Обучение и развитие через компетентностный подход в курсе географии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Компетентностный подход в образовании» 1 125.05kb.
"Добрым людям на загляденье". (Изучение народных промыслов в курсе... 1 162.6kb.
Уроках географии» Учитель географии Евдакова Л. Г. 2012 год Тема... 2 207.59kb.
Компетентностный подход как методологическая основа конструирования... 4 1030.22kb.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через... 1 110.44kb.
Инновационное обучение в школе системно-деятельностный подход 1 76.85kb.
Главная цель проведения олимпиады 1 132.05kb.
Повышение интереса старших школьников к изучению географии 1 208.29kb.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной... 1 360.61kb.
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население... 1 68.51kb.
Примерный перечень экзаменационных вопросов гак (пед модуль) 1 52.38kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Обучение и развитие через компетентностный подход в курсе географии - страница №1/1

Обучение и развитие через компетентностный подход в курсе географии


Е.В. Назарова

Учитель географии
В последние годы значительно изменились подходы к преподаванию географии позволяющие дать целостное представление о своей Родине, мире в целом на основе раскрытия взаимодействия основных компонентов «природа – население – хозяйство». Изучение географии сегодня реализуется на основе нескольких моделей. Каждая модель имеет концептуальное и методическое обеспечение.


Процесс

обучения








  • формирование знаний является важным условием умственного развития;

  • формирование географических понятий;

  • формирование представлений о конкретных географических объектах, явлениях, территориях;

  • формирование и развитие приёмов работы учащихся с географическими картами;

  • а
    ктивизация учебной деятельности учащихся;


Процесс развития

Процесс обучения учащихся географии можно рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно – научных знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьников, т. е. чтобы обучение при этом являлось развивающим. Рассматривая проблему развития учащихся в учебном процессе, можно выделить ведущую роль обучения во взаимодействии обучения и развития учащихся. В результате, формирование знаний является важнейшим условием умственного развития.



Е.Н.Кабанова – Меллер: умственное развитие – широкий и активный перенос приёмов умственных действий, сформированных на одном объекте изучения, на другой объект, а условием, способствующим умственному развитию учащихся, - их специальное обучение системе приёмов умственной деятельности.

В процессе обучения происходит не только механическое накопление знаний, перестраивается и развивается вся его психическая деятельность, а главное развивается его мышление.

Рассмотрим географическую систему образования в образе геодома. Важны три составляющие, формирующие географические компетентности у школьника.


  1. Научение

Каждый, из нас сегодня сталкиваясь с непрерывно растущим потоком информации, нуждается не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал.

  1. Развитие

В условиях постиндустриального общества особенно важными становятся не столько конкретные умения и навыки, сколько общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически.

  1. Компетентности

Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для адаптации в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Ниже приведена схема, которая показывает значимость и место тех трёх составляющих, о которых говорилось выше.


«Мы строим геодом»




Компетентность




Развитие
Научение

Широкий взгляд на географическую информационную систему иногда противопоставляется узко – информационному, по существу техническому подходу, когда данная система является системой накопления и хранения географической информации, инструментом для запоминания и характеристики объектов земной поверхности, что являлось задачей прошлых веков, но реализуется лишь сейчас на современном компьютерном уровне.

Сегодня информационная технология - это в первую очередь развитие и географическая культура и образованность. Обратимся к предложенной ниже таблице, где показан уровень научения, развития и формирования компетентностей, при использовании педагогических технологий: КСО + ПМ + ИТ (коллективного способа обучения + проектного метода + информационных технологий). Данные уровни формирования выделены применительно к курсу географии мира (10 класс), с учётом возрастных особенностей.



Научение

Развитие

Компетентности

  • овладеть системой знаний для целостного осмысления общества, единства общества и природы;

  • формировать целостное представление об окружающем мире;

  • учить приёмам работы с картографическими источниками;

  • определять показатели,

  • объяснять причины и следствия,

  • различать размещение объектов;

  • развивать качества личности каждого обучаемого в процессе усвоения материала;

  • воспитывать и развивать географическую и экологическую культуры школьников;

  • развивать навыки исследовательской деятельности в области глобальных проблем человечества;

  • максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;




  • воспитывать культуру человека;

  • воспитывать чувство ответственности за будущее в мире;

  • развивать интерес к приобретающим всё большее значение проблемам социального характера, межнациональных отношений, культуры и нравственности;

  • создавать у каждого человека «образ страны»;

  • нарабатывать опыт творческой деятельности;

  • высказывать ценностное суждение по отношению к исследуемому объекту;

  • прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;




Используя в учебном процессе ряд технологий, рассмотрим, какое место занимает информационная технология. Рассмотрев предложенную схему можно выделить следующую особенность:





ИТ – информационные технологии;

ПМ – проектный метод;

КСО – коллективный способ обучения;


Учебный процесс, как единое целое, вмещает в себя технологию проектного метода и коллективного способа обучения. Информационная технология накладывается на проектный метод и коллективный способ обучения, как составляющая часть. В изучении курса географии данная структура наиболее эффективна при блочном структурировании материала, при использовании на учебных занятиях метода погружения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. В таблице приведены темы учебных занятий, которые разработаны на основе тройственного союза технологий (КСО, ПМ, ИТ) и уровни формирования образованности школьника.

Класс

Тема урока / тип урока

Техноло гия

Информационные ресурсы

Научение

Развитие

Компетеньности

6

«Погода и климат»

Урок - игра

КСО, СИ в ППС, (закрепление изученного)

CD/ «Климат»

  • формировать целостное представление об окружающем мире;

  • уметь работать с катрографическими источниками

  • развитие качеств личности каждого обучаемого в процессе усвоения материала;




  • обладать опытом творческой деятельности

  • высказывать ценностное суждение по отношению к исследуемому объекту;

6

«Географическая карта» практикум

КСО, СИ в ППС

CD/Энциклопедия географических карт.

CD/

«Физическая карта России»

  • уметь работать с катрографическими источниками

  • учиться

  • показывать показатели, различать размещение объектов;

  • использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;

  • обладать опытом творческой деятельности

  • развивать интерес к работе с картой;

9

«Границы России. ХМАО»

Практикум. («Административно – политическая карта России».

КСО, ИВУ, тренаж.

CD/Энциклопедия географических карт.

CD «ХМАО»

  • овладеть системой знаний для целостного осмысления общества, единства общества и природы;

  • уметь работать с катрографическими источниками

  • максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;




  • Формирование географической образованности;

9

«Административное деление России»

Практикум. («Административно – политическая карта России».

КСО, ИВУ, тренаж.

CD/Энциклопедия географических карт.

  • овладеть системой знаний для целостного осмысления общества,

  • уметь работать с катрографическими источниками

  • максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;




  • Формирование географической образованности;

10

«Современная политическая карта мира»

Лекция.


ИВУ

CD/«Конспекты по географии» ЛОС.

  • объекты, определять, учить показывать показатели, объяснять причины и следствия, различать размещение объектов;

  • уметь работать с катрографическими источниками

  • воспитание и развитие географической и экологической культуры школьников;

  • развивать навыки исследовательской деятельности в области глобальных проблем человечества;

  • объяснять географические особенности стран мира; особенности экономико– географического положения объектов;

  • Формирование географической образованности;

  • развивать интерес к приобретающим всё большее значение проблемам социального характера, межнациональных отношений, культуры и нравственности;



11

«Демографическая проблема мира»

Практикум– моделирование

ПМ


CD/ «Конспекты по географии» ЛОС.

  • овладеть системой знаний для целостного осмысления общества, единства общества

  • уметь работать с картографическими источниками

  • максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;

  • развивать навыки исследовательской деятельности;

  • развивать интерес к приобретающим всё большее значение проблемам социального характера, межнациональных отношений, культуры и нравственности;

  • формировать глобальное мышление в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам;

12

«Экология мира»

Практикум– моделирование

ПМ


CD/ «Конспекты по географии» ЛОС.

  • овладеть системой знаний для целостного осмысления общества, единства общества и природы;

  • уметь работать с картографическими источниками

  • максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии;

  • развивать навыки исследовательской деятельности;

  • развивать интерес к приобретающим всё большее значение проблемам экологического характера, экологической культуры и нравственности;

  • формировать глобальное мышление по отношению к Планете.

В процессе обучения географии, для достижения географической образованности, большое значение имеет интеграция школьных предметов. Рассмотрим некоторые из них.



Технологические карточки урока:


Класс

Тема

курса

Интеграция

предметов

Цель

Технология

Информационная технология /CD/

6

«Климат»

Экология – тема: «Воздух»

Биология-тема: «Организм и среда»


- пополнять опыт творческой деятельности учащихся и развивать умение

высказывать своё отношение к исследуемому объекту;

КСО, СИ в ППС, (закрепление изученного)

Игра

«Климат»

11

«Экология мира»

Биология – тема: «Развитие жизни на земле»

Экология - тема: «Эволюция биосферы и НТП»


- формировать глобальное мышление по отношению к Планете, географическую образованность

Проектный метод. (практикум – моделирование)

«Конспекты по географии» ЛОС.


10

«Современная политическая карта мира»

История –

Тема: «Политическая карта мира»

- иметь целостное представление об окружающем мире; прогнозировать изменения политической карты мира;

-Формирование географической образованности

Проектный метод. (практикум – моделирование)

«Конспекты по географии» ЛОС.



ЛОС – логическая опорная схема.

НТП – научно – технический прогресс

КСО – коллективный способ обучения

СИ – совместное изучение

ППС – пары постоянного состава