Некоторые теоретические аспекты современного развития экономики Крайнего Севера и арктики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Глава I. Теоретические основы (аспекты) организации современного... 1 12.96kb.
Данный курс очень важен для учащихся Чукотки. На уроках географии... 1 42.44kb.
Программа по изобразительному искусству для 5 класса 1 95.31kb.
1. Теоретические аспекты конфликтологии в управлении 2 296.42kb.
Методические рекомендации Творческий центр Москва 2008 примерный... 1 509.71kb.
«Инновационные технологии в деятельности современных коммерческих... 1 423.86kb.
Некоторые актуальные аспекты обеспечения экологической безопасности... 1 58.16kb.
Теоретические вопросы 1 15.14kb.
В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации... 1 55.75kb.
Современный этап развития мировой экономики до предела обострил взаимоотношения... 1 428.62kb.
Семинарских занятий по курсу «Региональная экономика» 1 161.96kb.
С одной стороны, укрепление курса рубля снижает покупательную способность... 1 123.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Некоторые теоретические аспекты современного развития экономики Крайнего Севера и - страница №1/1

УДК 332.1(470.21)

Г.М.ПОБЕДОНОСЦЕВА


Институт экономических проблем КНЦ РАН, Апатиты

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Современного РАЗВИТИЯ Экономики Крайнего Севера И Арктики
В прогнозах перспективного регионального развития исследуются процессы социально-экономической направленности, которые оказывают значительное влияние и на социальное развитие общества, и на его экономическую жизнь. А освоение и вовлечение в хозяйственный оборот крупных месторождений, как правило, инициирует приток трудоспособного населения, развитие социальной и производственной инфраструктуры. Поэтому, в настоящее время проводятся серьезные исследования, которые с одной стороны направлены на перспективное развитие Крайнего Севера и Арктики. А с другой стороны, исследуется возможность ориентироваться на осуществление инновационных проектов, на материально-техническое обеспечение проектов, и на стабильное обеспечение потребностей Российской Федерации в сырьевых материалах, имеющих стратегическое значение на современном этапе развития экономики страны с учетом успешного развития и модернизации, а также технологического обновления экономики Крайнего Севера и Российской Арктики.

Большое значение для развития территории Крайнего Севера и экономической устойчивости российской Арктики в условиях нарастания нестабильности мировых рынков придается освоению месторождений углеводородного сырья Арктического шельфа. Особенное значение с каждым годом приобретает освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, объекты переработки газа, куда должен быть включен и завод по сжижению природного газа, объект по строительству морского газопровода. Стратегически важным направлением является создание портовой инфраструктуры в селе Териберка, которая необходима для перевозки сжиженного природного газа и продуктов переработки жидких углеводородов морским транспортом. Эти инвестиционные программы и некоторые другие, связанные с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения были намечены к реализации и рассчитанные на пятилетие. Они были также согласованы и подписаны Губернатором Мурманской области и главой «Газпрома» в рамках первого Мурманского международного форума уже в 2009году. При этом значимым вопросом органов законодательной исполнительной власти Мурманской области является вопрос создания благоприятного инвестиционного климата для решения поставленных задач по освоению шельфовых месторождений Арктики.



Современное экономическое развитие Арктической зоны крайне нуждается в модернизации на основе новейших технологий. Развитие топливно-энергетического комплекса может дать новые возможности для развития промышленности, возрождения машиностроительной, судоремонтной и строительной индустрий, всех видов транспорта, сможет обеспечить рост занятости населения, газификацию области и поступления финансов в бюджет региона. То есть появляются все новые условия для экономического роста, который определяется, главным образом, объемом и эффективностью использования приобретенных знаний и практических навыков. В тоже время возникает множество проблем связанных с серьезным освоением месторождений Арктической зоны, решение которых потребует новых подходов с точки зрения технологий освоения и добычи, гарантии по сохранению окружающей среды территорий Арктики, решения важнейших проблем транспортировки сырья, а также проблем связанных с развитием самого общества.

Актуальность исследования проблем устойчивого экономического развития российской Арктики в условиях нарастания нестабильности мировых рынков обусловлена тем, что Арктическая зона России - это на сегодня не освоенная территория, является при этом богатейшим кладезем полезных ископаемых, в том числе и неразведанных. Именно по этой причине, Мурманская область является площадкой для арктических исследований, по высказыванию исследователя Арктики и Антарктики Артура Чилингарова, на открытии 2-го экономического форума в Мурманске, а поэтому Федеральное Правительство готово поддержать новые точки экономического роста и привлечения в этот северный регион масштабных отечественных и зарубежных инвестиций. Кроме того, территорию старых промышленных регионов арктической зоны, куда, в том числе относится Мурманская область, предполагается развивать с помощью машиностроительных, транспортно-логистических и других предприятий. Территории арктической зоны имеют весьма высокий трудовой потенциал для обеспечения ускоренного роста экономики. Однако, «возможности обеспечения устойчивого экономического роста путем усиления инновационных факторов в России ограничены тем, что при формировании стратегии инновационной деятельности предприятия остро реагируют на макроэкономическую ситуацию в стране» [1]. Также сказываются негативные последствия мирового экономического кризиса, которые в большей степени проявились в показателях уже в I квартале 2009 года. В результате влияния мирового финансово-экономического кризиса по итогам 2009 года выявлено снижение большого количества социально-экономических показателей. Например, по Мурманской области сократились, в сравнении с тем же периодом прошлого года, объемы промышленного производства, строительства, транспортных перевозок, несколько усилились диспропорции на рынке труда. В результате уменьшились поступления в бюджет, произошло снижение реальных доходов населения. Такая тенденция незамедлительно отразилась и на многих показателях работы в регионе в 2010 году. К примеру, объем отгрузки в горнодобывающем производстве Крайнего Севера снизился по сравнению с 2008 годом почти на 5%, при этом на обрабатывающих производствах области ожидается рост оборотов по предварительным расчетам на несколько млрд. рублей. Сегодняшний, уже идущий на спад кризис – «не досадный сбой мировой экономической системы, это закономерное следствие фундаментальных ее изменений. Главный фактор дестабилизации - объем эмитированных ценных бумаг, которые в пятьдесят раз превысили мировой ВВП» [2]. В Российской Федерации за одиннадцать месяцев прошедшего 2009 года также произошел спад промышленного производства, который по предварительным подсчетам составил почти 12%, спад по инвестициям около 14%, а, как известно, перспективное развитие определяется инвестициями. Но по оценкам Министерства экономического развития Мурманской области при рассмотрении прогноза социально-экономического развития на 2011-2013 года с учетом концепций экономического развития и принятых целевых программ на уровнях муниципалитетов области, в которых предусматривается улучшение стандартов качества жизни населения отмечается постепенное пост-кризисное восстановление экономики. Объем промышленного производства предполагается восстановить к 2013году практически по всем отраслям промышленного производства до уровня 2009года. Кризис - это, как известно, порождение капиталистической системы, он неизбежен, поскольку является отражением объективных законов общества. В сложившейся ситуации мерами по преодолению возникающих проблем и возможности дальнейшего устойчивого хозяйствования в регионах Крайнего Севера и Арктики могут стать:

- значительное улучшение окружающей среды;

- модернизация и структурная перестройка экономики региона;

- безотлагательное решение назревших социальных проблем.

Поэтому важнейшей стратегической задачей на современном этапе развития северных регионов и реализации промышленной политики на территории регионов Севера является преодоление и выход из кризиса на основе определения и поддержки приоритетных отраслей промышленности с учетом сложившегося научно-технического и промышленного потенциала, и геополитического положения.

По своей сути региональное развитие характеризуется не только сферой развития и обновления производственной сферы и успешной реализацией товаров, но и свежими направлениями межбюджетных отношений. Важными направлениями, с этой точки зрения, новой межбюджетной политики Правительства Мурманской области сегодня является последовательное стимулирование муниципальных образований для получения ими собственных доходов. В прогнозном развитии арктических территорий на 2011-2012 годы особое внимание будет уделено увеличению присутствия региона в федеральных целевых программах. Второй Арктический Международный экономическом Форуме, который проходил с 1 по 3октября 2010 года, в городе Мурманске явился важным мероприятием, связанным с эксплуатацией Штокмановского месторождения и дальнейшим развитием Арктического региона. На нем было отмечено, что в сегодняшней Российской Арктике, где проживает около 2% населения Российской Федерации и где формируется 14% ВВП России, в недрах Арктических районов сосредоточено 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% нефти. И что особенно ценно, что в Арктике добывается 100% алмазов, апатита, 90%никеля, кобальта, хрома, марганца, а также 98% платиноидов. По утверждению специалистов, не позднее 2012года следует начать освоение ресурсов шельфа. Но сегодня регионы Севера не имеют развитой инновационной системы и стратегии, приходится решать и слишком сложные технические задачи, кроме того, постоянно меняются мировые цены на сырье. По этим объективным причинам сроки откладываются. Однако развитие Арктики будет зависеть еще и от грамотного и эффективного руководства со стороны государства и насколько правильно оно распорядиться такими огромными природными богатствами и стратегическим положением. Хотя, бесспорно современное развитие экономики предполагает переход от сырьевой, к высокотехнологичной экономике. Однако, Российская многоукладность, и сложившаяся социокультурная, политическая и экономическая дифференциация обусловили существование действующей хозяйственной системы, которая во многом не отвечает задачам современности. В этой связи и возникают заметные с точки зрения теории и практики проблемы: устойчивости регионального хозяйствования, обеспечения экономического роста и факторов, способствующих устойчивому экономическому росту в условиях Крайнего Севера и Арктики, что и приобретает в настоящее время значительную актуальность в период выхода страны из кризиса. Поэтому в дополнении к стратегической задаче государственной экономической политики в Арктике является достижение положительной динамики развития производства с позиции долгосрочных геополитических и народнохозяйственных интересов страны, в том числе создание благоприятных условий жизнедеятельности и повышения уровня жизни населения Арктики. Экономической основой такой динамики должно быть эффективное использование сырьевых ресурсов на новой инновационной основе.



Решение поставленных целей и задач, выбор критериев стабилизации экономического развития в принципе являются общими не только для глобального уровня, но и для уровня страны, региона, муниципалитета. При этом у любой российской региональной власти рано или поздно возникает потребность решения таких проблем как: выстраивание стабильных и выгодных отношений с «Федеральным Центром», поиском приемлемого баланса между равнонаправленными интересами местных промышленных и финансовых групп, а также грамотным и своевременным регулированием сферы внутренней публичной и хозяйственной политики. И, если «устойчивое развитие» имеет смысл как траектория, которая закрепляет позитивные тенденции развития региона, то при таких тенденциях приобретает стабильность режим расширенного воспроизводства, улучшается жизненный уровень населения, укрепляются позиции экономики. Как правило, такая траектория развития региона характеризуется управленческими решениями, которые не зависят от точности статистических показателей, от не учета каких-либо особенностей развития внутри региона, а также каких-то внешних изменений в его развитии. То есть основным приоритетом будет являться в этом случае формирование управленческих решений для установки устойчивого регионального развития. В стратегическом прогнозе количественные параметры уже существующего и прогнозного положения развития отдельно взятого региона не будут настолько значимыми, какими будут качественные характерные приметы протекающих процессов на региональном уровне. А также условий их изменений для значительного улучшения социально-экономической ситуации, развития человеческого фактора, факторов, способствующих экономическому росту и эффективности принимаемых решений при выборе вариантов социально-экономической политики развития не только конкретной территории региона, но и развития самого общества этой территории.
Список использованной литературы


  1. Е.А. Пехтерева «Инновационная экономика России: новые возможности роста», Сборник научных трудов: Экономический рост в России: Глобальный контекст, М. 2009, С.109-116.

  2. Платошкин А. Как выходить из кризиса: Российская Федерация сегодня, №4, 2009, Изд-во Моск., С.15-16