Наименование программы Профилактика суицидального состояния подростков - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа профилактики суицидального поведения подростков «Хочу жить! 1 482.41kb.
Подростковый суицид и его профилактика 1 154.58kb.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. 1 197.36kb.
3 профилактика паразитарных болезней профилактика энтеробиоза. 1 99.42kb.
«здоровый ребёнок» 1 293.09kb.
Дальнейшей демократизации управления образованием 3 569.32kb.
1. Наименование программы «Жемчужина Коми Ухта» 1 88.58kb.
Сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и порядке... 1 93.53kb.
Лекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель: Азарнов Н. Н. Структура личности... 1 165.33kb.
Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих... 1 195.55kb.
Тема № Основные показатели состояния запаса в звеньях цепей поставок... 1 230.07kb.
I. Философские проблемы социально-гуманитарного познания Какие два... 1 15.49kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Наименование программы Профилактика суицидального состояния подростков - страница №2/2


Тренинг – это форма специально организованного обучения, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • Создание в группе условий для полного раскрытия полного раскрытия личностью своих позиций и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности и поддержки;

  • Разработка и поддержание в группе определенных норм, проявления гибкости в выборе директивных техник взаимодействия.

Ход занятия

I ч. – Введение. «Знакомство»

II ч. – Принятие норм работы группы

Правила работы группы:

  • искренность в общении;

  • определение сильных сторон личности;

  • активное участие в работе группы;

  • уважение к говорящему;

  • обращение друг к другу по имени;

  • конфиденциальность;

  • относится друг к другу открыто и доброжелательно.

III ч. – Практическая часть

Задание №1 «Мое отношение»

Всем участникам письменно выразить свое отношение к представителям делинквентных и девиантных групп несовершеннолетних: наркоманам, бродягам, физически неполноценным, зараженным СПИДом, психически неполноценным, антисоциальным группировкам. Необходимо указать, как следует поступить с представителями данных групп – изолировать, игнорировать, помогать или использовать другие меры.

Результаты работы обсуждаются всеми участниками группы, позволяя определить толерантное или интолерантное отношение, при этом каждый высказывает свою точку зрения.

Задание №2

Каждый участник группы рисует эмблему толерантности.

После ознакомления с результатами творчества всех участников, каждый из них разбивается на подгруппы на основе сходства между рисунками, объясняя, что общего в этих рисунках, и выдвигая лозунг, который отражал бы сущность эмблемы.

КСТАТИ!

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным ключевым словом в проблематике мира.

Декларация принципов толерантности, утвержденная революцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как:



  • уважение и признание равенства;

  • отказ от доминирования и насилия;

  • признание многообразия человеческой культуры, норм верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Задание №3

А) каждый участник группы письменно ставит знак «+» напротив тех качеств толерантности, которые, по его мнению, очень выражены.



  1. Терпение.

  2. Доверие.

  3. Умение владеть собой.

  4. Снисходительность.

  5. Доброжелательность.

  6. Умение не осуждать других.

  7. Терпимость к различиям.

  8. Способность к сопереживанию.

  9. Умение слушать и слышать.

  10. Способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных.

  11. Умение принимать других такими, какие они есть.

  12. Быть великодушным по отношению к другим.

  13. Всепрощение.

  14. Убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере отличной от моей собственной.

  15. Милосердие.

Подсчитывается число ответов по каждому качеству (в 5-ти балльной системе). Качества, которые набрали наибольшее количество баллов, является характеристикой толерантной личности, с точки зрения данной группы.

Б) «Тест коммуникативной толерантности» В.В.Бойко


Задание №4. «Вертушка»

Разговор в парах, для этого нужно начать разговор, сказать, что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.



КСТАТИ!

Умение легко войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником показывает высокий уровень толерантности человека.



Задание №5. «Критика – защита – наблюдатель»

Как отстаивать свои права?



I-й способ: позволяет отстаивать свои права в процессе общения с незнакомыми людьми, если ваши права были нарушены и другая сторона не слышит вас.

Необходимо снова повторить свое требование, не повышая голоса, без гнева и раздражения.

II-й способ: Предполагает демонстрацию согласия с той информацией, которая содержится в словах нападающего на вас человека, с тем, что его мнение может быть справедливым в определенной ситуации или для какой-то группы людей.

Ключевое выражение: «Возможно, это так…» Если сейчас вы не готовы обсуждать данный вопрос, лучше сказать: «Сейчас я не готов об этом говорить, давайте обсудим это позже.



III-й способ: Если вы действительно сделали ошибку и вас критикуют, используйте ключевое выражение: «Да, я действительно поступил нехорошо».

Работа в тройках. Каждый должен побывать во всех трех ролях. Предполагается вспомнить или придумать ситуации:



  1. Когда были нарушены ваши права

  2. Когда вас критиковали и часть критики была обоснована, а часть – нет

  3. Когда вы действительно были неправы

Задание №6 «Вопросы и ответы»

А) Ведущий: «Наверное, за время нашей групповой работы у вас появились вопросы, которые вам хотелось бы задать друг другу. Вы можете это сделать в письменной форме на листе бумаги, конкретно адресовав ведущему, всем или другому участнику».

Ведущий зачитывает каждый из вопросов, на которые отвечают те, кому они адресованы.

Б) Ведущий напоминает участникам группы, что толерантное поведение определяется знанием следующих личных прав каждого человека:



  • самостоятельно судить о своем поведении, мыслях эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия;

  • делать ошибки и отвечать за них;

  • не зависеть от того, как к вам относятся другие люди;

  • не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

  • побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

  • менять свои решения или избирать другой образ действий.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других также, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

В) Итог. Обмен Мнением. Благодарение. Пожелания.


Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной “стратегии жизни” несовершеннолетних является главной целью тренинга личностного роста.


Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;

  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;

  • Формировать установку о значимости своей личности;

  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;

  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

План:

Знакомство – самопрезентация.

Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.

Торг.


Упражнение “Чистка луковицы”.

Упражнение “Три года”.

Представление о достигнутом успехе.

Рефлексия.



Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).



Упражнение 1. “Самопрезентация”.

Цель:

- выявление представлений слушателей о себе;

- формирование установки о значимости своей личности;

- создание условий для самораскрытия.



Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

- Твое главное достоинство?

- Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.



Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”



Упражнение 3 “Торг”

Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 “Чистка луковицы”.

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.

Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.



Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).

Цель: осознание как построить свою жизнь.

Технология выполнения: Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.

Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?

Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.

Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.

Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.



Задание:

Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.



Упражнение 7. “Рефлексия”.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.См методическую вкладку.





Цель: обучение подростков социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры

Задачи:

  • осознание подростками своих профессиональных ожиданий, отношения к профессиональной карьере;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие навыков общения;

  • укрепление веры подростков в свои силы

Профессионально важные качества

п/п

Профессия

Важные качества

Медицинские противопоказания

1.

Учитель начальных классов


- внимание

-эмоциональная устойчивость

-хорошая физическая подготовка

- решительность

-аккуратность

-физическая выносливость



-сердечно-сосудистые заболевания

-нервные и психические расстройства

-дефекты зрения и слуха

-нарушение координации движений

-заболевание опорно-двигательного аппарата

-сердечно-сосудистые заболевания

-нервные и психические расстройства

-дефекты зрения и слуха

-нарушение координации движений

-заболевание опорно-двигательного аппарата



2.

Учитель иностранных языков

-эмоциональная устойчивость

-адекватная самооценка

-коммуникативные и организаторские способности

-лингвистические способности



-инфекционные и кожные заболевания

-психические и нервные заболевания

-плохие зрение и слух


3.

Тренер по виду спорта

-решительность

-воля


-внимание

-умение


-выдерживать

-большие нагрузки

-стрессоустойчивость


-нервные и психические заболевания

-слабое здоровье



4.

Социальный педагог

-трудолюбие

-чувство ответственности

-педагогический такт

-организаторские способности

-коммуникативность


-психические и нервные заболевания

-заразные заболевания



5.

Специалист по социальной работе

-наблюдательность

-эмоционально-волевая устойчивость

-честность

-доброжелательность

-развитые коммуникативные способности


-сердечно-сосудистые заболевания

-нервно-психические

-заболевания нарушение функций опорно-двигательного аппарата


6.

Психолог

-хорошо развитые коммуникативные способности

-тактичность

-чувство ответственности

-умение сопереживать -наблюдательность

-аналитический ум

-эмоциональная устойчивость

-развитая словесно-логическая и образная

память


-внимательность

-дефекты зрения и слуха

-нервные и психические заболевания

-инфекционные

заболевания



7.

Программист

-хорошее зрение

-оперативная память

-устойчивое концентрированное внимание

-стойкая


работоспособность

-дисциплинированность -аналитическое мышление



-снижение остроты

зрения


-нарушение функций щитовидной железы

-сердечно-сосудистые заболевания

- болезни крови


8.

Оператор банковского дела

-внимательность

-аккуратность

-хорошая память

-концентрация и переключение внимания

-устойчивость к мотомии

-быстрота движений рук -чувство ответственности

-коммуникативные способности


-психические и нервные заболевания

-снижение остроты зрения и слуха

-нарушение координации рук



Анкета «Ориентация»

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

(0-вовсе нет; 1-пожалуй так; 2-верно; 3-совершенно верно).

Я ХОЧУ

(Мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)



Ч-Ч

-обслуживать

-заниматься лечением людей

-обучать

-воспитывать

-защищать права и безопасность

-управлять людьми



0

1

2

3

Ч-Т

-управлять машинами

-ремонтировать оборудование

-собирать и налаживать технику обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

- заниматься строительством



0

1

2

3

Ч-Зс

-обрабатывать тексты и таблицы

-производить расчеты и вычисления

-перерабатывать информацию

работать с чертежами, картами, схемами

-принимать и передавать сигналы и сообщения ЗС


0

1

2

3

Ч-Хо

-заниматься художественным оформлением

-рисовать, фотографировать

-создавать произведения искусства

-выступать на сцене

-шить, вышивать, вязать чхо


0

1

2

3

Ч-П

-ухаживать за животными

-заготавливать продукты

-работать на открытом

-воздухе выращивать овощи, фрукты

-иметь дело с природой ЧП


0

1

2

3


Я МОГУ

(Способен, умею, обладаю навыками)



(0-вовсе нет; 1-пожалуй так; 2-верно; 3-совершенно верно).

Ч-Ч

-знакомиться с новыми людьми

-быть чутким и доброжелательным

-выслушивать людей

-разбираться в людях

-хорошо говорить и выступать публично


0

1

2

3

Ч-Т

-искать и устранять неисправности

-использовать приборы, машины, механизмы

-разбираться в технических устройствах

-ловко обращаться с инструментами

-хорошо ориентироваться в пространстве


0

1

2

3

Ч-Зс

-быть сосредоточенным и усидчивым

-хорошо считать в уме

-кодировать информацию

-оперировать знакомыми символами

-искать и исправлять ошибки


0

1

2

3

Ч-Хо

-создавать красивые со вкусом сделанные вещи

-разбираться в литературе и искусстве

-петь, играть на музыкальных инструментах

-сочинять стихи, писать рассказы рисовать



0

1

2

3

Ч-П

-разбираться в животных или растениях -разводить растения или животных

-бороться с болезнями, вредителями

-ориентироваться в природных

-явлениях работать на земле



0

1

2

3


Мотивы выбора профессии

Престиж




Высокая зарплата




Интерес
















Доступность обучения




Хорошие условия труда




Возможность трудоустройства
















Указания родителей, советы других людей




Пример друзей и знакомых




Соответствующие своим возможностям


Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)

работать руками

0

1

2

3

выполнять решения

0

1

2

3

воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0

1

2

3

получать конкретный практический результат

0

1

2

3

воплощать идеи в жизнь

0

1

2

3

работать головой

0

1

2

3

принимать решения

0

1

2

3

создавать новые образцы

0

1

2

3

анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать

0

1

2

3

планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

0

1

2

3


Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками)

быстро выполнять указания

0

1

2

3

точно следовать инструкции

0

1

2

3

работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

выполнять однообразную работу

0

1

2

3

соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3

создавать новые инструкции и давать указания

0

1

2

3

принимать нестандартные решения

0

1

2

3

легко придумывать новые способы деятельности

0

1

2

3

брать на себя ответственность

0

1

2

3

самостоятельно организовывать свою работу

0

1

2

3


ВАШИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖЕЛАНИЯ

  1. Я собираюсь __________________________________________________

  2. Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы _________________

_____________________________________________________________

  1. Я стремлюсь _________________________________________________

  2. Я могу достичь успеха _________________________________________

  3. Я абсолютно убежден, что я хочу ________________________________

  4. Мой успех связан______________________________________________

  5. У меня есть то, что требуется для ________________________________

  6. Я знаю, что я буду _____________________________________________

  7. Я совершенно уверен __________________________________________

  8. Мне хорошо иметь ____________________________________________

  9. Мне хорошо быть _____________________________________________

  10. Моя учеба позволит мне ________________________________________

  11. Для меня удобно и выгодно _____________________________________

  12. У меня есть способности для ____________________________________

  13. Я мечтаю _____________________________________________________

  14. Мой профессиональный интерес направлен _______________________

  15. У меня достаточно сил и желания ________________________________


КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ТРУДА

Типы профессий по предмету труда

(А) Исполнительские

(Б) Творческие

«Человек-человек»

агент

воспитатель

медсестра

милиционер

продавец

социальный работник



врач

менеджер


психолог

«секретарь-референт» учитель

юрисконсульт


«Человек-техника»

бетонщик

водитель


газоэлектросварщик каменщик

маляр


машинист

механик


монтажник

плотник


слесарь

токарь


швея

электромонтер



инженер

конструктор технолог



«Человек-знаковая система»

кассир

машинистка

наборщик

телефонист



бухгалтер

геодезист

переводчик

программист

экономист


«Человек-художественный образ»

закройщик

парикмахер

повар

портной


фотограф

актер

архитектор

музыкант

хореограф художник



«Человек-природа»

животновод

садовник


фермер

агроном

ветеринар

геолог

физик


химик


Проверьте устойчивость своих интересов

ИНСТРУКЦИЯ: В течении 3-х минут напишите как можно больше слов. Как можно больше!!!

ОБРАБОТКА: Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний к общему количеству всех написанных слов.

РЕЗУЛЬТАТ: чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний.



Высокий процент говорит о том, что ваши профессиональные намерения истины.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ




желтый

зеленый

красный

синий

фиолет

коричн

серый

Искусство






















Мое прошлое






















Знания






















Сельское хозяйство






















Успех






















Материальное благополучие






















Творчество






















Любовь






















Мой друг (подруга)






















Мое здоровье






















Домашнее хозяйство






















Какой (какая) я на самом деле






















Интересное занятие






















Неприятности






















Радость






















Мое увлечение






















Печаль






















Моя профессия






















Угроза






















Моя квалификация






















Раздражение






















Дети






















Моя работа






















Мой муж (жена)






















Власть






















Мать






















Промышленность






















Природа






















Высшее образование






















Транспорт






















Труд






















Мой отец






















Наука






















Производство






















Мой начальник






















Мои обязанности






















Заработок






















Информация






















Общение






















Мой ребенок






















Мое будущее






















Неудача






















Моя карьера






















Финансы






















Образование






















Моя учеба






















Бизнес






















Обслужива-ние






















Каким (какой) я хочу быть






















Мое настоящее






















Семья






















Люди






















Медицина






















Управление






















Безработные






















Техника

























  1. П
    рограмма Толерантного общения, МВ(С)ОШ №1, г. Нижневартовск, 2006.

  2. Программа развития школы «Школа социальной защиты и реабилитации», МВ(С)ОШ №1, г. Нижневартовск 2007.

  3. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы. / Автор сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2007.

  4. Корчак Я. Как любить детей. М., 1968.

  5. Личко А.Е. Психопатология и акцентуация характера у подростков. Л., 1983.

  6. Психология подростка. Под редакцией А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  7. Е.Н. Прощицкая «Выбирайте профессию», М., Просвещение, 2001.

  8. Газарян С.С. Ты выбираешь прфессию.- М., 2005.

  9. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 2004.

  10. Платонов К.К.Занимательная психология.- М., 2006.

  11. Бардин С.М. Учитесь властвовать собой.- М., 2001.

  12. Возжаев С.Н., Возжаева Е.Н. Слагаемые успеха лагерной смены, 2004.

  13. Новгородова Н. Тебе, вожатый! Выпуск 1, Пед. технологии, 2003.

<< предыдущая страница