Образование и психологическое здоровье Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник научных статей и докладов участников научно-практической... 19 4210.45kb.
Сборник тезисов докладов участников III научно-практической конференции... 4 967.24kb.
Ббк 74(2)я43 Вольского педагогического 25 9115.97kb.
2, 2009 Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество... 19 3563.33kb.
С. С. Малаев Доказывание при особом порядке судебного разбирательства 1 145.22kb.
Шелестюк Е. В. Методика выявления количественных показателей истинности... 1 86.06kb.
«Психологическое здоровье учащихся» 2 450.77kb.
Вместе с тем, работа эта еще далека до своего завершения, а сама... 1 112.97kb.
Отчёт о зональной научно-практической конференции «Юный исследователь... 1 45.92kb.
Программа IX республиканской научно-практической конференции 1 104.49kb.
Аквакультура осетровых рыб: достижения и перспективы развития. 1 45.92kb.
Аналитическая химия 1 107.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Образование и психологическое здоровье Сборник Научных статей и докладов участников - страница №11/11


Создание благоприятного микроклимата в детском саду через организацию образовательной среды


Щаева И. В.

педагог-психолог детского сада №160 «Дубравушка»

АНО ДО «Планета детства "Лада" г.о. Тольятти

В настоящее время происходит активное реформирование системы дошкольного образования, внедряются новые программы, инновационные технологии, но основной задачей по-прежнему остается охрана здоровья и безопасность детей.

Приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие детей. Особое место уделяется развитию эмоционально-личностной сферы ребенка и созданию в детском саду современной здоровосберегающей образовательной среды и благоприятного микроклимата.

В психологическом контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развивающая среда  это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение 3. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.

Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, но и от условий среды, и от природных задатков, и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка 2. Данный процесс сложно контролировать, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Задача воспитателя  профессионально организовать этот процесс. Педагоги нашего детского сада активно включаются в инновационную деятельность, используя разнообразные способы организации образовательного процесса, внедряя авторские программы, современные педагогические технологии, что способствует всестороннему развитию каждого ребенка.

В нашем детском саду образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, гендерных особенностей. Предметную среду оснастили таким образом, что дети могут свободно и по интересам выбирать себе игры, игрушки, книги, предметы и материалы для разнообразных игр и непосредственной образовательной деятельности, реализации своих замыслов. Пространство групповой комнаты дает возможность детям уединяться, играть по подгруппам. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований.

Для всестороннего развития детей оборудованы: кабинет компьютерной грамоты; кабинет английского языка; изостудия «Солнышко»; физкультурный, тренажерный и музыкальный залы; кабинет психолога; бассейн, фитобар «Одуванчик».

Обогащенная среда в нашем детском саду обуславливает развитие любознательности, вербальных и математических способностей, интеллекта ребенка, беглости мышления, задатков лидера, более благоприятных детско-родительских отношений, социально-адекватного поведения в обществе.

При поступлении в образовательное учреждение многие дети переживают адаптационный стресс. Поэтому наша задача  помочь каждому ребенку преодолеть стресс и успешно адаптироваться к новым условиям. Это касается не только детей раннего возраста, но и детей других возрастных категорий. Несомненно, терпение, ласковый тон, установление эмоционально-личностного контакта с каждым ребенком, доброжелательное отношение к детям и родителям  важный критерий создания благоприятного микроклимата в дошкольном учреждении. В связи с этим усилия педагогов направлены на то, чтобы максимально приблизить среду ДС, отдельных помещений к семейной, домашней обстановке, создав условия для организации личного пространства.

Вопрос личного пространства мы решили через внесение в групповые комнаты ширм для уединения, они оригинальны и интересны тематически, например: «Замок», «Космический корабль», «Ракета», «Гусеница» и др., а также являются украшением группы, снимают напряжение у детей, используются для развития речи, сенсорики, организации театральной деятельности 4.

Особое место занимают оформленные во всех возрастных группах центры семьи, где расположены любимые игрушки, фотоальбомы с семейными фотографиями, представлены генеалогические древа, сделанные родителями и детьми, телевизоры, видеомагнитофоны, имеется «Мамина почта», где можно найти записку от мамы или оставленную ею игрушку.

Цвет имеет определенное психофизиологическое воздействие на человека, поэтому большое значение имеет эстетическое оформление дошкольного учреждения, тщательно осуществляется подбор цвета для лестничных площадок, групповых комнат, раздевалок, спальных комнат. Преобладают светлые, пастельные тона, много персикового цвета – как считают специалисты, это цвета здоровья, позитивной энергии. Радуют глаз, создают атмосферу тепла и уюта сочетания желтого и зеленого цветов. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Территория вокруг детского сада не осталась без нашего внимания, ведь именно она создает первое благоприятное впечатление у детей и их родителей о дошкольном учреждении. «Мне здесь нравится»,  должен сказать каждый, кто придет к нам в детский сад. Веселые лужайки со сказочными персонажами, бассейн, летний театр «Арлекино», «Поляна сказок», «Веселый стадион», «Шахматный клуб» и др. Оснащение воспитательно-образовательного процесса, создание развивающей среды стали первоочередными задачами для педагогического коллектива дошкольного учреждения.

Для психолого-педагогического просвещения родителей мы используем информацию на стендах и ширмах, консультации специалистов, деловые игры и тренинги, «Дни отрытых дверей», совместные досуги и праздники, также у нас ведется работа «Семейного клуба», проводятся «Уроки общения», осуществляются мультимедийные проекты. Используемые формы работы способствуют улучшению детско-родительских отношений, позитивно влияют на психологическое здоровье ребенка и его отношение к дошкольному учреждению.

Большинство детей нашего детского сада имеют благоприятный статус среди сверстников, что было выявлено с помощью анкетирования: 94% родителей отмечают благоприятный микроклимат, созданный коллективом детского сада; 34% детей выпускных групп имеют высокий уровень социально-эмоционального развития, у 64 % данный показатель зафиксирован в пределах нормы. Результаты диагностики свидетельствуют об успешной адаптации 89% детей, однако у нас есть возможность работать над улучшением «нашей среды».

Организация образовательной среды  это не кратковременный проект. Общество предъявляет все новые и новые требования, соответственно работа должна быть мобильной, гибкой и желательно, чтобы материальные трудности не становились препятствием для создания благоприятной атмосферы в дошкольном учреждении,


Литература

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. – 1995.  № 4. – с. 37-42.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология.  М.: Педагогика, 2007.

  3. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 2003. – 112 с.

  4. Пенькова Л. А., Шестакова Л. М., Мязина А. И. Методическое пособие.  Тольятти, 2000. – 128 с.

  5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.  М.: Просвещение, 1993.



Исследование особенностей динамики интеллектуального развития учащихся, участвующих и не участвующих в программе «Шахматный всеобуч»


Яхина Р. Р.,

научный сотрудник Регионального социопсихологического центра

Бубнова Ю. В.,

начальник лаборатории практической психологии Регионального социопсихологического центра

Происходящие изменения в обществе предполагают существенные новации в образовательном процессе. Систему образования следует считать передовой лишь в том случае, когда ее методология способна активно влиять на характер воспитания и обучения каждого ребенка. Систематические занятия шахматами, представляющих собой интеграцию науки, искусства, спорта [1], способствуют увеличению познавательных потребностей, самостоятельности мышления, повышению общего уровня развития детей [2; 3].

Программа «Шахматный всеобуч»  это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика. Как известно, в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данная программа обучения шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков педагогики. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих школьников, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность и изобретательность.

11.01.2010 г. в 40 образовательных учреждениях Самарской области в качестве эксперимента началось обучение школьников на начальной ступени обучение игре в шахматы. Задачей специалистов Регионального социопсихологического центра явилось изучение динамики интеллектуального развития, творческого мышления, рефлексии, внимания и памяти учащихся 2-4-х классов, участвующих и не участвующих в программе «Шахматный всеобуч».

В качестве критериев оценки влияния обучающей программы «Шахматный всеобуч» на развитие учащихся начальной школы были выбраны следующие: невербальное интеллектуальное развитие, творческое мышление, теоретическое мышление (теоретический анализ, рефлексия, планирование), внимание (концентрированность и устойчивость), память.

Выборка составила 20% от числа всех экспериментальных классов, участвующих в программе «Шахматный всеобуч». Перечень школ утвержден распоряжением Министерства образования и науки Самарской области №182-р от 16.03.2010 года. Внутри выбранных классов проводилось сплошное обследование всех учащихся. Контрольная группа подбиралась случайным образом внутри населенных пунктов по принципу аналогичности экспериментальному классу: одному экспериментальному классу соответствовал один аналогичный класс, не обучающийся по программе.

Исследование проводилось в три этапа:

Подготовительный этап  изучение научной литературы по проблеме исследования, составление выборки исследования (январь – февраль 2010г.).

Констатирующий этап  организация поля исследования, проведение исследования (март  май 2010 г.  1-й срез; март – май 2011 г. – 2-й срез).

Заключительный этап  обработка полученных результатов: качественный и количественный анализ, статистическая обработка данных, интерпретация и оформление результатов исследования (июнь – декабрь 2011 г.).

Данное исследование показало, что среди учащихся, занятых в программе «Шахматный всеобуч», наблюдается сокращение количества детей с низким уровнем интеллектуального развития (со 2-й по 3-й класс количество учащихся сократилось с 22% до 14%, с 3-го к 4-му классу их число сократилось с 27% до 19%) и рост со средним и высоким уровнем невербального интеллектуального развития. Также в данной группе учащихся наблюдается позитивная динамика успешности при решении задач на целостное планирование (от 2-го к 3-му классу успешность выполнения заданий возросла на 3%, от 3-го к 4-му классу  на 30%) и теоретический анализ (от 2-го класса к 3-му результаты увеличились на 8%, от 3-го класса к 4-му – на 25%), которые являются компонентами теоретического мышления.

На основании полученных выводов были разработаны следующие рекомендации:

1. Необходимо расширить внедрение программы «Шахматный всеобуч» в начальной школе. В связи с реализацией ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности, рассмотреть возможность введения данной программы в качестве обязательного компонента.

2. Целесообразно расширить круг измеряемых показателей при проведении исследования с точки зрения оценки формирования всех регулятивных универсальных учебных действий, так как данная программа способствует их формированию.

3. Данную программу можно применять в качестве коррекционно-развивающей для детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.


Литература

  1. Ботвинник М. М. Методы подготовки к соревнованиям.  М.: Фонд «Михаил Ботвинник», 1996.  78 с.

  2. Вершинин М. А. Педагогическая система формирования логического мышления обучаемых на основе шахматного материала.  Волгоград: ВГАФК, 2002.  182 с.

  3. Дворецкий М. И. Методы шахматного обучения.  Харьков: Фолио, 1997.  272 с.

  4. Зак А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. – М.: Генезис, 2007 – 160 с.

  5. Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – М.: АНО «ПЭБ», 2001. – 216 с.

  6. Симкин Ю. Е, Суханов В. Ю., Барташников А. А. Объективная диагностика оперативной памяти у шахматистов-спортсменов // Теория и практика физической культуры.  1984.  № 2.  С. 5556.

  7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

Научное издание



Образование и психологическое здоровье

Сборник научных статей и докладов

Участников ежегодной научно-практической конференции

Подписано в печать 29.06.2012 г. Формат 60х90/16.

Печать оперативная. Гарнитура Arial Narrow. Усл. печ. л. 9,25.

Тираж 300 экземпляров. Заказ № 166.

Отпечатано редакционно-издательским отделом

Регионального социопсихологического центра



443034, г. Самара, ул. Металлистов, 61в, тел. (846) 993-16-38.



<< предыдущая страница