Нормотворческий процесс в республике беларусь - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Финансирование и... 1 134.78kb.
Чжоу ханьсюань Развитие зкспортного производства в Республике Беларусь... 1 162.35kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 1 255.07kb.
Жилищный кодекс республики беларусь 2 782.8kb.
Нормативные документы,определяющие статус молодых специалистов, гарантии... 4 1067.64kb.
Конституция республики беларусь 1994 года 3 544.27kb.
Кодекс Республики Беларусь(Особенная часть) 1 227.44kb.
О собственности в Азербайджанской Республике 1 195.8kb.
1 Согласно ст. 31 Договора о создании Союзного государства России... 1 15.49kb.
Решение Коллегии Государственного комитета по архивам и делопроизводству... 11 2058.53kb.
Книга республики беларусь 1 40.31kb.
Вопр. 43. Состав экспертизы. Экспертиза 1 78.5kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Нормотворческий процесс в республике беларусь - страница №1/1




ДОКЛАД

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Подготовлен: Романович Т.А.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность – это научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению  действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов.

Подготовка проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” и “Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов ”, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 “О мерах по совершению нормотворческой деятельности”.


Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

1. планирование нормотворческой деятельности;

2. нормотворческая инициатива;

3. подготовка проекта нормативного правового акта;

4. принятие (издание) нормативного правового акта;

5. включение НПА в Национальный реестр правовых актов РБ;

6. опубликование нормативного правового акта.


  1. Планирование нормотворческой деятельности включает в себя разработку:

1) концепций совершенствования законодательства Республики Беларусь

2) государственных  программ подготовки проектов нормативных правовых актов, принимаемый не более чем на 5 лет.

3) ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом Республики Беларусь.
Разработку и внесение на утверждение Президента РБ концепций, государственных программ и ежегодных планов осуществляет Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Проект ежегодного плана подготовки законопроектов разрабатывается на основе:



  • государственных программ подготовки проектов НПА РБ;

  • предложений субъектов права законодательной инициативы;

  • предложения, поступившие от научных учреждений, общественных объединений и граждан.



  1. Нормотворческая инициатива

Предложения  о  подготовке  законопроектов  на следующий календарный год направляются в Центр, как правило, не позднее 1 сентября.

Центр анализирует поступившие предложения о подготовке законопроектов на основе следующих критериев:



  • степени полноты и необходимости правового регулирования соответствующих общественных отношений;

  • обоснованности правового регулирования соответствующих общественных отношений на уровне закона;

  • необходимости принятия данного закона в первоочередном порядке.

Поступившие, а также подготовленные Центром предложения о подготовке законопроектов обобщаются и группируются в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь, после чего предлагаемые к подготовке законопроекты включаются в проект плана.


Нормотворческая инициатива - официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Законодательная инициатива - официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган (в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь).

В соответствии со ст.99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.


  1. Подготовка проекта нормативного правового акта.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется

на плановой основе.

Проект акта должен соответствовать критериям оценки проектов, предусмотренным законодательством.

Проект акта может быть оформлен в виде:


  • нового акта;

  • акта о внесении изменений и (или) дополнений в акт, в том числе путем его изложения в новой редакции;

  • акта о толковании акта (его структурных элементов);

  • акта о приостановлении действия акта (его структурных элементов);

  • акта об отмене акта (его структурных элементов);

  • акта о признании утратившим силу акта (его структурных элементов);

  • акта о продлении действия акта (его структурных элементов);

  • акта о делегировании полномочий на принятие (издание) акта;

  • акта о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора.

Форма проекта акта определяется исходя из компетенции нормотворческого органа (должностного лица) и содержания проекта акта:


Нормотворческий орган

Форма проекта

Президент Республики Беларусь

Декреты и Указы

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Законы и постановления

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

Постановления

Совет Министров Республики Беларусь

Постановления

Министерства, иные республиканские органы государственного управления

Постановления и приказы

Совместные акты министерств, иных республиканских органов государственного управления

Постановления

Национальный банк

Постановления, принимаемые Правлением или Советом директоров Национального банка

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы

Решения

Нормативный правовой акт может приниматься несколькими нормотворческими органами, если Конституцией Республики Беларусь не предусмотрено иное.

Не допускается принятие совместного нормативного правового акта

нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из особенностей компетенции этих органов.


Согласование проектов актов

Проект плана ежегодно не позднее 1 октября направляется Центром на согласование в Совет Министров Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в государственные органы (организации), являющиеся в соответствии с проектом плана ответственными за подготовку законопроектов, иные заинтересованные государственные органы (организации). К проекту акта, направляемому на согласование, должны прилагаться сопроводительное письмо и обоснование необходимости принятия (издания) акта. К проекту акта могут прилагаться иные относящиеся к нему документы, включая результаты расчета финансово-экономических затрат на принятие (издание) акта.


Проект плана после его доработки и согласования в недельный срок визируется премьер-министром Республики Беларусь, председателями Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае возникновения разногласий между визирующими государственными органами и Центром проект плана визируется ими с изложением сути замечаний и предложений и вносится в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Беларусь с приложением соответствующих замечаний и предложений.

Проект плана ежегодно не позднее 15 декабря представляется в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.


Обязательная юридическая экспертиза проектов актов

Проект акта подлежит обязательной юридической экспертизе. Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится соответствующим органом.

По решению нормотворческого органа проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда законом предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке.

По результатам обязательной юридической экспертизы проекта акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта акта.

Проект акта должен соответствовать и согласоваться с нормами:


    1. актов Президента Республики Беларусь,

    2. законам Республики Беларусь,

    3. актам большей юридической силы по отношению к проекту акта, регулирующих общественные отношения как в данной отрасли, так и в смежных отраслях законодательства Республики Беларусь, что обеспечивает отсутствие коллизий и дублирования в правовом регулировании.

    4. Законопроекты

    5. международным договорам Республики Беларусь.

Законопроекты, предусмотренные планом, представляются на заключение в Центр субъектом права законодательной инициативы в недельный срок по завершении их подготовки в соответствии с планом, а законопроекты, за подготовку которых ответственным определен Центр, – не позднее чем за месяц до внесения их в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Центр готовит заключения по законопроектам в месячный срок со дня их получения, а по изменениям и (или) дополнениям, внесенным в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, – в десятидневный срок, если иное не установлено законодательством.




  1. Рассмотрение и принятие (издание) нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом). Нормотворческий орган по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:



  • одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;

  • отклонить проект с указанием мотивов и причин;

  • отложить принятие (издание) НПА на определенный срок;

  • возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений.

Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе делегировать часть своих нормотворческих полномочий иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь.

Субъект нормотворческой инициативы вправе в случае необходимости отозвать направленный им проект НПА до его принятия (издания) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.


Подписание нормативного правового акта

Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:



  • декрета, указа Президента Республики Беларусь, закона – Президентом Республики Беларусь;

  • постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем органа, принявшего (издавшего) акт.




  1. Включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативным правовым актам, включенным в Национальный реестр

правовых актов Республики Беларусь, присваиваются регистрационные

номера Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.




  1. Опубликование нормативного правового акта.

Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.



Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования нормативных правовых актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.http://lib.active.by/belorussianlaw/activeby_readme.php?subaction=showfull&id=1106215231&archive=&start_from=&ucat=17&
2. http://www.bel.biz/pravo/normatives/?pid=1133
3. http://ncpi.gov.by/ncla/lawwork.html
4. http://www.pravo.by/webnpa/text_txt.asp?RN=H10000361 текст закона