Образовательная программа «Я исследователь» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного... 2 356.47kb.
Пояснительная записка направленность программы. Образовательная программа... 1 339.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4187.39kb.
Программа по дисциплине 1 256.32kb.
Образовательная программа объединения «Доброволец ru» 1 175.55kb.
Дополнительная образовательная программа 1 543.24kb.
Основная профессиональная образовательная программа 1 308.82kb.
Основная профессиональная образовательная программа 1 203.26kb.
Основная образовательная программа среднего 9 3608.84kb.
Образовательная программа начального общего образования 4 806.2kb.
Программа учебной дисциплины управление проектами основная образовательная... 1 177.09kb.
Мышление как предмет изучения логики 1 18.75kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Образовательная программа «Я исследователь» - страница №1/1

Утверждаю:

Директор МОУ «Ракитянская СОШ №2»

Вагнер Т.А.

« » _________________ 2010год

Рабочая образовательная программа

«Я - исследователь»

на 1 год

6 – 7 лет

учителя начальных классов

Скирденко М.Н.

п. Ракитное

2010 год


Программа: «Я - исследователь»

Автор программы: А.И. Савенков

Программа рассмотрена и утверждена

на заседании педагогического совета

от « » ___________ 2010 г., протокол № ____

Председатель _______________________Ф.И.О.

(подпись)

Пояснительная записка

Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.



Общая характеристика программы

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учи­тель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в основном учебном процессе суще­ственно ограничены действующими образовательно-культур­ными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических реше­ний. Пока это не состоялось, исследовательская практика ре­бенка интенсивно развивается в сфере дополнительного обра­зования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущест­венно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может использоваться в уч­реждениях системы дополнительного образования. Объём курса 33ч из расчета 1 ч в неделю.


Цель программы - трансформация процесса развития ин­теллектуально-творческого потенциала личности ребенка пу­тем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:

1. Развитие познавательных потребностей младших школь­ников.

2. Развитие познавательных способностей младших школь­ников.

3. Обучение детей младшего школьного возраста специаль­ным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований

4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

5. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.



Основные разделы программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся состоит из трех относительно самостоя­тельных подпрограмм:

■ самостоятельная исследовательская практика;

■ тренинг исследовательских способностей;

■ мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих про­ектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского по­иска постепенно возрастает.



Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательско­го поиска.

К ним мы относим знания, умения и навыки:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осущест­вляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляю­щие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя пер­вый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и чет­вертом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.



Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо ос­воить практику презентаций результатов собственных иссле­дований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.



Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Часы учебного материала

Плановые сроки прохождения

1.

Тренинг исследовательских способностей

16ч

I полугодие

2.

Самостоятельная исследовательская практика

14 ч

III четверть

3.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся



IVчетверть



Содержание предмета

Тренинг исследовательских способностей

Развитие умений видеть проблемы

Задачи: « Посмотрите на мир чужими глазами», « Составьте рассказ от имени другого персонажа», « Сколько значений у предмета», « Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна- сюжетов много».

Экскурсии: « Почему светит солнце?», « Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?»

Задания: исследовать и нарисовать: осенние листья, семена каштанов, деревья, яблоки.

(форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)



Развитие умений выдвигать гипотезы

Задачи: « Найди возможную причину события», «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Развитие умений задавать вопросы

« Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»



Развитие умений давать определения понятиям

Загадки, игра « Трудные слова»



Развитие умений классифицировать

«Продолжи ряд», «Набор картинок», задачи на классификацию с явными ошибками.



Развитие умений и навыков работы с парадоксами

«Почему металлические корабли не тонут, а ножи вилки и гвозди тонут?»



Развитие умения наблюдать

«Парные картинки, содержащие различия»



Экскурсия-наблюдение за воробьями ( Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же?

Развитие умений и навыков экспериментирования

Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)



Развитие умений высказывать и оценивать суждения

Работа с матрицей для оценки идей.

Задачи: «Проверь правильность утверждений», «Проверьте правильность ответа?»

Учимся делать умозаключения и выводы

Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.



Развитие умений создавать метафоры

Ответы на шутливые вопросы. «Объясните значение выражения». Задачи на развитие мышления. Задачи на основе приёмов творческого воображения. Пиктограмма или графический образ мысли.



Самостоятельная исследовательская практика

Этапность детских учебных исследований

Выделение и постановка проблемы(выбор темы исследования)

Выработка гипотез

Поиск и предложение возможных вариантов решения

Сбор материала

Обобщение полученных данных

Подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)

Защита

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?



Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.



Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.



Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.



Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.



Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.



Провести эксперимент.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Защита итогов исследования и проектирования

Участие в районной конференции « Юный исследователь»

Учебно-тематический план



п/п

Наименование тем

Количество
часов


Дата проведения




1 класс







Тренинг исследовательских способностей

16 часов


1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1




2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2




4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1




5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)



1




6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1




7

Игра «Историческое моделирование»

1




8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1




9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1




10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1




11

Развитие умения видеть проблемы.

1




12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1




13

Развитие умений задавать вопросы.

1




14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

2




16

Развитие умений классифицировать.

1




Самостоятельная исследовательская практика

14 часов


17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1




18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1




19

Развитие умений наблюдать

1




20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1




21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1




22

Эксперименты с домашними животными.

1




23

Как оценивать идеи.

1




24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1



25


Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.


1




26

Развитие умения создавать метафоры.

1




27

Развитие умений создавать тексты.

1




28

Методика работы с текстом.

1




29

Учимся выделять главную идею.

1




30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

1




Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

3 часа


32-33

Защита проектов.

3




Литература

1. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г

2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г

3. «Начальное образование» №5 2006 г., Е.Н.Землянская «Учебные проекты младших школьников: роль родителей»

4. Н.А.Семенова «Исследовательская деятельность учащихся», «Начальная школа» №2 2006 г.

5. «Начальное образование» №6 2006 г., Е.Данилова «Мое первое исследование:Как живешь, красавец-колеус?»

6. Газета «Начальная школа»№10 2006г.

7. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших школьников»,



  1. Е.Гайдаенко «Проектная деятельность учащихся», Ю.Макаров «Метод проектов»,

  2. Газета «Начальная школа» №6 2008г. «Исследуем школу»

  3. . Е.Б.Чиркова «Модель урока в режиме технологии проектного обучения», журнал «Начальная школа» №12 2003г.