Общество общество как сложная динамическая система Общество - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения 5 48 4991.33kb.
№ Общество как динамичная система. Духовная культура современного... 2 337.28kb.
Общество Общество как динамичная система Общество это 1 161.7kb.
На пути к "новой экономике": подходы инновационного развития россии 1 121.86kb.
Тема Историческое развитие общества 1 59.03kb.
Типы цивилизаций Традиционное общество 1 40.88kb.
1. Гэлбрейт "Новое индустриальное общество", 1967 г 1 82.99kb.
Школьное научное общество по английскому языку 1 53.26kb.
Исследовательская работа по английскому языку "Английский анекдот... 1 136.82kb.
Познание и знание. Социальные нормы и социальный контроль. Познание... 1 34.87kb.
Тема семинарских занятий: «Государство и общество в произведениях... 1 45.15kb.
Входной контрольно-измерительный материал для 10 класса по истории 1 51.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Общество общество как сложная динамическая система Общество - страница №1/7

ОБЩЕСТВО
Общество как сложная динамическая система
Общество — это объединение людей на основе трудовой деятельности, в результате которой формируется целостная система связей, отношений, действий, пронизывающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Общество — это сложное многоуров­невое явление жизни людей, которое характеризуется структурной и функциональной слаженностью, устойчивостью, динамизом, высоким уровнем саморегуляции и воспроизводства, и определяется, прежде всего, как:

• среда обитания человека, который в ней формируется как личность;

• способ взаимоотношений между людьми на межличностном и межгрупповом уровне;

• способ взаимоотношения людей, находящихся в различных формах и видах социальных объединений — сферах обще­ственной жизни, социальных институтах, политические орга­низациях;

• способ взаимодействия человека и природы, в котором че­ловек, обособившийся от природы, выступает созидающей, изменяющей ее частью, а природа, по отношению к челове­ку, выступает естественным условием его существования;

• условие создания материально-духовных ценностей и соци­альных норм, которые качественно характеризуют само об­щество.

О существовании общества как системы можно говорить тог­да, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, разви­ваются в ходе истории и могут различаться между собой в раз­ные исторические эпохи.

Общество появляется и развивается в результате материально духовной деятельности людей (создание орудий труда, языка, мифологии, религии, философии, науки и т.д.). Возникнув когда-то в результате труда, общество и сейчас организуется, развивает­ся благодаря труду. Труд не только удовлетворяет материальные (пища, одежда, жилье и т.п.) и духовные (знание о мире, искусство и т.п.) потребности людей, но и ,формирует общество как систему социальных (общественных) связей и отношений между людьми.

Общество как способ жизнедеятельности людей строится на причинно-следственных и функциональных связях, которые обусловливают друг друга.

Причинно-следственные связи можно рассмотреть на примере взаимодействия основных сфер общества:

экономической (отношения в области материального производства);

социальной (взаимодействие классов, страт, социальных групп;

политико-управленческой (деятельность государственных организаций, политических партий, общественных движе­ний);

духовной (реализация форм общественного сознания — философии, науки, искусства и др.).

Изменения в какой-либо одной сфере неизбежно приводят к изменениям в других сферах. Замена плановой или администра­тивно командной экономики на рыночную в нашей стране стала причиной изменений в социальной (появление предпринимателей и т.п.), в политико-управленческой (многопартийность) в духов­ной (свобода совести) сферах.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообуслов­ленности функций: общества. Исходя из понятия сфер общества, можно выделить следующие функции:

• производство жизненных благ;

• систематизация производства;

• воспроизводство и социализация человека;

• распределение результатов труда;

• узаконивание управленческой деятельности государства;

• структурирование политической системы;

• формирование идеологии;

• историческая передача культуры и духовных ценностей.

Причинно-следственные и функциональные связи общества всегда реализуются в единстве.

Для осуществления своих целей и приоритетов общество фор­мирует общественные отношения и соответствующие структу­ры — социальные институты. Общественные отношения — это отношения, которые возникают между социальными группами и внутри них, в процессе создания материально-духовных ценнос­тей и жизнедеятельности общества в целом. Принято различать общественные отношения материально производственной сферы и общественные отношения духовной сферы. Общественные от­ношения носят исторический характер и изменяются по мере, раз­вития самого общества.



Социальные институты — это общественные образования (учреждения, нормы, культурные образцы, способы поведения), служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми. Современное общество насчитывает множество социаль­ных институтов в различных сферах человеческой жизнедеятель­ности, важнейшими из которых являются институты собственнос­ти, разделения труда и заработной платы, государство, армия и политические партии, институты родства, брака и семьи, институ­ты в сфере культуры.
Общество и природа
Общество можно рассматривать как самоорганизующуюся сис­тему взаимоотношений между человеком и природой. В этом случае общество представляется обособившейся частью приро­ды. Человеческое общество отличается от остального мира при­роды (растений, животных) тем, что человек способен к созида­ющей деятельности, в результате которой он качественно влияет на саму природу.

Влияние человека на окружающую его природную среду изме­няет самого человека. Характер этого влияния зависит от уров­ня развития орудий труда, производственных технологий и т.п., от уровня развития самого человека, общества. Казалось бы, совре­менный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных при­родных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потре­бительское отношение общества к природе обернулось для чело­века экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологи­ческих видов, загрязнение биосферы и т.п.), техногенными катас­трофами (авария на Чернобыльской АЭС и т.п.), появлением ран­ние неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т.п.).

Природа — это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но высту­пающая обязательным условием его существования.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на общество, во вторых, воздействие общества на природу. В первом случае, при­рода выступает источником ,средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, элект­роэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, гео­графический ландшафт — все это влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимули­рует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запа­сов полезных ископаемых, плодородных почв, рыбных ресурсов) способствует общественному совершенствованию. Во втором слу­чае, общество выступает условием изменения сложившихся природных комплексов (извлечение из земных недр ископаемых, вы­рубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и создания новых (устройство сельскохозяйственных уго­дий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Взаимодействие природы и общества противоречиво. Проти­воречия зависят как от особенностей природы и характера ее преобразования, так и от особенностей общества и характера его воздействия на природу. Современный этап взаимодействия об­щества и природы привел к появлению экологического кризи­са. Защита природы сегодня является мировой проблемой и ре­шается на уровне ООН («Всемирная хартия защиты природы», 1982 г.), ЮНЕСКО (программа «Человек и биосфера, 1970 г.) и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружа­ющей среды» (10 января 2002 г.).

Внеприродная сторона жизни общества характеризуется поня­тием «культура». Взаимосвязь общества и культуры прослежи­вается, если рассматривать культуру как общественный процесс. Универсальность культуры, многообразие ее форм (культура тру­да, мифология, религия, искусство и т.д.), свидетельствуют об органической связи культуры с общественной жизнью. Культура возникла вместе с обществом, под воздействием его запросов и потребностей. Изначально культура в обществе носила аккумуля­тивный характер развития, т.е. накапливала разнообразные соци­альные ценности (знание о мире, нравственные нормы, трудовой опыт и т.д.).


Объективные и субъективные факторы развития общества
Общество развивается в результате воздействия определенных факторов: объективных (независимых от воли и сознания чело­века) и субъективных (когда человек, социальные общности вы­ступают в качестве «движущей силы» общественного развития).

К объективным факторам можно отнести:

• противоречия, которые закономерно возникают в процессе исторического развития общества (классовые противоречия, противоречия между производительными силами и произ­водственными отношениями, национальные противоречия);

• социальный детерминизм — объективный источник обще­ственного развития, который характеризуется тем, что об­щество во всем его многообразии само выступает источни­ком своего изменения и развития;

• естественно-природный фактор, который действует в комп­лексе отношений «общество-человек»; изменение природ­ной среды (экологическая проблема, техногенные катаклиз­мы и т.п.) объективно влияют на изменение самого обще­ства.

К субъективным факторам относятся:

• деятельность народных масс;

• деятельность конкретных социальных общностей — клас­сов, социальных групп, наций.

• деятельность отдельных личностей.

Общество изначально основывается на деятельности людей, выступающей главным способом его существования. Деятельность людей — это и есть сама общественная жизнь, вокруг которой складывается система связей, отношений, действий. Реализация социальных законов, функционирование основных сфер обще­ства, исторические события, разные состояния общества непос­редственно связаны с деятельностью человека.

Социальные изменения, основанные на необратимом перехо­де общества к новым условиям жизни, называют общественным развитием. Общественное развитие представляет собой карти­ну бесконечного многообразия, непохожести и уникальности ис­торических событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Исторический процесс всегда предполагает множество вариантов выбора. Многообразие путей и форм общественного развития выступает закономерным историческим условием существования общества. Оно отражает разнообразие внешних и внутренних аспектов жизни отдельных стран, отдельных народов, обусловливает переход общества из одного качественного состояния в другое.
Основные схемы общественного развития
В настоящее время основными схемами общественного разви­тия считают линейно-восходящую, представленную в работах Г. Гегеля, К. Маркса, Д. Белла, У. Ростоу и др., и циклическую (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Развитие общества по линейно-восходящей схеме предпола­гает, что оно проходит ряд последовательных, сменяющих друг друга этапов. Эти этапы характеризуются определенным уровнем производительных сил, мировоззрением, соответствующим накопленным знаниям, определенной системой коммуникаций и т.п.

Г. Гегель выделял три ступени всемирной истории и связывал их с историей Древнего Востока, античной Греции, христианской историей германских народов.

К. Маркс является основоположником формационного подхо­да к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация — это ис­торический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производс­твенных отношений. Производительные силы — люди и средс­тва производства — являются динамичной составляющей спосо­ба производства, а производственные отношения — инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социаль­ной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-право­вой и идеологической надстройки, т.е. к новой общественно-эко­номической формации. К. Маркс определил пять формаций: пер­вобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тическую, коммунистическую, включающую социализм в качест­ве первого этапа.

Американский социолог Д. Белл отмечал доиндустриальную или традиционную, индустриальную, постиндустриальную ступени исторического развития, а его соотечественник У. Ростоу — «тра­диционное общество», «переходное общество» (появление пред­посылок капитализма), общество «периода промышленной рево­люции» (сдвиг в сторону роста промышленного производства),

«индустриальное общество» (зрелость экономической и социаль­ной системы), общество «высокого массового потребления» (сов­ременное общество).

Циклическая схема изменения общества предполагает, что ис­торические этапы общественного развития не заменяют друг дру­га по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга: период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности. Выделяют несколько форм циклических процессов: маятниковые, волнообразные, спиралевидные.
Эволюция и революция
В динамике общества различают эволюционный и революцион­ный пути развития.

Эволюция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качествен­ном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: пос­тепенность, непрерывность, естественная обоснованность измене­ний, функциональная целостность процессов изменения, органи­ческий характер процессов развития.

Революция — это одна из форм движения, развития в при­роде и обществе, основанная на коренном, резком скачкооб­разном переходе от одного качественного состояния к друго­му. Основными чертами революции выступают: быстрота измене­ний, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер про­цессов развития.

С эволюционным и революционным путями общественного раз­вития (иногда только с эволюционным) связывают путь реформи­рования, который естественно сопутствует общественному про­грессу и распространяется на все области человеческой жизнеде­ятельности. Реформы — это субъективный процесс, направлен­ный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер об­щества. Реформы призваны вывести общество из кризиса и обес­печить ему стабильное существование.

Общество непрерывно изменяется и достигает нового уровня развития, само развитие — альтернативно: путем революции или эволюции. Эволюционные и революционные преобразования об­щества всегда сопровождаются реформированием, которое мо­жет носить по отношению к отдельным социальным общностям или личностям негативный или позитивный характер.
Культура и цивилизация
Культура (от лат. «культура» — возделывание) — специфичес­кий способ организации и развития человеческой жизнедеятель­ности, представленный в ее материальных и духовных продук­тах. Иначе говоря, культура — это совокупность всех достиже­ний общества в материальной и духовной жизни. К культуре от­носятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и ду­ховные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы пове­дения и технологические процессы — все, на чем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведь и личность че­ловека — тоже продукт общественной деятельности).

Термин «цивилизация» используется в нескольких смыслах.

Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость варварство цивилизация). Ее основные признаки: деление общества на классы, государс­тво, города, письменность.

• Характеристика единства национальных культур определен­ного региона или (и) на определенном историческом отрез­ке (например, цивилизации Древнего Востока, античная ци­вилизация и т.д.). Данное понятие обозначает совокупность уникальных экономических, социальных, политических, ду­ховных, нравственных, психологических, ценностных и дру­гих структур, отличающих одну историческую общность лю­дей от другой.

• Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.

Кроме того, цивилизацию связывают с высоким уровнем раз­вития технологий, общественного порядка, признанием ценности личности, личной свободы, экономического процветания.


Типология цивилизаций: цивилизационный подход
Понимание цивилизации как особенной материальной, духов­ной, социальной жизни той или иной группы стран или народов связано с так называемым цивилизационным подходом к исто­рии. Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считает­ся не способ производства как при формационном подходе, а ду­ховная культура («дух народа», религия, мировосприятие и т.п.). Цивилизационный подход был разработан Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби. Данилевский в истории человечест­ва выделял 12 цивилизаций — «культурно-исторических типов» в его терминологии: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римс­кую, аравийскую, германо-романскую, мексиканскую и перуанс­кую. Шпенглер писал о 8 автономных (т.е. изолированных и само­стоятельных) культурах: египетской, индийской, вавилонской, ки­тайской, майя, греко-римской, западноевропейской. Под культу­рой Шпенглер понимал определенное единство форм мышления, а под цивилизацией — этап упадка культуры, характеризующий­ся переходом от качественного развития элементов культуры к их количественному наращиванию. Тойнби указал 13 развитых ло­кальных цивилизаций, из которых 5 (западная, православная, ис­ламская, индийская, китайская) сохранились до нашего времени.

Недостатком цивилизационного подхода является невозмож­ность при его применении увидеть единую историю человечест­ва.

Положительные моменты этого подхода в следующем:

• позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их своеобразии;

• ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;

• позволяет обратить внимание на накопление духовных цен­ностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственость национальных культур.


Типология цивилизаций: стадиальный подход
В американском обществознании распространен так назы­ваемый стадиальный подход к истории. Его представители (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) считают, что все народы про­ходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпа­ми, поэтому в современном мире сосуществуют общества, нахо­дящиеся на разных стадиях. Критерием выделения стадий являет­ся уровень развития техники и технологий. Так, О. Тоффлер вы­деляет три стадии (цивилизации):

1) аграрная цивилизация;

2) индустриальная цивилизация;

3) информационная (постиндустриальная) цивилизация.

Характерные черты аграрной цивилизации (т.е. традиционно­го общества):

• преобладание в экономике натурального хозяйства и аграр­ного производства;

• подчинение государством общества;

• жесткая иерархичная структура общества (сословность), низкая социальная мобильность;

•преобладание коллективных начал над частными, подчине­ние личности обществу;

• регуляция общественных отношений, главным образом, с помощью обычаев и традиций.

• неразрывная связь с природой. Характеристики индустриальной цивилизации:

• бурное развитие тяжелой промышленности, фабричная ор­ганизация производства, внедрение науки в сферу произ­водства;

•развитые товарно-денежные (рыночные) отношения, наличие общенационального рынка;

• высокая социальная мобильность;

• индивидуализм и инициативность личности;

• стремление господствовать над природой.

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками:

• социальной направленностью экономики (производство то­варов массового потребления, развитие сферы услуг); • развитием информационной техники и технологий;

• развитием правовой регуляции общественных отношений.

• применением ресурсосберегающих технологий.

• экологическими проблемами.

Переход от аграрного общества к индустриальному произошел в результате промышленного переворота, когда на смену мануфактурному производству пришло машинное, вместо воды и ветра главным источником энергии стал каменный уголь, а впоследс­твии — нефтепродукты. Переход от индустриального общества к постиндустриальному был подготовлен научно-технической революцией.


Научно-техническая революция
Научно-техническая революция (НТР) — это коренное, ка­чественное преобразование производительных сил на основе пре­вращения науки в ведущий фактор общественного производства. НТР характеризуется:

• превращением науки в непосредственную производительную силу, то есть высокой наукоемкостью техники и технологий, резким сокращением сроков от рождения новой научной идеи до ее производственного воплощения;

• интенсификацией производства благодаря его научной орга­низации и рационализации, постоянному технологическому обновлению, ресурсосбережению (снижению энергоемкос­ти, материалоемкости, капиталоемкости, трудоемкости про­изводства);

• сокращением ручного труда, преодолением противополож­ности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, производственной и непроизводственной сфера­ми;

• созданием новых источников энергии, а также материалов, организмов с заранее заданными свойствами;

• развитием средств массовой коммуникации.

НТР — событие второй половины XX века. Можно говорить о трех ее этапах:

1) конец 40-х — 60-е гг. — овладение атомной энергией, воз­никновение кибернетики, появление телевизионной сети, вы­ход в космос;

2) 70-е — середина 80-х гг. — создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, ши­рокая автоматизация производственных процессов;

3) середина 80-х — 90-е гг. — появление персональных ком­пьютеров и Интернета, развитие генной инженерии.

Социальные последствия НТР:

• ориентация экономики на удовлетворение самых разных за­просов человека, выпуск разнообразных предметов потреб­ления;

• возрастание роли творческих элементов в трудовой деятель­ности. Человек выводится за пределы непосредственного процесса производства, выполняя функции проектировщика, наладчика регулировщика, контролера;

• резкий рост численности городского населения;

• господство массовой культуры;

• интернационализация культурной жизни;

• планетарная коммуникация (возможность общения в любой точке Земли с адресатом, находящимся в любой другой ее точке);

• рост образованности всех слоев населения;

• повышение эффективности здравоохранения;

• появление глобальных проблем.


Общественный прогресс и его критерии
Общественный прогресс — это направление общественно­го развития, для которого характерен переход от низшего к вы­сшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие «общественный прогресс» применяется не только к обществу в целом, но и к его отдельным подсистемам. Идея общественно­го прогресса оформилась лишь к XVII в., когда возникло научное знание, прирастание и развитие которого были очевидны. До это­го ход истории понимался либо как круговорот событий, либо как ухудшение (регресс) состояния общества от поколения к поколе­нию. В средние века христианские богословы представляли исто­рию как линейное движение, но не прогрессивное и не регрессив­ное, а к предначертанному Богом ее концу.

В XVIHXVIII вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума. Однако этот критерий оказался слишком узким, потому что он применим только к европейской истории Нового времени. И. Кант отметил в качестве критерия обществен­ного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума. Но философы XIX в. отмечали, что человек, освобождаясь от зави­симости перед стихийными силами природы, попадает под гнет стихийных сил общества (социально-политического неравенс­тва, эксплуатации, войн и проч.). Поэтому критерием социально­го прогресса было предложено считать нравственность в тех или иных ее формах. Так, русские народники (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров) усмотрели критерий в том, насколько укореняют­ся в обществе идеалы истины и справедливости. К. Маркс счи­тал критерием общественного прогресса свободу человека, са­мым важным показателем чего выступает уровень развития произ­водительных сил. В современной обществоведческой мысли кри­терием социального развития признается качество жизни — ком­плексный критерий, включающий уровень развития производи­тельных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравствен­ное состояние общества.

Общественный прогресс нельзя понимать как ровное последо­вательное движение к более совершенному обществу. История знает много случаев стагнации (общественного застоя), сломов и обрывов, откатов назад. Общественное развитие противоречиво. Эта противоречивость обусловлена разными темпами разви­тия как различных компонентов социальной жизни (например, на­учно-технический прогресс в последние десятилетия переживает бурный рост, чего нельзя сказать о нравственности), так и раз­личных стран. Причем в ходе общественного развития интересы одних стран входят в противоречие с интересами других, возни­кают кризисные состояния, способные оказать влияние на разви­тие всего человечества. Если раньше социальный прогресс услов­но изображали в виде восходящей прямой линии, то сейчас ли­нию прогресса рисуют в виде ломаной или спирали.

Указанные противоречия можно образно назвать ценой про­гресса. К ним следует добавить и противоречие между обществом и природой. Все эти противоречия выливаются в комплекс гло­бальных проблем современности.


Смысл и направление истории
Под смыслом истории понимается, во-первых, содержание, значение истории, во-вторых, ее цель, в-третьих, ее разумное ос­нование.

Христианское богословие видит смысл истории в осуществле­нии божественного замысла спасения человека, а направление ис­тории — в движении к ее концу («концу света»). Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении «естествен­ного закона» разума, а направление — в движении к «царству разума и справедливости». Г. Гегель считал, что история сама по себе разумна и представляет последовательные стадии самопоз­нания Абсолютного Духа. Смысл истории и состоит в этом само­познании Абсолютного Духа (Бога) через деятельность субъек­тивного духа (человека). Согласно учению немецкого философа XX в. Карла Ясперса смысл истории — в так называемом «осе­вом времени» — периоде между 800 и 200 гг. до н. э. — эпохе, в которой сформировались ценности и категории мышления общие для всего человечества. А направление истории — от одного осе­вого времени к другому.

Существуют философские школы, отрицающие в истории ка­кой-либо смысл и определенное направление. Так, для марксизма общее направление исторического развития — возрастание сво­бодной сознательной деятельности человека и выход из-под влас­ти стихийных сил, в основе чего лежит развитие производитель­ных сил. Но какого-то единого смысла у истории нет, потому что цели и идеалы, с позиций которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории. Некоторые социологи XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) ведут речь не о на­правлении истории, а о социальных изменениях, не имеющих од­нозначной направленности или цикличных.
Целостность современного мира
Большинство обществоведов выделяет в качестве особой соци­альной общности человечество, т. е. всех людей на земле, рас­сматриваемых в их целостности. Понятие «целостность» означа­ет уровень достижения целого — такого состояния, в котором ни один элемент не может существовать без других элементов, и сам он своей деятельностью обеспечивает существование дру­гих элементов.

Но существует и такая позиция (ее отстаивали, например, Герцен, Данилевский, Шпенглер, Тойнби), которая считает по­нятие «человечество» абстракцией, потому что культурное и ис­торическое своеобразие каждого народа не позволяет говорить о единстве всемирно-исторического процесса и человечестве как целостности.

Однако, несмотря на все многообразие культур и народов, не­повторимость развития отдельных стран можно говорить о чело­вечестве как целостности и в современном мире эта целостность все больше и больше укрепляется. Во-первых, развитие нацио­нальных экономик привело к формированию единого всемирно­го хозяйства: мирового рынка, транснациональных компаний и финансовых групп, разделению труда, экономических интересов и влияний в масштабе планеты. Во-вторых, развитие транспорта привело к интенсивным миграционным процессам, частым крат­косрочным передвижениям людей из страны в страну с разны­ми целями (туризм, обучение, лечение, сезонная и вахтовая рабо­та и т.п.). В-третьих, развитие средств связи и коммуникации со­здало мировую информационную сеть, сделав доступным обще­ние людей в разных точках земного шара. В-четвертых, массо­вое производство и информатизация формируют единое культур­ное пространство, единые образцы культуры («массовая культу­ра»). В-пятых, взаимосвязи государств и народов, создание и ра­бота международных организаций делают единой политическую историю.

Укреплению целостности современного мира мешают противо­речия в социально-экономическом развитии разных стран (бога­тый Север, бедный Юг), конфронтация между государствами, се­паратистские движения внутри многонациональных государств.


Основные противоречия современного мира и перспективы общественного развития
Современный мир целостен и противоречив. Характер противо­речий определяет перспективы общественного развития.

Если в доиндустриальном (аграрном) обществе ведущую роль играло вещество, в индустриальном — энергия, то в постиндус­триальном обществе — информация. Объективное противоречие современного мира — между плотностью информации и возмож­ностью ее проверки и оценки. По оптимистическому сценарию, в будущем следует ожидать появление некоего «коллективного ра­зума планеты», регулирующего производство и потребление, со­циальные отношения и отношения с природой в глобальном мас­штабе. По пессимистическому сценарию следует ожидать инфор­мационных войн, использования потоков дезинформации, созда­ния тотального контроля над личностью.

Общим показателем уровня развития общества становится ка­чество жизни человека, однако высокий уровень жизни доступен далеко не всем. Согласно оптимистическому взгляду, передовые технологии сделают жизнь человека максимально безопасной и комфортной. Все больше внимания будет уделяться обеспечению здоровья и продолжительности жизни. Уменьшится занятость че­ловека в сфере производства и увеличится количество свободно­го времени. Пессимистические прогнозы отмечают усиление соци­ального неравенства, в связи с чем здоровье и долголетие, разно­образный и насыщенный досуг станут достоянием богатых, удел же бедных — быть придатком роботизированных систем и пи­таться суррогатными продуктами.

Усиливается противоречие между человечеством и природной средой. С точки зрения оптимистов, оно разрешится внедрением экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. По мне­нию же пессимистов, безудержный рост потребления, свойствен­ный современному обществу, приведет к глобальному экологи­ческому кризису.

После II мировой войны активизировался процесс установле­ния либерально-демократических режимов в странах мира. Пик этого процесса пришелся на конец XX в., что позволило выдви­нуть оптимистическое предположение: автономия личности, правовое регулирование социальных отношений станут планетар­ным явлением. Однако в последние десятилетия XX в. усилились и позиции фундаментализма, сутью которого является стремле­ние изменить общество и личность в соответствии и некими «вы­сшими» (чаще всего, религиозными) целями. Поэтому возможен и пессимистический исход — возникновение тоталитарных режи­мов и война, навязанная ими, либо объявленная им либеральны­ми странами.

Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века человечество столкнулось с про­блемами, поставившими его на грань выживания, эти проблемы получили название глобальных проблем (термин получил рас­пространение с конца 60 — начала 70 гг.). Они характеризуются следующими особенностями:

• являются объективным фактором общественного развития и не могут быть никем проигнорированы;

• затрагивают интересы всего человечества;

• для их преодоления требуются целенаправленные согласо­ванные действия большинства населения планеты;

• их нерешенность может привести к непоправимым тяжелым последствиям для всего человечества.

Bce глобальные проблемы делятся на три большие группы в зависимости от их остроты ,и причинно-следственных отношений между ними. Первую группу (наиболее острых и первоочеред­ных в решении) составляют проблемы, вытекающие из отношений между государствами:

• устранения угрозы войны и установления справедливого мира;

• установления нового экономического порядка (в особеннос­ти, сокращения разрыва между Севером и Югом, Западом и Востоком).

Вторая группа объединяет проблемы, связанные со взаимоот­ношениями между обществом и природой:

• экологическую (загрязнения окружающей среды);

• дефицита ресурсов: энергетических, сырьевых, продовольс­твенных (диспропорция между ростом потребления ресурсов и их запасами);

• освоения Мирового океана и космоса.

Третью группу составляют проблемы системы отношений меж­ду человеком и обществом:

• демографическая (перенаселенность в планетарном масш­табе, избыточная рождаемость ,в развивающихся странах, крайне низкая в экономически развитых);

• здравоохранения (эпидемии инфекционных заболеваний в развивающихся странах, «болезни цивилизации»: рак, СПИД, психические заболевания);

• образования (сохранение абсолютной неграмотности среди беднейших слоев населения, рост так называемой «функци­ональной неграмотности», т.е. несоответствия уровня обра­зования условиям современного производства) и культуры (угроза утраты традиционных духовных ценностей под влия­нием массовой культуры).

Многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с возникновением и укреплением в сознании людей но­вой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Первым ша­гом на пути преодоления глобальных проблем видится форми­рование нового мировоззрения, включающего в себя понимание глобальности, нетерпимость к насилию и чувство справедливости, проистекающее из признания основных прав человека.



Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
С точки зрения современной науки появление человека — ре­зультат длительных эволюционных процессов в животном мире, возникновения общества и культуры. Превращение животного в человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) представляют собой две неразрывно связанные стороны едино­го процесса — антропосоциогенеза. Антропосоциогенез — это процесс происхождения, становления и эволюции человека в кон­тексте общественного развития.

Согласно трудовой теории антропосоциогенеза (К. Маркс, Ф. Энгельс) на определенном этапе эволюции гоминид (человеко­образных обезьян) возникли условия, послужившие предпосылка­ми антропосоциогенеза: сложная психическая деятельность, инс­тинктивные формы трудовой деятельности, стадная жизнь. На их основе сформировалось особое качественное состояние перво­бытного человека и человеческого сообщества: высокоорганизо­ванный мозг, труд как систематическая деятельность, первобыт­ная община.

Антропосоциогенезу сопутствовала культурная эволюция, со­ответствовавшая уровню развития общества (прогресс в создании орудий труда, развитие нравственности и т.д.). Происхождение человека, общества, культуры — единый процесс, называемый а нтропосоциокультурогенезом.

Главная функция культуры заключается в производстве, сохра­нении и воспроизведении опыта, знания человечества. На раннем этапе становления общества культура характеризуется взаимо­связанностью, переплетенностью всех сторон материально-про­изводственной (трудовые отношения) и духовной (символизация трудового опыта, накопление знаний о мире) общественной жиз­ни. В ходе дальнейшего развития общества происходит диффе­ренциация форм культурной деятельности на материальное и ду­ховное производство. В результате материальная и духовная де­ятельность разграничиваются и находят свое выражение в мате­риальных (орудия производства и т.п.) и духовных (моральные нормы и т.п.) ценностях.


Биологическое и социальное в человеке
Взаимодействие духовного и телесного, биологического и со­циального в человеке вытекает из его биосоциальной природы. Как биологическое существо человек принадлежит к млекопитаю­щим вида Homo sapiens и характеризуется особой телесной орга­низацией со следующими существенными признаками:

• прямохождение;

• наличие рук, приспособленных к труду;

• высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечи­вать целесообразность поведения и жизнедеятельности.

Человек, как и любое животное, зависит от определенных био­логических потребностей, удовлетворение которых является не­обходимым условием его существования. У человека имеются пи­щевой, половой инстинкты и инстинкт самосохранения. Однако если животное по своей природе — только биологическое сущес­тво, то человек, прежде всего, — еще существо и социальное.

Социальная сущность определяет мотивы и стимулы повсед­невной деятельности, правила и нормы общественного поведе­ния, ценности. В отличие от животного, у которого удовлетворе­ние биологических потребностей является единственным стиму­лом, определяющим поведение, у человека биологические пот­ребности контролируются социальным началом, обусловливаю­щим соблюдение нравственных норм. Общественная жизнь и кол­лективный труд усовершенствовали естественную природную ор­ганизацию человека.

Психофизиологическая проблема (соотношение духовного и телесного в человеке) связана с решением вопроса об отношении психических явлений к деятельности головного мозга. Для осу­ществления функционирования психики человека необходимы:

• полноценная нейрофизиологическая деятельность органа психики — мозга;

• активное взаимодействие с внешним миром, в процессе ко­торого в человеческий мозг поступают определенные сигна­лы, подвергающиеся обработке;

• общение и взаимодействие в детском возрасте с другими людьми; в случае изоляции от общества ни в поведении, ни в психике ребенка ничего человеческого не появляется.


Сознание
Сознание — это высшая, свойственная только людям и свя­занная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предваритель­ном мысленном построении действий и предвидении их резуль­татов, в самостоятельном регулировании и контролировании по­ведения. Сознание человека характеризуется специфическими свойствами, отсутствующими в психике животных:

• сознание целостно отражает окружающую человека дейс­твительность в образах и понятиях, то есть осуществляет не только чувственное, но и логическое, абстрактное познание; у животных нет абстрактных знаний;

• активность человеческого сознания позволяет творчески пре­образовывать мир в соответствии с поставленными целями; психическое отражение животных обеспечивает лишь при­способление к внешним условиям;

• осознанное отражение объективного мира человеком опира­ется на обобщенный опыт познания действительности чело­вечеством; животные используют опыт только своей жизне­деятельности, имеющий конкретно-ситуативный характер;

• человеческое сознание отражает мир в его сущностных свя­зях и отношениях; психика животного отражает действитель­ность только с целью приспособления к окружающему миру для успешной борьбы за существование;

• только человеку свойственно самосознание.



Самосознание — это осознание человеком своих действий,

чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание связано с рефлексией — размышле­нием личности о самой себе, самоанализом.

Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся в закономерных отноше­ниях. Структуру сознания составляют:

ощущения — отражение в психике отдельных свойств пред­метов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;

восприятия — отражения предметов и явлений, непосредс­твенно воздействующих на органы чувств в целом, в сово­купности свойств и признаков этих предметов;

память — отражение прошлого опыта;

воображение — создание нового образа на основе про­шлого опыта;

мышление — высшая форма отражения, позволяющая по­нять сущность предметов и явлений, их взаимосвязи и зако­номерности;

внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном от­влечении от других объектов;

эмоционально-чувственная сфера — процессы, отражаю­щие личную зависимость и оценку ситуаций в форме пере­живаний;

воля — сознательное регулирование человеком своего по­ведения и деятельности, связанное с преодолением внутрен­них и внешних препятствий.

Основными способами умственной деятельности человеческо­го сознания служат разум и рассудок. Низшей ступенью логичес­кого понимания является рассудок — мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую деятельность повседневной жизни.



Разум — высшая ступень логического понимания, теоретичес­кое, рефлексирующее сознание, оперирующее широкими обоб­щениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое зна­ние истины. Знания на этом уровне носят наиболее глубокий и обобщенный характер, а субъективное представление о предмете максимально соответствует объективной реальности. Благодаря разуму достигается единство теоретического и практического мышления.
Сознательное и бессознательное

Сознательная деятельность человека возможна только при на­личии неосознанных действий, поскольку любая деятельность включает множество автоматически выполняемых действий. В зоне ясного сознания находится лишь часть сигналов, приходя­щих из внешней среды и изнутри организма. Остальные сигналы поступают на подсознательный уровень, освобождая сознание от рутинных операций (ходьба, бытовые и профессиональные навы­ки и т.п.) для новых задач, решение которых возможно только на сознательном уровне. Значительная часть бессознательного ни­когда не попадает в ясное поле сознания.

Основоположником исследования проблемы бессознательно­го считается 3. Фрейд. Он считал, что психика человека состо­ит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бесознательного. Содержание бессознательного, по его мнению, практи­чески никогда недоступно осознанию, но при значительных уси­лиях возможно осознание содержания предсознательного слоя. В бессознательном слое располагается одна из структур личнос­ти — «Оно», которая является энергетической основой личности. В «Оно» действуют врожденные бессознательные инстинкты — либидо (инстинкт жизни) и мортидо (инстинкт разрушения, агрес­сии), находящиеся в антагонистических отношениях и определя­ющие поведение человека. Вторая врожденная структура личнос­ти — «Я» располагается как в сознательном слое, так и в предсознании, что делает возможным самоанализ. Третья структура личности — «Сверх-Я» формируется в процессе жизни и включа­ет систему внешних запретов и правил, социально значимые нор­мы, усвоенные индивидом. Между этими тремя структурами лич­ности существует неустойчивое равновесие из-за противоречивых тенденций, диктуемых «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится мес­том внутреннего конфликта, который смягчается с помощью ме­ханизмов психологической защиты (вытеснения, регрессии, раци­онализации, проекции, сублимации). Согласно 3. Фрейду, вся со­зданная человечеством культура является результатом сублима­ции, т.е. перенаправленности энергии либидо и мортидо в иное русло (например, в художественную деятельность).

Иной подход к анализу бессознательного предложил К. Г. Юнг, считавший, что бессознательное имеет не биологическую, а сим-

волическую природу. По Юнгу, структура личности состоит из рех частей: коллективного бессознательного, индивидуального оессознательного и сознания. Содержание коллективного бессо­знательного состоит из архетипов, не являющихся индивидуаль­ным приобретением. Архетипы - это «память поколений», «пер­вичные образы», связанные с мифическими и сказочными тема­ми. Они лежат в основе мифологии, религии, определяют самосо­знание народа. Бессознательное - самая важная часть структу­ры личности и осознание его необходимый процесс, способству­ющий личностному самосовершенствованию.
Бытие человека. Потребности и способности
Фундаментальной философской категорией для обозначения всего существующего является категория бытия. Бытие человека рассматривается в двух плоскостях — как индивидуальное и со­циальное бытие. Индивидуальное бытие обусловлено природно-биологическими и культурно-историческими условиями, связан­ными с удовлетворением первичных потребностей (пища, одежда, жилище), зависимостью от природной среды и от социально-исто-ричедких норм и идеалов, усваиваемых в процессе социализации личности. Социальное бытие — реализация общественно-практи­ческой сущности человека, создание материальной и духовной культуры и многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности.

Испытываемая человеком необходимость в определенных ус­ловиях жизни и развития называется потребностью. Потребности делят на материальные и духовные.



Материальные потребности лежат в основе жизнедеятель­ности человека. К духовным потребностям относятся потреб­ности в познании мира, творческом самовыражении, интеллек­туальном и нравственном самосовершенствовании и др. Потреб­ности, обеспечивающие жизнеспособность человеческого орга­низма и духовное самовыражение личности, считаются подлинны­ми, в отличие от мнимых потребностей, которые жизненно необ­ходимыми не являются.

Несмотря на то, что потребности взаимосвязаны и взаимодейс­твуют, господствующая в данный момент потребность может по­давлять все остальные и определять основное направление де­ятельности человека. Человек способен к сознательному регули­рованию потребностей, опираясь на моральные нормы и учитывая потребности других людей, интересы общества.



Способности человека — это синтез свойств человеческой личности, обеспечивающий высокие показатели в овладении и вы­полнении конкретного вида деятельности. В структуре способнос­тей различаются ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущим свойством способности к изобразительной деятельнос­ти является высокая чувствительность зрительного анализато­ра (чувство линии, пропорции, колорита, светотени), сенсомо-торные качества руки, высокоразвитая образная память и пр.

Вспомогательными свойствами выступают свойства художествен­ного творческого воображения.

Выделяют два уровня развития способностей. Репродуктивный уровень обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладе­вать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образ­цу. Творческий уровень позволяет создавать нечто новое, ори­гинальное, уникальное. В процессе овладения знаниями и при­обретения опыта возможен переход от репродуктивной к твор­ческой деятельности. Самый высокий уровень развития и про­явления способностей обозначается терминами талант и гений. Гениальный человек создает новые идеи, открывает новые на­правления в области научных исследований, производства, искус­ства. Талантливый человек привносит что-то новое, но в пределах уже определившихся направлений и способов исследования.

По специализации способности делятся на общие и специаль­ные. Общие способности — это система свойств личности, обес­печивающая относительную легкость и продуктивность в овладе­нии знаниями и осуществлении различных видов деятельности.



Специальные способности — система свойств личности, по­могающая достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, технической, педагогической и т.д.). Недостаточное развитие какой-либо отдельной способности, не­обходимой для деятельности, может быть компенсировано разви­тием других способностей, от которых зависит успешное выпол­нение той же самой деятельности.

Существует несколько теорий способностей. Теория наслед­ственных способностей утверждает, что способности — биоло­гически заданные свойства личности, проявление и развитие ко­торых определяется наследственностью. Теория приобретенных способностей обусловливает способности исключительно окру­жением и воспитанием. Теория природного и приобретенного в способностях признает наличие индивидуальных природных за­датков, создающих возможности для становления и развития спо­собностей в процессе деятельности и воспитания. Задатки прояв­ляются в склонностях к определенному виду деятельности (спе­циальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общие способности). Склонности бывают подлинные (на­блюдается стремление к деятельности с достижением значитель­ных результатов) и мнимые (поверхностное деятельное увлечение с достижением посредственных результатов).


следующая страница >>