Обычаи, традиции и обряды казахов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Обычаи, традиции и обряды казахов - страница №1/1

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАХОВ

АУЛА КАРАЗЮК В ПЕРИОД XX ВЕКА

Автор Мукашева Эльмира, ученица 7 класса

РуководительАманжолов Н.А., учитель истории

Каразюкская ООШ

2005 год

В этой работе я попытаюсь рассмотреть вопросы, связанные с соблюдением казахами аула Каразюк обычаев, традиции и обрядов в период XX века. Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили в России в этот период. Исходя из этого, исследование будет проводиться общеисторическим сравнительным методом.

Попробуем выяснить и проследить, как соблюдались и видоизменялись казахами нашего аула обычаи, традиции и обряды в период XX века. Основными направлениями исследования явились: погребально-поминальный обряд, свадебный обряд, детские обряды, обычаи и традиции.

Затруднения, связанные с исследованием данной темы, заключается в скудности данных в архиве района. Одним из источников, на которые мы будем ссылаться, являются материалы, собранные по устным преданием аксакалов нашего села: Жусупова К.Ш., Мукашева К.М., Мустафина И.А., Исина К.А., Альжановой А., Ильяшевой Х, Терембаевой Б, Жунусовой К., а также сведения, которые были взяты из архива этнографического музея Каразюкской основной школы.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиции и обрядов, которые должны передаваться из поколения в поколение. Между тремя этими понятиями есть различия, но в целом они составляют систему культурных ценностей любого поселения. Обычаи – это общепринятый порядок в быту того или иного народа. Традиции – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обычаи, традиции и обряды у казахов до 1917 года были сформированы на протяжении нескольких столетий и определялись кочевым образом жизни и мусульманской религией. Условно их можно разделить на погребально-поминальный обряд, свадебный обряд и связанные с ними обычаи и традиции, детский обряд и связанные с ними обычаи и традиции.



Погребально-поминальный обряд

В повседневной жизни мы часто встречаемся с похоронами человека. Изучение похорон и поминок казахов представляет значительный интерес в связи с сохранением реликтовых форм обрядов до настоящего времени.

Погребально-поминальный обряд у казахов состоит из следующих этапов.

Первый этап – это обряд, связанный с подготовкой умершего к похоронам. В него входит обмывание. В обряде обмывания участвуют пять-семь человек – близкий родственник покойного и по одному представителю от родовых групп. Обычно умершего обслуживали мужчины, а умершую – женщины. Молодым этого делать нельзя было, так как считалось, что тем самым они могли ускорить свою смерть. Сын или дочь ни в коем случае не должны были обмывать своего отца или мать. Во время обмывания родственник покойного лил воду на тело от головы к ногам, остальные участники обряда, стоя по обе стороны и обмотав руки кусками белой ткани, обтирали покойного. Сначала обмывали голову, рот, нос, правую кисть руки, затем левую кисть, правую ступню, левую ступню, правую лопатку, левую лопатку и все тело. Куски ткани или специальные мешочки – рукавицы для обмывания закапывали вблизи от могилы, поскольку они считались ритуально нечистыми, возможным объектом магического нанесения вреда со стороны умершего. Обмывание заканчивалось, когда родственник покойного, ливший воду, считал тело ритуально чистым.

После обмывания было обряжение тела в акырет, который мулла выкраивал из белой материи. В данном случае мулла выполнял обязанность, не свойственную священнослужителям ислама. Акырет обычно должны готовить родственники. . Мужской акырет кроится следующим образом: прямоугольный кусок материи должен соответствовать в длину расстоянию от плеч до колен покойного. По сгибу и от него посередине верхнего полотнища делают разрез для головы. Это часть акырета – жейде (рубаха). Другим куском ткани обворачивали ноги, на голову из такой же ткани накручивали чалму. Женский акырет состоял из нескольких узких полотниц.

Одетое в акырет тело клали на табыт, который обычно хранился в мечети. Покойника на табыт мог положить любой из мужчин, покойницу должен был класть или брат или отец или дядя по матери, но не муж, который после смерти жены считался посторонним. Если никого из родственников не было, покойницу укладывал на табыт пожилой мужчина. Одетого в акырет покойного обворачивали в ковер или палас, перевязывая в трех местах.

После облачения проходил обряд – чтение муллой молитвы с целью искупления грехов покойного, который добровольно принимал на себя один из присутствующих или сам мулла.

Для совершения мусульманской панихиды (жаназа) тело, как правило, выносили на улицу, на тихое место, освещенное солнцем, или в этом же помещении, в котором одевали и обряжали покойного. «Жаназа» - одна из последних почестей, оказываемых умершему. После панихиды (жаназа), которую служил имам-мулла, тело перевозили на кладбище.

Второй этап – это погребальная церемония. На кладбище умершего клали на южную сторону могильной ямы. Четверо мулл располагались по краям могилы, пятый – молда – становился у головы покойного. Затем развязывали ковер (палас), 3 человека, представлявшие разные родовые группы, спускались в могилу и принимали тело, опускаемое на тесьме или полотенце, которые ими забирались. Имам читал при этом молитву «положение в могилу» - кабыр садака (буквально «милостыня могиле»), затем муллы по очереди произносили соответствующие суры Корана.

У казахов было известно два варианта погребения: север-юг, запад-восток. Перед прочтением заупокойной молитвы (жаназа) всем почетным гостям предписывались дорогие подарки (жол), а также деньги. Помимо подарков, присутствовавшим раздавали и лоскутки ткани (жыртыс) в качестве подарка покойного за участие в его проводах на тот свет.

Непосредственным участникам похоронной процессии «жыртыс» давали на кладбище, где и разрезами отрезы ткани на небольшие кусочки.

Казахи, как и другие народы Средней Азии, стремились похоронить человека на его родовом кладбище, рядом с родственниками и предками.

Третий этап – это поминальный обряд. Поминальный обряд у казахов проходит на 3,7,40,100 дней и через год. Годовые поминки (ас-угощение, жылы-годовщина) были главным и завершающим обрядом поминального цикла. На них семья покойного, в соответствии со своими возможностями, приглашала большое число гостей. «Ас» требовал больших расходов и хорошей организации. Определялось количество гостей, юрт, главных мясных блюд, сроки доения кобыл. Окрестное население о предстоящих годовых поминках извещалось за два месяца до тризны, чтобы люди смогли подготовить коней для участия в скачках.

Приезжие, прежде всего, заходили в «черную» (трудную) юрту, где в обрядовом одеянии находились женщины и девушки, оплакивающие покойного родича. Поминая умершего, читая Корон и благословляя угощение, приезжие направлялись в юрты, предназначенные для гостей. Там им подавали кумыс, чай, ащак, асбудничную еду. За день основного действия устраивали конные скачки. На второй день резали жертвенный скот. Ас продолжался день, два, а великие празднества – три дня подряд. Пышные, обильные асы могли устраивать только богатые, состоятельные люди. Весь год продолжается жоктац (оплакивание). У казахов оплакивание покойного происходит в форме траурной печальной песни, которые сочиняют акыны или близкие родственники умершего. После годовщины со дня смерти и поминального аса сваты умершего, родственники, родные, аульчане приглашали к себе домой семью усопшего, выражая этим свое сочувствие и предлагая помощь.

По обычаю предков родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и совершить обычай «бата» (молитвы), что является знаком уважения и внимания.

С приходом Советской власти в 1917 г. и запретом религии в погребально-поминальном обряде у казахов больших изменений не произошло. Обряд похорон проводился по тем же трем этапам, но содержалось в тайне его религиозность. Мулла, который читал все молитвы, старался делать это тайно. В связи с процессами в социально-экономической сфере России, происходит упрощение и отмирание отдельных элементов погребально-поминального отряда – это пышность и обильность поминок, так как происходит обнищание населения, особенно в период 30-50-х годов XX столетия. В связи с этим, поминки проходят по упрощенному варианту – чаепитие. К чаю могли подать баурсаки и сырники. В эти годы отходит такой элемент поминок, как жертвоприношения лошади и овцы, по причине бедности населения в период сплошной коллективизации и войны. Последний обряд поминок жылы (годовщина) не проходит так пышно и многолюдно со скачками, как до XX века.

В 70-е годы до 40-ка дней проходил щектик (поминки по четвергам), он проходил только по четвергам. На него приглашался мулла, родственники и соседи. Мулла читал молитву, а потом всех угощали чаем, жаима (тонкие лепешки), остальное меню было свободным, его определяла семья умершего. Если до начала XX века могилы у казахов складывали из сырцового кирпича или дерна, то в советское время устанавливаются стандартные пирамидки из различного материала: кирпич, дерево.

В настоящее время при сохранении в целом основных этапов погребально-поминальной обрядности, появляются изменения за счет упрощения или отмирание отдельных элементов. В последнее время в нашем ауле строится мечеть, и она вносит свои нововведения. В мечети появляется священнослужители: имам (глава мечети), мулла.

Изменяется половозрастной состав участников похорон и поминок, на которые приходят, в основном, люди пожилого возраста, в том числе женщины. В обливании и обряжении покойного теперь участвуют три человека. Годичные поминки утратили характер многолюдного праздника, поминки трехдневные и семидневные, иногда проходят в один день. Сваты умершего, родственники, родные, аульчани и другие, приглашают к себе домой семью усопшего, не сразу после похорон, а в любое другое время. По четвергам, проводится щектик (поминки по четвергам) и семья усопшего обязана до исполнения сорока дней «Бас которуге» (поднять голову), то есть сделать оградку. Оградки в настоящее время делают из металла красного, белого и силикатного кирпича. Обязательно устанавливают символы мусульманской веры – полумесяц и шар, иногда мраморные или гранитные плиты с надписями на арабском языке. С постройкой в нашем ауле в 1993 году мечети имени Кулан Кыпшака, многие религиозные обычаи проводятся под главенством самой мечети: это такие, как Ораза и Курбан-Баирам.

Ораза – это пост мусульман по замаливанию грехов, который проходит в течение месяца один раз в году. С каждым годом он отодвигается назад на 10 дней. В это время все мусульмане держат пост – употребляют пищу только в ночное время от заката до восхода солнца в постоянных молитвах. Разрешается не держать пост больным и малым детям.

Через два месяца и 10 дней наступает Курбан – Баирам и длится три дня. Все мусульмане приносят в жертву животное, которым является овца. В нашем ауле в мечеть приносят баранину, в первый день 1-ая улица, второй день – 2-ая улица и третий день – 3-я улица. Все эти три дня в мечети происходит всеобщее поедание жертвенных животных и чтение молитв.

Свадебный обряд и связанные с ними обычаи и традиции

Традиционный свадебный цикл издревле у казахов состоял из нескольких этапов: предварительный сговор, сватовство, свидание жениха и невесты, свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

С незапамятных времен невесту высматривали заранее до совершеннолетия сына. Искали подходящую семью, специально ездили к достойным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами. Естественно, сватовство не ограничивалось предварительным сговором. Проходили «кыз кору» - (смотрины). После этого проходил такой обычай свадебного обряда как похищение невесты. В подавляющем большинстве случаев юноша и девушка заранее договорились о «похищении». Вечером жених с несколькими друзьями приводил девушку в дом своих родителей, где её осыпали баурсаками и, накинув платок, усаживали на короткое время за свадебный занавес.

На следующий день после «похищения», близкие родственники жениха посещали родителей невесты с целью извинения и договаривались о дне свадьбы. Женитьба взрослых детей осуществлялась после куда-туси (сватовство). Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интересным. На нем определялся размер калыма и срок свадьбы. Затем приближенные жениха, преподносили невесте и её родителям дары, сватующие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила киирык бацыр (обрядовое угощение, состоящее из печени и курдючного сала). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора. При отъезде сватов им преподносили подарки киит : животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Калым состоял из денежной платы, калын мал (мясо лошади или овцы).

Следующий этап свадебного обряда – приезд жениха за невестой. Большое значение придавалось одежде жениха, она должна быть нарядней, чем у других джигитов, чтобы его могли сразу узнать. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий. Если он не справлялся, то должен был платить штраф. На свадебном тое устраивались различные игры: байге (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с подругами обходила всех родственников и прощалась с ними.

Следующий этап свадьбы – келин тисиру (ввести в дом невестку). Встречающие осыпали всех шашу (осыпание). Этот обряд осыпания наиболее популярный у казахов. Осыпали женщины пожилого возраста, применяя при этом сушеные сырки, баурсаки, конфеты и мелкие монеты. Перед свадебным тоем проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая также называется «беташар». После свадебного пира с невесты снимали саукеле (праздничный женский головной убор). Замена головных уборов означала, что она теперь относится к группе замужних женщин. На следующий день после свадьбы проходило никекию (венчание по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садятся перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читает молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передается присутствующим, которые пьют воду и берут из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключается в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходит в мечети.

После всего свадебного обряда, родители жениха и невесты проводят тос (ритуальное угощение снох). На этот обряд приглашаются все молодые келиндер (снохи). Их угощают блюдами и напитками, переданными со стороны невесты или жениха.

В советский период и в настоящее время весь свадебный обряд сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в том, что на свадьбу жених с невестой перестали надевать национальную одежду. По-прежнему, с головы невесты снимается фата и завязывается платок. Изменению также подвергся свадебный той. Перестали проводить национальные игры, которые раньше имели большой размах.


Детские обряды, обычаи и традиции

Каждая семья не представляет своего счастья без детей, особенно мальчиков – продолжателя рода по отцовской линии. В связи с рождением и воспитанием ребенка, у казахов сложилось множество обычаев, обрядов, связанных с многовековым народным опытом и с различными древними верованиями. Свекровь делилась жизненным опытом с молодой невесткой, чтобы она легко могла перенести всевозможные трудности. Каждый, кто узнавал о рождении ребенка, особенно если это был сын – продолжатель рода, спешил первым оповестить родных и близких криком суюнши (известие). Все сразу понимали, что он пришел с добрыми известиями. За это давали подарок.

В первый день молодежь без приглашения собиралась на шилдехана, чтобы отменить рождение ребенка. Затем на сороковой день от рождения ребенка проводилась колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для такого случая приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.

На сороковой день также осуществлялся обычай кыркынан шыгару (вывести из сорока дней). Ребенка купали в соленой воде, и после купания поливали младенца сорока ложками ритуальной воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения – подарок женщинам, которые участвовали в священнодействии. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти. В этих обычаях участвовали только женщины, которые одаривались подарками. Обязательным ритуалом была раздача лепешек, испеченных к этому событию.

Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тисау кесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали.

Наши предки особое значение придавали обряду ат кою (наречение) или Азан Шакыру (зов). Суть этого обряда заключалась в том, что через сорок дней после рождения ребенка собирались аксакалы аула и с утренней молитвой давали ему имя. Обычно имя давал старший из родственников. Мулла произносил молитву и три раза произносил в ухо ребенку его имя. Также у казахов существовал обычаи бесик салу (класть в колыбель). Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком, шубой и сверху клали узду и нагайку.



Из детских обрядов, которые проводились в советское и настоящее время, некоторые претерпели изменения: во-первых, не соблюдается время поведения этих обрядов, т.е. они проводятся иногда до 40 дней. Во-вторых, при наречении имени не всегда старший из родственников определяет его. В-третьих, не сжигается разрезанный шнур после разрезания пут. В-четвертых, не раздают 40 лепешек во время калжа и кыкынан шыгару. Исчезли такие обычаи, как «ит койлек» (собачья рубаха), «бисик салу» (класть в колыбель). Все остальные обряды и обычаи остались без изменений, и проводятся казахами нашего аула.

Заключение


В настоящее время возрождается интерес к прошлому у молодого поколения, актуальными становятся истории малых сел. Люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычай, традиции и обряды из поколения в поколение. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится историей. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия Омской области является одной из самых актуальных задач.

В данном исследовании мы опирались на работы: Свиркина Н. «Наша история», Турсунова И.А. «Очерки истории казахов Омского Прииртышья», Тамилова Н.А. «От Урала до Енисея», Джелбулдина Е. «Традиции и обычаи». Наша работа охватывает хронологические рамки от начала до конца XX века.