Например: Первоначальная стоимость объекта составляет 120 000 рублей - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
5. Определение первоначальной стоимости законченных строительством... 4 621.67kb.
Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохо­да... 1 210.16kb.
Рост научных знаний в наше время весьма высок так, например, Э 1 52.56kb.
Задача Компания ааа производит и продает один вид продукции, как... 1 97.08kb.
2d graphics Графика, *действие* в которой происходит в одной плоскости. 1 213.02kb.
Выработка быстроты и гибкости мышления, расширение знаний в области... 1 102.04kb.
Стоимость 3000р 1 40.34kb.
15 января российская организация «Альфа» отгрузила иностранному покупателю... 1 17.46kb.
«Чернобыльская катастрофа: выводы и предложения» 1 107.21kb.
Способы переработки природного газа в т ч 1 26.78kb.
Наше маленькое путешествие в Китай состоялось с 5го октября по 17ое... 2 314.51kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... 1 154.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Например: Первоначальная стоимость объекта составляет 120 000 рублей - страница №1/1

Пример по амортизации ОС:

Например: Первоначальная стоимость объекта составляет 120 000 рублей.

Срок полезного использования – 5 лет. Коэффициент = 2

Период использования

Линейный способ

Способ уменьшаемого остатка

Способ списания по  ЧЛСПИ

1 год

24 000

48 000

40 000

2 год

24 000

28 800

32 000

3 год

24 000

17 280

24 000

4 год

24 000

10 368

16 000

5 год

24 000

4 220 , 80

8 000

Итого

120 000

108 668 , 80

120 000

Способ уменьшаемого остатка:

1 год: 2 * 120 000 * 1/5 (20%) = 48 000;

2 год: 2 * (120 000 – 48 000) 72 000 * 1/5 (20%) = 28 800;

3 год: 2 * (72 000 – 28 800) 43 200 * 1/5 (20%) = 17 280;

4 год: 2 * (43200 – 17 280) 25 920 * 1/5 (20%) = 10 368;

5 год: 2 * (25 920 – 10 368) 10 552 * 1/5 (20%) = 4 220, 80.

Способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования.

Сумма чисел лет = 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15.

1 год: 120 000 * 5 / 15 = 40 000;

2 год: 120 000 * 4 / 15 = 32 000;

3 год: 120 000 * 3 / 15 = 24 000;

4 год: 120 000 * 2 / 15 = 16 000;

5 год: 120 000 * 1 / 15 = 8 000.

Если предполагаемый объем продукции, который можно произвести с помощью данного объекта составляет 10 000 единиц, а за текущий месяц произведено 40 единиц, то

 АО мес. = 250 * 120 000 / 10 000 = 480


2.4 Учет выбытия основных средств
Выбывающие объекты основных средств, а также объекты, не способные приносить организации экономические выгоды подлежат списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях, указанных в пункте 29 ПБУ 6/01.



Основные средства выбывают при:

- продаже;

- прекращении использования вследствие морального или физического износа;

- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

- передачи по договору мены, дарения;

- внесении в счет вклада по договору о совместной деятельности;

- выявлении недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

- в иных случаях.

Во всех случаях выбытия объекта определяется его остаточная стоимость на счете 01. При этом на счете 01 может открываться отдельный субсчет «Выбытие основных средств».

В дебет счета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость: Дебет 01.Выбытие Кредит 01.

В кредит счета списывается суммы начисленной амортизации: Дебет 02 Кредит 01.Выбытие. Таким образом, в дебете счета 01.Выбытие формируется остаточная стоимость объекта.

Если субсчет «Выбытие» не открывается, то делается одна бухгалтерская запись: Дебет 02 Кредит 01, и остаточная стоимость формируется непосредственно в дебете 01 счета.

Доходы и расходы, связанные со списанием объекта основных средств, как правило, признаются прочими результатами деятельности организации и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На этом же счете формируется результат от выбытия.

1. При продаже объекта бухгалтерские записи имеют следующий вид:

Дебет 01.Выбытие Кредит 01 – списывается первоначальная стоимость;

Дебет 02 Кредит 01.Выбытие – списывается сумма начисленной амортизации продаваемого объекта;

Дебет 91 Кредит 01.Выбытие – списывается остаточная стоимость объекта;

Дебет 62 Кредит 91 – признается выручка от продажи объекта основных средств в момент перехода права собственности к приобретателю по продажной цене, включая НДС;

Дебет 91 Кредит 68 – начисляется НДС к уплате в бюджет (как правило, по ставке 18%) с суммы продажной стоимости объекта;

По дебету 91 счета отражаются также расходы связанные с выбытием объекта:

Дебет 91 Кредит 70 - начислена зарплата работникам, занятым демонтажем, погрузкой и доставкой основного средства приобретателю;

Дебет 91 Кредит 69 – начислен ЕСН с заработной платы указанных работников;

Дебет 91 Кредит 60 – акцептованы счета поставщиков за рекламные объявления по продаже объекта, за доставку, транспортировку, демонтаж объекта;

Если указанные расходы осуществляет вспомогательный цех организации, то выполняется проводка: Дебет 91 Кредит 23.

После сбора всех доходов и расходов, связанных с выбытием, формируется финансовый результат от продажи объекта.

Если дебетовый оборот по счету 91 превышает кредитовый, то сумма превышения является убытком, который отражается:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 91.

Если кредитовый оборот по счету 91 больше дебетового, то разность кредита и дебета счета 91 является прибылью организации, которая отражается:

Дебет 91 Кредит 99.

2. При ликвидации объекта выполняются записи:

Дебет 02 Кредит 01 формируется остаточная стоимость объекта, если субсчет «Выбытие» не открывается;

Дебет 91 Кредит 01 – списывается остаточная стоимость объекта в дебет счета 91;

Дебет 91 кредит 10, 70, 69, 60, 23 и др. – отражаются расходы, связанные с выбытием объекта (материалы, зарплата, ЕСН, услуги поставщиков и вспомогательных цехов и др.);

При ликвидации объекта могут быть получены материалы и запчасти, которые подлежат оприходованию на склад по рыночной стоимости: Дебет 10 Кредит 91;

В завершении выявляется финансовый результат (как правило, это убыток): Дебет 99 Кредит 91.

3. Если объект ликвидируется при аварии, стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации, то делаются следующие проводки:

Дебет 01.Выбытие Кредит 01

Дебет 02 Кредит 01.Выбытие

Дебет 91 Кредит 01.Выбытие.

4. При передаче вклада в уставный капитал другой организации, паевой фонд, внесении в счет вклада по договору о совместной деятельности бухгалтерские записи имеют вид:

Дебет 02 Кредит 01 – формируется остаточная стоимость объекта (если не открывается субсчет «Выбытие»)

Дебет 58 Кредит 01 – списывается остаточная стоимость объекта в счет суммы вклада.

Либо:


Дебет 58 Кредит 76

Дебет 76 Кредит 01

5. При передаче основных средств по договору мены бухгалтерские записи выполняются те же самые, что и при продаже объекта. Одновременно с ними выполняются записи по оприходованию товарно – материальных ценностей и производится зачет взаимной задолженности с контрагентом, поскольку он одновременно является и поставщиком, и покупателем.

Дебет 02 Кредит 01 – формируется остаточная стоимость, списывается сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 01 – списывается остаточная стоимость;

Дебет 62 Кредит 91 – отражается выручка от продажи в момент перехода права собственности на объект основных средств;

Дебет 91 Кредит 68 – начислен НДС в бюджет по факту реализации объекта;

Дебет 91 Кредит 10, 70, 69, 60, 76 и др. – отражаются расходы, связанные с выбытием объекта основных средств;

Дебет 10, 15, 41, 08 и др. Кредит 60 – поступило имущество, на которое обменивается выбывающий объект;

Дебет 19 Кредит 60 – принят к учету НДС по поступающему имуществу;

Дебет 60 Кредит 62 – отражен зачет дебиторской и кредиторской задолженности с контрагентом.

6. При безвозмездной передаче объекта основных средств у организации дохода не возникает, поэтому формируются только дебетовые обороты по счету 91.

Дебет 02 Кредит 01

Дебет 91 Кредит 01

Дебет 91 Кредит 68 – безвозмездная передача объекта основных средств в целях налогообложения НДС приравнивается к реализации, поэтому должен быть начислен налог исходя из рыночной стоимости выбывающего объекта;

Дебет 99 Кредит 91 – отражен убыток от безвозмездной передачи.

7. В случае обнаружения недостачи объекта основных средств в результате инвентаризации, в бухгалтерском учете также должно быть отражено выбытие объекта:

Дебет 01.Выбытие Кредит 01;

Дебет 02 Кредит 01.Выбытие;

Дебет 94 Кредит 01.Выбытие – выявлен факт недостачи объекта основных средств по остаточной стоимости;

Дебет 73 Кредит 94 – отнесена сумма недостачи на виновное материально – ответственное лицо (сформирована его дебиторская задолженность);

Дебет 91 Кредит 94 – в случае если виновник не установлен или судом отказано во взыскании недостачи.


Если при инвентаризации основных средств обнаружены излишки, то они приходуются по рыночной стоимости аналогичных объектов, при этом рыночная стоимость обнаруженных объектов признается операционным доходом:

Дебет 08 Кредит 91

Дебет 01 Кредит 08
2.5 Переоценка основных средств
2.6 Учет ремонта основных средств
Для поддержания основных средств в исправном состоянии осуществляют их техническое обслуживание и ремонт.

По видам ремонт может быть классифицирован на:

- текущий и средний ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предотвращению преждевременного износа;

- капитальный, при котором производится замена изношенный деталей, узлов и конструкций на более современные.

Если в процессе проведения работ улучшаются ранее принятые нормативные показатели использования основных средств (срок полезного использования, мощность, производительность и т.д.), то указанные работы считаются реконструкцией, что влечет иной порядок отражения указанных работ в бухгалтерском учете.

Ремонтные работы могут осуществляться:

- подрядным способом, т.е. путем привлечения специализированной сторонней организации;

- хозяйственным способом, т.е. собственными силами организации.

Законодательство по бухгалтерскому учету предлагает три варианта учета затрат на ремонт:

1 вариант: Включение затрат на ремонт в полном объеме в расходы текущего периода. Этот вариант применяется при эпизодических и недорогих ремонтах.

Если ремонт осуществляется подрядным способом, то на сумму акцепта счетов подрядных организаций выполняют бухгалтерские записи:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 60 – на стоимость ремонта без НДС;

Дебет 19 Кредит 60.

Выбор счета учета затрат осуществляется в зависимости от направления использования объекта основных средств:

20 – для основных средств непосредственно используемых в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (ОС основного производства);

25 – для основных средств, используемых в общепроизводственных целях;

26 – для основных средств управленческого аппарата и общехозяйственного назначений;

44 – для основных средств, задействованных при сбыте (продаже) и т.д.

При осуществлении ремонта хозяйственным способом выполняются следующие записи:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 70 – на сумму заработной платы рабочих, осуществляющих ремонт;

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 69 – на сумму ЕСН, начисленного с заработной платы рабочих;

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 10 – на стоимость материалов, использованных при ремонте и т.д.

Если ремонт осуществляет определенное подразделение организации (ремонтный цех), то суммы затрат на ремонт предварительно собираются по дебету счета 23 «Основное производство»:

Дебет 23 Кредит 10, 70, 69 и др.

Затем указанные затраты списываются на затратные счета в зависимости от направления использования ремонтируемого объекта основных средств:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 23


2 вариант: формирование резерва под предстоящий ремонт основных средств (ремонтного фонда). Используется при осуществлении капитальных ремонтов долгосрочного характера.

Ежегодно руководством организации утверждается смета затрат на ремонт в определенном размере. На величину 1/12 от суммы затрат по смете ежемесячно производятся отчисления в резерв, которые учитываются на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 96.

При осуществлении ремонта фактические затраты списываются в дебет счета 96:

Дебет 96 Кредит 10, 70, 69, 23, 60.

В конце года производится инвентаризация резерва, по результатам которой излишне начисленные суммы резерва сторнируются:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 96

а в случае недостатка средств в резерве производится его доначисление:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 96.

Если ремонт на конец отчетного года не закончен, то сторнирование может не производится.


3 вариант: Использование счета 97 «Расходы будущих периодов» для отражения затрат на ремонт. Применяется при неравномерном проведении ремонтных работ, и в случаях, когда ремонт осуществляется в начале отчетного года.

Фактические затраты на ремонт отражают:

Дебет 97 Кредит 10, 70, 69, 23, 60.

Затем, в течение срока, утвержденного руководителем организации, указанные фактические затраты равномерно относятся на затратные счета в зависимости от направления использования ремонтируемого объекта:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 97.

Выбор варианта осуществляется организацией исходя из технологических особенностей, организационной структуры, других факторов и утверждается в учетной политике организации.



2.7 Учет арендных отношений

Основные средства могут использоваться не только для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или нужд управления организацией, но и сдаваться в аренду.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное владение или пользование.

В течение всего срока аренды право собственности на имущество остается за арендодателем, соответственно сданный в аренду объект отражается на балансе арендодателя.

На момент передачи имущества в аренду выполняется пометка в аналитическом учете:

Дебет 01.ОС, сданные в аренду Кредит 01

В зависимости от предмета деятельности арендодателя, доходы и расходы по сдаче имущества в аренду могут признаваться доходами (расходами) по обычным видам деятельности или прочими результатами.

В первом случае, когда предметом деятельности организации является сдача имущества в аренду, арендная плата формирует выручку арендодателя:

Дебет 62 Кредит 90 – на сумму арендной платы;

Дебет 90 Кредит 68 – начислен НДС с суммы арендной платы.

Поступление платежей от арендатора отражается: Дебет 51 Кредит 62.

Расходы по содержанию имущества, сданного в аренду, признаются расходами по обычным видам деятельности, которые учитываются по дебету 20 счета:

Дебет 20 Кредит 02 – амортизация сданного в аренду имущества;

Дебет 20 Кредит 70 – зарплата обслуживающего персонала;

Дебет 20 Кредит 69 – ЕСН с зарплаты;

Дебет 20 Кредит 60 – электроэнергия, коммунальные платежи и другие услуги, оказываемые поставщиками по содержанию сданного в аренду имущества;

Дебет 20 Кредит 10 – материалы на текущий ремонт сданного в аренду имущества и т.д.

В конце месяца накопленные по дебету счета 20 затраты списываются: Дебет 90 Кредит 20

И формируется финансовый результат:

В случае превышения кредитового оборота по счету 90 над дебетовым, формируется прибыль: Дебет 90 Кредит 99 на сумму превышения.

В противном случае организация отражает убыток: Дебет 99 Кредит 90 на сумму превышения дебетового оборота по счету 90 над кредитовым.

Если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности, то арендные операции отражаются с использованием счета 91.

Дебет 62 Кредит 91 – начислена арендная плата;

Дебет 91 Кредит 68 – НДС по аренде;

Дебет 91 Кредит 02, 10, 70, 69, 60 и др. – расходы по сдаче имущества в аренду;

Дебет 91 Кредит 99 – прибыль;

Дебет 99 Кредит 91 – убыток.
Арендатор учитывает полученные основные средства за балансом:

Дебет 001 – в оценке, указанной в договоре аренды, принято арендованное имущество.

Арендная плата является затратами арендатора и учитывается следующим образом:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 60 – на сумму задолженности по арендной плате без НДС;

Дебет 19 Кредит 60 – на сумму НДС по арендной плате.

При наличии счета – фактуры, НДС, принятый к учету уменьшает задолженность организации перед бюджетом по данному налогу: Дебет 68 Кредит 19.

Дебет 60 Кредит 51 – перечислена арендная плата арендодателю.
2.8 Учет лизинговых операций
В соответствии с федеральным законом № 164-ФЗ от 29.10.1998г. «О финансовой аренде (лизинге)», лизинг представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга.

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

В бухгалтерском учете операции по договору лизинга отражаются согласно приказа Минфина России № 15 от 17.02.1997г.

Операции по приобретению лизингового имущества в учете лизингодателя отражаются аналогично приобретению основных средств:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 08 Кредит 10, 70, 69 и т.д.

Дебет 03 Кредит 08 – введено в эксплуатацию лизинговое имущество.

При передаче имущества лизингополучателю возможны два варианта:

1. Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя. В этом случае при передаче имущества выполняется только отметка в аналитическом учете счета 03: Дебет 03 «Имущество переданное в лизинг» Кредит 03 «Имущество для передачи в лизинг».

Лизинговые платежи признаются доходом лизингодателя и отражаются аналогично выручке:

Дебет 62 Кредит 90 - на сумму лизингового платежа включая НДС;

Дебет 90 Кредит 68 – на сумму НДС по лизинговому платежу;

Поступление лизингового платежа отражается: Дебет 51 Кредит 62.

Затраты по лизинговой деятельности лизингодателя отражаются на счете 20: Дебет 20 Кредит 10, 70, 69, 60, 76 и др.

Амортизацию лизингового имущества также начисляет лизингодатель: Дебет 20 Кредит 02.«Амортизация основных средств, переданных в лизинг»

В конце отчетного периода накопленные затраты списываются:

Дебет 90 Кредит 20

и выявляется финансовый результат:

Дебет 90 Кредит 99 – прибыль;

Дебет 99 Кредит 90 – убыток.

По окончании договора лизинга и возвращении имущества лизингодатель выполняет следующие проводки:

Дебет 03 Кредит 03 – отметка в аналитическом учете

Дебет 01 Кредит 03 - перевод лизингового имущества в состав основных средств.

2. Если по договору имущество будет учитываться на балансе лизингополучателя, то на момент его передачи лизингодатель отразит выбытие:

Дебет 91 Кредит 03 – на стоимость лизингового имущества;

Дебет 76 Кредит 91 – на сумму причитающихся лизинговых платежей за весь период договора лизинга (включая НДС);

Дебет 91 Кредит 98 – на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.

Переданное имущество также отражается на забалансовом счете 001 «Основные средства, сданные в аренду»: Дебет 001

Начисление причитающихся к уплате лизинговых платежей будет отражаться:

Дебет 98 Кредит 90.

Дебет 90 Кредит 68 – начислен НДС по лизинговым платежам к уплате в бюджет.

Фактическое поступление на расчетный счет лизинговых платежей:

Дебет 51 Кредит 76

Расходы по лизинговой деятельности собираются аналогично первому варианту:

Дебет 20 Кредит 10, 70, 69, 60, 76 и др.

При этом амортизацию лизингового имущества начисляет лизингополучатель, т.е. проводка Дебет 20 Кредит 02 отсутствует.

Затем указанные затраты признаются расходами периода:

Дебет 90 Кредит 20,

и выявляется финансовый результат:

Дебет 90 Кредит 99 – прибыль;

Дебет 99 Кредит 90 – убыток.

При возврате лизингового имущества его остаточная стоимость согласно первичным документам лизингополучателя отражается лизингодателем Дебет 03 Кредит 76.

Одновременно возвращенное имущество списывается проводкой:

Кредит 011.

Если возвращается имущество, стоимость которого полностью погашена путем амортизации, оно приходуется в условной оценке, равной 1 руб.

Особенности отражения в учете операций по договору лизинга лизингополучателем также находятся в зависимости от того, на чьем балансе находится лизинговое имущество.

1. Имущество находится на балансе лизингодателя. В этом случае бухгалтерские записи полностью аналогичны проводкам, выполняемым по договору аренды:

Дебет 001 – принятие лизингового имущества;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 76 – начисление лизинговых платежей

Дебет 19 Кредит 76 – НДС по лизинговым платежам.

Кредит 001 – возврат лизингового имущества лизингодателю.

2. Имущество учитывается на балансе лизингополучателя. Тогда:

Дебет 08 Кредит 76 – на всю сумму лизинговых платежей за весь период договора лизинга без НДС (делается единовременно в момент получения объекта);

Дебет 19 Кредит 76 – на сумму НДС по лизинговым платежам.

Дебет 01 Кредит 08 – ввод объекта в эксплуатацию.

В течение срока договора лизинга лизингополучатель начисляет амортизацию: Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 02

А также производит уплату лизинговых платежей:

Дебет 76 Кредит 51.

Возврат лизингового имущества отражается аналогично выбытию основных средств:

Дебет 02 Кредит 01 – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 01 – списана остаточная стоимость объекта.



3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И РАСХОДОВ НА НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО - КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Регламентирующими документами по учету названных активов являются ПБУ 14/2000 и ПБУ 17/02.

Нематериальные активы представляют собой часть имущества организации, не имеющую материально – вещественную форму, но способную приносить экономические выгоды организации в течение длительного периода, превышающего 12 месяцев либо обычный операционный цикл.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты, одновременно удовлетворяющие критериям, указанным в пункте 4 ПБУ 14/2000:

- отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

В пункте 4 ПБУ 14/2000 поименованы объекты, которые могут быть отнесены к НМА:



- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Принципиально среди них ПБУ 14 выделяет:

- исключительные права;

- деловую репутацию организации;

- организационные расходы, в случае если они признаны вкладом участника в уставный капитал.

Расходы на НИОКР как объект бухгалтерского учета представляют собой капитализированные затраты организации, произведенные в целях усовершенствования производства и управления, результат которых может быть продемонстрирован и способен принести экономические выгоды организации.

К данным активам относятся расходы на НИОКР:

- по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;

- по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране.

Критерии для отнесения актива к расходам на НИОКР поименованы в пункте 7 ПБУ 17/02. К ним относятся:



- сумма расхода может быть определена и подтверждена;

- имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт приемки выполненных работ и т.п.);

- использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд приведет к получению будущих экономических выгод (дохода);

- использование результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ может быть продемонстрировано.

Состав расходов, формирующих внеоборотный актив «Расходы на НИОКР» включаются затраты, поименованные в пункте 9 ПБУ 17/02:



- стоимость материально - производственных запасов и услуг сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении указанных работ;

- затраты на заработную плату и другие выплаты работникам, непосредственно занятым при выполнении указанных работ по трудовому договору;

- отчисления на социальные нужды (в т.ч. единый социальный налог);

- стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований;

- амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении указанных работ;

- затраты на содержание и эксплуатацию научно - исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества;

- общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением данных работ;

- прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, включая расходы по проведению испытаний.

Единицей учета НМА и расходов на НИОКР является инвентарный объект.

Оценка НМА при различных способах поступления в организацию осуществляется аналогично основным средствам.

Объекты НИОКР могут только создаваться самой организацией.

Для учета НМА применяется активный счет 04 «Нематериальные активы», в составе которого выделяется отдельный субсчет для учета расходов на НИОКР.

Поступление НМА отражается в учете полностью аналогично поступлению ОС.



  1. При приобретении НМА за плату выполняются записи:

Дебет 08 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 08 Кредит 10, 70, 69, 60, 76, 71

Дебет 04 Кредит 08.

2. При создании нематериальных активов и осуществлении расходов на НИОКР на сумму фактических затрат выполняются записи:

Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 69, 60, 76, 71 и др.

Дебет 19 Кредит 60 – НДС по услугам субподрядчиков.

Дебет 04 Кредит 08.



  1. При поступлении НМА в качестве вклада в уставный капитал:

Дебет 08 Кредит 75

Дебет 04 Кредит 08



  1. При поступлении НМА безвозмездно:

Дебет 08 Кредит 98

Дебет 04 Кредит 08.

Аналогично основным средствам НМА подлежат амортизации. Начисление амортизации НМА производится тремя способами:

- линейным способом;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции.

Расчет суммы амортизации производится также, как и по основным средствам.

Срок полезного использования для расчета суммы амортизации не может превышать 20 лет, а также срока деятельности организации.

Отражение начисленной амортизации по НМА в бухгалтерском учете может осуществляться двумя способами:


  1. Путем накопления амортизации на счете 05:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 05;

2. Путем уменьшения первоначальной стоимости нематериального актива:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 04.

Деловая репутация и организационные расходы амортизируются только вторым способом (путем уменьшения стоимости).

Сумма расходов на НИОКР в течение периода использования списывается:

Дебет 20, 25, 26, 44 и др. Кредит 04 двумя способами:

- линейным;

- пропорционально объему продукции.

Срок списания расходов на НИОКР устанавливается организацией самостоятельно и не может превышать 5 лет.

При прекращении использования НМА и результата НИОКР данные объекты подлежат списанию с бухгалтерского учета, для чего используется счет 91.

Если амортизация НМА начисляется с использованием счета 05, то бухгалтерские записи имеют вид:

Дебет 05 Кредит 04 – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 Кредит 04.

В случае если амортизация начисляется путем уменьшения стоимости, то на 04 счете уже сформирована остаточная стоимость, которая списывается: Дебет 91 Кредит 04.



Варианты выбытия объектов нематериальных активов и бухгалтерские записи, выполняемые при этом также аналогичны проводкам, отражаемым в учете при выбытии основных средств (при продаже, ликвидации, вкладе в уставный капитал, в общее имущество простого товарищества и т.д.)