Образовательная программа «Школа безопасности» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Школа России» 20 2443.57kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения. 37 5037.2kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения 9 1537.07kb.
Пояснительная записка направленность программы. Образовательная программа... 1 339.01kb.
Программа профилактики суицидального поведения подростков «Хочу жить! 1 482.41kb.
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10... 1 282.25kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 1 185.61kb.
Программа вводного инструктажа 1 244.2kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4187.39kb.
Основы безопасности жизнедеятельности 1 62.65kb.
Моу соколовская средняя образовательная школа 1 77.95kb.
Начальник го и чс мдоу №2 Н. А 1 225.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Образовательная программа «Школа безопасности» - страница №1/1

МОУ СОШ № 6 ст. Пластуновской

Дополнительная образовательная программа

«Школа безопасности»

(для учащихся 12-17 лет)

Срок реализации: 1 год

Автор программы:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Якимкин С.С.



  1. Пояснительная записка

Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем се­рьезнее психологическая подготовка к всевозмож­ным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Силь­ные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гу­манными, законными путями.

Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Цель:

- развитие у школьников качеств, обес­печивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;

- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодоле­нию жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведе­ние в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллек­тиве;

Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведе­ния в экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Школа выживания» один год.

Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен

знать:


  1. правила выживания в условиях автономии;

  2. правила выживания при ЧС;

уметь:

  1. действовать при возникновении ЧС;

  2. действовать в условиях автономии;

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности:

  1. для избегания попадания в стрессовые ситуации;

  2. правильных действий при попадании в ЧС.


II. Учебно-тематический план




Название темы

Общее кол-во часов

Теоретич. часть

(час.)

Практич. часть

(час.)

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1







Автономное существование

22







2.

Понятие об автономном существовании человека

1

1




3

План действия

1

1




4

Сигналы бедствия

4

2

2

5

Жилище

2

1

1

6

Добывание огня

3

1

2

7

Добывание пищи и воды

5

3

2

8

Лечение заболеваний. Лекарственные растения

6

3

3




Пожарная безопасность

5







9

Пожар

1

1




10

Средства пожаротушения

3

2

1

11

Природные пожары

1

1







Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона

4







12

Действия при ЧС природного характера

4

4







Психология поведения людей в экстремальных ситуациях










13

Психика человека в экстремальных ситуациях

2

2




14

Саморегуляция

3

2

1




Топография

31







15

Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле

1

1




16

Топографические условные знаки

3

1

2

17

Рельеф местности и его изображение на картах

3

1

2

18

Приборы для ориентирования на местности

3

1

2

19

Топографические карты

3

1

2

20

Определение расстояний на местности и на карте

3

1

2

21

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту

5

2

3

22

Ориентирование на местности

5

1

4

23.

Изготовление картосхем маршрута

5

1

4




Общая физическая подготовка

5







24.

Бег по пересеченной местности

2




2

25.

Преодоление препятствий

2




2

26.

Силовые упражнения

1




1




Всего

72

34

38

III. Содержание программы

Структурно программа состоит из шести разделов.



Раздел 1: Автономное существование (22 часа)

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана дей­ствия. Определение времени дня.

Подача сигналов бедствия.

Оборудование жилища.

Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах. Водообеспечение.

Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2: Пожарная безопасность (5 часов)

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Дей­ствия при возникновении пожара дома.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.



Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях (4 часа)

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.



Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (5час)

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.



Раздел 5: Топография (31 час)

Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.

Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.

Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута



Раздел 6: Общая физическая подготовка

Бег по пересеченной местности.

Преодоление препятствий.

Силовые упражнения



IV. Методическое обеспечение программы

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и уче­ника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздо­ровительных задач на уроках рекомендуется применять разно­образные формы и методы их проведения.

Словесные методы создают у обучающихся предвари­тельные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные пред­ставления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практиче­ские навыки и умения.



Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, груп­повая, поточная.

Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы, цветные таблицы и карты.

Y. Список литературы.

  1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.

  2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.

  3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

  4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.

  5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых про­дуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

  6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

  7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.

  8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.

  9. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

  10. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

  11. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.