Название курса - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Название нашей страны и название русского народа 9 1236.26kb.
О преподавании спецкурса «рынок труда и поиск работы» 1 51.43kb.
На официальном сайте Фирмы должно быть указано название полное название... 1 76.35kb.
Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»... 1 555.64kb.
Развитие теории стратегиче­ского менеджмента Стратегический менеджмент... 1 147.42kb.
Хохлома. Хохломская роспись. Русский народный художественный промысел; 1 144.93kb.
Методические указания по изучению курса «Культурология» 4 536.71kb.
Рабочая программа курса Код курса : сд 1 223.56kb.
Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика»... 1 125.2kb.
Биологическое окисление, ферменты дыхательной цепи 1 33.31kb.
Программа элективного курса 1 261.25kb.
2 о некоторых понятиях,явлениях и процессах физики микромира 1 113.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Название курса - страница №1/1

Предмет: физика и химия




Методика проведения урока





  • Название курса: строение атома, физика атомного ядра.

  • Название темы: Ядерные реакции.

  • Авторы: Вольф В.А., Игнатова Н.С.



Роль и место данной темы в курсе

  • В школьном курсе физики и химии довольно много времени отводится на изучение темы «строение атома, физика атомного ядра», в тестах ЕГЭ предлагаются задания по этой теме, они включены в тесты централизованного тестирования. Эта тема изучается в 8-х,9-х классах, но более углубленно изучается в 11-м классе.



Тип урока

  • Урок изучения нового материала.


Вид урока

  • Интегрированный урок (физика, химия) 11 класс.


Цели урока

  • Обобщить знания из курсов физики и химии о явлениях, доказывающих сложность строения атома, научить составлять уравнения ядерных процессов.Ознакомить учащихся с ядерными реакциями, с процессами изменения атомных ядер, превращением одних ядер в другие под действием микрочастиц. Подчеркнуть, что это отнюдь не химические реакции соединения и разъединения атомов элементов между собой, затрагивающие только электронные оболочки, а перестройка ядер как систем нуклонов, превращение одних химических элементов в другие. Развивать познавательный интерес к предметам. Показать значение опытных фактов.



Оборудование

Таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, презентации учителей, раздаточный материал, таблицы по строению атома, персональные компьютеры для детей, компьютер для учителя, проектор, экран.


План урока




Этапы урока

Время

Методы и приемы

I

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.




Фронтальный опрос, беседа по презентации, тест.

II

Изучение нового материала: понятие о ядерной реакции; примеры ядерных реакций.




Рассказ учителя. Работа с таблицей. Беседа. Записи в тетради. Показ презентации. Работа с учебником.

III

Решение задач.




Самостоятельная работа. Комментарии учителя.

IV

Подведение итого. Домашнее задание.

3-5 мин.

Беседа. Сообщение учителя.


Ход урока
I этап

Учитель химии. Сегодня мы покажем взаимосвязь двух наук, а вы в ходе урока попытайтесь найти эту взаимосвязь и ответить чем химические реакции отличаются от ядерных?

«Атом» в переводе с греческого обозначает «неделимый», до конца XIX века это считалось верным. Но открытия конца XIX – начала XX вв. показали, что атом устроен сложно.



Вспомните, какие это открытия?

Конец 20-х – начало 30-х годов XX века по праву можно считать золотым веком ядерной физики. Войной еще не пахло, великий Резерфорд был в расцвете сил, а перечисление активно работавших в то время физиков вызовет зависть у современных студентов. Одно за другим следовали выдающиеся открытия. Особенно урожайным на них был anno mirabilis – год чудес, когда были открыты нейтрон и позитрон, разработана протонно–нейтронная теория строения ядер и релятивистская квантовая механика, построен первый циклотрон и изобретен электронный микроскоп, проведена первая реакция ядерного синтеза, экспериментально измерена скорость движения молекул. В этом же 1932 году, последнем, спокойном году в Европе, был открыт и второй изотоп водорода, названный дейтерием.



С тех пор, как стало ясно, что атом состоит из более мелких частиц, ученые пытались объяснить строение атома, предлагали модели:

Показ слайдов и вопросы к ним:


  • Назовите те явления, которые прямо или косвенно доказывают, что атом – сложная частица.

  • Как развивалась классическая теория строения атома?

  • Какие модели атомов вам известны? В чем их суть? В чем – недостатки?

  • Дать определение атома.

  • Охарактеризовать частицы, составляющие атомное ядро, электронную оболочку (масса и заряд). Каким образом определяется их количество, на основании положения в Периодической системе.


Пояснения к слайдам

  1. Дж. Томсон (1903г.) – атом состоит из положительного заряда, равномерно распространенного по всему объему атома, и электронов, колеблющихся внутри этого заряда. Модель «сливовый пудинг», не нашла экспериментального подтверждения.

  2. Э. Резерфорд (1911г.) – планетарная или ядерная модель атома:

  • внутри атома находится положительно заряженное ядро, занимающее ничтожную часть объема атома;

  • весь положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в ядре;

  • электроны вращаются вокруг ядра, они нейтрализуют заряд ядра. Но классическая механика не могла объяснить, почему электроны не теряют энергию по мере вращения и не «падают» на ядро.

  1. В 1913 г. Н. Бор (1913г) дополнил планетарную модель постулатами:

  1. электроны в атоме вращаются по строго определенным замкнутым орбитам, не испуская и не поглощая энергии;

  2. при переходе электронов с одной орбиты на другую происходит поглощение или выделение энергии.

Бор внес квантовые представления в строение атома, но он рассматривал электрон как частицу, движущуюся со строго определенными скоростями по строго определенным траекториям. Его теория была построена на противоречиях. В 1932г. была разработана протонно-нейтронная теория ядра, согласно которой ядра атомов состоят из протонов (р) и нейтронов (n).

АТОМ – электронейтральная система взаимодействующих элементарных частиц, состоящая из ядра (образованного протонами и нейтронами) и электронов.

  1. Современная квантовая модель строения атома:

  • Электрон имеет двойственную (корпускулярно-волновую) природу. Подобно частице электрон имеет массу 9,1·10-28г и заряд 1,6·10-19Кл. Движущийся электрон обладает свойствами волны (способность к дифракции и интерференции), электрон движется хаотично и с большой скоростью. Электрон может находиться в любой части околоядерного пространства, занимая определенную орбиталь.

  • Ядро состоит из нуклонов – протонов и нейтронов. Сумма чисел протонов и нейтронов равна массовому числу атома.


На основе поставленных проблемных вопросов, дается определение понятия «изотопы» и уточняется современная трактовка понятия «химический элемент».

Проблемные вопросы

  • Что следует ожидать, если в атомном ядре изменить число протонов?

  • Что следует ожидать, если в атомном ядре изменить число нейтронов?


ИЗОТОПЫразновидности атомов одного и того же химического элемета, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа.
ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ – это вид атомов, характеризующихся одинаковым зарядом ядра, то есть содержащих одинаковое число протонов.
Учащиеся выполняют задания по построению электронных формул атомов различных элементов на предложенном тренажере.

Каждому ученику выданы карточки с заданиями такого плана:




Химические элементы

ядро

Электронная оболочка

ē

p

n

As










Pb










Fe









Далее идет выполнение теста.



II этап

(Изложение материала сопровождается показом презентации)

Изложение нового материала учитель начинает, обращая внимание учащихся на различия ядер атомов разных элементов: так как ядра состоят из различного количества протонов и нейтронов, то они имеют разные массы, электрические заряды, размеры, энергию связи. Всего с изотопами известно около 2000 разных ядер, называемых нуклидами. Но все ядра состоят из одних и тех же частиц - нейтронов и протонов. Изменяя число их в некотором ядре, добавляя или удаляя нуклоны, можно получить другое ядро.

Однако если химические реакции были известны и используются с незапамятных времен, то самопроизвольные ядерные превращения открыли только в конце прошлого века, а искусственные ядерные реакции осуществлены только в нашем веке. Это объясняется очень высокой устойчивостью ядер из-за большой энергии связи: перестраиваться ядро будет лишь тогда, когда внешние воздействия принесут ему энергию, сравнимую с энергией связи.

Явления взаимодействия ядер с элементарными частицами или другими ядрами, при которых ядро изменяет свой состав и свойства, получили название ядерных реакций. Существуют разнообразные ядерные реакции, классификация которых представлена в таблице (презентация). В таблице есть гиперссылки на анимацию ядерных реакций.

Первую ядерную реакцию осуществил Э. Резерфорд в 1919 году. Альфа-частицы испускаемые ядрами полония взаимодействовали с ядрами азота. В результате получились ядра кислорода и протоны.

В ядерных реакциях выполняются закон сохранения заряда и закон сохранения числа нуклонов – массового числа. Эти законы помогают записать символические равенства, обозначающие ядерные реакции.

Чтобы ядерная реакция происходила, нужно сблизить между собой два разных ядра или приблизить к ядру некоторую микрочастицу на расстояние, при котором действуют ядерные силы, т. е. сблизить их до 10-15 м. Для этого приходится преодолевать значительное электростатическое отталкивание одноименно заряженных ядер. Следовательно, частица, вызывающая реакцию, должна обладать значительной энергией, т. е. быстро двигаться.

Первые открытые реакции вызывались частицами, выбрасываемыми при самопроизвольном распаде ядер урана, радия, полония.

В настоящее время для получения ядерных реакций используют специально построенные ускорители элементарных частиц. В этих сложных технических сооружениях и приборах заряженные частицы разгоняются в электромагнитном поле и направляются на ядра-мишени.

Ряд важных реакций происходит под действием электронейтральных нейтронов. Их получают в установках, называемых ядерными реакторами. Нейтроны не отталкиваются ядрами, поэтому реакции вызывают как быстрые, так и медленные нейтроны, т. е. движущиеся со сравнительно малыми скоростями.

III Для закрепления и углубления знаний решаются задачи.

При совместном решении задач полезно рассказать об известных ядерных реакциях (на слайдах).

Учащимся предлагается самостоятельно дописать уравнения реакций.

Для проверки знаний предусмотрена проверочная работа по карточкам.



IV § 50, №245, 249, составить электронные формулы для элементов № …


Система понятий (составлена учениками с ответами дома)

  • Атом

  • Изотоп

  • Ядро

  • Элементарные частицы

  • Электронная оболочка

  • Нуклон

  • Протон

  • Относительная атомная масса

  • Нейтрон

  • Химическая реакция

  • Электрон

  • Ядерная реакция