Образовательная программа по новым стандартам, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-техничес - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Образовательная программа по новым стандартам, поставлена задача создания необходимых - страница №1/1

Внедрение новых образовательных стандартов

в начальном звене

в условиях сельского лицея.

Выступление

на пленарном заседании

районной педагогической

конференции

Директора

МОУ лицея с.Хлевное

Пожидаева С.А.

Детство не только подготовка к взрослой жизни, но прежде всего самоценный и уникальный период, от полноты проживания которого в значительной степени зависит вся последующая судьба человека. Поэтому в начальной школе важно дать детям максимум условий для развития, образования, самовыражения. На это направлены новые федеральные стандарты начального общего образования.


Нача́льное образова́ние — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Лицей села Хлевное в числе 25 других образовательных учреждений Липецкой области активно включился в эксперимент по апробации материалов федерального государственного стандарта начального общего образования в 2010-2011 учебном году. Был составлен план экспериментальной деятельности, распределены обязанности, подготовлена необходимая нормативная база, написана образовательная программа по новым стандартам, поставлена задача создания необходимых санитарно-гигиенических и материально-технических условий для апробации ФГОС второго поколения по следующим направлениям:

- отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;

- формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Чтобы построить модель начальной школы, отвечающей заявленным ценностям и целям, мы внесли следующие изменения в учебно-воспитательный процесс:



1. Переход от учебно-предметного содержания образования, к образованию, основанному на развитии универсальных учебных действий.

2. Постепенный отказ от урока как единственной единицы учебного процесса. Наряду с уроком возникают иные образовательные формы: «погружения», проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путешествия и игры, мастерские и т. д.

3. Работа по определению и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.
Сейчас наша начальная школа состоит из 13 классов, по 3 класса в параллели, 4 класса в параллели третьих классов общей численностью 293 человека. Все классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней отдельную часть в два этажа.

Учебный план составлен на основе Федерального БУПа .



Иностранный язык и информатика по программе изучаются со второго класса, есть классы с углубленным изучением английского языка.

За счет часов внеклассной работы, предусмотренных уставом Лицея , организуется работа кружков и студий.

Дети находятся в лицее с 8.20 . до 16.00, организован подвоз по трем маршрутам.

Специалисты-предметники ведут уроки физической культуры, музыки, иностранного языка, изобразительного искусства, информатики. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия музыкой, хореографией, аэробикой, художественным творчеством, физкультурой, театром.



У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев иногда меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство.
В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого существует детский спортивный комплекс в лицейском дворе, теннисные столы в рекреациях, зеленые уголки для отдыха, игровой уголок с ковром, игрушками в рекреации , не учебные уголки в классах с мягкой мебелью и ковром.
Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки в первом классе ведутся по 35 минут, проводится динамический час. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и медсестрой лицея осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка.
Каждая минута, проведённая в лицее, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
В прошедшем учебном году 1 «в» класс лицея обучался по новым стандартам начального общего образования. Количество учащихся – 25. Классный руководитель – учитель начальных классов высшей квалификационной категории Дуванова Галина Викторовна. Учебно – методический комплект «Начальная школа ХХI века» под редакцией профессора Виноградовой Н.Ф.

Все 25 учащихся посещали группу продленного дня.

Занятия внеурочной деятельностью включены в режим работы ГПД, ежедневно в течение пяти дней, после обеда и прогулки на свежем воздухе, с 13-25 до 14-00.

Для проведения кружковых занятий класс делился на две группы по 12 и 13 учащихся, при этом воспитателю ГПД отведена роль куратора, сопровождающего детей. Кружковые занятия проходили по расписанию, длительность занятия 35 минут. Каждый учащийся посещал 5 кружков в неделю.

В лицее созданы все условия для обеспечения полноценной внеурочной деятельности обучающихся.

Кружок «Английский для малышей» проводился в лингафонном кабинете, кружок «Компьютерная азбука» -в компьютерном классе, хореография – в хореографическом зале, вокально-хоровой кружок – в музыкальном зале.. Остальные кружки проводились в кабинетах с мультимедийным оборудованием. В классном кабинете для учащихся выделено место, оборудованное для подвижных игр.



Результаты первого года обучения по новым стандартам.

При посещении уроков в 1 –м классе бросается в глаза то, что у детей развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Учащиеся сами выбрали тему для коллективного учебного исследования «Мягкие лапки, а в лапках – царапки». Наблюдали за животными, результаты наблюдений рассказывали на занятиях, изучали породы кошек, их повадки, образ жизни. Результаты исследований оформлены в презентацию и буклет, двое учащихся 1 в класса выступили на лицейской научно-практической конференции в апреле 2011 года.

По итогам мониторинга за первое полугодие отмечается 100% удовлетворенность детей занятиями всех кружков.

В результате обучения английскому языку учащиеся овладели словарным запасом английских слов из 30 лексических единиц, овладели счетом до 12, знают английский алфавит, владеют фразами на тему приветствия и первого знакомства.

После цикла занятий кружка «Мои права» с учащимися была проведена беседа по основным темам. Учащиеся показали знания по темам: Ребенок. Семья. Правила для лицеистов. Правила поведения и общения в лицее, дома, в общественных местах. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Триколор. Столица. Москва. Президент. Символы нашего города Липецка и села Хлевное.

В результате изучения информатики на занятиях кружка учащиеся изучили понятие информации, ее виды, способы хранения. Научились элементарным навыкам работы с компьютером, научились работать с текстами и изображениями на экране компьютера на пользовательском уровне.



Результаты мониторинга удовлетворенности .

Мониторинг удовлетворенности родителей организацией учебного и внеурочного процесса проводился два раза: стартовый в сентябре и по итогам полугодия в декабре. В сентябре больше половины родителей (65%) высказывали опасения по поводу возможной перегрузки детей, их усталости. Итоговый опрос показал, что большинство родителей (87%) удовлетворены организацией работы в классе. Они положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

Режим работы первоклассников способствует разумной смене деятельности, кружковые занятия продолжительностью 35 минут не утомляют детей. Уровень развития первоклассников из экспериментального класса по показателям: развитие речи, умение общаться, знания об окружающем мире, навыки работы с компьютером, знания по английскому языку, - дает основания утверждать, что выбранный режим занятий и их содержание близки к оптимальному для данного возраста.

При организации внеурочной деятельности в 1 в классе администрация лицея не испытывала особых трудностей, главное препятствие – позиция родителей, их опасения возможных перегрузок учащихся. Проделанная разъяснительная работа классного руководителя, завуча по начальным классам, директора лицея, статьи в районной газете, родительское собрание по итогам первого месяца занятий помогли убедить родителей в целесообразности такого режима.



Однако при планировании введения ФГОС начального образования в новом учебном году в трех первых классах мы наметили новые пути реализации ФГОС начального общего образования. Для создания системы кружковых занятий будем сотрудничать с домом детского творчества, со школой искусств, с Центром культуры, с детской юношеской спортивной школой села Хлевное. Классные руководители первых классов будут находиться с обучающимися до окончания всех урочных и внеурочных занятий, выполнять все режимные моменты.

В заключение хотелось бы отметить, что мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Если мы создадим условия, при которых ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, нацеленные на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то тем самым достигнем тех целей, которые ставит перед нами новый стандарт начального общего образования