Наше время, динамичное и противоречивое, характеризуется быстрым ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека, а зн - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наука об изучении ценностной характеристики психической деятельности... 1 50.02kb.
С развитие промышленности и сельского хозяйства, с ростом народонаселения... 1 94.22kb.
Экология как стратегия выживания. Глобальные проблемы экологии 1 291.96kb.
Программа коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных... 1 344.49kb.
I. общая характеристика психической деятельности животных 20 21 5065.72kb.
Поведение человека во время сна 1 121.49kb.
Русское национально-культурное общество харьковской области программа... 1 77kb.
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий... 1 52.46kb.
Тема § 6 (часть2). Наше государство 1 77.18kb.
Причина большинства проблем человека связана с существованием у него... 1 61.87kb.
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни 1 153.69kb.
Гендерные различия механизмов психологической защиты в период ранней... 1 46.13kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Наше время, динамичное и противоречивое, характеризуется быстрым ростом интенсивности - страница №1/1

Пояснительная записка

Наше время, динамичное и противоречивое, характеризуется быстрым ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека, а значит и колоссальными перегрузками. Они лишают нашу нервную систему тех положительных зарядов, которые необходимы человеку для преодоления трудных эмоциональных барьеров, воздвигаемых условиями жизни и окружающей среды. У каждого 6-го школьника развивается на этом фоне различные неврозы, чаще всего неврастения. Невротизация детей и замедление их психического развития в процессе школьного образования выдвигает на первый план проблему психологической защиты учащихся.Без внутренней поддержки отрицательные раздражители легче одерживают верх над положительными эмоциями, становясь все сильней и, наконец, расстраивает нервную систему. Человек быстро утомляется, становится вялым, равнодушным, им овладевает апатия. Растет раздражительность: он резко реагирует на любое происшествие, слово, взгляд, может взорваться, накричать. «Учитесь властвовать собой» - сказал А.С.Пушкин. Мы должны научить наших детей владеть средствами профилактики, предупреждения психофизического утомления, уметь бороться с ним.

Здоровье человека зависти не только от нормальной работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой. Этот курс поможет школьнику разобраться в своем внутреннем мире и понять, в какой степени от него зависит как свое собственное здоровье, так и здоровье людей, с которыми он общается.

Цель курса: формирование мотивации поддержания позитивного настроения у школьника на уровне факторной структуры взаимосвязей мотивационных, деятельностных, волевых, психофизических и эмоциональных компонентов.

Задачи: 1.Научиться поддерживать психическое благополучие своего организма:

2. Уметь адекватно реагировать на внешние раздражители и выходить из

стрессовых ситуаций с минимальными потерями для себя

3. Познакомить с основами саморегуляции и аутотренинга

4. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих
Содержание курса (17 часов)


  1. Психика. Свойства психики отражать окружающую среду, запечатлевать события прошлого, формировать опыт и «заглядывать в будущее» . Сознание. Подсознание. Сверхсознание. Причины разлада психики.

  2. . Признаки психического здоровья. Поддержание психического равновесия. Причины, вызывающие истощение резервов психики

  3. Эмоции и чувства. Основные эмоции человека. Связь эмоций с потребностями. Доминирующая эмоция. Влияние эмоций на различные аспекты здоровья. Депрессия. Связь эмоций, чувств и здоровья. Двойственность чувств

  4. Настроение. Как формируется настроение.

  5. Стресс. Что такое стресс. Физиологический, психологический стрессор. Валеологический стресс. Как выйти из стрессового состояния.

  6. Мотивация. Внутренняя мотивация. Внешняя мотивация.

  7. Характер. Темперамент. Основные черты характера человека. Физиологические и психологические основы темперамента. Трудности становления характера подростка.

  8. Взаимоотношения. Социально-психологическая топология подростков. Причины межличностных конфликтов и пути их решения

Тематическое планирование




Тема урока

Самостоятельная работа

Содержание урока

1

Психика




Свойства пси хики отражать окружающую среду, запечат левать события прошлого, фор мировать опыт и «заглядывать в будущее» .

1, лекция

Сознание. Подсознание. Сверхсознание. Причины разлада психики.

Психическое здоровье

2

Признаки психического здоровья

самоанализ

(тест «Как ты себя чувствуешь?»)



Неврастения,

Выработать собственный способ саморегуляции, психорегулирующие упражнения



Эмоции и чувства.

3

Основные эмоции челове ка. Связь эмо ций с потребно стями. Доминирующая эмоция.

Тест «Чего ты боишься?»

«Сколько в тебе грусти?»


Страх, причины страха,

Программа борьбы со страхами.

психорегулирующие упражнения


4,5

Влияние эмоций на различные аспекты здоровья. Депрессия. Связь эмоций, чувств и здоровья. Двойственность чувств

«Сколько в тебе агрессии?»


Потрет «идеального»молодого человека

Депрессия. Выход из депрессивного состояния. Методы понижения эмоционального возбуждения

Настроение.

6

Как формируется настроение

Самоанализ «Какое настроение у тебя в школе?»




Стресс.

7

Что такое стресс. Физиологический, психологический стрессор




Паталогический стресс, эустресс,

иммунитет



8

Валеологический стресс. Как выйти из стрессового состояния

Тренинг

Как сильно ты подвержен стрессу



Правила «Как пережить стресс!»

Мотивация.

9,10

Внутренняя мотивация. Внеш- няя мотивация

Психорегулирующие упражнения.

Как ты относишься к учебе - самоанализ



Самоанализ «Какая мотивация доминирует у тебя на уроке»

Понимание



Характер. Темперамент

11,12,13

Основные черты характера человека.

Определение типа нервной системы по Гиппократу и характера по Теосфату

Физиологические и психологи- ческие основы темперамента. Трудности становления характера подростка.

14,15

Взаимоотношения.

Самоанализ «К какому типу взаимоотношений ты склонен»

«Какая атмосфера царит в твоем классе»



Социально-психологическая топология подростков. Причины межличностных конфликтов и пути их решения

16,17

Резервные уроки








Ожидаемый результат: школьник, вооруженный знаниями, психологически гибкий, умеющий выстраивать свое поведение и отношение с окружающими, владеющий основами самоанализа и аутотреннинга

После окончания курса школьники должны знать:



  • Что такое психика

  • Что такое здоровье

  • Основные черты характера человека и особенности их проявления

  • Что такое мотивация и почему важно формировать правильную мотивацию

  • Виды стрессов

Школьники должны уметь:

  • Выходить из депрессивного состояния

  • Адекватно реагировать на внешние раздражителя

  • Строить отношения с окружающими на основе взаимоуважения

  • Определять типы нервной системы и характеры

  • Бороться со своими страхами



Литература
1.Абаскалова Н. Здоровью надо учиться. «Лада» 2000

2.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: регуляция психики. С.-Петербург

«Детство-Пресс», 2001

3.Зайцев Г.К. Школьная валеология, . С.-Петербург

«Детство-Пресс», 2001

4.Изард К Эмоции человека. – М.: Изд.МГУ, 1980

5.Козлов И.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая

психология на каждый день.- М.:Новая школа, 1993

6. Симонов П.В. Мотивированный мозг.- М.: Наука, 1987

7.Татарникова Л.Г. Валеология подростка, С.-Петербург, 2000

Поздняева М.В.

8. Чумаков Б.Н. Валеология.- М.: Российское педагогическое агентство,

1997

МОУ «ЗАГАЙНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТРОИЦКИЙ РАЙОН

КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И К ЛЮДЯМ…

(спецкурс по практической психологии)


Разработала Жабина Т.В.

Загайново 2007