О работе студии оригами Зак Лариса Семеновна - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История оригами 1 107.59kb.
Темы курсовых работ Гостиничные комплексы (Технология винного сервиса) 1 14.97kb.
Спецсеминары, творческие студии, мастер-классы кафедры периодической... 1 49.03kb.
Ббк 88. 37 А87 Дизайн выполнен в Студии Артемия Лебедева 7 2960.72kb.
Киященко Лариса Павловна Лебедев Максим Владимирович Реброва Ольга... 1 59.5kb.
Для правильного и полного заполнения показателей отчета о правозащитной... 1 98.04kb.
Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы 6 552.58kb.
Юр лицо, созданное в опред орг прав форме и имеющее исключительное... 2 623.46kb.
I. Общие положения Экономист по финансовой работе относится к категории... 1 78.77kb.
Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения... 4 593.65kb.
Р. В. Лонкунова Работа школьной телестудии 1 146.81kb.
Сборник тезисов научно- технической конференции «Наука и космос»... 1 241.8kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
О работе студии оригами Зак Лариса Семеновна - страница №1/1

О работе студии оригами

Зак Лариса Семеновна


Добрый день! Меня зовут Лариса Семеновна Зак. В Социальном Центре «Развитие» я веду студию оригами с 1996г.

Оригами – старинное японское искусство складывания из бумаги. Это радостное и доступное детям искусство. За короткое время в руках ребенка разноцветные бумажные квадратики превращаются в удивительные поделки. Ни ножницы, ни клей для этого не нужны.

В нашу страну оригами пришло совсем недавно. Поясню на примере своей «оригамской биографии». В 1990 г. Я закончила курсы педагогов-оригамистов. Это был первый выпуск в нашей стране. Организованы курсы были единственным в то время в нашей стране оригамистом. Ни одной книги на русском языке по оригами у нас не было. А сейчас изданы десятки прекрасных книг по оригами, несколько лет издавался периодический журнал «Оригами», регулярно проходят конференции по оригами, устраиваются выставки разного уровня.

Работы детей нашей студии также демонстрировались на выставках: на городских выставках в Политехническом музее, в Центре детского творчества, на международной выставке в Дарвиновском музее. Наша студия – постоянный участник детского фестиваля искусств и ремесел «Мастера», который ежегодно проходит во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, дети нашей студии принимали участие в благотворительной акции, проводившейся нашим Центром для детей-пациентов детского отделения Гематологического Центра. Они дарили больным детям свои поделки, украшали холлы, коридоры отделения, показывали, как сделать простейшие игрушки из бумаги.

Теперь я расскажу о том, как организованы занятия в студии. Для занятий оригами мы приглашаем детей от пяти до двенадцати лет. В процессе набора детей в начале учебного года я начинаю проводить индивидуальные занятия, чтобы определить ребенка в подходящую группу. В особенности, если ребенку 8-9 лет. Поскольку в этом случае необходимо решить, можно ли его включить в группу детей такого же возраста, занимавшихся в студии ранее. Иногда приходится провести с ним несколько индивидуальных занятий, чтобы, придя в группу, ребенок чувствовал себя комфортно.

Родители вновь набранных детей я всегда предлагаю присутствовать на занятиях, хотя бы на нескольких первых. Мама выполняет те же задания, что и ребенок. Ребенок в этом случае быстрее адаптируется, так как, во-первых, увереннее чувствует в новой обстановке, а во-вторых, - дома мама сможет позаниматься с ним, повторить задания, которые выполнялись в студии. И вообще, что может быть важнее для ребенка этого возраста, чем время, хотя бы недолгое, проведенное с родителями за совместной работой.

По окончании набора и знакомства с детьми организуется несколько небольших групп, не более 3-х-4х человек в каждой. Такой состав группы дает возможность для индивидуальной работы. Никогда не объединяю в одну группу детей дошкольного возраста и школьников.

Занятия с дошкольниками организованы принципиально иначе, чем со школьниками. Во-первых, они разные по длительности: 35-40 минут для детей 5-6 лет, 45-50 минут для детей 7-9 лет, не менее часа для старших детей 10-12 лет. Часто старшие дети занимаются дольше, так как они просто не хотят уходить, не закончив работу. Во-вторых, занятия в разных группах имеют разные цели и, соответственно, используется разная методика их проведения.

Группа детей 5-6 лет

Для ребят дошкольного возраста ставятся цели научиться концентрации внимания, стать более усидчивыми, терпеливыми, аккуратными, развивается глазомер, улучшается мелкая моторика рук (что напрямую связано с развитием речи). Одним словом, на занятиях оригами мы готовим малыша к школе.

Как проходят занятия с дошкольниками.

В самом начале я предлагаю ребенку выбрать один из разноцветных бумажных квадратиков (для детей этого возраста предпочтительней использовать одностороннюю бумагу: ребенку легче добиваться точного сложения, ориентируясь на белый край квадратика). Что можно сделать с листочком, если взять его за уголок очень аккуратно? Можно им размахивать, а потом легонько отпустить: может быть, это летят с деревьев и падают на землю осенние листья? Смотрите, какие они яркие, как красиво кружатся в воздухе! Какое точное и красивое слово «листопад»!А может быть, это летят последние бабочки? Идем дальше. А как спрятать один уголок квадратика? А на что теперь похож твой листочек? Этот вопрос «На что теперь похоже?» я задаю постоянно, с каждым новым сложением листочка. Пусть фантазируют как можно больше, бегают, играют, изображают нафантазированное. К тому же 1-2 перерыва от сидения за столом в течение занятия делать необходимо.

В соответствии с темой занятия вспоминаем стихи, сказки, иногда поем песенки. Далее начинаем складывать. Снова – игра. Сначала: «Раз, два, три – на меня посмотри!» Дети смотрят на мои руки. Я несколько раз показываю движение – сгиб бумаги. Потом: «Три, четыре, пять – вам можно начинать». Дети повторяют движение со своим листочком. Подхожу к каждому, показываю обязательно сама первые сложения. И вот – получилась простейшая фигурка. И всегда – радостное удивление от превращения бумажного квадратика в нечто узнаваемое. Сразу придумываем сюжет для картины, где бы присутствовало несколько таких фигурок, разных размеров, разных цветов. Вот лисенок, где он живет? Давай у него будет братик. А где же их мама и папа?» «Вот цветок, как он называется? Каких оттенков бывают эти цветы? Где они растут? Давай сделаем несколько цветочков») Последующие фигурки дети делают самостоятельно. Правда, иногда просят снова объяснить. «Но ведь у тебя уже есть своя поделка. Это – твоя подсказка». Конечно, подхожу к каждому. Ребенок обязательно должен найти ошибку и исправить ее.

К концу занятия в альбоме у ребенка – картинка, в которой оригамские фигурки дополнены рисунком фломастером. Завершение занятия: «Покажи свою работу детям и посмотри их работы». Хвалю обязательно каждого ребенка, обращая внимание на особенности его работы.

На следующем занятии делаются поделки, закрепляющие приемы, освоенные на предыдущем занятии. А далее – добавляется 1-2 новых сгиба. Через 4-5 занятий делаем итоговую работу. Это – подарок, он должен быть очень красивым. Ведь ты подаришь его тому, кого очень любишь. Приношу разноцветный картон. Всегда предлагаю детям выбрать картон самим и в соответствии с его цветом выбрать цвета квадратиков для поделок. При неудачном подборе объясняю, какое сочетание цветов гармонично.

Работа с детьми 7-9 лет

Цели занятий: дать понятие «базовая форма», изучить 2-3 простые базовые формы; сделать поделки с использованием их; научить работать по чертежам; сделать по чертежам самые простые модели с использованием знакомых уже базовых форм.

В процессе работы с чертежами прекрасно развивается пространственное воображение и логическое мышление: необходимо анализировать ситуацию, шаг за шагом изучать чертеж и сравнивать со своей работой. Здесь важно быть настойчивым, целеустремленным, интенсивно соображать: отключишь мозги на секунду – тут же ошибся.

Конечно, освоение чертежей детьми 7-9 лет – это непросто. Делаю это очень дозировано и очень постепенно. На первых порах чередую занятия по чертежам со старыми приемами складывания (повторение действий за мной). Очень разная реакция детей на начало работы с чертежами: от удивления открытию и энтузиазма («Буду теперь только по чертежам складывать», «Принесите, пожалуйста, такой-то чертеж») до непонимания, в особенности, когда ребенок плохо читает. К сожалению, и во втором, и в третьем классах дети нередко читают лишь по слогам. Приходится принимать полиативное решение: я читаю текст под чертежом, затем разбираемся с самой схемой.

Когда основные навыки работы с чертежами приобретены, переходим от синхронной работы в группе к индивидуальной, тоже постепенно. Каждый ребенок работает со своей скоростью. При этом, скорость сама по себе – не цель. Ведь это часто, особенно у детей честолюбивых («я – самый первый закончил!») ведет к плохому качеству: неточности, плохой проработке складок. Объясняю, переделываем все заново. Далее продолжаем осваивать новые базовые формы, переходим от сложения плоских фигурок к объемным, более сложным.

Работа с детьми 10-12 лет

Дети этого возраста, как правило, занимаются оригами не первый год. Они умеют работать по чертежам, так что все работают самостоятельно. Задачи в этой группе: изучение последних, сложных базовых форм, применение их, дальнейшее усложнение работ (ведь предела сложности в оригами не существует).

Часто даю задания на смекалку. Ребята этого возраста очень любят делать кусудамы (объемные шары), поделки-головоломки, фокусы.

Дети переходят от сложения отдельных фигурок к созданию композиций, плоских и объемных. Рассказываю об очень большом значении оформления для такой работы. Как соотнести: размер работы, размеры фигурок, тон рамки. Как оформить по цвету и материалу фон картины. Выбираем с ребенком сюжет композиции. При этом, стараюсь, чтобы дети проявляли как можно больше инициативы.

Изготовление такой картины – дело уже достаточно трудоемкое. Мощным стимулом является участие ребенка этого возраста в выставках. Вот почему мы ежегодно принимаем участие в 1-2 выставках. По окончании выставки обычно несколько работ оставляем в клубе. За эти годы мы уже накопили некоторый «выставочный фонд» на случай ЧП. Ведь ЧП случается всегда внезапно. Одним из них, например, было срочное приглашение студии оригами на телевидение, на прямой эфир канала М1. Это случилось в самом начале учебного года, и выставочный фонд нас просто спас.


Перехожу к заключениям. Их - два.
Заключение №1, грустное.

Распространение оригами в нашей стране происходит главным образом через школу, благодаря энтузиазму отдельных педагогов. Они, познакомившись с оригами, формируют много навыков, необходимых ребенку для успешного обучения. Эти педагоги включают оригами в уроки рисования и труда. А в студию оригами детей приходит немного. Это происходит по двум причинам. Первая – очень часто взрослые просто ничего об оригами не знают. А вторая, более грустная, - считают, что это абсолютно ненужное для детей занятие - так, какая-то возня с бумажками, ничего для жизни не дающая. Конечно, это – глубокое заблуждение. Поэтому перехожу к заключению №2 – оптимистическому.



Когда на занятиях я вижу, как дети готовы бесконечно фантазировать, и каждая новая форма бумажного листка, возникающая при очередном его сгибе, мгновенно рождает новые ассоциации. Или наблюдаю такое глубокое погружение в чертеже, такую длительную концентрацию внимания при поиске правильного решения… Или когда внезапно в руках ребенка расцвел цветок, или взглянула на него кошечка, или когда получилось замечательное украшение на елку – такое радостное удивление «Как же красиво!», «Наконец-то у меня получилось!». Тогда на вопрос: «Так чем же занимаются дети в студии оригами», мне кажется можно ответить: «Дети занимаются творчеством!».