Ной педагогики, Артемовск - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возникновение и становление социальной педагогики (соп) как теории... 7 1570.79kb.
На всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято... 3 604.08kb.
Контрольная работа по педагогике (самоаттестация) по разделу «Общие... 1 171.51kb.
Теоретические основы применения моделирования в процессе управления... 2 840.2kb.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании 1 219.06kb.
Основы конституционного права бразилии 3 392.3kb.
Классного руководителя 13 1922.75kb.
Пояснительная записка с точки зрения педагогики, процесс воспитания... 1 308.5kb.
Мировая экономика для факультета международных экономических отношений 1 261.71kb.
1. 8 «Целостный педагогический процесс, как предмет изучения педагогики» 1 32.74kb.
Мировые рынки золота и операции с золотом 1 123.12kb.
- 1 158.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Ной педагогики, Артемовск - страница №1/14

БАК В.Ф.

БИОЛОГИЯ


ЯЗЫКОМ СЕРДЦА

ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСУ БИОЛОГИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕБЕР»

ДОНЕЦКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Донецк 2008

УДК 574/577

ББК 28.0


Б19

Книга создана при содействии сотрудников

Донецкого духовно-культурного центра

«Орифламма»

Фото на обл.: журнал «Культура и время», 2008, № 3

Б19


Бак В. Ф.

Биология языком сердца : [приложение к курсу биологии средней

школы для духовно-нравственного воспитания] / Лаборатория гуман-

ной педагогики, Артемовск. – Донецк : Изд-во Вебер (Донецкое отде-

ление), 2008. – 176 с.

ISBN 978-966-335-217-6

В книге учителя биологии обобщён обширный фактический материал по изучению

биологической жизни. Использован целостный подход в изучении живого вещества,

при котором жизнь рассматривается как закономерное космическое явление, имеющее

двойственную духовно-материальную природу, и представляет собой результат прояв-

ления созидательной деятельности космических сил в развивающейся Вселенной. Зако-

ны функционирования живых систем рассматриваются как частный случай общих за-

конов развития Мироздания.

Уделяется особое внимание работам В. И. Вернадского, посвящённым теории жи-

вого вещества, началу и вечности жизни, переходу биосферы в ноосферу, особенностям

организации пространства и времени живых систем. Книга популярно знакомит с со-

временными научными теориями, не вошедшими в программу школьного курса биоло-

гии, – теорией морфо-генетических полей Н. Гурвича, волнового генома П. П. Гаряева,

гипотезой Жакоба и Мано, синергетикой – универсальным эволюционизмом, причин-

ной или несимметричной механикой Н. А. Козырева и др.

Материалы книги могут быть использованы на уроках биологии для расширения и

дополнения основного школьного курса, а также в рамках факультативного курса «Фи-

лософия биологии», который приводится автором в приложении. Предлагаются разра-

ботки уроков биологии и уроков школьного компонента, иллюстрирующие возмож-

ность использования содержания книги в конкретном педагогическом опыте.

Книга будет полезна учителям естественно-природных дисциплин, старшеклассни-

кам и всем, кто интересуется жизнью как космическим явлением на нашей планете.

УДК 574/577

ББК 28.0

ISBN 978-966-335-217-6 © Лаборатория гуманной педагогики, 2008

3

Посвящаю книгу моим учителям, друзьям и родным



с благодарностью за Светлую веру, любовь и поддержку

Природа не для всех очей

Покров свой тайный подымает:

Мы всё равно читаем в ней,

Но кто, читая, понимает?

Д.В.Веневитинов

Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих зако-

нов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми

К.Э.Циолковский

Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы ог-

лядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира,

тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем сущест-

вом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ?

Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо

мелькающие черты?

Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Не-

сбывшегося, тоскуя о делах дня.

Александр Грин. Бегущая по волнам

Двойственность – основа целостности

Человек – житель двух миров. Один мир – мир внешний, материальный, его трехмер-

ное пространство описывается законами физики. Мы приспособлены к жизни в этом мире,

имеем необходимые органы чувств для его познания и многое можем объяснить с точки

зрения эмпирической науки. Другой мир – мир духовный, он многомерный и бездонный,

как звёздное небо над головой, и существует внутри человека.

Ощущение себя как чего-то большего, нежели ограниченное физическое тело, не по-

кидало меня с раннего детства. Скорее всего, именно в детстве это чувство, которое мож-

но назвать чувством своей бесконечности, является общечеловеческим. Люди с ним рож-

даются, а потом забывают, потому что в суете дня обращают свой взор только на внешние

проявления мира. Их внутренняя бесконечность прорывается в особые минуты счастья и

любви или кризисов и горя. В такие минуты люди думают, что теперь их жизнь изменится

и станет настоящей, а до этих мгновений они проживали её начерно, репетировали жизнь,

а не жили.

4

Я знала с рождения, что мой внутренний мир не исчезнет вместе со мной и, более то-



го, он каким-то образом соединяет меня со всем миром, с прошлым, настоящим и буду-

щим, с чем-то бесконечным, сравнимым только со звёздным небом.

Мир удивительно целесообразный существовал и поражал моё детское воображение

солнечными бликами на песчаном дне реки, изогнутым куполом ночного неба, шелестом

старого тополя и раскатами грома. Радугой, соединяющей меня со всеми людьми нашего

города, потому что все на одно мгновение забывают о своих обычных делах и смотрят на

небо, с радостью и светлыми мыслями о будущем.

Этот мир заставлял меня залезать на чердак дома, долго и тихо смотреть на ночное

небо, доверяя ему свои тайны, замирать от ощущения счастья на вершине меловой горы,

когда вокруг был запах чабреца, песня кузнечиков и облака. Он тянул меня к кистям и

краскам, к красоте и гармонии во всём, что меня окружало. Попасть в него было просто:

остаться наедине с самой собой и прислушаться к своему сердцу.

Человек чувствует себя счастливым, когда может жить одновременно в двух мирах.

Мир внутренний наполняет смыслом существование человека во внешнем мире. Пытли-

вый ум ребёнка нуждается в познании и объяснении окружающего мира, однако, процесс

познания не должен упрощать мир и превращать его в черно-белую очевидность.

«Истина не «думается», она переживается всем существом, всей душой, всем мучи-

тельством личной жизни», – запишет В.И.Вернадский в 1920 г. в своём дневнике.

«Познавая, наш разум не наблюдает, он формирует действительность по правилам

самого человека, из его восприятий и ощущений. Он забывает о себе и начинает «действо-

вать», моделировать параллельный мир. Но без параллельного мира окружающей обыч-

ной реальности не состояться, она оставалась бы инстинктивной, тёмной. Для познания

истины нужны не только умственные способности, но все чувства, мораль, нравственная

ответственность, как это и происходит в реальной действительности. И выходит, что в ос-

нове любых чисто научных проблем лежит нравственное содержание, что они не могут

быть решены иначе, чем материалом самой человеческой жизни», – анализируя жизнь

В.И.Вернадского, пишет его биограф Геннадий Аксёнов [4, с. 253].

Хорошо помню, как после окончания шестого класса, поставила учебник по ботани-

ке на дальнюю полку. Чувство уважения перед книгой, воспитанное во мне с детства,

удержало от того, чтобы не выбросить надоевший учебник. Я думала, что уже никогда не

соприкоснусь со скучной и мертвой наукой, изложенной в нём, и испытывала радость,

зная, что теперь, в окружающем меня мире природы, всё будет по-другому: справедливо

и красиво, без рутины и скуки, нудных заключений о строении и функциях. В учебнике о

жизни не было жизни, и это не позволяло мне принимать такую науку за истину. Чудо

жизни отсутствовало в школьном предмете биологии, а между тем окружающий мир был

наполнен им.

«Всюду, где жизнь самоутверждается и развивается, – запишет философ И.А.Ильин, –

будь то в пространственном движении или в психическом проявлении, – от бактерии или

вируса до слона, от гриба до лианы, от губки и жемчужной раковины до акулы, от преле-

стной бабочки до невыносимо уродливой китайской свиньи, – всюду перед нами таинст-

венное чудо, сокровенно присущее каждому живому существу».

И.А.Ильин, размышляя о путях познания, отмечает: «Возвращаясь из наших научных

лабораторий к созерцанию предмета (мироздания), мы все снова забываем включить не-

обходимую «поправку» на упущенное нами – на динамическую связанность вселенной, на

таинственное единство мира, на сверхсложность и взаимное воздействие всех изучаемых

«обломков», «обрывков» и «нитей». Мы забываем, что в действительном мире этот еди-

ничный «фрагмент» стоит в многообразном и уводящем вдаль взаимовлиянии с другими

«фрагментами» и что эта отдельная естественно-закономерная нить включена в необозри-

мую ткань других, по-своему закономерных нитей» [44, с. 166].

Уважаемый читатель, смотрели ли вы в глаза живой стрекозы или богомола? Глаза

насекомых переливаются глубиной и красками целого океана, в них действительно отра-

5

жается вечность и это трудно передать словами. Мир приобретает другое измерение, в



нём можно утонуть и ощутить присутствие иной, многомерной галактики. Если же вы

рассмотрите глаза мёртвых насекомых, то увидите в них тусклый отблеск отчаяния и од-

номерный мир плоскости. Наши учебники биологии напоминают глаза мёртвой стрекозы,

в них отсутствует жизнь, всё одномерно, состоит из «обломков», «обрывков», «нитей» и

предопределено раз и навсегда!

Доктор педагогических наук, руководитель системного центра содействия воспита-

нию и образованию А.И.Леонтьева, обращает внимание на то, что «все учебники высшей

школы от философии, математики, физики до экономики и права обнаруживают удиви-

тельную вещь: законов природы, с которыми нужно согласовывать практическую дея-

тельность для обеспечения устойчивого развития общества во взаимодействии с окру-

жающей средой, в учебниках нет. С учебниками средней школы – и того хуже! В них –

проекция указанного выше состояния науки в виде лоскутного одеяла из правил по от-

дельным предметам, законсервированных устаревшей педагогической методикой. Ещё в

2000 году в работе О.Л.Кузнецова с соавторами были сделаны выводы, что в теоретиче-

ской физике не существует принципов, из которых следует существование и развитие

жизни... Сказанное в равной мере относится и к законам химии и биологии [58, с. 40].

Академик А.Е.Акимов отмечает: «К сожалению, весь материал физики, как и любых

других естественных наук, в школьных учебниках представлен так, что после его изуче-

ния у школьников должно сформироваться твёрдое убеждение, будто в науке известно всё

и никаких проблем для дальнейшего изучения уже не существует. Естественные науки в

школьной интерпретации беспроблемны» [1, с. 77].

Может ли школьный учитель что-либо изменить в содержании образования, если его

действия регламентированы программами, инструкциями и учебниками, уже написанны-

ми кем-то?

У меня были уроки, похожие на глаза живой стрекозы, но их было не так много, а

возможность что-либо изменить откладывала на будущее.

Встречи с удивительными Учителями Шалвой Александровичем Амонашвили и Ва-

лерией Гивиевной Ниорадзе помогли мне переосмыслить свой педагогический и жизнен-

ный опыт, вспомнить все свои детские переживания, поверить в силу Духа своих учени-

ков и себя, понять, что помочь ребенку раскрыть в себе свою Миссию может только тот,

кто открыл её в себе. Миллионы людей на Земле чувствуют себя несчастными, потому что

живут вне своей судьбы: со своей неосуществлённой Миссией, со своим Несбывшимся,

«тоскуя о делах дня».

«На твоей планете, – сказал Маленький принц, – люди выращивают в одном саду пять

тысяч роз... и не находят того, что ищут... А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-

единственной розе, в глотке воды... Но глаза слепы. Искать надо сердцем» [10, с. 76].

Благодаря встрече с Учителями появилась светлая вера в то, что мечту свою, своё «Не-

сбывшееся» я должна осуществить. Эта книга – результат раздумий по поводу того, как

соединить в преподавании биологии два мира: мир духа и мир биологической материи.

«...То, что называют законами природы, – писал Павел Флоренский, – мне всегда ка-

залось личиной, взятой временно. Иные силы зиждут миром, и иные причины направляют

течение её жизни, нежели то, что принимается наукою. Эти силы и эти причины порою

приподнимают взятую на себя маску и выглядывают из щелей научного миропорядка.

Иногда природа проговаривается и, вместо надоевших ей самой заученных слов, скажет

иное что-нибудь, острое и пронзительное слово, дразня и вызывая на исследование. Тут-

то вот и подглядывай, тут-то и подслушивай мировую тайну. Лови этот момент, где есть

отступление от обычного – там ищи признание природы о себе самой. И с раннейшего

детства я был прикован умом к явлениям необычным. Когда взор направлен в эту сторону,

то и в самом сочетании обычного (если бы поверить в окончательную реальность обычно-

го), в нём уже чуется бесспорное вмешательство необычного, чего-то большего обычных

свидетельств о себе самой природы» [97, с. 642].

6

В современной научной картине мира уже есть место тому, что Павел Флоренский



называет необычным. Ирена Стульпинене, учитель физики из Риги, в своей книге «Физика

языком сердца» отмечает: «Передовая наука утверждает, что сознание и мысли человека

являются неотрывной частью гигантской голограммы Вселенной; что человечество, пла-

нета Земля и весь Космос представляют собой неразрывно связанное живое Единое Це-

лое; что разумом и духовностью, в той или иной степени, пронизано всё вокруг – даже

вещества и тела, которые мы называем косными. В универсальной космической голо-

грамме каждая точка её обладает информацией о мире в целом, и знания каждой науки о

природе есть составная часть этой единой голограммы мира» [77, с. 29].

Меня, учителя, который в лице своих учеников каждый день сталкивается с будущим,

очень волнует то, как я повлияю на это будущее. Смогу ли языком своей науки рассказать

о красоте Мироздания, смогу ли показать, что в формуле цветка и строении звёзд заложен

единый закон, или слова Марины Цветаевой: «...О, мир, пойми, певцу во сне открыты за-

кон звезды и формула цветка», – так и не будут поняты ими. Прошло время, когда, по вы-

ражению Павла Флоренского, происходило «разобщение человечности и научности. Бес-

человеческая научная мысль – с одной стороны, безмысленная человечность – с другой»

составляли основу научного познания [97, с. 646].

Академик Людмила Васильевна Шапошникова пишет: «Согласно системе познания

Живой Этики место связи с иными мирами, откуда идёт к нам не только энергетика, но и

познавательная информация, находится в нашем сердце. Именно оно – центр нашего соз-

нания человека и носитель двойственности. Ещё в древности сердце отождествляли с

Солнцем. Сердце – перекрёсток, где сходятся дух и материя, инобытие и наш мир, небес-

ное и земное. Из этого вытекает, что и наше сознание формируется во взаимодействии

надземного и земного» [99, с. 34].

Современные дети не хотят соглашаться с тем, что школьное образование ограничи-

вает Истину трехмерным измерением. Истина – достояние расширенного сознания, спо-

собного вместить двойственность, духоматериальность нашего мира. Дети приходят с но-

вым способом мышления и со способностью вмещать двойственность мира или его цело-

стность. Многие наши ученики уже обладают расширенным сознанием, которое входит в

противоречие с сознанием учителей и школьной науки – отсюда причина нежелания

учиться. «Расширение сознания ведёт к новым научным парадигмам, к открытиям и сня-

тию противоречий на определённых ступенях познания... Один из крупнейших англий-

ских философов Фрэнсис Бэкон писал, что «Вселенную нельзя низводить до уровня чело-

веческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы

воспринять образ Вселенной по мере её открытия». Научные открытия и нахождения умо-

зрительной мысли – это всё результат расширения сознания. То, что человек не видит и не

воспринимает сегодня, при расширении сознания завтра станет для него видимым и по-

стижимым», – читаем у Л.В.Шапошниковой [99, с. 37].

В середине XX века австрийский математик Гёдель доказал знаменитую теорему о

неполноте. Смысл её в следующем:

«Если мы сформулируем не подлежащие сомнению очевидные истины, и, рассуждая

по законам логики, постараемся построить из них всю систему знания (так, как это сдела-

но, например, в геометрии Евклида), то обязательно найдётся утверждение, которое нель-

зя будет ни опровергнуть (найдя противоречие), ни подтвердить (то есть вывести из из-

вестных истин путем формальных логических рассуждений). Поэтому всё знание о мире

нельзя построить подобно геометрии, устанавливая истинность тех или иных фактов либо

из опыта, либо формально – логическими рассуждениями» [95].

В биологической науке накопилось большое количество фактов, которые невозможно

объяснить с точки зрения общепринятого научного подхода. В 1927 году Нильс Бор, соз-

давший квантовую модель атома и новую теорию излучения, сформулировал принцип до-

полнительности: «к каждому явлению, к каждой проблеме могут существовать два взаи-

моисключающих, но одновременно взаимодополняющих подхода – оба они в равной мере

7

необходимы для полного познания истины. Бор был уверен, что дополнительность – важ-



нейшее свойство природы, понимание которого требует уже новой логики» [77, с. 149].

Теорема о неполноте Гёделя и принцип дополнительности Бора позволяют утверждать,

что нет в науке единственно возможного и верного пути к Истине. Научная картина мира,

изложенная в учебниках и лишенная неполноты и дополнительности, становится неинте-

ресной, ибо ставит предел в развитии сознания. Пытливый ум ребёнка не находит в науке

ничего такого, что позволило бы ему привнести свой способ познания, разрешить сущест-

вующие противоречия новым путём, объяснить явления более глубоко и на новом уровне.

В естествознании XX века были совершены открытия, которые качественно меняют

научную парадигму мира, но все они остаются за школьными учебниками и программами.

Между тем, всё больше появляется учеников, не удовлетворённых упрощенными трактов-

ками школьного учебника. Что же делать учителю? Думаю, привносить новое в содержа-

ние предмета и расширять его.

В книге предложены дополнения к основному курсу общей биологии, расширяющие

содержание школьного предмета. Их использование призвано способствовать развитию

обобщённо-философского мышления старшеклассников.

Эта книга для тех, кто, по словам И.А.Ильина: «Умеет ощущать божественную тайну

мира и преклоняться перед ней. Так вёл свои исследования уже Аристотель, у которого

всякое познание начиналось с «изумления» и возникало из «дивования». Это исследова-

тельское изумление было предвосхищающим восприятием тайны мироздания и в то же

время живым предчувствием Божества. Оно всегда пробуждает в душе учёного ту своеоб-

разную исследовательскую совесть, без которой наука просто вырождается или совсем не

удаётся. Эту исследовательскую совесть можно было бы обозначить как волю к предмет-

ности познания или как повышенное и обострённое чувство ответственности, как посто-

янную готовность проявить величайшую осторожность, приспособление и вчувствование,

чтобы приблизиться к созерцанию великой и глубокой тайны мироздания» [44, с. 168].

Сообщать новые сведения можно как в структуре программных уроков по биологии, так

и использовать для этого возможности школьного компонента. С этой целью в книге предла-

гается программа факультативного курса для учащихся 11 класса «Философия биологии».

В программе факультатива раскрываются современные научные теории, которые не

вошли в школьную программу, отражающие современное состояние биологической нау-

ки. Ниже приведу некоторые из них, позволяющие преодолеть противоречие между духом

и материей, одухотворить науку. Воспринятые и осознанные учениками, они открывают

перед юношами и девушками новые горизонты науки, способствуют развитию представ-

лений о мире как о целостной, развивающейся открытой системе, построенной по единым

законам, в которой для каждого из них есть место и дело.

Научные теории и гипотезы,

расширяющие современные представления о мире

• Теория морфо-генетических полей А.Г.Гурвича

Обосновывает существование особых морфо-генетических полей, внешних по отно-

шению к клетке, источником которых являются процессы, протекающие в ядрах клеток.

Эти поля проявляют себя относительно элементарных биологических процессов, проте-

кающих в организмах, как постоянно координирующий фактор. Они дают «невидимый

каркас» и являются формирующим (морфогенным) фактором роста и развития будущего

организма [28].

• Теория волнового генома П.П.Гаряева

Доказывает существование солитонной (звучащей) волны, возникающей на ДНК,

способной вступать в акустические резонансы с подобными волнами других ДНК клеток.

Солитонная волна несёт информационно-управленческие функции.

8

Геном работает не только на вещественном уровне, но и на волновом, на «идеальном»



(тонкоматериальном) уровне. Эта идеальная компонента, которую можно назвать супер-

геноконтинуумом. Она является главной знаковой фигурой генома, обеспечивающей раз-

витие и жизнь человека, животных, растений, а также их программируемое естественное

умирание. Нет резкой и непреодолимой границы между волновыми и материальными

уровнями хромосом. Оба они образуются вещественными матрицами, но гены дают мате-

риальные реплики в виде РНК и белков. Супергены преобразуют падающие на них эндо-

и экзогенные физические поля, формируя из них пространственно-разметочные волновые

структуры. Гены могут быть составной частью голографических решеток супергенов и

регулировать их полевую активность. «Супергены могут формироваться как ДНК – РНК –

нуклеопротеид – лазарное поле, промодулированное текстами генов» [28, с. 82].

• Теория физического вакуума Г.И.Шипова (1988 г.)

Утверждающая существование не 4, а 7 уровней реальности, вплоть до Абсолютного

Ничто, которое может соответствовать понятию непознаваемой Высшей Силы. Физиче-

ский вакуум по представлениям современной науки – это некое потенциальное (непрояв-

ленное) состояние всех видов (невидимой) материи. Это некий план, существующий до

того, как (физическая) материя возникла из вакуума. Считается, что все элементарные

частицы, составляющие атомы и молекулы (физической материи), рождаются из Абсо-

лютного Ничто, из этой Великой Пустоты [101, 77, с. 74–75].

• Теория торсионных или информационных полей А.Е.Акимова

Объясняет существование особых торсионных полей, «полей кручения», способных

переносить информацию, не перенося энергию. На основе необычных свойств торсион-

ных полей строятся новые торсионные технологии, способные обеспечить экологическое

решение в будущем самых актуальных потребностей человечества. Мысль человека и

торсионные поля имеют одну природу и общие законы функционирования [77, с. 74].

• Причинная или несимметричная механика Н.А.Козырева (1958 г.)

Рассматривает время не как отвлечённую философскую категорию, а как объективно

существующую реальность – источник жизни во Вселенной. Поэтому нет деградации

(стремления к тепловой смерти) различных структур (галактик, звёзд и т.д.); время питает

энергией системы любого масштаба (от элементарных частиц до самой Вселенной) и, яв-

ляясь некой субстанцией, может быть исследовано экспериментальными методами. Оно

обладает особым свойством, создающим отличие причин от следствий и названным учё-

ным «направленностью» или «ходом Времени». Тем самым определяется объективное от-

личие прошлого от будущего [17, с. 47].

• Теория автопоэзиса («самостроительства») Умберто Матурана и Франсиско

Варела, нейробиологов из Чили (1970-х гг.)

Развитие мира предстает в этой концепции как развитие разума, выражающееся в ус-

ложнении взаимосвязей. Согласно этой теории сущность живого (и сложной организации

вообще) заключается в «автопоэзисе, в постоянном воспроизведении себя, в достраивании

себя, в поиске неполадок (не разрушено ли что-то) и в ликвидации этих неполадок. Мир

эволюционирует необратимо, проходит через каскады бифуркаций, идёт к всё более

сложному, но прогрессивное движение вперёд невозможно без частичных и периодиче-

ских возвратов к старому» [46, с. 61].

• Синергетика – универсальный эволюционизм (1977 г.)

Синергетика «произросла» из теорий термодинамики открытых систем, теории ката-

строф И.Пригожина, Л.Онзагер и Де Дондье и теории турбулентности и генерации лазера

Г.Хакена. Основоположники теории – бельгийский физик русского происхождения

И.Пригожин, американский химик Л.Онзагер и французский физик Де Дондье – описали

процессы в открытых термодинамических системах. Они пришли к выводу, что в Природе

на определённых этапах её развития беспорядок (энтропия) спонтанно, самопроизвольно

превращается в порядок. Эволюция осуществляется по единым законам для систем живо-

го, косного и социального миров. Вселенная – единая самоорганизующаяся система. Про-

9

цессы для всех «этажей» этой системы – едины. В мире идет эволюционный процесс, и



здесь все элементы связаны между собой [38, с. 63–65].

• Учение В.И.Вернадского о живом веществе, биосфере и ноосфере в его глу-

бинном космическом понимании (1926–1938 гг.)

В.И.Вернадский смог охватить в целом понятие жизни и рассмотреть совокупную жизнь

живых организмов на Земле как космическое явление. Понять учение Вернадского невоз-

можно без осмысления его представлений о начале и вечности жизни, глубинных представ-

лений об организации пространства и времени живых систем, их коренного отличия от кос-

ной природы и принципиальной невозможности происхождения живого от неживого.

Ноосфера как естественный результат эволюции биосферы не рассматривалась Вер-

надским только как сфера человеческой деятельности, проявляющая себя в технических

достижениях.

Глубина понятия о ноосфере как единстве исторического и геологического потоков всё

ёщё не осознана нынешним поколением. Ноосфера – геологическая оболочка, это «природное

бытие научной мысли». «Мысль – это не только логическое умозаключение, она – планетар-

ное явление не только сегодня, сейчас, но и исторически. Она цельна как в пространстве, так

и во времени. Научная мысль позволяет человеку усиливаться за счёт прошлого, подключать

к своей деятельности весь потенциал прошлого, весь интеллект прошлых поколений.

Человечество в целом, то есть не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее и

передавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас

идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты – пер-

вично, а всякая машинерия – потом. Человек – проект природы. Так разрешается кажу-

щееся непримиримым противоречие между ним как субъектом познания и им же – объек-

том и деятелем» [4, с. 429].

О мировоззрении учителя

Природа не терпит пустоты. Неполнота школьных учебников требует заполнений.

Так как программы и учебники не дают ответы на многие вопросы, возникающие у под-

растающего поколения, поэтому наши ученики начинают сами ориентироваться в инфор-

мационном пространстве. В нём обязательно найдутся «доброжелатели», предлагающие

утолить «жажду знаний» из первого попавшегося источника. Школьный учитель не может

отсылать учеников к источникам, которых не знает сам.

Мы должны быть интересны нашим детям. Доктор педагогических наук А.И.Леон-

тьева отмечает, что «воспитатель призван строить свою деятельность, исходя из модели

мира, объединяющей самые глубокие прозрения науки и культуры. Нельзя учить, не имея

перед собой такой модели. Воспитывая детей, мы их вводим в этот мир, и ответственность

здесь колоссальная. Ребёнок часто ближе к Истине, чем взрослый. Поэтому учитель дол-

жен постоянно работать над своим пониманием мира, – от степени его глубины и красоты

зависит педагогический успех. Если мир понят ложно, мы, вводя в него ребёнка, можем

сломать детскую душу» [58, с. 43].

Истинная наука и нравственность неразделимы. «Образование без воспитания есть

дело ложное и опасное», – утверждает И.А.Ильин. Оно «не формирует человека, а раз-

нуздывает и портит его», вооружая жизненно выгодными возможностями, «которыми он

– бездуховный и бесхарактерный – начинает злоупотреблять». Формальная образован-

ность «вне веры, чести, совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой ци-

вилизации» [44, с. 177].

Знания очеловечиваются, если в них присутствует человек со своими чувствами, по-

нятиями добра и зла, справедливости, смысла жизни. Если наука не будет очеловечивать-

ся, наполняться духовным содержанием, то наступит обратный процесс – её расчеловечи-

вание. К.Э.Циолковский отмечал: «Надо истинную мораль извлечь из естественных начал

10

вселенной. Из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой



всеми людьми». К.Э.Циолковский смело связал этику и нравственность человека с зако-

нами Вселенной, существование и действие которых он ощущал на себе, внутренне согла-

суясь с ними [97, с. 455].

Д.С.Лихачёв в своём интервью «К вопросу о современном состоянии науки и культу-

ры в России» говорил: «Природа не терпит пустоты, не терпит и бездействия того, что

предназначено для действия. Орган, который не работает, постепенно деградирует. И это

в полной мере касается мозга человека. Его умственной жизни. Мозг у человека будет ра-

ботать, даже если он не образован и не воспитан, лишен традиций. Но в таком случае он

будет работать на зло, а не на добро. Вместо созидания мозг будет применён к разруше-

нию. Человек всегда будет разрушать, если он не знает, что и как созидать, строить и ор-

ганизовывать. Если человек не знает, как конкретно построить мир справедливости, он

весь мир насильем разрушит».

Любой школьный предмет должен воспитывать нравственность ребёнка. Биология

обладает для этого колоссальным набором информации, фактов, законов, которые могут

прочитываться и преподноситься учителем с точки зрения нравственных основ и общече-

ловеческих истин. Добро, любовь, красота, гармония, единство мира, его совершенство,

сопричастность душ, вещей, явлений – всё это присутствует в биологических системах.

Учителю важно это увидеть и передать своим ученикам.

На одном из уроков мы пытались понять, почему Кант в своем знаменитом высказы-

вании соединяет звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас? Ученики дали

пояснение: «Небо и совесть единого Божественного происхождения, поэтому они по-

строены по одним и тем же законам».

«Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несёт

этот Космос в своём внутреннем мире», – утверждает академик Л.В.Шапошникова [99, с. 36].

Учитель, заходя в класс, несёт не только знания, но и образ своих мыслей, он воспи-

тывает учеников своим мировоззрением. Василий Александрович Сухомлинский считал,

что каждый «педагог как воспитатель начинается с того, как он воспитывает мировоззре-

ние». Это высказывание великого учителя мы часто цитировали раньше, а сегодня забыли.

Возможно, мы решили, что мировоззрение – это нечто личное, у каждого свое, зависит от

вероисповедания, закона, национальных традиций?

Мировоззрение – это ось, параллель, скелет жизни человека. По своему содержанию

мировоззрение – это нравственный выбор в жизни пути Добра или Зла. Всё многообразие

существующих выборов, в действительности, сводится только к этим двум. Нравственный

выбор существовал перед человеком всегда и не зависел от того, в какой политической

системе он живёт и к какой национальности принадлежит. Владимир Соловьев в работе

«Оправдание добра» пишет: «Почему, однако, говоря о мире нравственном, мы указываем

на выбор между двумя только путями? Да потому, что при всём обилии форм и проявле-

ний жизни и самой жизни, к её желанному для нас наполнению и увековечению ведёт

только один путь, а все другие, вначале так на него похожие, ведут, однако, в противопо-

ложную сторону, всё более роковым образом удаляются от него и сливаются между со-

бою, превращаясь, наконец, в один путь увековеченной смерти» [75, с. 43].

Человек не просто биологическое существо, подобное животному, он существо нрав-

ственное, ему дарована свобода выбора, поэтому должен сознательно выбирать нравст-

венный путь, согласуясь с законами совести. «А когда человек активно решает идти путём

нравственной пассивности, то он явным образом лжёт, творит неправду и беззаконие и

вступает, очевидно, не на животный путь, а на тот (один из двух человеческих путей), ко-

торый, если не в начале, то в конце оказывается путём вечного зла и смерти».

Вспомним символику русских сказок: богатырь у камня, за камнем – три дороги, но

только одна из них нравственно правильная и приведет к торжеству жизни, а другие две

приведут только к смерти. «Быть животным сознательный человек не может; волей-

неволей приходится ему выбирать между двумя путями: или становиться выше и лучше

11

своей данной материальной основы, или становиться ниже и хуже животного. А собст-



венно человеческое, неотъемлемое у него, заключается не в том, чем он становится, а в

том, что он становится» [75, с. 43–44].

Обучения без воспитания не бывает, а воспитывать, по выражению Ш.А.Амона-

швили, можно только тогда, «когда возникает духовная общность между учителем и уче-

ником» [6, с. 77]. Если учитель не верит в существование духа, то и общность не возника-

ет. Мировоззрение настоящего учителя по глубинной своей сути гуманно. Оно предпола-

гает активный нравственный выбор добра, безграничную веру в Ребёнка, в родство душ

учителя и ученика, в общность «морального закона внутри нас». Вся классическая педаго-

гика основывается на гуманистическом мировоззрении. Шалва Александрович Амона-

швили и Валерия Гивиевна Ниорадзе открыли для меня истинные духовные начала педа-

гогической классики и гуманной педагогики.

«Гуманно-личностная педагогика строится на фундаментальных допущениях, – отме-

чает Ш.А.Амонашвили, – суть допущений в следующих трёх положениях:

– душа человека – есть реальная субстанция;

– она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию;

– земная жизнь – есть отрезок пути восхождения.

Из этих допущений выводится три постулата веры учителя в Ребёнка:

– Ребёнок – есть Явление, «веление духа» в нашей земной жизни.

– Ребёнок несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он

должен служить.

– Ребёнок несёт в себе первозданную энергию духа – неограниченную возможность

духовного совершенствования. Из этого следует, что Ребёнок есть единство заключенных

в нём духовных и природных сущностей, суть Союза Неба и Земли, Души и Тела, непо-

вторимая частица целого» [7, с. 31–32].

Моё мировоззрение основывается на этих допущениях, оно соединяет единым стерж-

нем меня, моих учеников и Небо, озаряя всё, что я делаю, и наполняет Смыслом. Наш мир

имеет двойственную, духоматериальную природу. Человек сам – носитель двойственно-

сти. Признание первенства духа – необходимое условие развития человека и всего связан-

ного с ним мира.

Л.В.Шапошникова отмечает: «Дух по своей природе – тонкоматериальная и высоко-

вибрационная энергетика. Он занимает в Мироздании главенствующее положение, высту-

пая в качестве основы космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в

процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие её формы.

Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несёт

этот Космос в своём внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку вли-

ять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики своего духа» [99, с. 36].

На одном из уроков философии в 11 классе мы пытались понять, как человек может

осознать, что такое Бесконечность. Ученики нашли ответ: «Человек может постичь Беско-

нечность, обладая обычным телом в трёхмерном мире, потому что он имеет бесконеч-

ность внутри себя – это его Душа». Наша Бесконечность в каждом из нас, и поэтому мы

способны переживать особые минуты, когда, глядя на звёздное небо, ощущаем своё един-

ство с ним, счастье и уверенность в том, что всё будет хорошо.

12

Небо внутри нас



(о духовной природе человека)

Что такое душа?

Это неба лоскут,

Развернутый внутри нас,

словно знамя.

И как же мне не парить,

Когда я ношу в себе небо?

Лучия Олтяну [61]

Доктор философии Роберт П.Оккер отмечает, что «все работающие в области образо-

вания должны обладать добрым сердцем и тонкой душой, чтобы из сегодняшних детей

воспитывать людей будущего. Настоящие воспитатели будут заботиться о теле, душе и

духе человека будущего века, чтобы он был всесторонне подготовлен к жизни свободной,

мудрой и независимой. Преподаватели и воспитатели, взявшие на себя роль пионеров в

этом деле, сослужат тем великую службу человечеству» [100, с. 61].

Эта книга – результат долгих раздумий, направленных на то, чтобы науку о жизни –

биологию – одухотворить, наполнить её гармонией и целесообразностью природы. Эти-

мология слов, открывает их истинную суть. Гармония (древнерусское га – движение, гре-

ческое monas – единство) – движение к единству. Целесообразность (цель соединяется с

образом, соответствует образу) – живые системы в своём строении и функционировании

(целях) отвечают идеальному образу (строению).

Моё погружение в биологию, проживание многих уроков со многими детьми приво-

дит к мысли, что всё многообразие живой материи описывается сравнительно небольшим

набором Универсальных Законов, одинаково работающих для всех форм Бытия. Возмож-

но, для биологии может быть открыта Универсальная Теория Единого Поля Жизни. В ней,

подставляя определённые переменные величины, можно будет переходить от одного

уровня организации живой материи к другому. В этом случае не вызывает сомнений то,

что по единым Законам организованы и развиваются не только материя косная (неживая),

живая (социальная и биологическая), но и материя тонких энергетических структур души.

А значит, познание Законов нашего мира возможно через познание нравственных Законов

развития человеческой души. Таким образом, процесс познания и нравственное совер-

шенствование личности – взаимосвязанные явления. Нравственно познавая мир, мы из

будущего привлекаем более совершенный его образ, и мир «позволяет» нам его, то есть

себя, познавать.

Философ Е.И.Рерих пишет: «В каждом созидании необходимо участие энергий чело-

века как носителя высших принципов Космоса. В сокровенном Учении сказано «миры, не

населённые человеком, не могли развиваться и потому разрушились». Таким образом, ста-

новится ясной зависимость миров или планеты от человека и его духовного и морального

уровня» [59, с. 54].

Смотри и вглядывайся в мир,

Душой прекрасное объемля, –

И вечное откроет миг,

А капля отразит всю землю.

Р.Великовский

Человек – активный созидатель мира. Он видит его и соответственно творит таким,

каким представляет, а представить может только то, что соответствует его внутренней

природе, его Духу. Это подтверждается удивительно изящной теорией Множественной

13

вселенной американского физика Хью Эверетта, представленной в его работе «Формули-



ровка квантовой механики посредством понятия «соответственное состояние». Одно из

основных положений новой теории – аксиома о ветвлении или расщеплении, которое

происходит при взаимодействии объекта и наблюдателя. При каждом измерении вселен-

ная, как это не шокирующе звучит, «разветвляется на ряд других параллельных вселен-

ных, на этих точках разветвления – развилках возникают новые вселенные – двойники.

Они дублируют предыдущую вселенную, однако, с небольшой поправкой на сознание

наблюдателя.

Весь мир, согласно теории Эверетта, таким образом, есть ничто иное, как каскады

бесчисленных причинно-следственных цепочек, из которых складываются бесконечные

варианты эвереттовских вселенных. Эта теория объясняет, почему один и тот же экспери-

мент у разных людей имеет при одинаковых исходных данных неодинаковый результат.

По теории Эверетта вероятностью обладает не только будущее, но и прошлое. Для этого

вводится понятие «психологическое время» для каждого наблюдателя. История реально

меняется в зависимости от того, кто её пишет» [67, с. 6]. Жизнь может изменяться в зави-

симости от того, как мы её представляем и как прогнозируем. Мы получаем в реальности

то, о чём мы думаем и мечтаем.

Вот почему так важно, чтобы нравственное и культурное состояние общества соот-

ветствовало тому будущему, в котором мы все хотим жить. Напрашивается очевидный

вывод: мир внешний есть отображение внутреннего мира миллиардов людей, живших и

живущих на Земле. В реальной жизни каждый из нас получает только то, что соответству-

ет его внутреннему содержанию.

Учитель биологии может воспитывать ученика самим содержанием предмета, если он

глубоко осознаёт законы строения и функционирования жизни и сам организует свою

жизнь в соответствии с этими законами. Учитель становится великим воспитателем, если

увидел, понял, осознал гармонию и целостность мира и смог её передать детям. Если он

размышляет над вопросами смысла жизни, своего предназначения, пытается постичь, по

словам Л.Н.Толстого, «отношение конечного к бесконечному», уходит от «праздного ум-

ствования» и верит, потому что вера «одна даёт ответы на вопросы жизни и, вследствие

того, возможность жить» [82, с. 27].

Учитель воспитывает через свой предмет тогда, когда он несёт в себе вечные духов-

ные ценности, преломлённые через личный опыт. Для воспитания духовных и нравствен-

ных учеников необходимы духовные и нравственные учителя.

Ш.А.Амонашвили в книге «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры» отмеча-

ет важность духовной жизни учителя: «Духовный мир каждого из нас неугомонен. Жизнь

в нём течёт в тысячу раз быстрее, чем жизнь внешняя. И хотя мы владеем сознанием и во-

лею, тем не менее, лучшие побуждения остаются незамеченными или улавливаются с

трудом. Но если мы твёрдо будем верить, что они есть и посещают наш внутренний мир, и

настроим наши сердца принимать их и следовать им, то этот незримый процесс движения

к самосовершенствованию будет непрерывным. ...Недовольство временем и обстоятельст-

вами жизни должно стимулировать наши порывы к лучшему. Пусть возмущается наш дух,

но это должно означать: мы не согласны ни со временем, ни с жизнью, если они несут

разложение.

Мы их будем менять. Мы будем перетягивать будущее, в котором наше воображение

рисует всю красоту и мощь Культуры. Эти старания и будут Культурой Образования, это

и будет воспитанием Культуры» [6, с. 56–57].

Учитель, осознающий свой духовный мир, уважает и принимает духовный мир ре-

бёнка, он уходит от механистической картины мира и через свой предмет, языком сердца

и науки говорит о гармонии, целесообразности и красоте. Чтобы школьный предмет вос-

питывал, учителю нужно верить в реальность своей духовной жизни, потому что «духов-

ная жизнь многократно богаче, многограннее и многомернее, чем жизнь в материальном

мире. То, что свершается в материальном мире в качестве разного вида деятельности и их

14

продуктов, есть проявление воли Духа человека» [6, с. 70]. Вера в реальность духовной



жизни открывает перед учителем возможность возникновения духовной общности между

ним и учеником, насыщает образовательное пространство прекрасными и возвышенными

образами, без которых воспитание не состоится.

Особенности организации живой материи

Иерархический закон построения жизни

Жизнь во всех её проявлениях – предмет изучения биологии. Мы без труда отличаем

живые объекты от неживых (косных), опираясь на жизненный опыт. Клейкий лист берёзы,

порхающая бабочка, ребёнок, крепко спящий на руках матери, пчела, зарывающаяся в

сладкую пыльцу цветка – всё это целые миры, наполненные жизнью. Что их объединяет и

заставляет каждого из нас безошибочно отличать живое от неживого?

Зеркала

Я заглянул



В ведро с водой

И разглядел себя,

Я был мальчишкой водяным.

Глаза я поднял

К небу –

И оказался ласточкой:

Летал.

Меня, сидящего на листике зелёном,



Согрело солнышко,

Ведь стал я долгоносиком

В горошинках.

Во скольких зеркалах

Себя увидеть можно!

Которое из них

Укажет правду?

Лучия Олтяну [61]

Попытаемся понять, в чем суть жизни, какие причинно-следственные связи органи-

зуют наш мир и, главное, зачем на Земле появился человек, осознающий жизнь.

Жизнь наполняет наш мир многообразием, красотой и гармонией. На нашей планете

она вездесуща: проникает на большие глубины и возносится до тропосферы. Каждый ор-

ганизм совершенен независимо от того, на каком эволюционном уровне он находится.

Живые системы представляют собой целостный Космос (космос – с древнегреческого –

прекрасное устройство), противостоящий Хаосу. Попытаемся осмыслить общефилософ-

ское понятие Жизни, понять Законы её построения. Именно это поможет нам ответить на

вопрос: «Для чего всё это многообразие форм жизни, почему жизнь построена по законам

Красоты и Целесообразности?»

Жизнь – это открытая, нелинейная система, взаимосвязанных, взаимосогласо-

ванных компонентов, организованная по иерархическому принципу.

Живая структура – это всегда система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных

друг с другом и объединённых единой целью. Клетка включает ядро, органеллы, цито-

плазму. Уровни организации живой материи изучаются в курсе средней школы: клетки –

ткани – органы – системы органов – организм – популяция – биосфера.

15

Живая структура – система открытая, потому что в ней происходит обмен веществ,



энергии и информации с окружающей средой. Открытость – основа жизни. Закрытость

ведёт к смерти, распаду и разложению.

Жизнь – это нелинейная система, в которой трудно предсказать результат от воздей-

ствия какого-либо фактора. Одинаковое воздействие в зависимости от условий будет да-

вать разные результаты: в одних условиях, выражаясь языком символов, 2 х 2 = 4 , а в дру-

гих условиях результат может быть 5 или 10!

Живые системы всегда построены по иерархическому принципу, предполагающему

наличие единого центра регуляции. Жизнь – это метасистема, в ней хорошо прослежива-

ется постепенное объединение всех компонентов. Высший уровень влияет на низший уро-

вень целенаправленно. Он стимулирует в структурах этого уровня новые качества, кото-

рые в изолированном виде им не свойственны. Для всех уровней иерархии справедлив


следующая страница >>