Олимпиада по литературе. Тест 1 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Итоговый тест по литературе. 6 класс 1 40.33kb.
«термакат» Тест-драйв Экономический тест-драйв 1 44.91kb.
Данная программа по литературе составлена на основе федерального... 4 258.98kb.
Тематическое планирование по литературе в 9 классе 1 353.84kb.
Задания для 10 класса по литературе Учитель Суворова С. Е. Темы сочинений... 1 71.07kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы... 1 275.88kb.
Тематическое планирование по литературе. 8 класс. Учебник- хрестоматия... 1 150.55kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс на 2012-2013учебный год Учитель... 1 414.78kb.
Олимпиада по истории- 5класс. Допиши предложения 1 14.3kb.
Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку 6 967.75kb.
Олимпиада по русскому языку (школьный тур) 1 79.69kb.
Пиявка медицинская 4 826.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Олимпиада по литературе. Тест 1 - страница №1/1

Олимпиада по литературе. Тест 1.


1. Дайте жанрово-родовые определения следующих произведений:

а) Недоросль; б) Волк на псарне; в) Вольность; г) Первая любовь; д) Медведь на воеводстве; е) Мороз, Красный нос; ж) Хамелеон; з) Петр I; и) Чистый понедельник; к) Анна Снегина.



2. Перечислите символические детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». Объясните их значение.

3.Чей это портрет?

а) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта - ссадина с запекшейся кровью.

в) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.

г) …с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.

4. Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лишь я, таинственный певец,


На берег выброшен грозою,

б) И предков скучны нам роскошные забавы,


Их добросовестный, ребяческий разврат;

в) Любимая! Меня вы не любили.


Не знали вы, что в сонмище людском

г) Испепеляющие годы!


Безумья ль в вас, надежды ль весть?


5. Назовите автора и произведение, эпиграфы к которым приведены ниже.

а) О, не знай сих страшных снов


Ты, моя Светлана!
Жуковский

б) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно


мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.     - Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!

«Капитанская дочка»



6. Назовите оперы, написанные П.И.Чайковским на сюжеты произведений А.С.Пушкина.

Олимпиада по литературе. Тест 2.


1. Дайте жанрово-родовые определения следующих произведений:

а) Светлана; б) Демьянова уха; в) Мцыри; г) Вечера на хуторе близ Диканьки; д) Дикий помещик; е) Война и мир; ж) Вишневый сад; з) Письмо матери; и) Судьба человека; к) Василий Теркин.



2. Перечислите символические образы в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Объясните их смысл.

3. Чей это портрет?

а) …Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку и в самом деле нажил дом и деньги… Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.

б) …маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове...

в) …был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами». Только на коне и в мазурке не видно было его маленького роста… и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал.

г) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих ляжки коротких ног, и в ботфортах… Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный осанистый вид, который всегда имеют живущие в холе сорокалетние люди.

4. Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лицом к лицу лица не увидать.


Большое видится на расстоянье

б) Люблю дымок спаленной жнивы,


В степи ночующий обоз

в) К нему и птица не летит


И тигр нейдет – лишь вихорь черный

г) Летели дни, крутясь проклятым роем…


Вино и страсть терзали жизнь мою


5. Эпиграфы к каким произведения приведены ниже:

а) И жить торопится, и чувствовать спешит.


Кн. Вяземский

б) …так кто ж ты, наконец?


    - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»

Олимпиада по литературе.

Школьный тур.

10 класс.


  1. Определите автора, жанр:

Полу- милорд, полу- купец,

Полу-мудрец, полу- невежда,

Полу- подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.


2. Назовите автора этих строк:

Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.
3 Кто и кому дал такую характеристику:

«…- гениальный художник, наш Шекспир, может быть. Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений».

4.Определите особенности рифмы по расположению в строках; назовите автора поэтического отрывка:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.
5. Дайте определение «онегинской строфы».
6. О ком и почему современники с уважением говорили: «Любомудрственнейший грамматиче, всепремудрственнейший риторе, витийственнейший логичеством, яснозрительнейший философиею, люботрудный и премудрый муж»?

7. Определите виды психологических пауз: припоминания, умолчания, напряжения. Назовите автора, произведение:

А этот,/ как его/, он турок или грек?/// Тот,/черномазенький, /на ножках журавлиных…
8. Интерпретация поэтического текста.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею.

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье- и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

(Ф.И.Тютчев).



Олимпиада по литературе.

Школьный тур.

11 класс.


  1. Какую форму игрового словесного искусства в России 17-18 в.в. называли «рачьими стихами» и почему?

  2. Названия старых букв алфавита часто встречаются в художественных произведениях прошлого. Пушкин в одном из вариантов письма Татьяны Лариной к Евгению Онегину записал (орфография сохранена):

В волненье сидя на постеле,

Татьяна чуть могла дышать,

Письма не смея в самом деле

Ни перечесть, ни подписать,

И думала: что скажут люди

И подписала: Т.Л.

Как читаются инициалы Т(атьяна) Л(арина) по-старому, по требованию ритма и рифмы ?


  1. Объясните значение термина «пайзонимы». Кто «скрывается» за следующими буквами:

  1. –он -инский;

  2. Н- бов;

  3. …въ.

4. Кто из поэтов Серебряного века так говорил о себе?

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!


5. Назовите форму этих стихов. Кому посвящается стихотворение Михаила Кузмина?

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо,

Летит орел, прицелов жалких мимо,-

Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»

Разящий меч готов на грозный бой

И зов трубы звучит неутомимо.

Ютясь в тени, шипит непримиримо


Бессильный хор врагов, презрен тобой.

Ретивый конь взрывает прах копытом.

Юродствуй, раб, позоря Букефала!

Следи, казнясь, за подвигом открытым!

О лет царя, как яро прозвучала

В одах, веках труба немолчной славы!

У ног враги, безгласны и безглавы. (1906).

6. Дополните названия, установите соответствие между названием и фамилией автора.



1.Окаянные…

М.Горький

2.Несвоевременные…

И.Шмелев

3.Солнце…

А.Аверченко

4.Дюжина ножей…

И.Бунин

7. Назовите имена рассказчика и автора повести «Ночь перед Рождеством». Вспомните, в какой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» спрятана подсказка?

8. Анализ стихотворного текста.

Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения А.Ахматовой.

Творчество.

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо.

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,-

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Олимпиада по литературе.

Школьный тур. Ответы.

9 класс.

1. 1) А.С.Пушкин. «Метель». Марья Гавриловна.

2) А.Пушкин. «Капитанская дочка». Петр Гринев.

Оценка- 3 балла.

2. 1) Сильвио. «Выстрел».

2) Кирилла Петрович Троекуров. «Дубровский».

Оценка- 2 балла.

3. В.Г.Белинский о консервативном романтизме В.А.Жуковского.

Оценка- 3 балла.

4. Антон Павлович Чехов.

Оценка- 1 балл.

5. Дактиль. А.Фет.

Оценка- 4 балла.

6. Дактилические рифмы - ударение на третьем слоге от конца стиха. М. Лермонтов.

Оценка-3 балла.

7. О И.Крылове.

1) Батюшков.

2) Белинский.

Оценка- 3 балла.

8. Интерпретация поэтического текста.

Оценивая качество интерпретаций, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

-эмоциональные доминанты текста-2 балла

-темы и мотивы-2 балла

- жанровые особенности- 2 балла

-ритмические особенности-2 балла

-композиционные особенности-2 балла

-звукопись-2 балла

-хронотоп-2 балла

-контекст-2 балла

-поэтическая лексика-2 балла

-поэтический синтаксис-2 балла

-лирический герой стихотворения-2 балла

-оригинальность, самостоятельность-2 балла

-целостность и композиционная стройность письменного высказывания-2 балла.

(Всего 26 баллов).

Возможна оценка по критериям, предложенным в формате ЕГЭ- 2005.


Олимпиада по литературе.

Школьный тур. Ответы.

10 класс.
1.А.Пушкин. Эпиграмма- один из видов сатирической поэзии; небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Оценка- 3 балла.

2. Н.Добролюбов.

Оценка- 1 балл.

3.М.Горький- Л.Н.Толстому.

Оценка- 2 балла.

4.Кольцевые рифмы- 1 стих рифмуется с четвертым, 2- с третьим. М.Лермонтов.

Оценка- 2 балла.

5.Особый вид организации стихотворной речи представляет собой строфа в «Евгении Онегине», так называемая «онегинская строфа». Она состоит из 14 строк. А связаны они рифмой так: 1-3, 2-4, 5-6, 7-8, 9-12, 10-11, 13-14.

6. О Симеоне Полоцком, основателе силлабического стихосложения.

Оценка- 2 балла.

7. Паузы припоминания. А.Грибоедов.«Горе от ума».

8. Оценивая качество интерпретаций, предлагаем руководствоваться следующими критериями:

-эмоциональные доминанты текста-2 балла

-темы и мотивы-2 балла

- жанровые особенности- 2 балла

-ритмические особенности-2 балла

-композиционные особенности-2 балла

-звукопись-2 балла

-хронотоп-2 балла

-контекст-2 балла

-поэтическая лексика-2 балла

-поэтический синтаксис-2 балла

-лирический герой стихотворения-2 балла

-оригинальность, самостоятельность-2 балла

-целостность и композиционная стройность письменного высказывания-2 балла.

(Всего 26 баллов).

Возможна оценка по критериям, предложенным в формате ЕГЭ- 2005.


Олимпиада по литературе.

Школьный тур. Ответы.

11 класс.

1. Палиндром (от греч. «двигающийся назад, возвращающийся»)-перевертень, слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо или справа налево.

Оценка-2 балла.

2.Т.-«твердо», Л.-«люди».

Оценка-2 балла.

3.Пайзонимы (греч. «шутить»+ «имя»)-псевдоним как средство создания комического эффекта.

1) Виссарион Белинский

2) Н.Добролюбов

3) М.Лермонтов.

Оценка-5 баллов.

4. И.Северянин.

Оценка-2 балла.

5. Акростих. Посвящение Валерию Брюсову.

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо,

Летит орел, прицелов жалких мимо,-

Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»

Разящий меч готов на грозный бой

И зов трубы звучит неутомимо.

Ютясь в тени, шипит непримиримо
Бессильный хор врагов,презрен тобой.

Ретивый конь взрывает прах копытом.

Юродствуй, раб, позоря Букефала!

Следи, казнясь, за подвигом открытым!

О лет царя, как яро прозвучала

В одах, веках труба немолчной славы!

У ног враги, безгласны и безглавы. (1906).

Оценка-4 балла.


6.

1.Окаянные дни.

И.Бунин

2.Несвоевременные мысли.

М.Горький

3.Солнце мертвых.

И.Шмелев

4.Дюжина ножей в спину революции.

А.Аверченко

Оценка- 8 баллов.

7. «Автор» повести «Ночь перед Рождеством»- «Пасичник Рудый Панько», а придумал его писатель Н.В.Гоголь. Подсказка спрятана в предисловии к сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки».



Оценка- 3 балла.