Организационно- методический информационный центр - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г. Рассказово Тамбовской области на 2006 2008 гг 1 111.21kb.
Предварительная информация III всероссийский научно-методический... 1 50.62kb.
Нижнеилимский территориальный информационный центр Т. В. Ситникова 1 189.43kb.
Психолого-методический центр г 1 173.69kb.
Правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального... 1 192.36kb.
Критерия вступления общества в постиндустриальный и информационный... 1 206.03kb.
Учебно-методическое пособие. Серпухов.: Моудпо «Учебно-методический... 7 880.76kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 112.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический... 1 182.54kb.
Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический... 1 115.19kb.
Организационно-экономический механизм влияния маркетинга на эффективность... 1 318.42kb.
В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции... 1 145.79kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Организационно- методический информационный центр - страница №1/1



Управление образования администрации Чернянского района

ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР



Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников посредством восприятия музыки
Автор опыта: Туренко Евгения Васильевна

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида

посёлка Чернянка

Белгородской области»


2011
Содержание




  1. Информация об опыте………………………..3



  1. Технология опыта…………………………….4



  1. Результативность опыта………………….....14



  1. Библиографический список………………...16



  1. Приложение к опыту………………………..17


Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Работа по проблеме данного опыта проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад обшеразвивающего вида «Светлячок» п.Чернянка Белгородской области». В ней приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Наблюдения за детьми свидетельствовали о недостаточной эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, которая предполагала:

- во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

- во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

На наш взгляд, эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

Отсюда следовало, что диагностику проявления эмоциональной отзывчивости детей проводили с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: способность эмоционального сопереживания и способность целостного восприятия музыкального произведения.

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой. Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе. По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка (приложение 1).

С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе было выявлено 10 % от общего количества детей группы. Данные дети характеризовались целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений.

Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе было выявлено 50% детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений.

Низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости был зафиксирован у 40% детей. Данные дети просто не умели вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор.

Таким образом, возникла необходимость активизации работы по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыкальных произведений.


Актуальность опыта

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:


  • кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

  • программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

  • наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

  • практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере».

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших музыкальных способностей.

В процессе работы над опытом решалось противоречие между возможностями музыки и ее содержанием в развитии эмоциональной сферы дошкольников и недостаточным ее использованием в решении данной проблемы.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе восприятия музыки.



Длительность работы над опытом

Работа по разрешению выявленного противоречия была разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) - сентябрь – ноябрь 2008 года.

II этап – основной (формирующий) – декабрь – март 2010 года.

III этап – заключительный (контрольный) – март – май – 2010 года.

Целью начального этапа явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы.

Задачи:


  1. определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников;

  2. подобрать диагностический материал и оборудование;

  3. провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у детей.

Целью заключительного этапа являлась проверка эффективности разработанного комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений, развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.) На данном этапе использовался тот же диагностируемый материал, что и на начальном этапе.

Диапазон опыта

Отдельная педагогическая ситуация, основным объектом педагогического опыта являлись фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.


Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта стали труды известных ученых таких как

С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, которые выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта.

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:

1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).



Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности

Эмоциональная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки -предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности.

Новизна опыта

Заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.


Раздел II

Технология описания опыта


Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель: стимулирование эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения чувств, эмоциональных переживаний различными средствами

  2. повышать интерес детей к музыкальной деятельности через совместную деятельность;

  3. содействовать освоению социальных форм выражения эмоций;

  4. развивать эстетические, интеллектуальные и моральные чувства дошкольников;

  5. способствовать развитию осознанности эмоций;

  6. способствовать улучшение эмоционального благополучия детей, нормальному развитию личности каждого ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Организация учебно-воспитательного процесса

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

В процессе работы был разработан и апробирован комплекс занятий, составлено календарно – тематическое планирование (приложение 2). На них дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково (приложение 3).

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.

В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В своей практике на каждом занятии с детьми «отправлялись» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях имели игровую форму. Например, песни разучивали по фразам, как эхо, для выполнения ритмических упражнений превращались в «дятлов» и т.д.

Каждое занятие было пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивали запоминание.

В то же время мы учли, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому мы старались не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

Содержание образования

В процессе второго этапа работы реализовывалась программа «Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста» автор Э.П. Костина, было использовано пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя».

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Учитывая живую реакцию детей на различные по характеру музыкальные произведения, в работе с детьми раннего возраста использовались произведения, которые вызывали у них положительные эмоции. В младшем возрасте применялись произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширялись (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углублялись, усложнялись и обогащались. Дети старшего дошкольного возраста различали не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Учитывая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, учили дошкольников сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

В основу определения эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, была положена классификация типов эмоций, предложенная В.Н. Холоповой, в которой выделены: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар был представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволял ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогал ему установить такую связь, это существенно обогащалось эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играла тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя и педагога – психолога. Только знание и понимание ребёнка позволяли составить репертуарный список музыкальных произведений.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Поэтому для слушания отбирались только произведения в качественном исполнении.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Для того чтобы представить детям с помощью музыки тот или иной образ, это было сделано на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

В-пятых, в процессе слушания музыки дети воспринимали природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Формы, методы и средства учебно – воспитательной работы   


  • Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора)

  • Метод иллюстрированной наглядности

  • Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции, которые ребенок учится определять)

  • Словесные методы

  • Практический метод (повторение музыкальных произведений, необходимых упражнений)

  • Импровизационный метод

  • Игровой метод (подбор игры отвечающей задачам, содержанию занятий по возрасту)

  • Концентрический метод (педагог вновь возвращается к пройденному)

Использование средств музыки занимало центральное место в деятельности педагога, направленной на развитие эмоциональной сферы детей. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней. Восприятие музыки вызывало у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождало ассоциации. Процесс восприятия музыки позволял детям «проживать» собственные эмоциональные переживания.

Учитывая что, эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом и умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой, в первую очередь решалась задача обучение этому каждого ребенка. Восприятие музыкального произведения начиналось с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывало эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочеталось осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость - проявление эмоции при восприятии этого содержания. В процессе слушания музыки дети учились осознавать собственное эмоциональное состояние, углублялось эмоциональное восприятие, восприятие средств музыкальной выразительности по разработанному алгоритму (приложение 4).

Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то детям для проявления эмоциональной отзывчивости требовалось несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углублялся и накапливался эмоциональный опыт ребенка.

Активная природа детей находила выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, они конкретизировали музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь себе. Движение становились средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно использовались для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства моделировались (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.

Детям объяснялось, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого особое внимание уделялось исполнению произведения, подчеркиванию смены характера музыки, передающей разные образы, нахождению выразительных интонаций, исполнительским краскам, делающим образ доступным детскому восприятию. Лишь в этом случае можно было говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагал активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки. Уподобление музыке способствовало своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и являлось способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима была творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций - характера звучания и развития музыкального образа.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Они варьировались и обязательно сочетались друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивалось путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращалось на средства музыкальной выразительности, характер мелодии.

Характеристика эмоционально- образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, зачастую не отличались разнообразием. Учитывая это, велась систематическая работа по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививало у детей культуру восприятия, тренировало концентрацию внимания, но и обогащало образное мышление, давало надежные ориентиры, которые в будущем помогали воспринимать прекрасное.

Музыкальное восприятие развивали также и в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушали музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвовал какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало по силам даже самым непоседливым детям. Например, «Мишка приехал в гости». Перед детьми появлялся Мишка и приветствовал их. Мишка рассказывал, что долго добирался к детям. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка, - вы сейчас услышите в музыке. Педагог исполнял музыкальные отрывки («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушали и отвечали. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния.

В своей работе использовали и такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включались 2 - 3 инструментальные пьесы. Одна из них могла повторяться дважды. Музыка, включенная в сказку, была программной, выразительной, короткой. Текст сказки - интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.

Сказку, иллюстрируемую музыкой, предлагали не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Предшествовали сказке маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:

«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается, сказка начинается»

Пример сказки с музыкой:

Бабочки и дети.

В саду много цветов. Над цветами летают бабочки (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой.) Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. («Марш» Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.

Мы старались, как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций.

Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса.

Например, во время утреннего приема детей, мы включали такие произведения, как «Улыбка» (В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду. Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, мы использовали и народные произведения, такие как веселые плясовые: «Ах, вы сени», «Камаринская» и другие, и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, побуждали детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.

Мелодии, пьесы, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.

Для определения эмоционального состояния ребенка нами была создана фонотека музыкальных произведений. Выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок мог «сообщить» педагогу о своем эмоциональном состоянии.

В процессе работы мы наладили сотрудничество с районной ДШИ. Силами школы искусств совместно с детьми подготовительной и старшей групп был проведены развлечения, концерты. На них выступал ансамбль русских народных инструментов ДШИ. Дети эмоционально, бурно реагировали на исполнение музыкальных произведений оркестром школы искусств. Во время звучания музыки некоторые дети придумывали и показывали какие-либо движения.

Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме. С ними были проведены различные консультации на такие темы как «Развивайте способности своего ребенка» и др., анкетирование (приложение 5).



Результативность опыта

Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира детей, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения с помощью движений, голосовых реакций, мимики слова.

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что эмоциональная отзывчивость детей на музыку приобрела новое качество - она стала результатом.

Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню (35 %), свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры.

Дети научились делиться своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями, которые относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.

Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню (65%), были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами начального этапа эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения. Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.

Полученные результаты в ходе проведенной работы дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен, этому свидетельствуют диаграммы.



Библиографический список


  1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2000

  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986.-124с.

  4. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989-270с.

  5. Выготский А.С. Психология искусства. - М., 1965.-256с.

  6. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 10.

  7. Гофман Э. - Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.

  8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

  9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 2003. - 420с.

  10. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 10, 15

  11. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

  12. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. - 2005 - №5

  13. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.

  14. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.

  15. Метлов Н.А. Музыка - детям - М., 2005

  16. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 340 с.

  17. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.

  18. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

  19. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки - М., 1980;

  20. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.

  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.-258с.

  22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003-379с.

  23. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11.

  24. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.

Приложения к опыту
1.Приложение № 1 – критерии уровней эмоционального развития

2. Приложение № 2 – календарно – тематическое планирование

3. Приложение № 3 – конспекты занятий

4. Приложение № 4 – алгоритм занятия

5. Приложение № 5 - анкета для родителей