"Нашествие с Востока" Цель - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные вопросы История Востока 1 17.67kb.
В 19 История Востока: в 2 т. Т. 2: Учеб по спец. «История». 36 8098.67kb.
Стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими... 1 267.87kb.
Лекция Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья... 1 53.98kb.
Экономическая мысль Древнего Востока 1 11.91kb.
Тема Философская мысль Древнего Востока (1 час) 1 16.18kb.
2. История Древнего Востока 1 100.66kb.
Лекция Философская мысль Древнего Востока Древневосточные общества... 1 68.45kb.
1. Общая цель всякого стремления. Частные цели отдельных видов человеческой... 1 30.59kb.
Пояснительная записка Экономическое развитие 1 44.66kb.
Лекция №6 история развития лесной растительности дальнего востока 1 128.69kb.
На 2013 год 2013 год Год духовной культуры 2013 год Год охраны окружающей... 8 1031.69kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
"Нашествие с Востока" Цель - страница №1/1

Тема: "Нашествие с Востока"

Цель:

  • познакомить учащихся с историческим событием – вторжением монголо-татар на Русь;

  • выяснить причины поражения русских князей;


Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с монголо - татарами;

  • помочь ученикам разобраться в причинах поражения русских князей.

Развивающие:

  • развивать умения работать с исторической картой и историческими документами;

  • развивать умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы;

  • развивать умения самостоятельно работать с исторической информацией, решать творческие задачи;

  • совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо - татарами.


Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Побуждение интереса к новой информации (Слайд 1) .
Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день по степи голой

Топча сухие ковыли.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колесах

С детьми и женами везли…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Работа в тетрадях. Запись темы урока.

Ребята, знаете ли вы о том, что наше государство не всегда было свободным, двести сорок лет Русь была под монголо-татарским игом? Вам интересно узнать, кто такие монголо-татары и почему они решили напасть на Русь?



Цель нашего урока – познакомиться с опасным соседом русского государства – монголо-татарами, и выяснить, почему в столкновении с монголами русские князья потерпели поражение (Слайд 2) .

II. Изучение нового материала (Слайд 3)
План

  1. Создание монгольской империи.

  2. Битва на реке Калке.

  3. Первый поход Батыя на Русь.


1. Изучение первого вопроса плана .Объяснение учителя.

В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции) (Слайд 4). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. (Слайд 5) На установку юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и того меньше. На стойбищах монголы располагались кольцом: в центре находилась ставка вождя (хана) (слайд 6). Вожди племен носили звучные прозвища: батор – богатырь; сэчэн – мудрость; букэ – силач. Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ. Первым ханом, который смог объединить разрозненные племена кочевников, был Темучин (Слайд 7). В 1206 году было созвано торжественное собрание монгольской знати. На этом съезде Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя Чингисхана – “Великого хана” (Слайд8).Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.


2. Работа с документом. Ян В.Г. “Чингисхан”. (См. Приложение 1).
Создав мощную армию, Чингисхан приступил к выполнению своей задачи. Вторгнувшись в северо-западный Китай, монголы в 1215 году взяли Пекин и разграбили страну. Из Китая войска Чингисхана двинулись в степи Средней Азии. Пали древние крепости-города. Сыпучие пески занесли караванные дороги. Утихли когда-то богатые и оживленные оазисы, мастера и ремесленники были угнаны в плен. Сотни тысяч людей были убиты, а живые обращены в рабов. К 1220 году Средняя Азия была захвачена. Войска Чингисхана двинулись на Иран и Кавказ. В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь.
Вывод: У Русского государства появился опасный сосед.
Могуч коварной выучкой, пред городом предстанет,

С таранами подступится, с волов окружных грянет,

И будет меч под корень сечь, разящий не устанет,

Ни здешнего, ни прошлого пощадой не поманит.
В чем же заключается секрет военных успехов монголов? (Слайд9), речь про оружие (слайд10)
3. Работа с документом “Законы Чингисхана” (см. Приложение 2).
Причины военных успехов монголов:

  1. Четкая структура монгольского войска.

  2. Единое командование.

  3. Жесточайшая дисциплина.

  4. Коллективная ответственность за поведение в бою.

  5. Особые приемы боя: ложное отступление.




  1. Пока учащиеся работают с документом, учитель готовит сценку (3 человека).

Сценка.
Ведущий: В 1223 году Русь впервые услышала о татарах. В тот год в Галич к Мстиславу Удалому неожиданно явился главный половецкий хан. Он был в страшной тревоге и смиренно, даже униженно стал просить русских о помощи.

Хан: Пришли на нас лютые враги, разорили нашу землю. Помогите нам, а не то они придут и к вам и сделают с вами тоже.

Мстислав: Кто такие эти враги?

Ведущий: Половцы ничего о них не знали. Они рассказывали только, что …

Хан: Пришли полчища завоевателей из-за Каспийского моря, они храбры и люты в бою и пощады никому не дают.

Мстислав: Как же зовутся ваши враги?

Хан: зовутся они татарами.

Ведущий: Мстислав Удалой созвал в Киев на совет многих русских князей.

Мстислав: Если мы не поможем теперь половцам, то они перекинутся к татарам и вместе с ними нападут на Русскую землю. Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей.
Ведущий: Так решили русские князья. Русские летописцы в недоумении сделали первые записи о монголо-татарах: “Явились народы, о которых как следует никто не знает, кто они, каков язык их, какого племени …”.
Вопросы для беседы:

  • Что знали русские о монголо-татарах?

  • Какое решение приняли русские князья?

  • Кто из русских князей откликнулся? (Работа с учебником С.97).


2. Изучение второго вопроса плана.

Первая встреча монгольского войска с русской ратью состоялась в 1223 году. (Слайд 11)


Звучит музыка.

Стихотворение.
Летит орда ревущая,

И гнущая, и мнущая,

Как туча град несущая,

Как буря в берег бьющая,

Летит с горы в долину,

Разливом чрез плотину,

Как тигров стая сущая,

Рычащая, грызущая,

Плоть рвущая, кровь льющая,

Рекой, рекой невинной,

В свирепости звериной,

Бесчинной, беспричинной,

Объята злобой пущею,

Гнетущею, не чтущею,

Ни молодость цветущую,

Ни старости седины,

Летит на нас лавиной

И губит в миг единый.
Чем же закончилась эта встреча?
3. Задание: составить рассказ, используя текст учебника.
План ответа:

  1. Дата и место события.

  2. Участники события.

  3. Ход сражения.

  4. Итог сражения.

  5. Причины поражения.



  1. Объяснение учителя.

“На берегу Калки, на высоком кургане, Субудай – богатур созвал всех своих тысячников и сотников на торжественное моление богу войны Сульдэ …Тысячи монгольских воинов расположились на равнине вокруг кургана. Монголы принесли оглобли и доски, оторванные от русских повозок, и навалили их на связанных князей. Триста монгольских военачальников уселись на этих досках. Подымая чаши с кумысом, они восхваляли грозного бога войны, покровителя монголов, и славили непобедимого Чингисхана. Отказавшись от денег за выкуп знатнейших русских князей, монголы жертвовали богу Сульдэ этих пленных, дерзнувших вступить в бой с войсками “посланного небом” Чингисхана. Богатуры гоготали, когда из-под досок неслись стоны раздавленных князей. Стоны и крики постепенно затихали, их заглушила ликующая песня монгольских воинов …”.


В делах, которые гораздо поважней,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает о выгоде своей.


  • Как вы думаете, имеют ли эти слова отношение к сражению на реке Калке?

  • Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения?

Одержав победу, монголы вернулись обратно в Монголию, они не рискнули идти в глубь – они пришли с целью разведки. Битва на р. Калке сделала Русь врагом монголов. После небольшой передышки в 1235 году совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237 г. на Русь направилось монгольское войско во главе с ханом Батыем.

Первый удар был нанесен по Рязанскому княжеству в конце 1237 г.(Слайд12)


  1. Чтение стихотворения Н. Кончаловской о пожаре в Рязани

Батый привел свою орду.

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора –

Мехов, казны и серебра…

В морозной снежной мгле кострами

Чадит Батыева орда.

К Батыю с пышными дарами

Рязанский князь пришел тогда.

Он сам собрал Батыю дань:

«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Любуясь княжьими дарами,

Батый кумыс из чаши пил

И сидя в юрте меж коврами,

С усмешкой князю говорил:

«Коль хочешь мира, русский бай, -

Княгиню в жены мне отдай!»

Взбешенный, не взглянув на хана,

Князь Федор молча вышел вон,

Но тут ударом ятаган

У входа в юрту был сражен…
Рязань, Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.

Враги в ворота ворвались,

Таких не знала ты доныне!...

С высокой колокольни вниз

С младенцем бросилась княгиня.

И чашу смертную до дна

Испив от горького начала,

В огне на площади она

Батыя мертвая встречала…

Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата.

Декабрьская ночная тьма

Багровым пламенем объята.

Отрывок из книги Натальи Кончаловской

«Наша древняя столица»


Расправившись с Рязанью, Батый направил свои отряды на север.

  1. Просмотр видеофрагмента.




  1. Работа в тетрадях. Запись основных дат и событий (Слайд 13-18)



  1. Комментированное чтение материала учебника (стр.104, 2 абзац)



  1. Подведение итогов похода.



Вопросы:

  • Каков итог монгольского нашествия на Русь? (слайд19)

  1. Сократилось население Руси.

  2. Разрушено 49 (из 74)городов.

  3. Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел.

  4. Западная Европа была спасена от разгрома.

  • В чем главная причина того, что Русь не смогла противостоять врагам? (не было военного единства и согласованности в действиях между князьями)




  1. Вывод на слайде слов А.С Пушкина о Европе. (Слайд 20). Как вы понимаете его слова?


III. Закрепление изученного материала.(Слайд 17)
Игра “Оборона русского города” (см. Приложение 3).
IV. Домашнее задание: §12, раб. т: стр. 34-36,з.1,2,3.

Приложение 1.

Ян В.Г. «Чингисхан»

«Среди воинственных татарских ханов один, по имени Темучин, отличался особой удачей в битвах, жестокостью к врагам и стремительностью в нападениях. Ему было уже пятьдесят лет, когда ханы провозгласили его великим каганом и подняли на «белом войлоке» почета в надежде, что Темучин будет исполнять желания знатнейших ханов. Но Темучин подчинил всех своей воле, разгромил и обратил в рабство непокорные племена, а их вождей сварил живыми в котлах …

Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью – на лисицу, злобой – на змею, стремительностью – на барса, неутомимостью на верблюда. Все ханы и простые воины боятся его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят …»



Вопрос к документу: Какими личными качествами обладал Чингисхан?

Приложение 2.

«Законы Чингисхана».

  • «О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма. Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному.

  • «Все воеводы обязаны делать лично смотр войску и вооружению до вступления в поход, представлять им все, с чем воин совершает поход, и осматривать все до иголки и нитки. Если у воина не оказалось какой либо нужной вещи, начальник должен строго наказать его.

  • «Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, то все они умерщвляются, и если бегут десять из ста, то все сто умерщвляются, а если бегут сто, то умерщвляется тысяча»,

  • «При встрече с сильным противником монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование, но монголы неожиданно поворачивали назад и благодаря четкому взаимодействию окружали врага».

  • «Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоды: день, два не поесть для них ничего не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато насколько они были ласковы и обходительны друг с другом, так жестоки к другим народам, жадные, свирепые, лживые и коварные, они жили грабежом и убийством».

  • Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

Вопросы:

  • Каким было монгольское войско?

  • Какую тактику использовали?

  • Чем были вооружены?



Приложение 3.

Игра «Оборона русского города»

Цель игры – выстроить крепость из правильных ответов.

1. Успехи завоевательных походов монголо-татар объясняются:

▬ их многочисленностью;

■ высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной;

▲ стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран.

2. Какую задачу поставил перед монголами Чингисхан?

■ завоевать Русь;

▲ завоевать Среднюю Азию и Кавказ;

▬ завоевать весь мир.

3. Укажите главную причину поражения русских князей в битве на Калке:

▬ трусость половцев;

▲ отсутствие единого командования;

■ недооценка противника.

4. Кто из русских князей не принял участия в битве на Калке?

▲ Мстислав Удалой;

■ Мстислав Черниговский;

▬ Мстислав Киевский.

5. В каком году Темучину было присвоено почетное имя – Чингисхан?



▲ 1209;

▬ 1215;


■ 1206.

Ключ к тесту: ■▬▲▬■