Ниэт д. Норт. Ранний американский институцианализм - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ниэт д. Норт. Ранний американский институцианализм - страница №1/1

НИЭТ Д. Норт.

Ранний американский институцианализм

Т.Веблен, Дж Коммонс, У.Митчелл.

Институты первичны – индивиды вторичны. (Т.Веблен). Институты определяют поведение людей.

Важным является коллективное действие.

Ранний американский институцианализм

Ранний американский институцианализм НИЭТ

Институционализм 1960-1970г. Новый институционализм Дк Гэлбрейт, Ф Перру 30-х -40-х гг. К Эрроу, Р Коуз.

Соврем. «Старый» Неоинституционализм
Институционализм Эволюционн. конца ХХв. Уильямсон, Д. Норт.

Дн Ходнсон экономика (Шумпетер, Хайек, Нельсон)


Основные положения эконом. теории прав собственности:

Понятие прав собственности в современной экономической литературе описывает действие или совокупности действий и отношений объектов (ресурсов, предметов потребления и т.п.) , которые индивид или другие субъекты действия могут осуществлять не подвергаясь угрозе санкций со стороны других субъектов. Отношение прав собственности выводятся из проблемы редкости ресурсов.



Базовые правомочия прав собственности:

- Право пользования имуществом

- Право его изменять

- Право на получение выгоды от имущества

- Право продавать все прочие права другим лицам.

Исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Спецификация того или иного права собственности может носить как формальный, так и неформальный характер.

Формальную спецификацию осуществляет государство, судебные органы.

Процессом противоположным спецификации прав собственности является их размывание.


Понятие и классификация трансакционных издержек.

Отчуждение и присвоение прав свободы принятых в обществе. Трансационные издержки это издержки обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав.

Издержки производства в соответствии с НИЭТ состоят из 2-х частей:

Трансформационных издержек, связанных с изменением или воспроизводством физических характеристик благ

Трансакционных - отражающих изменение или воспроизводство правовых, а в более общем плане – институциональных характеристик.

Трансакционные издержки не связаны с самим процессом стоимости, они обеспечивают трансакцию.



Классификация трансакционных издержек по О. Уильямсону.

Издержки до сделки ex ante

Издержки после сделки Ex post

  1. Издержки поиска информации

  2. Издержки ведения переговоров

  3. Измерение (затраты необходимые на измерения качества товаров и услуг)

  4. Издержки заключения контракта (юридическое или нелегальное оформление)

  1. Издержки мониторинга и предупреждение оппортунистического поведения. (коварство, обман)

  2. Издержки спецификаций и защиты прав собственности

  3. Издержки защиты от третьих лиц (государство, мафия)



Место и роль внешних эффектов в экономике.

ВЭ=экстерналии

Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не отражены (неспецифицированны) в условиях контракта.

Положительные – выгоды.

Отрицательные – издержки. Например загрязнение окруж. Среды. При наличии отрицательного внешнего эффекта имеет место перепроизводство экономического блага.

Для положительного внешнего эффекта характерно недопроизводство экономического блага.


Экстерналии – издержки и выгоды для третьих лиц.

Внешние эффекты можно трансформировать во внутренние путем корректирующих налогов и субсидий. Корректирующие налоги, которые рекомендовал использовать А.Пигу для устранения отрицательных экстерналий должны использовать для компенсации ущерба 3-м лицам и на стимулирование защиты окружающей среды .


Теорема Коуза.

Общий смысл теоремы состоит в том, что в конечном счете не важно кто изначально будет обладать правом собственности на ресурс. Важно то, что в результате правами собственности на ресурс, будет обладать тот, кто выше его ценит. Коуз допускает, что трансакционные издержки равны 0.

Теорема Коуза решает проблему внешних эффектов. Он считает, что государство не должно вмешиваться.

Подавляющее большинство благ обладает свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Такие блага называются частными. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.



Общественное благо - чисто общественное благо. Которое потребляется коллективно, в независимости от того платят ли они за него и сколько они платят. При производстве чисто общественных благ появляются положительные внешние эффекты.

Проблема безбилетника – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.
Основные типы контрактов.

Контракт совокупность правил. Все участники контрактов изначально свободны и преследуют свои собственные интересы.



  1. Классический контракт - полный формализованный контракт. Связан с одномоментной сделкой. Гарантом полного контракта как правило является государство.

  2. Неоклассический контракт – неполный контракт который используется преимущественно при заключении долгосрочных соглашений неизбежно содержащих проблемы.

-отношенческий контракт – предполагает дли тельное сорудничество сторон

-привлечение 3-й стороны

- имплицидный контракт – опирается не на жесткие, а на мягкие институты (традиции). Его как правило письменно не заключают.

Институциональные аспекты в теории фирмы.

Центральным агентом, принципалом, становится один из собственников ресурсов, который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам.

При создании фирмы на ряду со снижением одних типов трансакционных издержек наблюдается рост других, фирма будет расширяться до тех пор пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмы.

Теория общественного выбора

Это теория изучающая различные способы и методы по средством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.



Предпосылки теории общественного выбора

  1. методологический индивидуализм – свидетельствует о том, что люди преследуют свои собственные интересы и пытаются вести себя рационально, т.е. предполагается, что человек способен выбирать свои цели и последовательно добиваться их выполнения.

  2. концепция экономического человека «homo ecconomicus»

  3. политика как обмен – экономическая конкуренция происходит в условиях и на базе гарантированных прав собственности, добровольности и возмездности. В случае же политической конкуренции права собственности не установлены и возмездность также отсутствует. В рыночных отношениях есть не только права, но и обязанности. При политической конкуренции нет механизма наказания для избирателя не разумно проголосовавшего на выборах.

Общественный выбор в условиях демократии.

Понятие прямой демократии – эффективные нормы предполагают существование согласия.

Речь идет о единодушном согласии.

Правило единодушия может быть реализовано только в рамках прямой демократии. Для общества прямой демократии характерны следующие условия:



  1. все средства, которые общество собирает в виде налогов идут на производство общественных благ.

  2. Достающиеся каждому индивиду кол-во общественных благ прямо пропорционально его вкладу в производство этих благ. Т.о. нет перераспределения доходов.

Согласно ТОВ, чем многочисленнее население какой либо страны, тем мене демократичен ее режим.
Распределительная демократия (представительная)

Понимается такое государственное устройство, при которым власть по средствам демократии процедур достается определенной группе людей, группа специальных или общих интересов.



Медианный – средний и рационального избирателе в неоинституционализме.

Избиратели как правило проявляется рациональная неосведомленность в политических вопросах. Для них не возможен рациональный выбор из какого-либо набора действий.

Рациональная неосведомленность может возникнуть как при прямой так и представительной форме демократии.

Примером рациональной неосведомленности может служить неучастие в выборах из-за отсутствия личной выгоды.

Средний (медианный) избиратель выбирает из некоторого набора стратегий, который ему задается.

Эти политические стратегии и есть коренные основы политического устройства общества.



К медианным избирателям относятся те, кто находится в середине существующей шкалы предпочтений.