Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебного планом 1998 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 1 104.51kb.
Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. N 267 "Казахстанская... 1 239.45kb.
Признания самоценности дошкольного детства как важнейшего периода... 1 47.79kb.
Методические указания по написанию курсовых работ Кафедра Бухгалтерского... 1 64.42kb.
Председатель Совета директоров Бржезинский Г. В. Правила ведения... 1 319.59kb.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным... 2 512.75kb.
Августа 2011 г. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной... 2 571.27kb.
Журнал «Главбух» №24декабрь 1998 года 1 39.22kb.
Психолого-методический центр г 1 173.69kb.
Учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира» 1 119.5kb.
Основное культурологическое понятие учебного курса «российская религиозно-культурная... 1 112.81kb.
Литература кино радио музыка изобразительные искусства 21 789.8kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебного планом 1998 г - страница №1/6

МОУ «Краснонивинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

ШМО гуманитарно-эстетического цикла

Протокол № ____

Руководитель ШМО:

____________О.В.Бекешева

«__» __________ 2012 г




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________И.В.Маругина
«___» __________ 2012 г


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Колюбакинская СОШ»

__________Т.А.Щербакова

«__» ______ 2012г





Рабочая программа

Литература

6,7,9 классы
Автор-составитель:

Туманова Наталия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории


2013 год



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,

  2. Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебного планом 1998 г.,

а также на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2010.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания об­разования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государ­ственных стандартов.

Также программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерыв­ного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).

Цель литературного образования в основной школе:

воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.



Задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских пережи­ваний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искус­ства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писа­телях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литера­турных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для тек­стуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются много­планово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Если произведение не входит в «Обяза­тельный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с тек­стом (текстуальное изучение или обзорное).

Программа предусматривает и организацию самостоятель­ного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8 -го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произве­дения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объе­ма чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специаль­ные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учеб­ные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входя­щих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читатель­ского кругозора учащихся.



Структура программы.

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы:

1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы.

Этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстни­ках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.

Основные учебные цели:

1) формирование личностного отноше­ния к прочитанному;

2) осмысление литературы как словесного вида искус­ства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся дан­ной возрастной группы.

7-8-й классы - период формирования читательской культуры уча­щихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литера­туры и форм его отображения, воздействует на развитие личности, спо­собствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.

Основные учебные цели:

1) разви­тие умения интерпретировать художественный текст на основе личност­ного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.



9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

Основные учебные цели:

1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художе­ственной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубеж­ных писателей, что дает возможность показать место русской литерату­ры в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерно­сти развития литературного процесса. В учебные хрестоматии 5-8-го кл. введены «сквоз­ные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебных хрестоматий с 5-8 классы отражают содержательную доминан­ту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьни­ков определенного возраста:



5-й класс - «Шаг за горизонт»; б-ой класс - «Год после детства»; 7 –ой класс - «Путь к станции «Я»; 8-ой класс - «Дом без стен».

9-ый класс – «История твоей литературы»

В ходе изучения литературы выделяются ба­зовые теоретико-литературные понятия:



Класс

Базовые понятия


Структурообразующий принцип

5

6

7



8

9


жанр

роды и жанры

характер - герой

литературный герой­ образ - литературный процесс

эпоха - писатель­-произведение - чита­тeль


жанрово-тематический

тематический, жанрово-родовой

жанрово-родовой, тема­тический

проблемно-тематический

хронологический


Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозна­чено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Ли­ния речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Об­разовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литерату­ры).



В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих УМЕНИЙ:

- читать и понимать художественные произведения с учетом их спе­цифики; - выразительно читать изученные произведения, в том числе выучен­ные наизусть; - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое; - выявлять авторское отношение к изображенному;

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; - давать интерпретацию изученного произведения на основе личностн­ого восприятия; - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; - определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру; - выделять изобразительно-выразительные средства языка и опреде­лять их роль в художественном тексте; - работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации; - понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8-9-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой(9-й кл.); - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочине­ния разных жанров.



Требования к уровню обученнности учащихся 9 классов :

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

 изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

 определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

 давать характеристику героев;

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся 5-9 классов.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

–владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор
и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Преподавание ведется по учебникам:



  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после детства».Учебник по литературе для 5-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после детства».Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Путь к станции Я».Учебник по литературе для 7-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Дом без стен».Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «История твоей литературы».Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010

Литература для учителя



  • Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 5кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006

  • Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 6кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008

  • Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 7кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008

  • Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 8кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2008


5 класс. Учебно-тематический план.



Раздел

часы

Контр. раб.

1.

Введение.

1




2.

Часть 1 «От чего захватывает дух».

39




3.

Раздел 1. «Жизнь по законам чести».

7

С – 2 (1 – домаш)

4.

Раздел 2. «Шифры и клады».

7

С - 1

5.

Раздел 3. «Экстремальные ситуации».

6

С - 1

6.

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми».

8

С - 1

7.

Раздел 5 «Правда истории и вымысел»

6

С – 1 (домаш)

8.

Раздел 6. «Романтика неизведанного».

3




9.

Часть 2. «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

15




10.

Раздел 1. «Мир «затерянный» в нас»

2




11.

Раздел 2. «Научная и ненаучная фантастика»

7

С – 1 (домаш)

12.

Раздел 3. «Сказки или фантастика?»

6

С – 1

13.

Часть 3. «В лабиринте событий»

4

С – 1 (домаш)

14.

Часть 4. «Я и другие».

8

С - 1

15.

Часть 5. «Мы не можем без них или они без нас?»

4

С – 1 (домаш)

16.

Итого

70

С – 11 (из них 5 – домашние)

Техника чтения в 5 классе:

Менее 70 слов – «2»

70-90 слов – «3»

90-110 – «4»

более 110 слов – «5»

Содержание тем учебного курса.

5-й класс (70 часа)

Введение (1 ч)

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. От чего захватывает дух (38 часов)
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч).

Раздел 1. Жизнь по законам чести (7 ч).

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады (7ч).

«Законы» приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч).

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч).

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

Для текстуального изучения.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч).

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч).

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами ( 15 часов)
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч).

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (7 ч).

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы.

Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика (6 ч).

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Часть III. В лабиринте событий (4 ч)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.

Часть IV. Я и другие (8 ч)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (4 ч)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.


Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.

3) Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение - подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.




Разделы, тема урока

Часы


Использования ИКТ и основные теоретико-литературные понятия

Знания, умения, навыки

дата

1.

Введение.

Литература как искусство слова. Литература как вид искусства.




1










2.

Часть 1. «От чего захватывает дух»

Н.С.Гумилёв Стихотворение из цикла «Капитаны» Воздействие худ. произведения на эмоции и воображение читателя.





1

Наизусть отрывок







3.

Раздел 1 «Жизнь по законам чести»

7













А. Дюма «Три мушкетёра» Дюма и его роман. Герои бессмертной книги.


1













«Законы чести» в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы кардинала»


1













Эссе как жанр литературно-критической статьи. Н.Долинина «Дар дружбы»


1

Понятие «эссе»










Сочинение-эссе по роману А.Дюма «Три мушкетёра» (домашнее)















Ж.Верн «Дети капитана Гранта» Ж.Верн – удивительный писатель. Мужественные и честные сердца.


1













Самоотверженность и мужество героев произведения Ж.Верна.


1













Сочинение по разделу 1 «Жизнь по законам чести»


2






















По разделу 1 знать:

- понятие трилогии;

- определение литературно - критической статьи;

- отличительные особенности эссе;

- краткие биографические сведения.



Уметь:

-анализировать критическую статью и художественное произведение;

- писать сочинение в жанре эссе;

- ставить вопросы по ходу чтения произведения;



- выразительно читать стихотворения.





4.

Раздел 2 «Шифры и клады»

7













Что такое шифр и что такое клад? Э.По «Золотой жук»


1













К.Паустовский «Эдгар По» Понятие литературного портрета.


1

Понятие «литературный портрет»










Тайна золотого жука (анализ рассказа «Золотой жук»)


1













Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» Неизведанные острова. Полный опасностей путь. Особенности развития действия в приключенческом романе.



1













Цена честного слова. «Люди Флинта песенку поют» Многообразие человеческих характеров.


1













А.Рыбаков «Кортик» Тайны повести. Динамика развития событий в приключенческом произведении.



1

Особенности приключенческой литературы










Сочинение по разделу «Шифры и клады» Сочинение-размышление о литературном герое.



1





















По разделу 2 знать:

- понятие литературного портрета;

- композицию рассказа;

- особенности приключенческой литературы.

Уметь:

- анализировать фрагменты произведений по вопросам учителя;

- описывать героя, давать ему характеристику;

- высказывать своё мнение, размышлять в письменной и устной форме.





5.

Раздел 3. «Экстремальные ситуации»

6













Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.



1













Д.Лондон «Любовь к жизни» Экстремальные ситуации в жизни писателя.


1













Человек в единоборстве с судьбой.

1













Б.Житков «Механик Солерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах.


1













Ответственность человека за свои поступки. Жанр рассказа.


1

Жанр рассказа, композиция рассказа










Сочинение по разделу 3 «Экстремальные ситуации.


1





















По разделу 3 знать:

-понятие экстремальной ситуации;

- особенности построения рассказа.



Уметь:

-высказывать своё первое впечатление по поводу прочитанного;

-находить в рассказе вступление, развитие действия, кульминацию, развязку.






6.

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми».

8













Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в худ. литературе.



1













М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Большие события и маленькие герои в литературе.



1













Приключение – игра, приключение – жизнь.

1













В.Катаев «Белеет парус одинокий» Взросление героев. Путь от приключения к суровой жизни.


1













Море Пети и море Гаврика.

1













М.Ю.Лермонтов «Парус» Мотив свободы в стихотворении Лермонтова и в повести Катаева.


1

Стихотворение Лермонтова наизусть










Сочинение по разделу 4 «Как мы становимся взрослыми» Сравнительная характеристика двух героев.

2
























По разделу 4 знать:

- особенности свободолюбивой лирики;

- краткую биографию Лермонтова и Катаева.



Уметь:

- делать сравнительную характеристику двух героев по плану;

- выразительно читать наизусть стихотворение;

- интонационно выделять нужные строки.






7.

Раздел 5 «Правда истории и вымысел»

6













Историческая правда и авторский вымысел в литературе.


1

Авторский вымысел










А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Легенда и её интерпретация.


1













М.Лермонтов «Бородино» Переложение исторического факта.


1













Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена

1













В.А.Каверин «Два капитана» Капитан Татаринов и Саня Григорьев.


1













Лётчик Григорьев и штурман Климов. Как была найдена экспедиция.


1





















По разделу 5 знать:

- определение литературного вымысла;

- особенности романа, как жанра;

- содержание отрывка из романа ( детство и юность Сани Григорьева).



Уметь:

- сочинять свою вымышленную историю.







Сочинение (домашнее) по разделу 5 «Правда истории и вымысел»













8

Раздел 6 «Романтика неизведанного»

3













А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф»


1

Стихотворение наизусть (на выбор)










В.Маяковский «А вы могли бы?», Самойлов «Я в жизни ни разу не был в таверне»


1













Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

1





















По разделу 6 знать:

- определение рифмы, ритма и размера стиха;

- краткую биографию поэтов.



Уметь:

- определять размер стиха ( ямб, хорей);

- находить выразительно-изобразительные средства;

- выразительно читать стихотворение.






9.

Часть 2 «Что можно увидеть с закрытыми глазами».

15










10

Раздел 1. «Мир, «затерянный» в нас»

2













Наука и фантазия в литературе. А.Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.



1













Наука и полёт фантазии (анализ 12 главы из романа «Затерянный мир»)


1

фантастика







11.

Раздел 2 «Научная и ненаучная фантастика»


7













Фантастика как средство выражение авторского замысла. Фантастические миры в литературе.



1

Особенности фантастической литературы










А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля» Ответственность учёных перед человечеством.


1













Нравственные проблемы в фантастической литературе. Мари Лоран и голова профессора Доуэля.



1

Нравственные проблемы










Реальное и фантастическое в произведении. Профессор Доуэль и профессор Керн.


1













Р.Бредбери «И грянул гром» Последствия поступков человека для будущего.


1













Каждый из нас в ответе перед будущим (анализ рассказа «И грянул гром»)


1













Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.



1

Понятие «художественная деталь»









Сочинение по разделу 2 «Научная и ненаучная фантастика» (домашнее)

литературы;



























По разделам 1 и 2 знать:

- определение научной и ненаучной фантастики;

- определение художественной детали и её роль в произведении.



Уметь:

- находить в тексте особенности фантастической;

- писать сочинение на литературную тему;

- составлять план к сочинению.





12.

Раздел 3. «Сказка или фантастика?»

6













Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке.



1

Волшебная сказка










А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Явная и неявная фантастика.


1













А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» Сказка или фантастика? Мир чудес в поэме.


1













Поэма как литературный жанр. Сказочное в поэме «Руслан и Людмила».


1

поэма










Отличие от волшебной сказки. Связь литературы с фольклором.


1













Сочинение по части 2 «Что можно увидеть с закрытыми глазами».

1






















По разделу 3 знать:

- жанры фольклора;

- особенности литературной сказки;

- краткие биографические сведения

( А..Пушкин);

- особенности поэмы как литературного жанра.

Уметь:

- находить сказочные и фантастические элементы;

- находить фольклорные традиции в тексте.






13.

Часть 3 «В лабиринте событий»

4













Истоки детективной литературы. Жанровое многообразие детектива.


1













Э.По «Убийство на улице Морг» как классический детектив.


1













К.Дойл «Горбун». Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс. Герой и второй герой в детективе.

1













А.Кристи «Свидетель обвинения» Особенности сюжета и композиции в детективе.


1













Сочинение детективной истории (домашнее)













14.

Часть 4 «Я и другие»

8













Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. В.Короленко «В дурном обществе» Судьбы героев повести.



1













Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.


1

Пейзаж, сказка-быль










Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Чего не выдумаешь в детстве! (анализ глав повести Л. Кассиля)


1













Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика ШКИД» (анализ глав повести). Выдуманная страна детства.



1













Рассказы о детях. Тема одиночества в рассказе В.Распутина «Мама куда-то ушла»



1













Стихотворения о детях. Д. Самойлов, Заболоцкий и др.


1

Стихотворение наизусть (на выбор)










Сочинение по части 4 «Я и другие»

2










15.

Часть 5 «Мы не можем без них или они без нас?»

4














Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе. Собачий мир в рассказе «Каштанка» А.П.Чехова.

1













А.И.Куприн «Ю-ю» и С. Томпсон «Чинк»

1













Ф.Зальтен «Бемби. Лесная Сказка» Мир леса. Трагедия лесных жителей.


1













Стихотворения поэтов о животных. С.Есенин «Песнь о собаке» и др. Читательская интерпретация поэтических произведений.



1













Сочинение (итоговое, домашнее)

























По разделу 3 – 5 знать:

- содержание рассказов и отдельных глав, данных в учебнике;

- стихотворения поэтов о животных;

- краткую биографию писателей.



Уметь:

- анализировать небольшие по объёму произведения;

- определять тему рассказа;

- определять роль пейзажа в рассказе.









1.Содержание программы в 6 классе (70 часов)

Введение (1 ч).

Художественная литература как одна из форм освоения мира Роль худ. литературы в жизни человека.


Раздел 1. Пролетая над снами… (18 ч).
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе. Н.В.Гоголь «Вий», Быт и нравы Малороссии.

А.С. Пушкин «Бесы», «Утопленник». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе. П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Раздел 2. Сказки для взрослых (14 ч).
«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Н.П.Вагнер «Папа – пряник» (из цикла «Сказки кота Мурлыки»)
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.
Теория литературы.
Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Раздел 3. «То времена, то деяния…» (11 ч).
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).
Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.


Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссея»



Теория литературы.
Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Раздел 4. Открывая мир вокруг (15 ч).
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел») «Дубровский»

И.С. Тургенев «Муму»», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения. Поэты о войне.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О’Генри «Последний лист». Герои О.’Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы.
Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Раздел 5. Смеясь сквозь слезы… (9 ч).
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы.
Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.


Для текстуального и обзорного изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы.
Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Мир твоей литературы.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение–размышление о книге.
3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).
Развитие речи – 6 ч.

2.Учебно-тематический план.



Раздел

часы

Развитие речи

1

Введение

1




2

Раздел 1 «Пролетая над снами…»

18

С-2 Творч. раб-1

3

Раздел 2 « Сказки для взрослых»

14

С-1 Творч. раб-2

4

Раздел 3 «То времена, то деяния…»

11

С-1 Творч. раб-1

5

Раздел 4 «Открывая мир вокруг»

15

С-1 Творч. раб - 3

6

Раздел 5 «Смеясь сквозь слёзы…»

9

С-1 (дом) Творч.раб-1

7

Резерв

2







Итого:

70

С-6, творч. раб-8



Поурочное планирование уроков литературы в 6 классе.

( 70 часов)



Тема урока

Основные понятия и литературоведческие термины

Знания, умения, навыки

Д/з

дата

1

Введение. Художественная литература как одна из форм освоения мира Роль худ. литературы в жизни человека. «Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!»

отрочество

Знать:

-определение «Художественная литература;

- значение общеславянского слова «отрок».


Ответить на вопр.

стр. 4





Книга 1. Раздел 1 «Пролетая над снами…» ( 18 часов)

2

3
4


5


6


7

8-9

10

11


12


13


14

15

16

17

18


19

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Место мистики в мире худ. литературы.

Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Баллада «Лесной царь» (перевод баллады И.В.Гёте) Эпическое начало в балладе.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В.Гоголя


Мистическое и фольклорное начало в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Н.В.Гоголя Повесть «Вий». Герои мистической литературы». Мистика как способ отражения действительности.
Смешное и страшное в повести Гоголя «Вий». Что сгубило Хому Брута?
Сочинение – миниатюра «И снится мне…» №1

Стр. 47


А.С.Пушкин Жизнь и творчество (обзор).

«Утопленник» и «Бесы». Мистическое и лирическое в стихотворениях.

А.П.Чехов «Страшная ночь». Шуточки писателя Чехова. Истоки мистического в литературе.
Понятие пародии. «Говорящие» имена и фамилии в произведении. Художественные приёмы Чехова.
А.С. Пушкина Из цикла «Песни западных славян» (вольный перевод стихотворений Проспера Мериме)
П.Мериме «Венера Ильская». Понятие новеллы.

Анализ новеллы П. Мериме «Венера Ильская». Мистический элемент сюжета.


М.Метерлинк – лауреат Нобелевской премии. Пьеса «Синяя Птица». «В каждом предмете есть своя душа»

В поисках Синей Птицы. (анализ действия 2,3,4)


Блаженства и радости в жизни каждого из нас. Где же наша Синяя Птица? ( анализ 5 и 6 действия).
Творческая работа. Составить диалог или монолог героев пьесы «Синяя Птица» стр. 132
Сочинение по произведению М.Метерлинка «Синяя Птица» №2



Баллада

Мистика, мистификация

Биография писателя
Эпическое начало

Художественный перевод (подстрочный)

Основные этапы биографии Гоголя

Худ. приём сна


Биогр. Пушкина, мистика в лирике,

Связь фольклора со стих. Пушкина
Биогр. Чехова

пародия


вольный перевод

новелла, связь новеллы с др/ греч и др/ римс. мифологией


эпиграф

биография Метерлинка


феерия
Монолог

диалог


Знать:

- основные этапы биографий изучаемых писателей;

- определения «мистика», «баллада», «эпическое начало», «вольный перевод», «пародия»;

- особенности жанра баллада, пародия;


- отличие баллады от сказки;

- способы изображения человека в эпическом и драматическом произведении.

Уметь:

- анализировать текст сказки с нравственной стороны;



- находить отличия сказки от баллады;

- выявлять черты фольклора и образы УНТ в произведениях;

- определять смысловую нагрузку эпиграфа;

- составлять цитатный план на заданную тему;

- составлять простой план к сочинению по определённой теме;

- писать сочинение на заданную тему.



Выразительное чтение отрывка из баллады

Чит. стр. 10, наизусть «Лесной царь»


Найти описание быта и обрядов Малороссии

Анализ ключевых сцен (ночь1,2,3), подг. к сочинению

Наизусть отрывок из стихотворения.

Дочитать рассказ




Наизусть одно из стихотворений

Знать понятие новеллы, дочитать до конца

Чит. стр. 76-77.

ИЗ: биогр. Метерлинка


Чит. действие 2,3,4,

стр. 90-107

читать пьесу до конца
нарисовать иллюстрации или обложку

отв. на вопр. стр. 132




дописать сочинение






Раздел 2. Сказки для взрослых ( 14 часов)

20

21

22


23

24


25


26

27

28

29


30


31

32


33

Раздел 2. Сказки для взрослых.

Вечные темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. В.Гауф. Анализ сказок, прочитанных дома.


Построение сказки Гауфа «Маленький Мук». Сказка для детей и её «недетские вопросы»
Творческая работа. Написать монолог от лица рассказчика – мальчика «За что мы уважали Маленького Мука?»
Н. Д. Телешов « Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Преступление принцессы Изольды.

Нравственный урок сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля»

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Кто же такой крёстный Дроссельмейер? Двоемирие в сказке Гофмана.


Добрая Мари и отважный Щелкунчик.

( ИКТ: балет Чайковского «Щелкунчик»
Творческая работа «Описание внешности одного из героев сказки (портрет)» стр. 186
Г.Х Андерсен. Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.
Г.Х. Андерсен «Русалочка» Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

А.Н.Толстой «Русалка» Размышления о разрушительной силе любви. М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись стихотворения.


В.В.Вересаев «Состязание» Размышления о человеческой красоте. Великая сила искусства.
Сочинение по разделу 2 ( темы в учебнике на стр. 217) №3

Основ. Этапы биографии Гауфа

Кольцевая композиция

Литературная сказка
Нравственные проблемы в сказке, биография Телешова
Пейзаж

эпитет


Основные этапы биогр. Гофмана

Двоемирие

Нравственные ценности

Худ. достоинства,

Ритм, звукопись


Знать:

- понятия «кольцевая композиция», «художественная деталь»,;

- роды литературы;

- отличие народной сказки от литературной сказки;

- понятия «комедия дель-арте», трагикомедия.

Уметь:


- видеть в произведении особенности сказки;

- определять ритм и звукопись в стихотворении;

- выразительно читать сказку;

- составлять вопросы по произведению;

- выделять нравственные ценности в сказках;

- сопоставлять разные виды искусства (балет, скульптура и т.д.)



Читать «Маленький Мук»

Иллюстрация к сказкам Гауфа

Чит «Белая цапля»

Составить вопросы по сказке

Чит. стр. 157-167 (до гл «Сказка о твёрдом орехе»)

Читать «Сказку о твёрдом орехе» стр. 167-176


Дочитать до конца

Ответить на вопросы стр. 186


Чит. сказки Андерсена

( на выбор)

Читать сказку «Руслочка» Андерсена
Чит. «Русалка Толстого А.Н. и стих . Лермонтова «Русалка»
Читать сказку Вересаева «Состязание»

Вопросы по разделу 2 стр. 216


Дописать сочинение





Книга 2. Раздел 3. «То времена, то деяния…» ( 11 часов)

34


35

36


37

38

39

40
41


42

43

44


Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора.

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Анализ былины. ИКТ «Изображение былинных героев в живописи.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Герои и язык русского былинного эпоса.
Эпос народов мира. Башкирский народный эпос «Урал-батыр». Герои эпоса.
Сасрыква и Манас ( эпос народов Кавказа и киргизский эпос). Воплощение в героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Олонхо и Калевала ( якутский и карело-финский народный эпос)
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Из древнего эпоса североамериканских индейцев.

Легенды и мифы Древней Греции. Миф и сказка.

Мифы о Геракле. Сюжеты древнегреческой мифологии в других видах искусства.

ИКТ: Древняя Греция в балете, изобразительном искусстве, скульптуре.
Гомер “Одиссея” как “поэма странствий”. Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса. «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа»
Сочинение по разделу 3 «То времена, то деяния…» ( темы на стр. 66, книга 2.)


Былина, сказка, фольклор особенности былины
Композиция былины

Язык былин

гипербола

Народный эпос

Гипербола

сюжет
Миф, легенда


Гипербола



Знать:

- особенности русской былины;

- композиционное построение былин;

- отличительные особенности эпоса разных народов мира;

- отличие сказки от былины.

Уметь:


- анализировать и выразительно читать былину;

- определять роль приёма противопоставления в произведении;

- находить в произведении гиперболу.


Чит «Вольга и Микула Селянинович»
Читать «Илья Муромец и Соловей Разбойник», найти особ-ти былины
Творческая работа сочинить былину

стр. 20
Чит. из эпоса народов Кавказа и «Манаса»
Читать якутский эпос «Калевала»

Чит. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»


Наизусть отрывок из «Песни о Гайавате», читать «Песнь о Роланде»

Читать «12 подвигов Геракла»

Иллюстрации к подвигам Геракла

Дочитать, вопросы

стр. 65-66

дописать сочинение







Раздел 4 «Открывая мир вокруг…» ( 15 часов).

45


46


47


48


49

50
51

52


53

54


55


56

57

58

59

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многообразие реального и художественного миров.
Творческая работа. Мини-сочинение. Стр. 72.

И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России.


Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
И.С.Тургенев «Записки охотника» : «Бирюк». Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

Поэты о войне. М.Ю. Лермонтов «Сон», К.Симонов «Жди меня», Б. Окуджава «До свидания, мальчики…» и другие.

А.Грин «Четырнадцать футов». Идея рассказа. Изображение человека в рассказе. Наше тайное «Я».
О´ Генри «Последний лист». Размышления о назначении человека и искусства вообще.
А.С.Пушкин. «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Смысл названия.
А.С. Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт.
Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести.
Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.
Творческая работа «Составление портрета героини» или «Составление герба Троекуровых и Дубровских» стр. 185

Сочинение по разделу 4. «Открывая мир вокруг…» ( темы на стр. 186, книга 2)


Новелла

Художественная деталь


Биография Тургенева

Внутренний монолог


Психологическая деталь, портрет

Историч. справка о Крымской войне, вероломство, агрессия, сила духа, гуманизм
Лирический герой, художественная деталь, лиризм, драматизм
Идея произведения

Композиция повести

Эпиграф, идейное содержание

Композиция

портрет

Авторский вымысел




Знать:

- биографии писателей;

- особенности рассказа, новеллы, повести как эпических жанров;

- композиционное построение повестей А.С. Пушкина.

Уметь:

- анализировать рассказ по плану;



- сопоставлять исторические данные с художественным описанием событий в рассказе;

- выразительно читать и анализировать содержание стихотворений, а также находить изобразительно-выразительные средства в стихотворении;

- отличать автора от лирического героя.


Биография Тургенева

Чит. рассказ Тургенева «Муму»



Творческая работа стр. 93

Чит «Бирюк» стр. 94




Творческая работа «Творческий пересказ» стр. 100

Вопросы стр. 106


Наизусть стихотворение о войне (на выбор)
Читать О´ Генри «Последний лист»

ДЗ: Биогр. Пушкина. Читать «Выстрел»

Читать «Дубровский» том 1 до главы 5

Читать стр. 146-156

(до тома2)
Читать том 2 до главы 14 стр. 174

Читать до конца , ответить на вопросы.


Обдумать темы сочинения стр. 184

Дописать сочинение







Раздел 5. «Смеясь сквозь слёзы» ( 9 часов)

60


61

62

63


64

65

66

67
68


69-70

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Басни Эзопа. Авторский взгляд на мир и его изображение в художественной литературе.
И.С.Крылов Басни. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения.
Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов. Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.
Н.А.Теффи . Юмористическме рассказы. «Митенька» и «Переоценка ценностей»
Жанры комического. Эпиграмма и эпитафия. Житейские мудрости в эпиграммах Р. Бёрнса.
Что такое фельетон? И.Ильф и Е.Петров «Любители футбола»
Джером К Джером «Трое в лодке, не считая собаки» Анализ рассказа.
Домашнее сочинение по разделу 5 «Смеясь сквозь слёзы» ( темы на стр. 228, книга 2)
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. «Стихи из заветной тетради»

Резервные уроки



Басня, её особенности, эзопов язык, иносказание

Аллегория, нравоучение

Сатира, юмор

Речь героев, портрет, детали описания

Речевая характеристика
Эпиграмма, эпитафия

Фельетон


Ирония, самоирония

Ритм, рифма, антология



Знать:

- понятие бани, её отличительные особенности;

- понятие аллегории, эзопова языка;

- Имена известных баснописцев;

- жанры комического;

- отличительные особенности фельетона.


Уметь:


- находить отличительные особенности речи, внешнего облика, поведения героев;

- отличать эпиграмму от эпитафии;

- определять ритм, рифму, размер стиха (ямб, хорей)


Читать басни "Свинья под Дубом", "Волк на псарне"
Наизусть басню Крылова
Читать рассказы Чехова


Творческая работа стр. 211

Вопросы стр. 216

Читать фельетон «Любители футбола»

Читать Джером К. Джером «Трое в лодке…»

Ответить на вопросы по разделу 5, стр. 487
Список литературы на лето










Содержание программы в 7 классе (70 часов)

Введение.
Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Человек как предмет изображения в литературе
А.И.Герцен. Слово о писателе. «Былое и думы». Роль отрочества в становлении личности автора.

«Былое и думы» как образец мемуарной литературы.



следующая страница >>