандартам ISO 9001:2000.



Задачи:

1. Создать Центр оценки качества образования как инструмент организации и координации работ по обеспечению комплекса мероприятий по оценке качества образования.

2. Создать комплекс индикаторов оценки уровня образовательных достижений обучающихся.

3. Сформировать систему измерителей (измерительных материалов) качества образования.

4. Создать систему мониторинга деятельности педагогов.

5. Создать внутреннюю систему повышения качества профессиональной деятельности педагогов.

6. Создать комплекс индикаторов качества условий получения образования.


  1. Создать систему мониторинга здоровья учащихся.

Образование – это то, что остается,

когда все выученное забывается.

Макс фон Лауэ
Одним из стратегических инновационных направлений в управленческой деятельности администрации образовательного учреждения является управление качеством образования, которое должно способствовать повышению его эффективности в системе современных инновационных процессов.

В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы потребителей образовательных услуг и создание оптимальных условий для обучения и воспитания. Социально-экономические и социально-культурные преобразования, происходящие на современном этапе, затронули все сферы общественной жизни России, в том числе и образование, выдвинув новые требования к качеству подготовки выпускников всех уровней образовательной системы. Последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization – ISO).

В основе реализации регионального проекта в МБОУ СОШ №93 лежат принципы всеобщего менеджмента качества, необходимые для внедрения в деятельность школы. Происходит качественное изменение роли руководителей различных уровней в школе согласно применению принципов TQM в своей деятельности. Роль педагога в новых условиях – это роль эксперта относительно своей деятельности и учебной деятельности обучающегося, организатором которой он является. Направленность же процесса работы педагога на формирование критического мышления и рефлексии приводит к тому, что ученик становится экспертом относительно своей деятельности и достижений.

Качество как основополагающее понятие концепции рассматривается нами в следующем значении:

- существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов;

- совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.

Понятие «образование» рассматривается нами на двух взаимосвязанных уровнях:

1.Уровень отдельного индивида, где образование – это поиск, движение и определение образа своего «Я».

2. Уровень всего общества, где образование является процессом и результатом индивидуального освоения человеком (при помощи других) какой- либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств, позволяющим взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя и быть успешным в обществе.

Качество образования отражает:



  • способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи;

  • объем, структуру и полноту реализации школой кадрового, научно- методического, материально-технического потенциалов и ресурсов;

  • динамику процессов развития школы, совершенствования всех ее структур;

  • позитивное восприятие ее обществом и участниками образовательного процесса;

  • связь школы с учреждениями культуры и другими образовательными учреждениями;

  • ее общую роль в формировании духовности, воспроизводстве интеллектуальных ресурсов;

  • достижения школы, педагогов, подготовленность и конкурентоспособность ее выпускников;

  • совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Переход к построению системы качества строится на основе циклов Э. Деминга:

Этапы цикла

Составляющие этапа

Планирование

(Plan)


Проектирование образовательной услуги:

  • Определение потребителя и его требований к образовательному учреждению

  • Разработка характеристики образовательной услуги (основные параметры качества образовательной услуги, включая разработку диагностических моделей уровней обученности, воспитанности, Модели диагностики базовых компетенций)

  • Разработка Политики в области качества

  • Разработка организационной структуры, включающей владельцев основных процессов и карт взаимодействий между ними

  • Формирование свода корпоративных ценностей сотрудников и учащихся Лицея, а также Этического кодекса.

Действие

(Do)


Подбор, обучение кадров, обеспечение необходимыми ресурсами.

Организация образовательного процесса согласно выстроенной модели.

Создание системы непрерывного улучшения и совершенствования процессов.


Контроль

(Check)


Разработка и внедрение системы мониторинга (эвалюации) основных показателей качества в Лицее.

Анализ и коррекция (Action)

Выявление причин расхождения измеряемых и контрольных показателей, коррекция процессов со стороны владельцев процессов и руководства.


Реализация первого этапа:

В рамках образовательной деятельности школы выделяется четыре группы основных потребителей:



Потребители

Базовое качество

Требуемое качество

Желаемое качество

Учащиеся и их родители

Соответствие государственным стандартам образовательных программ

на уровне не ниже среднего по Новосибирской области



Соответствие образования международным стандартам качества. Возможность получения разнообразных дополнительных образовательных услуг. Высокая (70-100%) вероятность поступления в вузы

Высокий потенциал самообразования и саморазвития. Возможность для дальнейшего успешного и динамичного профессионального роста

Учреждения СПО и вузы

Соответствие уровня подготовки абитуриента требованиям получения высшего профессионального образования

Высокий уровень развития метакомпетнций и знаниевой базы. Ответственность и предприимчивость, социальная активность. Высокая мобильность личности

Способность к саморазвитию, креативному и критическому мышлению, проектному мышлению

Государство

Соответствие ресурсного обеспечения школы требованиям государственных стандартов. Социализация личности, формирование метакомпетенций

Развитие человеческого потенциала согласно требованиям инновационной экономики и демократического политического строя

Появление нового современного «образованного класса», способного справляться с вызовами современного мира

Внутренние потребители (сотрудники школы)

Достойная заработная плата. Возможность профессионального роста. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности

Возможность творческой и профессиональной самореализации. Регулярное повышения квалификации. Регулярный доступ к ресурсам, в том числе интерактивным и Интернет-ресурсам

Интеграция в международное педагогическое сообщество, развитие системы социальных привилегий

При реализации первого этапа высшее руководство школы берет на себя обязательства соблюдать параметры качества образовательной услуги:

1. Ощутимость - наличие и состояние материальных компонентов окружающей среды, которые делают услугу более осязаемой (обстановка офисов и аудиторий, оборудование, учебные материалы, внешний вид персонала);

2. Надежность - школа выполняет принятые на себя обязательства, работает стабильно, всегда обеспечивая требуемый уровень;

3. Отзывчивость - сотрудники стремятся всегда и везде отвечать на любые запросы клиента;

4. Доступность - легкость установления как физического, так и психологического контакта с администрацией школы и педагогическим коллективом;

5. Понимание - школа стремится понимать специфические потребности клиентов как можно лучше и приспосабливаться к ним;

6. Коммуникабельность – сотрудники школы общаются с клиентами на понятном им языке, адаптированном к особенностям целевой группы;

7. Доверие - определяется репутацией школы, гарантирующей серьезное отношение к клиентам;

Распределение ответственности и полномочий в рамках системы управления качеством в школе, реализуемой путем функциональной и организационно-распорядительной формы управления, осуществляется с помощью соответствующей организационной структуры. Ответственность и полномочия руководящего персонала и всех сотрудников определены в документированных процедурах, включенных в документацию системы менеджмента качества.



Реализация второго этапа:

В рамках управления персоналом происходит процесс обеспечения всех видов деятельности квалифицированными кадрами с требуемой компетенцией. На уровне будет разработана Программа развития кадрового потенциала образовательного учреждения, основанная на осознании всеми сотрудниками школы философии качества как неотъемлемого внутреннего духовного требования.

Одним из основных принципов построения системы качества касательно кадровой работы должен быть принцип, сформулированный Э. Демингом: «Усвойте и введите в практику лидерство как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом». Реализация данного принципа должна привести к следующим шагам:

Качественно новое самоопределение руководства школы как непоколебимых приверженцев к постоянному улучшению качества услуги. Один из восьми принципов качества прямо говорит об ответственности высшего руководства. На практике этот принцип реализуется через:



  • развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;

  • информирование общества и заинтересованных сторон о результатах деятельности школы, его достижениях и планах развития (информирование через сайт школы, публичный доклад;

  • понимание всеми сотрудниками школы требований потребителей, а также законодательных и государственных требований, предъявляемых к образовательному учреждению;

  • формирование и реализация политики в области качества;

  • поддержание структуры процессов и организационной структуры школы, наиболее отвечающей стоящим перед нами целям;

  • выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и эффективного функционирования системы качества, а также поддержания компетентности персонала, гарантирующей качество образования;

  • официальное утверждение процедур и другой документации СМК, гарантирующих качество;

  • ежегодная оценка системы качества.

Данные шаги руководства имеют четкую, документированную форму, например, «Политика в области качества», «Карта процессов», «Управление записями» и т.д.

Во-первых, назначается ответственный за качество - заместитель директора по УВР, который наделяется следующими полномочиями:



      • осуществляет взаимодействие с внешними организациями по вопросам качества;

      • организует взаимодействие высшего руководства с руководителями процессов при согласовании целей и ресурсов для их достижения;

      • информирует руководство о проблемах функционирования системы качества, в том числе о состоянии ресурсов, находящихся в распоряжении руководителей процессов;

      • контролирует деятельность руководителей процессов по результатам:

      • организует сбор и анализ данных о процессе;

      • организует работу с несоответствиями;

      • организует мероприятия (планируемые, корректирующие и предупреждающие), выполняемых в рамках процессов.

Во-вторых, определяются владельцы процессов согласно организационной структуре школы.

Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах - планирование, обеспечение, управление и улучшение процесса.

Руководитель процесса уполномочен:


  • выставлять требования к входам своего процесса и их показателям;

  • проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения;

  • запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/ предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса;

  • разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса.

Владельцами процессов являются: заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, заведующий хозяйством, специалисты социально-психологической службы, заведующая библиотекой.

Ответственный за систему качества совместно с владельцами процессов разрабатывает должностные инструкции для сотрудников согласно требованиям системы управления качеством. Таким образом, у каждого владельца процесса формируется своя «команда» решения вопросов касательно своего процесса и в то же время данные «команды» всегда возможно объединить для решения общелицейских задач.

В-третьих, определяются внутренние аудиторы, выбранные руководством школы из числа сотрудников числом не менее 3 человек, через определенные промежутки времени, например, каждые полгода, проводят аудит состояния управления качеством в структурных подразделениях («командах» владельцев процессов), определяя пути улучшения системы.

Результаты внутренних проверок используется:

-Уполномоченным по качеству при подготовке ежеквартального отчета руководству;

-Руководителями процессов при:

-оценке эффективности и результативности процесса;

-принятии решения о запуске корректирующих и предупреждающих действий.

-планировании мероприятий по улучшению процессов системы качества.

Реализация третьего этапа:

Процесс мониторинга качества определяется для 3 мониторинговых групп:



  1. Обучающиеся.

  2. Педагогические работники.

  3. Родители (законные представители) как непосредственные заказчики образовательных услуг.

Организация мониторинга в первой группе.

В данную структуру входят 3 основные вида мониторинга: мониторинг уровня обученности по предметам; мониторинг согласно Модели диагностики базовых компетенций учащихся; мониторинг уровня удовлетворенности обучающихся образовательным процессом.


Способы оценки качества образования

Схема организации мониторинга на уровне школы.


АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ








ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ




Организация мониторинга во второй группе.

Мониторинг деятельности педагогических работников делится на две группы:



  1. Оценка качества проведения урока.

Мониторинговая комиссия по указанным выше признакам качества урока выставляет оценку по каждому признаку: 0 – 1 – 2 (признак не проявляется – проявляется частично – проявляется в полной мере). Интегральная оценка качества урока выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям к максимально возможному их числу.

  1. Оценка профессионализма и компетенций учителя.

Данный мониторинг строится на основе специально разработанной компьютерной программы, включающей комплексную оценку деятельности педагога по следующим показателям:

  1. Психологическая компетентность.

  2. Уровень сложности реализуемых учебных программ.

  3. Уровень профессиональных знаний и общей эрудиции в преподаваемой области.

  4. Коммуникативная культура.

  5. Методическое мастерство.

  6. Творческая составляющая деятельности.

  7. Уровень достижений учащихся в учебно-познавательной сфере.

  8. Личностные достижений и активность самосовершенствования учителя согласно индивидуальной траектории развития.

  9. Общий стиль деятельности.

  10. Включенность в общелицейскую жизнь

  11. Результаты научно – исследовательской работы учащихся.

  12. Общая культура учителя.

Организация мониторинга в третьей группе.

Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом проводится на основе анкетного обследования Институтом развития образования Новосибирской области.



Реализация четвертого этапа:

В школе реализуется управление следующими видами несоответствий:



    • несоответствие образовательных программ;

    • несоответствие обучающихся;

    • несоответствие сотрудников;

    • несоответствие ресурсов для обучения и поддержки лицеистов;

    • несоответствие образовательной и производственной среды.

Установление факта несоответствий возможно на основании следующих источников:

    • информации (рекламации) потребителей и других заинтересованных сторон;

    • взаимодействия с потребителями;

    • внутренних проверок;

    • по результатам самооценки школы на основе мониторинга;

    • по результатам внешнего аудита в ходе лицензирования, аккредитации.

Планирование улучшений системы менеджмента качества школы реализуется с применением инструментов менеджмента качества, политики и целей в области качества.