Объекты структурных элементов национальной экономики и их математическое описание. Классификация методов прогнозирования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень вопросов для подготовки к экзамену «Экономика предприятия... 1 54.93kb.
Реферат опыт прогнозирования и планирования во Франции 1 122.34kb.
17 Структура национальной экономики. Теневая экономика 1 51.93kb.
Роль государства в кругообороте продукта и капитала 1 77.28kb.
1. 5 Ямайская валютная система: юридическое оформление, характеристика... 1 56.61kb.
Алещенко принцип оптимального разнообразия биосистем 1 268.83kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Основы социального прогнозирования» 1 22.18kb.
Вопросы к экзамену для студентов мгиу 1 16.54kb.
Банковская тайна информация, доступ к которой банк, в соответствии... 2 433kb.
Сетевая Академия Мебели. Архив. Смолы и бальзамы 1 530.01kb.
В структуре управленческой деятельности руководителя бизнесмена можно... 1 107.39kb.
Понятие мэ, механизм и составные части. Периоды развития мх и их... 2 591.86kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Объекты структурных элементов национальной экономики и их математическое описание. - страница №1/1



    1. Перевод итоговой оценки в пятибалльную шкалу

Максимальная оценка – 10 баллов:

Менее 5,0 – «неудовлетворительно»/ «незачтено»

5,0-6,9 баллов – «удовлетворительно»/ «зачтено»

7,0-8,4 баллов – «хорошо»/ «зачтено»

8,5-10,0 баллов – «отлично»/ «зачтено»

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Содержание разделов дисциплины





№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии



Объекты структурных элементов национальной экономики и их математическое описание. Классификация методов прогнозирования.


Классификация объектов по масштабу (уровень предприятий, уровень муниципальных образований, уровень субъектов Российской Федерации). Классификация объектов по показателям (рынок труда,    валовый региональный продукт, показатели промышленного производства, показатели агропромышленого комплекса, показатели строительства, показатели рынка товаров и услуг, денежные доходы и расходы населения, показатели развития социальной сферы, показатели охраны окружающей среды, региональные бюджеты).

. Обработка данных для количественного описания объектов. Характеристика информационного обеспечения моделей прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. 

Формализованные и интуитивные методы прогнозов.


ОК-12, ОК-4, ПК-6

Знать: объекты структурных элементов

Уметь: математически описывать структурные элементы национальной экономики

Владеть: навыками математического описания экономических объектов

Лекции, самостоятельная работа с литературой



Закономерности и присущие им математические зависимости социально-экономических процессов на национальном и региональном уровнях. Динамические модели прогнозирования.

Макроэкономические модели при рассмотрении региона как малого государства: модели Харрода-Домара, Леонтьева, Кейнса, Самуэльсона-Хикса, Неймана. Микроэкономические модели при рассмотрении региона как большой фирмы: модель Коббса-Дугласа, модели поведения потребителей и производителей.


ПК-3, ПК-4, OK-12

Знать: основные законы развития регионов Уметь: выявлять математические зависимости этих законов

Владеть: навыками выявления закономерностей и математических зависимостей социально-экономического развития

Лекции, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание, расчетно-аналитическое задание



Математическая постановка задач прогнозирования в национальной и региональной экономике

Математические модели прогнозирования рыночной экономики, рынка труда, финансового рынка, математические модели государственного регулирования экономики, моделирование цели общественного развития, экономического роста, моделирование комплексного развития регионов.

Прогнозирование инфляции, валютных кризисов и финансовых рисков.



Формализованные и интуитивные методы прогнозов.

ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-6, ПК-10

Знать: основные задачи прогнозирования и основную классификацию методов прогнозирования

Уметь: применять их для составления математических моделей задач региональной экономики

Владеть: навыками математического описания целей и задач экономического развития регионов и подбора наиболее оптимальных методов решения этих задач.

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание



Методы анализа временных рядов и факторные статистические модели прогнозирования.

.Моделирование и прогноз временных рядов: методы сглаживания, выделение сезонной и циклической составляющих, прогнозирование на основе факторной и регрессионной модели, авторегрессионные модели.

ПК-4, ПК-5, ПК-10

Знать: основные понятия и алгоритмы анализа и прогнозирования временных рядов

Уметь: использовать их в анализе экономических проблем

Владеть: навыками решения задач

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, расчетно-аналитическое задание консультации преподавателей



Адаптивные методы прогнозирования

Использование нейронных сетей в прогнозировании: основные понятия, функции активации, методы обучения сети. Адаптивные регрессионные модели. Параметрические и непараметричесие методы байесовской классификации.

ПК-7, ПК-10

Знать: основные понятия теории нейронных сетей и теории классификации (распознавания образов)

Уметь: использовать их при прогнозировании

Владеть: навыками применения адаптивных алгоритмов для прогнозирования поведения объектов национальной и региональной эономики

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, консультации преподавателей



Теоретико-игровые методы прогнозирования.

Основные понятия теории игр. Математическая теория общественного выбора, модели сотрудничества и конкуренции, кооперативные игры.

ПК-4, ПК-5, ПК-7,

Знать: основные понятия теории игр

Уметь: осуществлять математическую постановку задач анализа социально-экономических процессов

Владеть: навыками использования теории игр для анализа социально-экономических процессов в регионе

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, консультации преподавателей



Интуитивно-логические методы и процедуры прогнозирования. Сценарное прогнозирование.

Экспертные методы. Измерение экспертной информации. Метод интервью, метод комиссий, метод «дельфи», метод генерации идей, синоптический метод. Метод анализа иерархий.

ПК-3, ПК-10

Знать: основные понятия интуитивно–логического прогнозирования

Уметь: математически описывать процедуры интуитивно-логического прогнозирования

Владеть: навыками использования этих методов при решении конкретных задач

Лекции, семинары, письменное домашнее задание, самостоятельная работа с литературой, расчетно-аналитическое задание, компьютерные симуляции, консультации преподавателей

Обеспечение содержания дисциплины




III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

              1. Стандартные методы обучения:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия;

  • Компьютерные занятия (выполнение лабораторных работ);

  • Письменные домашние работы;

  • Расчетно-аналитические задания;

  • Самостоятельная работа студентов;

  • Консультации преподавателей.

              1. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Индивидуальный проект.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература


Айвазян С.А. , Мхитарян В.С. Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т.1.2. М.: ЮНИТИ, 2001.

Писарева О.М. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. М. 2003

Колемаев В.А. Математическая экономика. М. 2002

Региональная экономика: учебник/В.И.Видяпин и др./Под ред. В.И.Видяпина, М.В.Степанова. М: Инфра-М. 2006




Рекомендуемые Интернет-ресурсы


  1. www.budget.ru – Финансовое казначейство РФ

  2. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.

  3. www.gallup.ru – Информационно-консалтинговая компания «Галап-Медиа».

  4. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ.

  5. www.mcx.ru – Министерство сельского хозяйства РФ

  6. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

  7. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ

  8. www.cbr.ru – Центральный банк России



Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины


Excel, MATLAB

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)


Дисциплина обеспечена электронным курсом лекций, заданиями для лабораторных работ и индивидуальных проектов.

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Вопросы к экзамену (зачету)


1. Объекты структурных элементов национальной экономики и их математическое описание.

2. Макроэкономические модели при рассмотрении региона как малого государства: модели Харрода-Домара, Леонтьева, Кейнса, Самуэльсона-Хикса, Неймана.

3. Микроэкономические модели при рассмотрении региона как большой фирмы: модель Коббса-Дугласа, модели поведения потребителей и производителей.

4. Математические модели прогнозирования рыночной экономики, рынка труда, финансового рынка, математические модели государственного регулирования экономики, моделирование цели общественного развития, экономического роста, моделирование комплексного развития регионов.

5. Классификация методов прогнозирования. Формализованные и интуитивные методы прогнозов.

6. Моделирование и прогноз временных рядов: методы сглаживания, выделение сезонной и циклической составляющих.

7. Моделирование и прогноз временных рядов: прогнозирование на основе факторной и регрессионной модели, авторегрессионные модели.

8. Использование нейронных сетей в прогнозировании: основные понятия, функции активации, методы обучения сети.

9. Адаптивные регрессионные модели.

10. Параметрические методы байесовской классификации.

11. Непараметрические методы байесовской классификации

14. Основные понятия теории игр.

15. Математическая теория общественного выбора, модели сотрудничества и конкуренции, кооперативные игры.

16. Экспертные методы. Измерение экспертной информации.

17. Метод интервью, метод комиссий, метод «дельфи», метод генерации идей, синоптический метод.

18. Метод анализа иерархий

19. Сценарное прогнозирование.


Примерные темы индивидуальных проектов и лабораторных работ


  1. Сравнение одноотраслевых динамических моделей макроэкономики.




  1. Применение трехсекторной динамической модели Леонтьева к задаче прогнозировании развития региона.




  1. Моделирование и прогноз временных рядов с помощью методов сглаживания на примере конкретных экономических показателей.




  1. Моделирование и прогноз временных рядов с помощью регрессионных моделей.




  1. Анализ влияния различных факторов на развитие региона с помощью дисперсионного и факторного анализа.




  1. Построение простейшей нейронной сети для прогнозирования временных рядов.

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа (формы, часы)

Интер-

активные формы обучения



Формы текущего контроля

Лекции

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Всего



Объекты структурных элементов национальной экономики и их математическое описание.

Классификация методов прогнозирования.



2







2

Работа с лекциями и литературой

4





Проверка письменных заданий и

расчетно-аналитических

заданий




Закономерности и присущие им математические зависимости социально-экономических процессов на национальном и региональном уровнях.

Динамические модели прогнозирования.



2

4




6

Работа с лекциями и литературой

Выполнение расчетно-аналитических заданий

6





Проверка письменных заданий и

расчетно-аналитических

заданий




Математическая постановка задач прогнозирования в национальной и региональной экономике

2

2




4

Работа с лекциями и литературой

Выполнение расчетно-аналитических заданий

4





Проверка письменных заданий

расчетно-аналитических

заданий




Методы анализа временных рядов и факторные статистические модели прогнозирования.

2

4




6

Работа с лекциями и литературой

Выполнение индивидуальных проектов

6


1

Презента-ция

Индивиду-альных проектов


Проверка индивидуаль-ных проектов



Адаптивные методы прогнозирования

2

4




6

Работа с лекциями и литературой

Выполнение индивидуальных проектов

6


1

Презента-ция индивиду-альных проектов



Проверка индивидуаль-ных проектов



. Теоретико-игровые методы прогнозирования.

2

4




6

Работа с лекциями и литературой

Выполнение расчетно-аналитических заданий

4





Проверка письменных заданий и расчетно-аналитических

заданий




. Интуитивно-логические методы и процедуры прогнозирования

2

4




6

Работа с лекциями и литературой

Подготовка к деловой игре

6


2

Деловая игра



Проверка письменных заданий и

расчетно-аналитических



заданий

Итого

14

22




36

36

4