Охрана окружающей среды и энергосбережение - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест по географии на тему «Загрязнение и охрана окружающей среды. 1 32.87kb.
Задача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны... 1 96.25kb.
1. Основы законодательств по от 1 168.91kb.
Защита окружающей среды и прав животных одна из самых насущных проблем... 1 96.54kb.
Урока по физике и биологии «Тепловые двигатели и охрана окружающей... 1 245.99kb.
В работе определяется актуальность экологического проектирования... 4 1198.94kb.
Урок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис» 1 102.22kb.
Вопросы по Технологии возведения зданий и сооружений. Пгс 1 61.19kb.
Управление безопасностью в оу 1 51.42kb.
Состояние и проблемы окружающей среды ст 2 259.24kb.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2 651.73kb.
Количество и доставка ключевые вопросы для лица, ответственного за... 4 634.83kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Охрана окружающей среды и энергосбережение - страница №1/1



Учреждение образования

«Оршанский государственный профессионально-технический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

______З.М.Корженевская



ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»

Составитель Беленков Д.Г.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Протокол №______ от «___» ___________2011г.

Орша 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы………………………………………………………………5

2. Критерии оценки выполнения контрольной работы………………………6

3. Таблица распределения контрольных вопросов и заданий по вариантам…………………………………………………………………………...7

4. Содержание учебного материала по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»……………………………………………………….8

5.Задания к контрольной работе

5.1.Контрольные вопросы……………………………………………………….15

5.2.Контрольные задания……………………………………………………….16

6. Перечень рекомендуемой литературы………………………………………17

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение», разработанная и составленная на основе типовой учебной программы «Охрана окружающей среды» (учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования), утвержденной Министерством образования РБ 10.09.2009, предусматривает приобретение учащимися экологических знаний, необходимых им знаний в профессиональной деятельности и современной жизни, направлена на формирование у них сознательного отношения к рациональному использованию природных ресурсов и ответственности за охрану окружающей среды от всевозможного загрязнения.

Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении и знаний в области физики, химии, ботаники, зоологии, микробиологии, генетики, физиологии. Поэтому усвоение интегрированного курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение» способствует повышению уровня фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия, природно-ресурсного потенциала страны, способствовать созданию энергосберегающих технологий, предупреждать непроизвольные потери энергии, объяснять и обоснованно требовать срочного соблюдения технологической дисциплины, правильного использования тепловой и электрической энергии.

Задачи дисциплины – дать учащимся основные знания о биосфере и влиянии человеческой деятельности на ее качество, о комплексном и рациональном использовании природных ресурсов, об энергетике и энергосистемах, применяемых в современном мире альтернативных источниках энергии, о работе топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь; познакомить учащихся с вопросами охраны окружающей среды, с государственными мерами по эффективному использованию природных ресурсов и их охране, а также с нормативно-законодательной базой по энергосбережению и природопользованию.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать:


  • закономерности развития жизни на Земле и принципы устойчивости биосферы;

  • закономерности функционирования экологических систем, их структурно-функциональные особенности;

  • последствия антропогенного воздействия на природу, состояние и проблемы природной среды Беларуси;

  • место и роль человека в системе «человек – окружающая среда»;

  • опасные факторы природного и техногенного происхождения;

  • вопросы производства, распределения и потребления энергии, экономику энергетики, экологические аспекты энергосбережения;

  • связь энергосберегающей и природоохранной деятельности;

  • организацию, управление, контроль, учет природопользования, энергосбережения, а также эффективность энергосберегающих мероприятий;

  • правовые вопросы экологической безопасности;

уметь:

  • использовать нормативно-правовую базу в области охраны окружающей чреды и энергосбережения;

  • оценивать специфику экологических и энергосберегающих подходов к организации современного промышленного производства;

  • анализировать взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации, а также хозяйственно-экономические механизмы, определяющие степень антропогенного давления на природную среду;

  • пользоваться приемами по выявлению и внедрению новых энергоэффектифных технологий в различных отраслях народного хозяйства, а также нетрадиционных и экологически чистых энергоисточников;

  • пропагандировать идеи энергосбережения на всех уровнях управления производством и в различных слоях населения.



Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы.

1. Основным методом изучения материала является самостоятельная работа с литературой. При этом рекомендуется конспектировать наиболее значимые положения, подходы, утверждения и определения.

2. Выполнение контрольной работы необходимо начинать с ответов на теоретические вопросы, а затем приступать к выполнению заданий

3. Контрольная работа оформляется на листах формата А4 или в тетради, только синим или чёрным стержнем.

4. На титульном листе должны быть указаны название работы, название дисциплины, отделение, курс, группа, имя и фамилия учащегося, шифр.

Контрольная работа

по дисциплине «Охрана

окружающей среды и энергосбережение»

учащ(ей/его)ся заочной формы обучения

________курса группы №_________

___________Ф.И.О______________

специальность__________________

_______________________________

шифр _________________________

5. Текст работы должен начинаться с номера вопроса, его содержания. Ответы должны быть по возможности лаконичными, конкретными и не содержать излишней информации.

6. При выполнении контрольной работы следует обращать внимание на грамотность.

7. В конце работы необходимо указать используемую литературу.

8. При неверных или неполных ответах работа возвращается учащемуся на доработку. Доработку следует производить на чистых страницах той же работы.

9. Вопросы и задание контрольной работы выбирается учащимся на основании личного шифра (таблица ↓). Контрольная работа включает в себя ответы на два теоретических вопроса и выполнение одного контрольного задания.



Критерии оценки выполнения контрольной работы

Отметка «зачтено» выставляется при условии:

- работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на все теоретические вопросы даны полно, в соответствии с требованиями нормативных документов и конкретно рассматриваемой ситуацией;

- при выполнении работы используется законодательство об охране окружающей среды Республики Беларусь;

- задания соответствуют шифру учащегося, работа аккуратно оформлена, учтены методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

Работа может быть зачтена при условии устранения следующих недостатков:

- неточностей, допущенных при ответе на теоретические вопросы;

- описок, не искажающих сути ответа на теоретические вопросы;

- отсутствия списка используемой литературы или несоответствия его оформления стандартным требованиям.

Отметка «не зачтено» выставляется, если работа выполнена не в полном объеме или содержит следующие существенные ошибки:

- не раскрыто основное содержание вопросов и заданий;

- отдельные теоретические вопросы выполнены не в соответствии с шифром учащегося;

- ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебника без адаптации к вопросу задания;

- контрольная работа выполнена небрежно, неразборчивым почерком, имеются многочисленные исправления, помарки.



Контрольная работа, задания которой не соответствуют шифру, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата.

Таблица распределения контрольных вопросов и заданий по вариантам

Шифр

уч-ся

Номера контрольн. вопросов

Номер контрольн. задания

Шифр

уч-ся

Номера контрольн. вопросов

Номер контрольн. задания

13з-1

1, 43

1

14з-1

1, 22

10

13з-2

2, 44

2

14з-2

2, 23

9

13з-3

3, 45

3

14з-3

3, 24

8

13з-4

4, 46

4

14з-4

4, 25

7

13з-5

5, 47

5

14з-5

5, 26

6

13з-6

6, 48

6

14з-6

6, 27

5

13з-7

7, 49

7

14з-7

7, 28

4

13з-8

8, 50

8

14з-8

8, 29

3

13з-9

9, 22

9

14з-9

9, 30

2

13з-10

10, 23

10

14з-10

10, 31

1

13з-11

11, 24

1

14з-11

11, 32

10

13з-12

12, 25

2

14з-12

12, 33

9

13з-13

13, 26

3

14з-13

13, 34

8

13з-14

14, 27

4

14з-14

14, 35

7

13з-15

15, 28

5

14з-15

15, 36

4

13з-16

16, 29

6

14з-16

16, 37

5

13з-17

17, 30

7

14з-17

17, 38

6

13з-18

18, 31

8

14з-18

18, 39

3

13з-19

19, 32

9

14з-19

19, 40

2

13з-20

20, 33

10

14з-20

20, 41

1

13з-21

21, 34

1

14з-21

21, 42

9

13з- 22

2, 44

2

14з-22

2, 23

9

13з- 23

3, 45

3

14з-23

3, 24

8

Содержание учебного материала по дисциплине

« Охрана окружающей среды и энергосбережение»

  1. Вероятность экологического кризиса как одна из острейших проблем земной цивилизации на современном этапе ее развития.

Глобальный экологический кризис. Технократическая деятельность человека как основная причина экологического кризиса. Нарушение сбалансированности многих биосферных процессов на Земле.

  1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение».

Суть понятий «экология», «охрана окружающей среды», «энергосбережение». Предмет изучения экологии. Основные цели и задачи дисциплины.

  1. Биосфера, ее характеристика, область распространения.

Сущность понятия «биосфера». Характеристика, область распространения биосферы. Влияние человека на биосферу.

  1. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Круговорот веществ в биосфере как основа биосферы и её функций. Биогенные элементы. Круговорот воды, азота, углерода, фосфора. Закономерности движения энергии в биосфере.

  1. Определение понятий «экологическая система», «биогеоценоз». Экологическая ниша, популяция.

Сущность понятий «экологическая система», «биогеоценоз», «популяция». Экологическая ниша, занимаемая определённой популяцией. Признаки популяции.

  1. Циклические и поступательные изменения в экосистемах. Понятие о сукцессиях.

Сущность понятия «сукцессия». Первичная и вторичная сукцессия. Механизм и результаты первичной и вторичной сукцессий.

  1. Естественные и искусственные факторы, воздействующие на биосферу Земли.

Биотические (связанные с живым существом), абиотические (связанные с мёртвым веществом) и антропогенные (связанные с хозяйственной деятельностью человека) факторы воздействия на биосферу. Основные причины образования отходов производства. Влияние отходов производства на экосистемы, возможные последствия этого влияния.

  1. Природные ресурсы, их классификация. Природопользование.

Понятие «природные ресурсы». Исчерпаемые, возобновляемые, невозобновляемые ресурсы. Природно-ресурсный потенциал. Понятие «природопользование». Формы природопользования (общее, специальное, рациональное, нерациональное).

  1. Проблема обеспечения человечества природными ресурсами. Пути решения данной проблемы.

Рост населения. Необходимость роста мировой экономики. Использование вторсырья, альтернативных источников энергии, безотходных и малоотходных технологий.

  1. Природные ресурсы Республики Беларусь.

Топливно-энергетические, растительные и животные, водные, земельные, минеральные, климатические ресурсы. Обеспеченность Республики Беларусь природными ресурсами.

  1. Топливно-энергетические ресурсы Республики Беларусь.

Понятие «топливно-энергетические ресурсы». Виды топливно-энергетических ресурсов. Обеспеченность Республики Беларусь топливно-энергетическими ресурсами.

  1. Перспективы использования и охрана природных и энергетических ресурсов.

Меры по использованию природных (атмосферных, водных, земельных, минеральных, топливно-энергетических, растительных и животных, климатических) ресурсов в перспективе. Внедрение энергосберегающих технологий. Использование вторичных энергоресурсов. Необходимость эффективного использования и охраны природных ресурсов.

  1. Ресурсо- и энергосбережение как один из важнейших путей решения экологических проблем.

Экономическая и экологическая необходимость внедрения организационно-экономического механизма энергосбережения. Расширение возможностей использования вторичных энергоресурсов. Мало- и безотходные технологии.

  1. Альтернативные источники энергии, необходимость их использования.

Гелиоэнергетика. Ветровая энергия.

  1. Атмосфера как газовая среда, окружающая Землю.

Отличительные черты, особенности и характеристики атмосферных слоев. Защитная роль атмосферы.

  1. Естественное (природное) и антропогенное (техногенное) загрязнение атмосферы.

Виды загрязнения атмосферы (механическое, химическое, биологическое, физическое). Отличительные особенности местного, регионального глобального загрязнения атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы.

  1. Гидросфера как часть современной биосферы.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Водные ресурсы гидросферы. Водный баланс Земли. Водообмен между сушей и Мировым океаном. Жидкий сток. Твёрдый сток.

  1. Экологическое и хозяйственное значение водных ресурсов. Основные источники загрязнения гидросферы.

Вода – источник жизни. Перспективы использования водных ресурсов в экономике (сельское, лесное хозяйство, промышленность и энергетика). Основные источники загрязнения гидросферы (механическое, химическое, биологическое).

  1. Литосфера как верхняя часть земной коры. Социально-экономическое значение земельных ресурсов.

Сущность понятия «литосфера». Плодородие – важнейшее свойство почвы. Физические, химические, биологические свойства почвы. Земля – средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

  1. Основные причины и источники загрязнения почв. Возможные негативные последствия загрязнения литосферы.

Техногенное воздействие на почвы (сельское хозяйство, промышленность, транспорт). Неразумная мелиорация. Виды загрязнений почв (химическое, механическое, биологическое, радиоактивное). Эрозия почв. Истощение почв.

  1. Экологическое и социально-экономическое значение животного и растительного мира.

Растения и животные – основополагающий фактор функционирования биосферы. Красная и Зелёная книги. Лес как важнейший растительный ресурс, его эколого-экономическая роль.

  1. Минеральные ресурсы как основа индустриального развития общества и научно-технического прогресса.

Характеристика минеральных ресурсов Республики Беларусь. Месторождения металлов, строительного сырья, солей. Добыча полезных ископаемых и экологические проблемы.

  1. Горно-химическое сырьё, минерально-строительные материалы, области их использования.

Переработка горно-химического сырья и минерально-строительных материалов. Перспективы развития добычи и переработки горно-химического сырья и минерально-строительных материалов.

  1. Наиболее актуальные глобальные экологические проблемы.

Глобальное потепление. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Демографический кризис.

  1. Основные причины и возможные последствия изменения климата Земли.

Разрушение озонового слоя. Истощение природных ресурсов. Возможные последствия этих изменений.

  1. Демографический кризис как одна из глобальных проблем. Его причины.

Демографический кризис. Ускоренный рост населения Земли. Неравномерное распределение населения и разное развитие экономики.

  1. Наиболее актуальные экологические проблемы Беларуси.

Социально-экономические последствия антропогенного воздействия на экологию республики. Радиоактивное загрязнение. Неразумная мелиорация. Белорусского Полесья. Накопление отходов в Солигорском горнопромышленном районе и др. регионах страны.

  1. Основные принципы защиты окружающей среды от загрязнения на современном этапе и в перспективе.

Государственная собственность на все виды природных ресурсов. Охрана окружающей среды. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Привлечение к охране окружающей среды широких слоёв населения.

  1. Комплексное использование природных ресурсов.

Сущность понятия «комплексное использование природных ресурсов». Комплексная переработка сырья. Малоотходные и безотходные технологии. Системность, комплексность, цикличность, экологичность и рациональность – основные принципы организации безотходного производства.

  1. Энергия в природе, её виды и качество.

Сущность понятия «энергия». Разные виды энергии (механическая, тепловая, электрическая, химическая, магнитная, электромагнитная, ядерная (атомная), гравитационная). Качество энергии.

  1. Энергия, энергосбережение и энергетические ресурсы.

Энергетика – важнейшая отрасль экономики. Технология преобразования энергии на ТЭС. Перспективы развития атомной энергетики в Республике Беларусь. Энергосбережение, его актуальность. Первичные и вторичные энергетические ресурсы.

  1. Основные виды электростанций.

ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, ТЭЦ как основные виды электростанций. Электростанции в РБ. Строительство АЭС в Беларуси и развитие атомной энергетики.

  1. Получение, преобразование и транспортировка энергии.

Сравнение получения энергии на ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС. Транспортировка энергии (перевозка/перекачка первичных энергоресурсов, передача теплоты и электроэнергии). Мероприятия по снижению теплопотерь при транспортировке энергии.

  1. Экологические проблемы энергетики.

Химическое загрязнение окружающей среды. Газопылевые выбросы. Выбросы большого количества теплоты и влаги. Проблемы ГЭС. Преимущества и недостатки АЭС.

  1. Основные направления энергосбережения в промышленности.

Создание комплексов новых энергонасыщенных машин и механизмов с низким потреблением энергоресурсов. Разработка энергосберегающих и экологически чистых технологических процессов энергоёмких производств. Приборы учёта потребляемых энергоносителей. Автоматизированные системы управления.

  1. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Структура потерь тепловой энергии. Мероприятия по снижению теплопотерь (утепление и внедрение систем регулирования отпуска теплоты).

  1. Экономия электрической и тепловой энергии в быту.

Использование ламп с высоким КПД, полупроводникового освещения со светоизлучающими диодами. Экономичные электроприборы и их правильная эксплуатация. Новые подходы к приготовлению пищи. Использование эффективных материалов для утепления жилья. И т.д.

  1. Экологический мониторинг, его виды и значение.

Сущность понятия «мониторинг окружающей среды». Локальный мониторинг. Мониторинг земель (почв). Мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, растительного и животного мира. Мониторинг озонового слоя. Радиационный и геофизический мониторинги.

  1. Нормирование качества окружающей среды и расхода энергоресурсов.

Сущность понятия «качество окружающей среды». Нормирование качества атмосферного воздуха, качества воды водоёмов, акустического, вибрационного, электромагнитного воздействия. Нормирование, учёт и регулирование потребления энергоресурсов.

  1. Защита атмосферного воздуха.

Качество атмосферного воздуха. Основные принципы защиты атмосферного воздуха. Экологизация технологических процессов – наиболее радикальная мера защиты воздушного бассейна. Очистка (санитарная и промышленная), обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов. Газоочистная установка.

  1. Экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, аудит.

Понятие «экологическая экспертиза». Государственная и общественная экологическая экспертиза. Государственная экспертиза энергетической эффективности. Экологический риск и его оценка. Экологический аудит. Энергетический аудит.

  1. Защита водных объектов.

Важнейшие принципы защиты поверхностных вод. Зонирование территории водных объектов. Обработка сточных вод и шламов.

  1. Защита литосферы и обращение с отходами.

Основные источники антропогенного загрязнения. Деградация почв и мероприятия по защите почв от деградации. Отходы производства, потребления. Опасные отходы. Защита недр и почв.

  1. Защита растительного и животного мира.

Мероприятия по защите растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории. Последствия неразумного использования продуктов растительного и животного мира.

  1. Заповедники, заказники, национальны парки. Основные их отличия и задачи.

Цель создания заповедников, заказников, национальных парков (сохранение и разведение редких видов растений и животных; научные исследования; рекреационная и хозяйственная деятельность; экологическое просвещение и воспитание населения). Отличительные особенности заповедников, заказников и национальных парков, их задачи.

  1. Создание природоохранных территорий в Республике Беларусь.

Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.

  1. Основные принципы государственной политики в области окружающей среды и энергосбережения.

Государственная собственность на все виды природных ресурсов. Охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы. Законодательное обеспечение и финансирование природоохранной деятельности. Привлечение к делу охраны окружающей среды широких слоёв населения. Система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий. И др.

  1. Управление, надзор и контроль за охраной окружающей среды и энергосбережением.

Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Управление, надзор и контроль уполномоченных государственных органов.

  1. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды и энергосбережению.

Конституция РБ. Указы и декреты Президента РБ. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 года. Закон РБ «Об охране окружающей среды». Кодексы РБ о земле, о недрах, водный и лесной кодексы РБ.

  1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и энергосбережения.

Расширение сотрудничества с крупными международными организациями (Совет Европы, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк и др.). Сотрудничество с государствами, возможными инвесторами. Международные конвенции и протоколы. Энергоэффективная и энергосберегающая демонстрационная зона. Сотрудничество со странами СНГ, Европы.

Контрольные вопросы

  1. Вероятность экологического кризиса как одна из острейших проблем земной цивилизации на современном этапе ее развития.

  2. Предмет, цели и задачи дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение».

  3. Биосфера, ее характеристика, область распространения.

  4. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

  5. Определение понятий «экологическая система», «биогеоценоз». Экологическая ниша, популяция.

  6. Циклические и поступательные изменения в экосистемах. Понятие о сукцессиях.

  7. Естественные и искусственные факторы, воздействующие на биосферу Земли.

  8. Природные ресурсы, их классификация. Природопользование.

  9. Проблема обеспечения человечества природными ресурсами. Пути решения данной проблемы.

  10. Природные ресурсы Республики Беларусь.

  11. Топливно-энергетические ресурсы Республики Беларусь.

  12. Перспективы использования и охрана природных и энергетических ресурсов.

  13. Ресурсо- и энергосбережение как один из важнейших путей решения экологических проблем.

  14. Альтернативные источники энергии, необходимость их использования.

  15. Атмосфера как газовая среда, окружающая Землю.

  16. Естественное (природное) и антропогенное (техногенное) загрязнение атмосферы.

  17. Гидросфера как часть современной биосферы.

  18. Экологическое и хозяйственное значение водных ресурсов. Основные источники загрязнения гидросферы.

  19. Литосфера как верхняя часть земной коры. Социально-экономическое значение земельных ресурсов.

  20. Основные причины и источники загрязнения почв. Возможные негативные последствия загрязнения литосферы.

  21. Экологическое и социально-экономическое значение животного и растительного мира.

  22. Минеральные ресурсы как основа индустриального развития общества и научно-технического прогресса.

  23. Горно-химическое сырьё, минерально-строительные материалы, области их использования.

  24. Наиболее актуальные глобальные экологические проблемы.

  25. Основные причины и возможные последствия изменения климата Земли.

  26. Демографический кризис как одна из глобальных проблем. Его причины.

  27. Наиболее актуальные экологические проблемы Беларуси.

  28. Основные принципы защиты окружающей среды от загрязнения на современном этапе и в перспективе.

  29. Комплексное использование природных ресурсов.

  30. Энергия в природе, её виды и качество.

  31. Энергия, энергосбережение и энергетические ресурсы.

  32. Основные виды электростанций.

  33. Получение, преобразование и транспортировка энергии.

  34. Экологические проблемы энергетики.

  35. Основные направления энергосбережения в промышленности.

  36. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

  37. Экономия электрической и тепловой энергии в быту.

  38. Экологический мониторинг, его виды и значение.

  39. Нормирование качества окружающей среды и расхода энергоресурсов.

  40. Защита атмосферного воздуха.

  41. Экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, аудит.

  42. Защита водных объектов.

  43. Защита литосферы и обращение с отходами.

  44. Защита растительного и животного мира.

  45. Заповедники, заказники, национальны парки. Основные их отличия и задачи.

  46. Создание природоохранных территорий в Республике Беларусь.

  47. Основные принципы государственной политики в области окружающей среды и энергосбережения.

  48. Управление, надзор и контроль за охраной окружающей среды и энергосбережением.

  49. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране окружающей среды и энергосбережению.

  50. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и энергосбережения.



Контрольные задания

  1. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства». Объясните, в чём целесообразность данной статьи?

  2. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья (ст.46 и ст.45). Прокомментируйте, как эти права человека взаимосвязаны?

  3. Оцените влияние последствий аварии на ЧАЭС на экологию и экономику Республики Беларусь?

  4. В Республике Беларусь планируется построить свою АЭС. Есть противники и сторонники развития белорусской атомной энергетики. Раскройте, какие положительные и отрицательные черты имеет это мероприятие.

  5. С 1 ноября 2011 года расход воды на одного человека в Республике Беларусь сократился до 140 литров в сутки, но в среднем по нашей стране каждым человеком потребляется 145 литров. Посредством каких мер можно добиться сокращения расходования воды в быту?

  6. Как сократить расходы на коммунальные услуги и содействовать охране окружающей среды при использовании электроэнергии в быту?

  7. В быту часто существует проблема утечки тепловой энергии и как результат – возникает необходимость использования электронагревательных приборов. Какие меры по предотвращению потери тепловой энергии помогут отказаться от обогревателя?

  8. Во всём мире проводятся мероприятия по сбору вторсырья. В каких из них может принять участие каждый гражданин РБ и каковы положительные результаты данной деятельности?

  9. Очертите круг проблем, возникающих при использовании (часто неумеренным) автотранспорта. Существуют ли альтернативные решения данным проблемам?

  10. В нашей стране периодически вводятся ограничения на охоту, рыбалку, сбор отдельных видов грибов и ягод. Прокомментируйте, оправдано ли такое лимитирование вышеперечисленных видов организации свободного времени?

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Богданова И.Н. Энергетика Беларуси на современном этапе / И.Н. Богданова. – М.: Веды, 2006.

  2. Деградация земель Беларуси: Состояние проблемы и основные направления ее решения/ Сост. В.М.Яцухно. – Мн.: УП “ОРЕХ”, 2004.

  3. Донская С.А. Основы экологии и экономика природопользования. Практикум. – Мн.: МИТСО, 2006.

  4. Донская С.А. Основы энергосбережения: учеб. пособие / С.А. Донская. – Мн.: МИТСО, 2009

  5. Самойлов М.В. Основы энергосбережения: учеб. пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2004.

  6. Свидерская О.В. Основы энергосбережения: курс лекций / О. В. Свидерская. – 3-е изд.. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004.

  7. Чарнушэвіч Р.А. Радыяцыйная бяспека/ Р. А. Чарнушэвіч.– Мн., 2002.

  8. Челноков А.А. Охрана окружающей среды и энергосбережение: учеб. пособие/ А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко. – Мн.: РИПО, 2009.

  9. Челноков А.А. Основы промышленной экологии/ А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко. – Мн.: РИПО, 2001.

  10. Шимова О.С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью: учеб. пособие/О.С. Шимова, А.М. Кабушко – Мн.: Юнипак, 2005.