Настоящая Методика предназначена для использования при освидетельствованиях и дефектации корпусов морских транспортных судов длиной - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вариант №1. Обоснование выбора даты оценки при обращении в страховую... 1 18.35kb.
Общие правила плавания и стоянки судов в морских пор­тах СССР и на... 5 538.14kb.
Руководство по эксплуатации Предупреждения Перед началом эксплуатации... 18 1244.34kb.
I. внеоборотные активы 1 275.66kb.
Методика «Цветовой тест отношений» (цто). Детский вариант диагностики... 1 26.35kb.
В настоящее время на рынке транспортных услуг конкуренция приобретает... 1 75.54kb.
1. Область использования, типы и параметры стреловых передвижных... 1 114.88kb.
Методика предназначена для исследования спо­собности классификации... 1 73.39kb.
Руководство по эксплуатации куук 500М. 000. 000 Рэ 2002 содержание... 3 321.47kb.
Условия для реализации образовательных программ Характеристика здания 1 370.97kb.
Рабочая программа педагога демидовой Т. Л., учителя истории и обществознания... 1 230.35kb.
Я для мира – мир для меня урок 1 Тема: «Я и Мы» Цель урока: познакомить... 13 2015.87kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Настоящая Методика предназначена для использования при освидетельствованиях и дефектации - страница №1/1

МЕТОДИКА ДЕФЕКТАЦИИ КОРПУСОВ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


  1. Настоящая Методика предназначена для использования при освидетельствованиях и дефектации корпусов морских транспортных судов длиной от 60 до 250м, находящихся длительное время в эксплуатации.

  2. Дефектация судового корпуса включает: измерение величин и определение характера имеющихся дефектов; установление технического состояния корпуса или отдельных его элементов.

  3. Дефектация подразделяется на: частичную - обследование ограниченных участков судового корпуса в пределах отдельных перекрытий или поперечных сечений; полную - подробное планомерное обследование всех элементов корпуса.

  4. Решение о проведении полной или частичной дефектации в общем случае принимается по результатам осмотра корпуса и выборочным замерам остаточных толщ ин его элементов с учетом опыта эксплуатации однотипных судов. Проведение дефектации приурочивается к очередному освидетельствованию в соответствии табл.3.2.3.части I “Классификация” Правил Российского Морского Регистра.

  5. определение величины и характера дефектов производится в соответствии с указаниями разделов 2 и 3.

  6. заключение о техническом состоянии корпуса выполняется с использованием норм допускаемых дефектов и указаний, приведенных в разделах 4 и 5.

  7. Настоящей Методикой предусматривается разделение всех дефектов корпусных конструкций на две группы:

а) разрушения - дефекты, делающие невозможным дальнейшую эксплуатацию конструкций ;

б) повреждения - дефекты, нарушающие нормальные условия эксплуатации конструкций.



  1. Положения Методики относятся к дефектам группы 1.7б. дефекты группы 1.7а требуют немедленного ремонта. Объем которого определяется в каждом случае в зависимости от технической возможности и экономической целесообразности.

  2. Дефекты группы 1.7б в соответствии с настоящей Методикой подразделяются по виду и расположению на судне.

А) По виду:

  • износ - уменьшение строительных размеров элементов корпусных конструкций вследствие коррозии, эрозии, механического истирания;

  • остаточные дефектации - изменение первоначальной формы конструкции вследствие перегрузок. Приводящих к пластическим деформациям или потере устойчивости;

  • трещины - нарушение целостности конструкций вследствие проявления местной хрупкости, усталости, исчерпания деформационной способности.

Б) По расположению на судне:

  • в средней части - на части длины судна по 0,2L в нос и в корму от ми деля; или на длине средней части, указанной в соответствующих разделах Правил Регистра;




  1. Нормы допускаемых дефектов, приведенных в данной Методике, определены из условия обеспечения безопасности плавания на срок не более 4 лет( между очередными освидетельствованиями согласно главе 3 части 1 “Классификация” Правил классификации и постройки морских судов Регистра России).

  2. Допускается применение разработанных судовладельцем и согласованных с Регистром специальных норм допускаемых износов корпусных конструкций для серии судов или для отдельного судна.

  3. Дефектация судна для определения объема необходимого ремонта должна производится судоремонтным заводом и судовладельцами в соответствии с требованиями Руководства Регистра по техническому надзору за судами находящихся в эксплуатации, и настоящей Методики с учетом осуществленных ранее ремонтов.

  4. Результаты дефектации- акт совместно с чертежами растяжек обшивки, настилов палуб и водонепроницаемых переборок , элементов набора - должны храниться на судне и у судовладельца. На чертежах должны быть нанесены остаточные толщины, характеристики гофрировок, бухтин и вмятин, сведения о принятых методах ремонта повреждений, а также расположение и протяженность подваренных сварных швов. Результаты дефектации по судам, выделенным Регистром для специального наблюдения за техническим состоянием, оформляются в форме таблиц, приведенных в Приложении.

  5. В настоящей Методике связи корпуса объединены в группы и подгруппы в зависимости от положения по длине судна и их роли в обеспечении общей и местной прочности.

Перечень групп и подгрупп, принятый в Методике, указан в табл.1.

Таблица 1
Параметры допускаемого износа

Однородная связь Общий Местный

износ износ

Подгруппа внутри подгруппы



1 3 %

А. СУХОГРУЗНЫЕ СУДА



  1. Первая группа конструктивных элементов корпуса

в средней части длины судна


1.1. Расчетная палуба, 1.1.1.Настил палубы 0,70 0,60 60

исключая участки между 1.1.2.Карлингсы, непрерывные 0,75 0,60 60

люковыми вырезами продольные комингсы



  1. Под палубные продольные 0,75 0,60 60

балки

  1. Ширстрек 1.2.1. Лист ширстрека 0,70 0,60 60

  2. Вторая палуба на 1.3.1 Настил палубы 0,65 0,55 70

судах с тремя и более и 1.3.2. Продольный под палубный

палубами, исключая набор :

участки между рамный 0,70 0.60 70

просветами люков основной 0.65 0.55 70



  1. Второе дно 1.4.1.Настил второго дна в 0,65 0.60 70

трюмах

  1. Настил второго дна в 0,65 0.50 70

котельном отделении

1.4.3.Продольные балки под 0,65 0,60 60

настилом
Продолжение таблицы 1


  1. Днище 1.5.1. Горизонтальный киль 0,75 0,60 60

1.5.2.Обшивка днища, скуловой 0.70 0.60 60

лист


1.5.3.Вертикальный киль днище 0.75 0.60 60

вые стрингеры

1.5.4.Днищевые продольные 0.70 0.60 60

балки


1.6.Борт от скулы 1.6.1.Обшивка борта в районе 0.60 0.50 60

ширстрека переменных ватерлиний

1.6.2.Обшивка борта на 0.65 0.60 60

остальных участках

1.6.3.Продольный бортовой 0.70 0.60 60

набор


 нормативы на параметры износа для этой подгруппы связей распространяются

на длине судна по 0.35 L в нос и в корму от миделя.

2. Вторая группа конструктивных элементов по всей длине судна

2.1. Рамный поперечный 2.1.1.Рамные бимсы, рамные шпангоуты 0.75 0.60 60

набор бортовые стрингеры, сплошные

флоры


2.2.Поперечные перебор 2.2.1.Обшивка переборок 0.60 0.50 60

переборки 2.2.2.Рамные стойки и шельфы 0.75 0.50 60

2.2.3.Вертикальные и горизонтальные 0.70 0.50 60

стойки


2.3.Поперечный набор 2.3.1. Бимсы и полубимсы 0.75 0.60 60

2.3.2.Шпангоуты 0.70 0.60 60

2.3.3.Днищевой поперечный набор 0.70 0.60 60

(брикетные флоры, основные шпангоуты)



3.Третья группа конструктивных элементов корпуса по всей длине судна

3.1.Расчетная палуба и 3.1.1.Настил палубы, листы ширстрека 0.60 0.50 60

ширстрек вне средней час 3.1.2.Карлингсы, непрерывные про 0.70 0.50 60

ти длины судна ные комингсы

3.1.3.Подпалубные продольные балки 0.60 0.50 70
3.2.Настил и набор расчет 3.2.1.Настил, набор палубы между лю 0.55 0.50 80

ной палубы и на участках ковыми вырезами



Продолжение таблицы 1

между люковыми выреза 3.2.2.Разрезные комингсы люков 0.70 0.50 70

ми

3.3.Вторая палуба на судах 3.3.1.Настил палубы 0.60 0.50 70



с тремя и более палубами 3.3.2.Продольный подпалубный 0.70 0.60 60

вне средней части, а также набор ( рамный и основной)

участки между люковыми

вырезами по всей длине

этой палубы

3.4.Вторая палуба на 3.4.1.Настил палуб и платформ 0.60 0.50 70

двухпалубных судах, ниж 3.4.2.Подпалубный набор 0.70 0.60 60

ние палубы и грузовые

платформы

3.5.Наружная обшивка вне 0.60 0.55 60

средней части

3.6.Продольный набор кор 3.6.1.Бортовой набор 0.70 0.50 60

пуса вне средней части 3.6.2.Днищевой набор 0.70 0.50 60

3.7.Остальные элементы 3.7.1. Обшивка, настилы 0.55 0.50 70

корпуса, регламентируемые 3.7.2.Набор 0.60 0.50 70

Правилами Регистра


Б.нефтеналивные суда в районе грузовых танков и коффердамов


  1. Первая группа конструктивных элементов корпуса

в средней части длины корпуса



  1. Расчетная палуба 4.1.1.Настил палубы 0.65 0.55 60

4.1.2.карлингсы, отбойный лист 0.75 0.60 60

4.1.3.Подпалубные продольные балки 0.70 0.60 60

4.2.Ширстрек 4.2.1.Листы ширстрека 0.65 0.55 60

4.2.2.Продольный набор 0.70 0.60 60

4.3.Верхний и нижний 4.3.1.Листы обшивки 0.65 0.55 60

поясья продольных перебо 4.3.2.Продольный набор 0.70 0.60 60

рок с набором

4.4.Второе дно 4.4.1.Листы настила 0.65 0.55 60

4.4.2.Продольные балки под 0.65 0.55 60

настилом


4.5.Днище 4.5.1.Горизонтальный киль 0.70 0.60 60

4.5.2.Обшивка днища, скуловой лист 0.70 0.60 60

4.5.3.Вертикальный киль, днищевые 0.75 0.60 60

стрингеры, флоры

4.5.4.Днищевые продольные балки 0.70 0.60 60

4.6.Борт от скулы до 4.6.1.Обшивка борта в районе пере 0.60 0.50 60

ширстрека менных ватерлиний

4.6.2.Обшивка борта на остальных 0.65 0.55 60

участках ( в том числе и обшивка

внутреннего борта)

4.6.3.Продольный бортовой набор 0.70 0.60 60
Продолжение таблицы 1
5.Вторая группа конструктивных элементов корпуса

на длине грузовых танков

5.1.Поперечный набор 5.1.1.Рамные бимсы, рамные шпангоу 0.70 0.60 60

ты, бортовые стрингеры

5.1.2.Шпангоуты 0.65 0.50 60

5.2.Расчетная палуба вне 5.2.1.Настил палубы 0.60 0.50 60

района средней части 5.2.2.Карлингсы, отбойный лист 0.70 0.50 60



  1. Подпалубные продольные балки 0.65 0.50 60

5.3.Ширстрек вне средней 5.3.1.Листы ширстрека 0.65 0.50 60

части 5.3.2.продольный набор 0.65 0.50 60

5.4.Пр одольные перебор 5.4.1.Обшивка переборок между верх 0.60 0.50 60

ки на длине грузовых ним и нижним поясьями, верхний и

танков нижний поясья вне пределов средней

части

5.4.2.Рамные стойки и шельфы 0.70 0.60 70



  1. Продольные балки 0.60 0.50 70

5.5.Поперечные 5.5.1.Обшивка переборок 0.65 0.50 60

переборки 5.5.2.Рамные стойки и шельфы 0.70 0.60 60

5.5.3.Вертикальные стойки и горизон 0.65 0.50 60

тальные балки

5.6.Днище вне средней 5.6.1.Горизонтальный киль 0.65 0.50 60

части 5.6.2.Обшивка днища, скуловой лист 0.60 0.50 60

5.6.3.Вертикальный киль, днищевые 0.65 0.50 60

стрингеры, флоры

5.6.4.Днищевые продольные балки 0.60 0.50 60

5.7.Переборки кофферда 5.7.1.Обшивка 0.55 0.50 60

мов 5.7.2.Набор 0.65 0.55 60

5.8.Прочие элементы 0.55 0.50 70

внутри грузовых танков

и коффердамов


Подгруппа связей объединяет элементы отдельных перекрытий внутри данной группы. Связи внутри подгруппы, выполняющие одинаковые функции и находящиеся в равных условиях, названы однородными

( например, листы палубы; листы днища; пояс борта; переборки; продольные под палубные балки одинакового профиля и т. п.).




  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

  1. Износ корпусных конструкций по характеру распространения подразделяются на:

а) общий износ - уменьшение толщин элементов судового корпуса по всей их поверхности, характерное для данной связи или однородных связей подгруппы;

б) местный износ - локальное уменьшение толщин элементов судового корпуса, характерное для отдельных их участков или деталей.



  1. Состояние конструкций корпуса после износа характеризуется остаточными толщинами.

Под остаточными толщинами понимается фактическая толщина изношенного листа в точке замера. Различаются остаточные толщины:

для общего износа одной связи - средняя остаточная толщина связи (s1);



для общего износа однородных связей подгруппы - средняя остаточная толщина однородных связей корпуса (s2) в данном поперечном сечении;

Рис.2.3-1. Положение точек для измерения остаточных толщин листа.


Для местного износа - наименьшая остаточная толщина деталей корпуса в районе локального утонения (S3).

  1. Средняя остаточная толщина листа определяется либо по 2-3 замерам в местах с равномерным износом, либо по замерам вблизи точек, указанных на семе рис 2.3-1, по формуле

(2.3-1)
где Si - измеренная остаточная толщина в данной точке;

n - число замеров на листе.

При повышенном износе листов вдоль линии крепления балок набора толщина S1 определяется замером толщин в зоне приварки балок набора на расстоянии не более 15мм от ее стенки.

Измерения остаточных толщин должны производиться с точностью плюс - минус 0,5мм. Результаты измерения остаточных толщин листов фиксируются согласно указаниям п.1.13.

измерения остаточных толщин элементов набора в пределах перекрытия производятся по 2-3 точкам в местах с равномерным износом. Величина S1 определяется по формуле ( 2.3.-1).

Результаты измерений остаточных толщин стенок и поясков набора фиксируются согласно указаниям п. 1.13.


  1. Средняя остаточная толщина однородных связей подгруппы в данном поперечном сечении судна определяется по формуле

( 2.4-1)

где m - число однородных связей в рассматриваемой подгруппе;

bj - ширина( высота ) рассматриваемой связи;

s1j- средняя остаточная толщина связи с номером j, определенная в п.2.3.



  1. Наименьшая остаточная толщина s3 деталей корпуса определяется в районе локальных утонений и в отдельных, наиболее глубоких язвах. Площадь распространения язвенной коррозии по поверхности элемента определяется с точностью плюс - минус 10%.

Результаты измерений язвенной коррозии фиксируются согласно указаниям п. 1.13 для листов и набора соответственно.

  1. Измерения остаточных толщин элементов корпуса обязательно производятся в помещениях, где по роду перевозимого груза ( уголь, минеральные удобрения, руда, соль, химикаты, кислота, рыба в бочках и т.д.) возможна интенсивная коррозия со стороны грузовых помещений, в отсеках двойного дна под котлами или попеременно используемых для жидкого топлива или балласта, в местах прохождения трубопровода подогрева и в льялах, в отсеках с цементным покрытием, в сточных колодцах.

  2. При выполнении частичной дефектации основных продольных связей корпуса необходимо произвести измерения в 1-2 кольцевых поперечных сечениях в средней части длины судна. Эти сечения выбираются в наиболее изношенных и ослабленных районах ( например, у люкового выреза) и должны отстоять друг от друга не менее чем на 0,2L.

  3. При измерении остаточных толщин набора элементов, находящегося в одинаковых условиях эксплуатации в пределах одного отсека( например: трюма, твиндека, грузового танка, цистерны и т. п.),число замеров набирается исходя из следующих рекомендаций:

  • для днищевого поперечного набора - на каждом четвертом флоре ( в том числе на всех водонепроницаемых) по одному замеру в промежутках между вертикальным килем и стрингером, стрингерами, стрингером и междудонным листом либо, при отсутствии днищевых стрингеров, в 3-4 точках по ширине судна ( отсека). Если в отсеке меньше четырех флоров, должен быть измерен один любой флор;

  • для карлингсов отбойного листа, днищевых стрингеров, вертикального киля, крайних междудонных листов - в 3-5 точках по длине каждого трюма или отсека;

  • для днищевых продольных балок - на 3-4 балках по ширине судна ( отсека) в 3-5 точках на каждой балке в каждом отсеке;

  • для под палубного поперечного набора - на каждом четвертом бимсе в 3-4 точках по ширине судна( отсека);

  • для шпангоутов, вертикальных стоек переборок - на каждом четвертом шпангоуте или стойке. На каждом четвертом рамном шпангоуте в 3 - 4 точках по высоте;

  • для горизонтальных бортовых балок по длине трюма и горизонтальных балок переборок на половине ширины трюма - на 2 - 3 балках в 3 - 4 точках;

  • для бортовых стрингеров и шельфов переборок - 3 - 4 точках по длине трюма.

В форпике и ахтерпике должны быть произведены замеры толщин нижних частей каждого третьего шпангоута в местах их соединения со скуловыми кницами, льяльными крышками. В местах цементной заливки над скулами и в районе бортовых стрингеров.

Число замеров остаточных толщин связей корпуса может уточняться с учетом особенностей конструкций, размеров судна и технического состояния.

  1. Измерение остаточных толщин обшивки, настилов, а также элементов набора производится с помощью ультразвуковых или иных толщи номерах, одобренных Регистром.

В сомнительных случаях необходимо проверять остаточные толщины контрольными сверлениями или другими одобренными способами.

Толщины элементов набора там, где это технически возможно, могут измеряться штангенциркулем, микрометром и т. п.



  1. Состояние сварных швов определяется визуальным осмотром с выполнением выборочных замеров.

Выборочные замеры производятся в соответствии с указанием п.2.5. результаты осмотров и замеров, если это требуется п. 1.13. сводятся в таблицу ( см. Приложение), в которой приводятся краткое описание состояния сварного шва и около шовной зоны и длина участка шва в метрах, для которой это описание характерно.

Участки пораженных коррозией сварных швов длиной до 100,0мм следует рассматривать как язвенную коррозию с применением соответствующих нормативов.



  1. Состояние заклепочных соединений оценивается визуально осмотром и выборочными замерами. При этом необходимо установить состояние заклепочного шва. Головок заклепок, кромок листов, качественность зенковки.


3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОСТАТОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ТРЕЩИН



  1. Остаточные деформации в соответствии с настоящей Методикой подразделяются на:

а) бухтины - остаточные прогибы ограниченных участков листов в пределах одной шпации между балками набора без деформации последних;

б) гофрировки - остаточные прогибы листов между несколькими смежными балками набора без деформации последних;

в) вмятины - остаточные прогибы обшивки или настилов совместно с подкрепляющим набором.


  1. В качестве численных характеристик остаточных деформаций применяются для:

а) бухтины: fm - величина максимальной стрелки прогиба; b - наименьший размер бухтины в плане. Измеренный в районе максимума стрелки прогиба;

б) гофрировки: fi - величина максимальной стрелки прогиба рассматриваемой i- той гофры; f/a - отношение указанной выше стрелки прогиба к шпации набора; l i - протяженность каждой i-й гофры вдоль набора; i- число гофр на данном участке;

в) вмятины: ao ,bo - габаритные размеры вмятины ( длина, ширина) в плане; fj- величина максимальной стрелки прогиба каждой j-й балки набора в районе вмятины; l j - длина вмятины вдоль рассматриваемой j-й балки; h - высота балки рассматриваемой j-й балки набора; d - отклонение стенки набора от своей первоначальной плоскости, измеренное на уровне свободного пояска.

3.3. Обмеру и фиксированию в документах ( актах, чертежах и т. п. ) не подлежат численные характеристики для:

а) бухтин и гофрировок, у которых максимальная стрелка прогиба не менее 25мм, за исключением мест, указанных впп.4.2.6, 4.2.7;
б) вмятин, у которых максимальная стрелка прогиба балки набора в районе вмятины меньше 20мм.


  1. Измерение максимальных стрелок прогиба бухтины, гофрировок и вмятин производится по отношению к первоначальной недеформированной поверхности обычным измерительным инструментом. При этом точность измерений должна составлять для стрелки прогиба плюс- минус 3мм. Для протяженности бухтин и гофрировок плюс - минус 50мм; для габаритов вмятин - 150мм. Результаты измерений остаточных деформаций фиксируются согласноп.1.13.

  2. Необходимо подвергать тщательному осмотру корпусные конструкции на предмет появления трещин. Наиболее вероятными районами появления трещин могут быть:

а) места повышенной концентрации напряжения;

  • в районах окончания прерывистых связей ( у концов надстроек, в местах соединения ширстрека с надстройкой, ширстрека с фальшбортом, в палубных углах вырезов и т. д.);

  • в районах бухтин, гофрировок и вмятин;

б) места, подверженные интенсивной вибрационной или ударной нагрузке:

  • в обшивке и наборе бортовых перекрытий, подвергающихся воздействиям ледовой нагрузки;

  • в обшивке и наборе, подвергающихся гидродинамическим воздействиям жидкости;

  • в конструкциях продольных и поперечных переборок;

  • в районе кормовой оконечности - вследствие ходовой вибрации;

  • в носовой оконечности - вследствие днищевого и бортового слеминга;

в) места с интенсивным износом и повышенной остаточной деформацией.

  1. Трещины, визуально обнаруживаемые на корпусных конструкциях, должны быть описаны в акте освидетельствования с указанием длины, степени раскрытия и места расположения, а также если это требуется согласно п.1.13 Приложения.




  1. НОРМЫ ДОПУСКАЕМЫХ ДЕФЕКТОВ



  1. Допускаемый износ конструкций корпуса




  1. В качестве нормативов допускаемого износа приняты допускаемые остаточные толщины S1 и S3 отдельной связи, допускаемая остаточная толщина однородных связей подгруппы S2, допускаемый момент сопротивления поперечного сечения корпуса.

Допускаемые остаточные толщины и допускаемый момент сопротивления поперечного сечения корпуса устанавливаются по отношению к требуемым Правилами Регистра.

Для корпуса, который построен по Правилам иностранного классификационного общества, допускается определять характеристики по отношению к требуемым данными Правилами.



  1. Нормативы по условиям общего износа относятся к отдельному листу, стенке и пояску балки и к однородным связям подгруппы. Нормативы по условиям местного износа относятся только к участку листа между балками или к отдельным участкам стенки и пояска балки.

  2. Нормативы общего износа:

а) для отдельного листа, стенки и пояска балки набора:

средняя остаточная толщина

S 1  a1 S0 , (4.1.3-1)


где a1 - коэффициент по табл.1;

S0 - строительная толщина связи, требуемая Правилами;

б) для подгруппы однородных связей:

m

 So bi



1

S2  a2 ---------------- (4.1.3-2)


m

 bi


1

где bi - ширина ( высота) рассматриваемой связи;

m - число связей;

a2 - коэффициент, указанный в п. 4.1.4.



  1. Коэффициент a2 нормируется только для средней части судов длиной 80м и более.

Для судов менее 80м a2 не нормируется.

Величина этого коэффициента принимается :

а) у сухогрузных судов для настила расчетной палубы между бортом и линией люковых вырезов, ширстрека, обшивки днища со скуловым листом:

a2 = 0,75 при L = 80м;

a2 = 0,80 при L = 130м;

a2 = 0,85 при L = 180м.

Для промежуточных длин a2 определяется линейной интерполяцией;

для настила второй палубы с тремя и более палубами; для настила второго дна, обшивки борта от скулы до ширстрека, листов поперечных переборок a2 = 0,70;

б) у нефтеналивных судов:

для настила расчетной палубы, ширстрека, верхних и нижних поясов продольных переборок, обшивки днища со скуловым листом:


a2 = 0,66 при L = 80м;

a2 = 0,72 при L = 140м;

a2 = 0,84 при L  200м.
Для промежуточных длин значения коэффициента a2 определяется линейной интерполяцией;

для обшивки борта от скулы до ширстрека, листов поперечных и продольных переборок a2 = 0,70;

в) при применении специальных норм допускаемого износа согласно п.1.11 величины a2 принимаются в соответствии с этими нормами.


  1. Нормативы местного износа:

а) по толщине:

S 3  a3 S0 , (4.1.5-1)
б)по поверхности, охваченной коррозионными поражениями:
F   F0 ( 4.1.5-2)
где a3 и  - коэффициенты по табл.1;

F0 - площадь поверхности рассматриваемой связи( участка листа, ограниченного продольными и поперечными связями, стенки, пояска набора);

F - площадь поверхности, пораженная местной коррозией.




  1. Для судов, работающих в ледовых условиях, допускаемые остаточные толщины связей корпуса ( обшивки и набора ), расположенных в районе ледовых усилений, назначенные по требованиям Правил Регистра увеличиваются по сравнению с приведенными в табл.1 на 20%. Для районов днища в носовой оконечности, усиленных в соответствии требованиями Правил Регистра, допускаемые остаточные толщины по обшивке и набору должны быть увеличены на 20%.

  2. Независимо от удовлетворения требованиям табл. 1 средние остаточные толщины должны быть не менее 0.60, а наименьшие остаточные в язвинах 0,50 минимальных строительных толщин, требуемых Правилами Регистра.

  3. Балки набора, износы стенок и пояска которых равны или более допускаемых. Должны быть проверены по моменту сопротивления и удовлетворять условию

W1  0,75 W0 ( 4.1.8-1)


где W1 - момент сопротивления изношенного профиля балки в расчетном сечении ( в пролете, на опоре)
W0 - момент сопротивления сечения балки, требуемый Правилами Регистра.


  1. Если у судов длиной 80м и более общий износ однородных связей в средней части длины судна равен или превышает допускаемый согласно 4.14. то необходима проверка прочности корпуса по моменту сопротивления. В этом случае по средним остаточным толщинам листов, стенок и поясков набора для расчетного сечения определяются фактически остаточные моменты сопротивления палубы и днища ( W d w и W b w ) .

Определенная таким образом величина момента сопротивления палубы и днища должна быть не менее допускаемой.

  1. Допускаемая величина момента сопротивления определяется по формуле

W  kW d(b), ( 4.1.10-1)

где W - допускаемая величина момента сопротивления;

k - коэффициент уменьшения;

W d(b) - момент сопротивления палубы или днища для данного судна, требуемый соответствующими разделами Правил Регистра для нового судна.



  1. Величина коэффициента k принимается равной:

а) 0,78 - для сухогрузных однопалубных судов длиной 80м при отношении длины к высоте борта L/D=12 и относительной ширине палубного настила на один борт В’/B = 0,25;

б) 0,90 - для сухогрузных судов длиной 200м и более независимо от числа палуб и значений L/D и B’/B;

в) для сухогрузных и подобных им судов в диапазоне длин 80-200м с двумя и тремя палубами и отношениями L/D = 12, В’/B = 0,25 значения k определяются по формуле
1 - 1

k = 1 - ------- ( 4.11.1-1)

234
где 1- коэффициент, определяемый в зависимости от длины судна линейной интерполяцией между величинами

1 = 0,78 при L = 80m;


1 = 0,90 при L  200m;

рис. 4.1.11-1 Поправочные коэффициенты.


23 - коэффициенты, определяемые по графикам рис.4.1.11-1 в зависимости от отношений L /D и B’/ B,

где D - высота борта;

B - ширина судна;

B’- ширина палубного настила между бортом и линией люковых вырезов на один борт;

зависит от числа палуб и принимается по приведенным ниже данным:

Число палуб 4


  1. . . . 1,0

  2. . . . 1,1

  3. . . . 1,2

  1. Для нефтеналивных и подобных им судов значение k в формуле (4.1.10-10) принимается следующим:

k = 0,66 при L = 80 m;

k = 0,90 при L  200 m.
Для длин судов 80 м  L  200м коэффициент k определяется линейной интерполяцией.


  1. Допускается при наличии в отдельных поперечных сечениях чрезмерного износа и ( или ) значительных деформаций основных связей корпуса производить экспериментальное определение фактического момента сопротивления поперечного сечения корпуса для палубы и ( или ) днища путем дополнительного статического нагружения корпуса с использованием соотношения

 M


W d (b) w = ------ ,



 M - величина изменения изгибающего момента в данном поперечном сечении при опыте, полученная путем принятия и(или ) перераспределения грузов по длине судна;



 - замеренное при  M изменение средних напряжений в палубе или днище в рассматриваемом поперечном сечении корпуса.

Эксперимент должен производится по специальной инструкции, одобренной Регистром. Полученная в результате эксперимента величина W d (b) w сопоставляется с допускаемой величиной  W  согласно 4.1.10.


  1. Допускаемые остаточные деформации




  1. Допускается оставлять до следующего очередного освидетельствования бухтины, численные характеристики которых, указанные в п. 3.2.а, не превышают значений, приведенных в табл.2.

  2. Допускается оставлять до следующего очередного освидетельствования гофры, численные характеристики которых, указанные в п. 3.2б, не превышают величину.

f/a  1/15



  1. Указанные в пп. 4.2.1 и 4.2.2 нормативы на бухтины и гофры распространяются на :

а) нижние палубы и платформы по всей длине судна;

Таблица 2

Допускаемые значения бухтин


b/a

0,75

и менее

0,80

0,85

0,90

0,95

1,0

f / b 

0,052

0,058

0,064

0,070

0,076

0,082

а- шпация балок набора в районе бухтины.

Таблица 3
Допускаемые отношения f / l для вмятин


l/2h

2

2,5

3

4

5

6

8

10

12

15

20

25

f/l

0,014

0,019

0,024

0,033

0,04

0,046

0,06

0,069

0,076

0,083

0,092

0,099



Таблица 4
Допускаемые значения d/h



h, mm

 d / h 

Менее 200

В диапазоне 200- 300

Больше 300


0,05

0,04


0,03

d - отклонение от первоначальной плоскости, измеренное на верхней кромке балки набора, мм.

б) настил второго дна по всей его протяженности, за исключением, указанных в п. 4.2.5;

в) наружную обшивку по всей длине судна, кроме случаев, указанных в пп. 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6:

г) настил расчетной палубы по всей длине, кроме случаев, указанных в пп. 4.2.4, 4.2. 5.



  1. На расчетной палубе и днище в средней части длины судна с поперечной системой набора численные характеристики бухтин и гофрировок не должны превышать величину

f/a  1/20



  1. Бухтины и гофрировки, расположенные в средней части длины судна с поперечной системой набора, характеристики которых удовлетворяют нормативам пп. 4.2.1, 4.2.2,4.2.4,ограничиваются по протяженности вдоль набора в данном поперечном сечении для :

а) настила расчетной палубы - 0,4 ширины палубы в районе люковых вырезов;

б) обшивки днища - 0,4 а для настила второго дна - 0,75 ширины судна;

в) обшивки борта - 0,75 высоты борта, исключая ширстрек.
4.2.6.У судов длиной 80м и более гофры и бухтины в ширстречном поясе с максимальной стрелкой прогиба более 20мм в средней части длины судна не допускаются.


  1. Гофрировки настила расчетной палубы и днищевой обшивки со стрелкой прогиба свыше 20мм в районе окончания прерывистых связей ( надстроек, рубок, продольных комингсов, продольных переборок и т. д.) в пределах средней части длины судна должны устраняться независимо от вида освидетельствования или ремонта.

  2. Вмятины в расчетной палубе и днище в средней части длины судна, как правило, подлежат устранению. Могут быть оставлены в этом районе только единичные вмятины плавного характера, наибольший размер которых в плане не превышает пять шпаций, а отношение максимальной стрелки прогиба любой из балок к наименьшему размеру вмятины f i / а не превышает 1/20.

  3. Вмятины, расположенные вне пределов средней части длины судна, а также вне пределов средней части длины судна, а также вмятины в бортах на участке средней части длины судна, не имеющие потери устойчивости набора и повреждений в сварных, заклепочных соединениях, могут не ремонтироваться, если они не превышают нормативов, указанных в п.4.2.10.

  4. Подлежат обязательному ремонту балки набора в районе вмятины, у которых отношение f/l какой - либо балки набора превышает допускаемое по табл.3.

  5. Отклонение набора от своей первоначальной плоскости не должно превышать величину d/h, указанную в табл.4.

Если отношение d/h превышает приведенные в табл.4 значения, но меньше 0,14, то допускается подкрепить набор посредством установки в районе максимального отклонения разрезного стрингера или полосы- струны, привариваемой к свободным пояскам балок.



  1. Допускаемые дефекты сварных швов




  1. При установлении допускаемых износов сварных швов принято следующее разделение соединений листов обшивки и настилов по характеру их работы:

а) стыковые швы - сварные швы, расположенные поперек направления действия приложенного к данной конструкции основного усилия ( например, швы листов днищевой обшивки настила палубы, идущие поперек судна; швы обшивки переборок, параллельные ребрам жесткости, и т. п.);

б) пазовые швы - сварные швы, расположенные вдоль направления действия приложенного к данной конструкции основного усилия ( например, сварные швы днищевой обшивки, настила палубы, идущие вдоль судна; швы обшивки переборок, перпендикулярные ребрам жесткости, и т.п.).



  1. Изношенные сварные швы подлежат восстановлению, если коррозионные поражения превышают следующие величины:

а) сварные швы листовых конструкций ( настилов, обшивок):
стыковые швы - при износе на глубину ниже поверхности листа;
пазовые швы - при износе до остаточной толщины шва не менее 0,9 s1 (s1 - меньшая остаточная толщина соединяемых листов), но не более 2 мм от поверхности листа толщиной s1 ;

б) угловые сварные швы - при уменьшении калибра более чем на 1 мм или на 20% ( что больше) против требований соответствующих разделов Правил Регистра;

в) стыковые сварные швы, соединяющие элементы бортовых стрингеров, рамных шпангоутов и шельфов. - при их двустороннем суммарном износе в данном месте на глубину свыше 3мм от поверхности сварных элементов.


  1. Если освидетельствование с выборочными замерами и подварка швов наружной обшивки в подводной части корпуса производятся не реже чем каждые два года, то нормы для допускаемых износов швов могут быть уменьшены для:

стыковых швов - до 0,95 s1 , но не более 1 мм от поверхности листа;

пазовых швов - до 0,85 s1 , но не более 3 мм от поверхности листа.



  1. Допускаемые дефекты клепаных соединений




  1. Обязательно подлежат смене заклепки слабые, водотечные, а также с коррозией головок: закладной конической и полукруглой - на высоту более 0.2 диаметра тела заклепки; потайной и полупотайной - на глубину более 0,1 диаметра, считая от поверхности листа.

  2. Глубина зенковки при замене потайных заклепок должна быть не более 0,9 и не менее 0,7 остаточной толщины той связи, в которой она выполнена. При мелкой зенковке и наличии пороков клепки ( что проверяется выборочной за сверловкой заклепок) допускаемая глубина разрушения потайной головки должна быть уменьшена до 0,05 диаметра заклепки. Подлежат также смене заклепки с однобоким обнаженным потаем на величину более 0,1 диаметра заклепки.

  3. Если освидетельствование с выборочными замерами и подварка швов наружной обшивки в подводной части корпуса производятся не реже чем каждые два года, то нормы для допускаемых износов швов могут быть уменьшены для:

стыковых швов - до 0,95 s1 , но не более 1 мм от поверхности листа;

пазовых швов - до 0,85 , но не более 3 мм от поверхности листа.




  1. Допускаемые дефекты клепаных соединений




  1. Обязательно подлежат смене заклепки слабые, водотечные, а также с коррозией головок: закладной конической и полукруглой - на высоту более 0,2 диаметра тела заклепки; потайной и полупотайной - на глубину более 0,1 диаметра, считая от поверхности листа.

  2. Глубина зенковки при замене потайных заклепок должна быть не более 0,9 и не менее 0,7 остаточной толщины той связи, в которой она выполнена. При мелкой зенковке и наличии пороков клепки ( что проверяется выборочной засверловкой заклепок) допускаемая глубина разрушения потайной головки должна быть уменьшена до 0,05 диаметра заклепки. Подлежат также смене заклепки с однобоким обнаженным потаем на величину более 0,1 диаметра заклепки.

  3. Не допускается, чтобы расстояние от кромки листа до центра наружного ряда заклепок было не мене 1.3 диаметра тела заклепки.

  4. При утонении листа из алюминиевого сплава в районе заклепочного соединения со сталью более чем на 20% первоначальной толщины участок изношенного листа должен быть удален, а заклепочный шов переклепан.




  1. Трещины

  1. Наличие трещин в связях, обеспечивающих общую и местную прочность корпуса, как правило, не допускается Способы устранения или предотвращения распространения трещины должны согласовываться с Регистром.

  2. В случае массового образования трещин в отдельных корпусных конструкциях должны быть приняты меры по устранению причин их появления.



  1. Определение технического состояния корпуса




  1. Результаты дефектации должны быть оформлены в соответствии с требованиями разделов 1, 2 и 3 с приведением необходимых численных характерных дефектов, а также с указанием возможных условий и причин их появления.

  2. Пригодность судна к дальнейшей эксплуатации определяется на основании сопоставления численных характеристик дефектов с их допустимыми значениями. Если численные характеристики дефектов меньше или равны допускаемым, корпус судна может эксплуатироваться до следующего очередного освидетельствования без ремонта. При этом имеется в виду, что нормативы Методики позволяют оставлять без замены или подкрепления связи. Имеющие допускаемый износ при допускаемых величинах остаточных деформаций.

  3. Разрешается по согласованию с Регистром прочные размеры вновь устанавливаемых ( заменяемых) при ремонте связей принимать с размерами, допускаемыми настоящей Методикой, исходя из предполагаемых условий эксплуатации.

Толщина связи в этом случае определяется по формуле
s = s 1 + V k ( t - 4), мм ( 5.3-1)

где V k - среднестатистическая скорость коррозии рассматриваемой связи по табл.5, мм/год;

t - предполагаемое время эксплуатации связи, годы.


  1. Замена марки стали или сварочных материалов допускается по согласованию с Регистром при условии обеспечения их эксплуатационной совместимости в рассматриваемой конструкции. Категории стали должна быть не ниже требуемой Правилами Регистра для данной конструкции корпуса.

  2. Необходимо при использовании нормативов раздела 4 учитывать следующие указания:

а) если численные характеристики общего износа отдельного листа или его части превышают допускаемые по п.4.1, то необходимо заменить или подкрепить этот лист;

б) если в рассматриваемом поперечном сечении значение s 1 для единичных листов меньше допускаемых по п.4.1.3а, а значения s 2 по ширине ( высоте ) отсека для однородных связей подгруппы, в которую входят эти листы, удовлетворяют нормативам п.4.1.4, то такие единичные листы могут не заменяться при условии, что они удовлетворяют требованиям п.4.1.7.



  1. Если до конца срока службы судна остается менее 4 лет, допускается по согласованию с Регистром оставлять без замены единичные листы, средняя остаточная толщина которых не менее величины s1 определяемой по формуле

s” 1 = s 1 - ( 4- t 1 ) V i , мм, ( 5.6-1)

где t 1 - предполагаемое время эксплуатации, но не более 4 лет;
Таблица 5
Среднестатистические скорости коррозии


Среднегодовое

Конструкция корпуса уменьшение

толщины связи

мм/год
А. СУХОГРУЗНЫЕ СУДА


  1. Наружная обшивка

Надводный борт 0,10

Район переменных ватерлиний 0,15

Подводная часть ( днище со скулой )

в районе балластных танков 0,15

в районе топливных танков 0,13

Скуловые листы в районе льял 0,20

Горизонтальный киль 0,20

2. Настилы палуб

Верхняя палуба между бортом и люковыми вырезами 0,10

Нижние палубы 0,11

Стенки под палубных цистерн 0,10


3. Настилы второго дна

В районе балластных танков 0,15

В районе топливных танков 0,12

Крайний междудонный 0,20

Стенки скуловых цистерн 0,12


  1. Листы поперечных переборок

Нижний пояс 0,11

Верхний пояс 0,05

Обшивка продольных переборок, двойных бортов 0,10


  1. Набор корпуса

Подпалубный набор 0,12

Район переменных ватерлиний 0,10

Набор внутри двойного дна 0,14
Б. НЕФТЕНАЛИВНЫЕ СУДА

В РАЙОНЕ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ


  1. Наружная обшивка

Надводный борт 0,13

Район переменных ватерлиний 0,17

Подводная часть ( днище со скулой ) 0,18

Горизонтальный киль 0,23



  1. Настил палубы 0,20

  1. Обшивка продольных переборок между грузовыми

танками

Нижний пояс, верхний пояс 0,20

Средние поясья 0,15


9. Обшивка продольных переборок между

грузовыми и балластными танками

Нижний пояс 0,25

Средние поясья 0,22

Верхний пояс 0,30




  1. Обшивка поперечных переборок

Нижний пояс, верхний пояс 0,20

Средние поясья 0,15





  1. Обшивка переборок коффердамов со стороны

грузовых и балластных отсеков

Нижний пояс 0,17

Средние поясья 0,17

Верхний пояс 0,20




  1. Набор днища и палубы

Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры:

стенка 0,16

поясок 0,22

Днищевые продольные балки:

стенка 0,18

поясок 0,25

Отбойный лист, карлингсы, рамные бимсы:

стенка 0,20

поясок 0,22
13. Набор бортов

Рамные шпангоуты 0,18

Продольные балки борта 0,19

Шпангоуты 0,17




  1. Набор переборок

Шельфы:

стенка 0,18

поясок 0,15

Вертикальные стойки переборок 0,17

Распорки в бортовых танках 0,15
s 1 - остаточная толщина, допускаемая согласно п.4.1.3а;

V i - скорость коррозии рассматриваемой связи по табл.5 мм/год, либо

определяемая для данного судна по формуле

s’ 1 - s” 1

V i = ---------------------- , мм/год, ( 5.6-2 )

t2


где s’ и s” 1 - средняя остаточная толщина по данным настоящей и предыдущей дефектации соответственно;

t2 - время меду дефектациями ( не менее 4 лет ).

Величина s”1 должна удовлетворять требованиям п.4.1.7.


  1. Участки листов между балками набор, которые по условиям местного износа не удовлетворяют требованиям п. 4.1.5, должны быть заменены.

  2. Разрешается по согласованию с Регистром производить ремонт участков листа путем наплавки отдельных язвин, остаточная толщина в которых менее допускаемой по п.4.1.5.

При этом площадь наплавок не должна превышать 5% площади поверхности участка листа, а применяемые электроды должны соответствовать данной марке стали.

  1. Если до конца срока службы остается менее 4 лет, допускается по согласованию с Регистром оставлять без замены участки местного износа, остаточная толщина которых не менее величины, определяемой с использованием формулы

s “ 3 = s 3 - ( 4 - t1 ) V я , мм ( 5.9-1)

где s 3 - остаточная толщина, допускаемая согласно п. 4.1.5 для местного износа;

t1 - предполагаемое время эксплуатации, но не более 4 лет;



V я - скорость язвенной коррозии в рассматриваемом месте на данном судне; принимается равной:

при наличии сведений о наименьшей остаточной толщине в данной точке по предыдущей дефектации:

s ‘3 - s” 3

V я = ----------------------- , мм/ год, ( 5.9-2 )

t2


где s” 3 и s ‘3 - наименьшая остаточная толщина по данным настоящей и предыдущей дефектации соответственно;

при отсутствии фактических данных о скорости язвенной коррозии - для сухогрузного судна - 0,7 мм/год, для наливного

судна - 1 мм/год.


  1. Сварные швы, имеющие трещины или не удовлетворяющие нормативам подраздела 4.3, должны вырубаться до неповрежденного металла и восстанавливаться вновь до размеров, требуемых соответствующими разделами Правил Регистра.

  2. Заклепочные соединения, не удовлетворяющие требованиям подраздела 4.4, должны переклепываться.

В отдельных случаях по согласованию с Регистром допускается обварка неослабленных и неводотечных корродированных заклепок, а также единичных водотечных заклепок. Обварка заклепок барьерных и стыковочных швов не допускается.

  1. Участки настила расчетной палубы, ширстрека и днищевой обшивки со скулой в средней части длины судна, имеющие бухтины, гофры и вмятины, численные характеристики которых превышают допускаемые в подразделе 4.2, должны быть заменены, выправлены или подкреплены.

Допускается по согласованию с Регистром оставлять отдельные бухтины, гофры и вмятины до очередного освидетельствования или ремонта.

В процессе ремонта допускается заменять не весь лист, а только поврежденный участок листа. Правка остаточных деформаций на месте должна выполнятся с соблюдением требований технологии.



  1. Повреждения днищевых конструкций от слеминга в районе ( 0,10 - 0,30 ) L от носового перпендикуляра могут проявляться в виде остаточных деформаций обшивки, отдельных связей продольного и поперечного набора, а также перекрытия в целом. При их дефектации необходимо учитывать следующее:

а) если имеет место остаточная деформация днищевой обшивки, а флоры и продольные балки не имеют повреждений, допускается оценивать техническое состояние конструкций, используя нормативы пп.4.2.1, 4.2.2;

б) если наблюдаются плавные вмятины ограниченных размеров ( наибольший размер в плане не превышает трех шпаций ), то допускается оставлять единичные вмятины, у которых отношение максимальной стрелки прогиба к наименьшему размеру не превышает 1 / 20;

в) при наличии остаточных деформаций продольного и поперечного набора, а также обшивки на значительных участках перекрытия или по всему перекрытию поврежденный участок подлежит замене или подкреплению в соответствии с требованиями Правил Регистра.

Проект замены и подкрепления конструкций днищевых перекрытий серийных судов должен быть согласован с Главным управлением Регистра.



  1. Судам длиной 80м и более в случаях, если их момент сопротивления поперечного сечения корпуса менее допускаемого согласно п. 4.1.10, может быть установлено ограничение по району плавания на основе соответствующих требований Правил Регистра.

По желанию судовладельца, эти ограничения могут быть сняты при установке необходимых подкреплений корпуса.

  1. Ремонт повреждений путем дублирования листов наружной обшивки и настила палуб как правило, не допускается .

По согласованию с Регистром может быть допущено дублирование отдельных листов наружной обшивки и настила палубы, если предполагаемый срок эксплуатации судна до очередного освидетельствования или ремонта не превышает 2 лет. Должно быть обеспечено тщательное выполнение работ по очистке и подгонке соприкасающихся поверхностей листов.

  1. Разрешается по согласованию с Регистром при значительных повреждениях судовых конструкций устанавливать до ближайшего очередного ремонта временные подкрепления, восстанавливающие прочность корпуса до требований, предусмотренных разделом 4 настоящей Методики, что должно быть обосновано соответствующими расчетами.

  2. По согласованию с Регистром допускается эксплуатировать судно при наличии повреждений форштевня и ахтерштевня при условии, что отсутствует водотечность корпуса, а имеющиеся повреждения не препятствуют нормальной работе движителей и рулей.

Это положение не распространяется на суда, работающие в ледовых условиях.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕФЕКТАЦИИ
Приложение содержит формы таблиц, в которые заносятся результаты дефектации согласно указаниям п.1.13 настоящей Методики.

Состав таблиц следующий:

табл. 1 - Общий и местный износ листов;

табл. 2 - Общий и местный износ листов;

табл. 3 - Состояние сварных швов;

табл. 4 - Дефектация бухтин;

табл. 5 - Дефектация гофрировок;

табл. 6 - Дефектация вмятин;

табл. 7 - Трещины в элементах корпуса.

Таблица 1



Общий и местный износ листов


Общий износ Общий износ однородных



отдельного листа связей подгруппы