Наименование программы Профилактика суицидального состояния подростков - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа профилактики суицидального поведения подростков «Хочу жить! 1 482.41kb.
Подростковый суицид и его профилактика 1 154.58kb.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. 1 197.36kb.
3 профилактика паразитарных болезней профилактика энтеробиоза. 1 99.42kb.
«здоровый ребёнок» 1 293.09kb.
Дальнейшей демократизации управления образованием 3 569.32kb.
1. Наименование программы «Жемчужина Коми Ухта» 1 88.58kb.
Сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и порядке... 1 93.53kb.
Лекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель: Азарнов Н. Н. Структура личности... 1 165.33kb.
Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих... 1 195.55kb.
Тема № Основные показатели состояния запаса в звеньях цепей поставок... 1 230.07kb.
I. Философские проблемы социально-гуманитарного познания Какие два... 1 15.49kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Наименование программы Профилактика суицидального состояния подростков - страница №1/2








Наименование программы

Профилактика суицидального состояния подростков

Дата принятия решения о разработке программы

Протокол педагогического совета

от № от 28.08. 2010г.




Координатор Программы

Руководитель школы, педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Белавина Надежда Федоровна

Создатель программы

Учитель биологии Акшенцева Е.А., учитель информатики и математики Бирлова Т.Л., учитель информатики и математики

Бейсембаева А.Б.



Юридический адрес

628600, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск,

ул. Мира, 62а



Проблемы, которые призвана решить Программа

  • осуществление социальной и психологической защиты детей;

  • снижение количества детей с девиантным поведением;

  • предотвращение суицидальных попыток среди обучающихся;

  • организация работы по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Цель

  • выявить педагогические основы превенции суицидальных намерений подростков;

  • разработать целостную систему психолого-педагогического профилактирования для реализации ее в условиях образовательного учреждения.

Задачи

  • разработать теоретико-методологические основы педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • сформулировать принципы педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • определить критерии и показатели эффективности педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • выявить и экспериментально проверить пути и средства превенции, при которых система педагогического упреждения суицидальных паттернов наиболее эффективна.

Сроки реализации

программы

Сентябрь 2010г. - июнь 2013г.

Ожидаемые конечные результаты Программы

  • Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощь, обеспечить безопасность ребенка, снять стрессовое состояние.

  • Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

  • Привлечь различные государственные органы и общественные объединения для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Привить существующие в обществе социальные нормы поведения, сформировать детское милосердие, развить ценностные отношения в социуме.

  • Сформировать позитивный образ «Я», уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.

Критерии социально- экономической эффективности

Критерии эффективности реализации программы в области воспитания:

  • Формирование адекватной самооценки, самоконтроля и осмысления ценности жизни и здоровья.

  • Снижение количества учащихся, склонных к суицидальным попыткам.

  • Информатизация воспитательного процесса

  • Публикации статей в средствах массовой информации

  • Обмен опытом работы в данном направлении.


П
ояснительная записка
…………………………………………………………5

1. Теоретическая часть

1.1 Лекции для родителей и педагогического состава «Суицид и как с ним бороться»..................................................………………………………………..18

1.2 Семинар для подростков………………………………………………….…27

2. Практическая часть

2.1 Групповые занятия для подростков………………………………………...33

2.2 Тренинговые занятия на личностный рост……………………...…………38

2.3 Тренинг для подростков группы «риска»………………………………….43



Литература…………………………………………………………………...…52
Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

Наиболее чувствительным к катаклизмам оказывается подростковый возраст, который протекает под знаком био-психо-социальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Возраст пубертата представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая аутоагрессию. Все перечисленное привлекает внимание широкого круга исследователей к проблеме саморазрушающего поведения подростков. Этому способствует печальная статистика детских самоубийств в нашей стране, которая впервые за годы Советской власти была обнародована на съезде народных депутатов СССР А.Лихановым в 1987году: за этот год в нашей стране покончили жизнь самоубийством 2194 ребенка. За последние 70 лет число самоубийств среди молодежи мира возросло в 7 раз [104, С.59]. Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка, по прогнозам исследователей, в последующие 10 лет число суицидов будет быстрее расти у подростков в возрасте от 10 до 14 лет [66, С.5; 82, С.57; 178 С.69; 230, С.74]. По данным мониторинга МГПИ, 17% подростков в возрасте 14лет указали, что последний год всерьез обдумывали попытку самоубийства, в 15-16лет эта цифра увеличивалась.

По данным Генпрокуратуры, от самоубийства ежегодно погибает в РФ около 2800 детей и подростков; с 1995 по 2002 годы покончили жизнь самоубийством в нашей стране 14157 детей и подростков [175,С71].
Ученые, занимающиеся проблемой детских самоубийств на рубеже веков, обнаружили закономерность, согласно которой в периоды обновления социального организма возникает реальная возможность выпадения из него наиболее слабых членов. М.Я.Феноменов отмечал тесную связь школьных самоубийств с тяжелым затяжным социально-экономическим кризисом, с атмосферой гражданской апатии, распространения психологии потребительства, голого практицизма и утилитаризма. Во многом эта характеристика совпадает с сегодняшней обстановкой в нашей стране [254].

Для нас принципиально, что на государственном уровне обозначена необходимость целенаправленной работы по профилактике самоубийств школьников. В Письме Министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000года говорится о росте самоубийств школьников и их причинах в России, что «свидетельствует о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, ищут выход в самоубийстве» [175, С.71-74]. В документе отмечаются провоцирующие подростковые суициды явления школьной жизни: частые нарушения профессиональной этики, такта, грубые педагогические ошибки, вызывающие протест учащихся и их родителей, некомфортный уровень морально-психологического климата школы, низкий рейтинг руководителей, проявление неуважения к человеческому достоинству учащихся, применение методов физического и психического насилия по отношению к ним. Таким образом, проблема официально обозначается как актуальная, социально значимая и приобретает особую остроту в свете воспитания.

Степень научной разработанности проблемы нельзя охарактеризовать однозначно. В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он практически весь, доступный в переводах, посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения. Для проблематики нашего исследования важны идеи Э.Гроллмана об уровнях суицидальной превенции; К.Лукоса, Г.Сейдена, Н.Фарбероу, Э.Шнейдмана о «форпост-признаках», «ключах» -вербальных и поведенческих симптомах готовящегося самоубийства.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже 19-20 веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств» [103, С.86-88]. Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); высокого потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский). Сущностно важными для нас являются идеи педагога А.В.Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А.Сикорского, педагога А.Н.Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь в своем исследовании на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики

создано не было.



Вследствие закрытости и идеологизированности проблемы суицид у нас в стране однозначно связывался с психическим нездоровьем вплоть до 70-х годов, когда в Москве был открыт суицидологический центр при НИИ психиатрии под руководством А.Г.Амбрумовой и появились исследования, касающиеся суицидального поведения подростков. Хотя они рассматривали медицинские, психологические и правовые аспекты проблемы, в них содержатся научные идеи, релевантные нашему исследованию: идея о связи суицидального поведения подростка с другими девиациями (Л.И.Постовалова, Э.А.Чомарян); с особенностями его возраста (А.Г.Амбрумова, А.А.Александров, Е.М.Вроно, Н.А.Жезлова; Л.Э. Комарова, А.Е.Личко, Н.А.Ратинова, Е.Г.Трайнина, В.А.Хайкин); с дезадаптацией (Н.Д.Кибрик, В.М.Кушнарев, Л.Г.Магурдумова). Идея о необходимости междисциплинарного подхода к профилактике самоубийств имеет для нас методологическую значимость (А.Г.Амбрумова, С.В.Бородин). Несмотря на то, что в последние годы социально-педагогические аспекты профилактики суицидального поведения приобретают особую значимость, подобного рода исследований крайне мало. Работы Е.М.Вроно, С.С.Степанова о возможности предупреждения суицида подростка; А.Н.Волковой, А.А.Кучер о психолого-педагогической диагностике его суицидальных намерений; исследования Малютиной Н.В. о влиянии нежелательного ребенка на его суицидальные намерения в подростковом возрасте; А.В.Боенко, Ю.Н.Дюндика, П.И.Юнацкевича по профилактике самоубийств военнослужащих и немногие другие обращены к педагогам, родителям, сверстникам, но единой концепции педагогической профилактики суицидального поведения подростков нет. С позиций педагогики не рассматривались такие важные вопросы, как возможность организации превентивной работы; роль учительского, родительского коллективов, сотрудников ювенальной милиции в деле купирования и торможения суицидального поведения школьников; взаимосвязи педагогического коллектива школы с органами профилактической системы. До настоящего времени отсутствуют педагогические исследования, которые бы регламентировали различные аспекты взаимодействия специалистов, работающих с подростками; нет практики своевременного выделения подростков группы суицидального риска, не описана научно обоснованная система превенции суицидального поведения подростков, нет методического оснащения работы по профилактике суицидов подростков; крайне низка педагогическая компетентность в вопросах диагностики пресуицидального синдрома подростка, форм и методов превентивной работы. Закрытость темы в течение длительного времени привела к неумению родителей оказать помощь ребенку в острой психотравмирующей ситуации, характеризующейся эффектом «суженного сознания». Лишь немногие из педагогов и школьных психологов владеют знаниями о признаках нервного истощения ребенка, об особенностях протекания подростковой депрессии, о кардинальном отличии поведенческих реакций подростка в стрессогенной ситуации от взрослых. Подростки, не имея знаний о своих возрастных особенностях, о способах экстренной помощи, не могут остановить товарища от трагического шага. Сам термин «суицид» принадлежит скорее к психологическому понятийному полю и в педагогике используется редко.

Между тем факты говорят о том, что абсолютное большинство подростков, совершивших суицидальные попытки, были учащимися школ. Анализ внешних обстоятельств, ведущих к суицидальному срыву подростка, показывает, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: школьная дезадаптация, неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения, дидаскалогения и др.

Вместе с тем, исследователями установлено, что школьная детерминанта наиболее перспективна в плане профилактирования, так как менее латентна, обладает большей информативностью, открытостью для превентивного вмешательства. В этой связи необходимы теоретические и экспериментальные исследования, которые помогли бы выявить высокий превентивный потенциал российской школы, способный дать шанс подросткам, находящимся в неблагополучной ситуации развития, осуществить экзистенциальный выбор — не на саморазрушение, а на жизнь.

Создание педагогических условий для реализации такого выбора практически возможно лишь при разрешении противоречий, которые существуют между целью школьного педагогического процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину, часто гасящей процесс личностного роста ребенка; между потребностями современной школы в организации профилактической работы по упреждению суицидальной активности подростков и недостаточной разработанностью педагогической теории и методик решения этих задач, отсутствием в школе практики выявления детей группы суицидального риска; между необходимостью создания системного психолого-педагогического упреждения суицидальных попыток подростков и отсутствием специальной компетентности у родителей, педагогов, инспекторов ювенальной милиции, школьных психологов и работников других служб, призванных выполнять эту работу.

Проблемы, которые призвана решить Программа :


  • осуществление социальной и психологической защиты детей;

  • снижение количества детей с девиантным поведением;

предотвращение суицидальных попыток среди обучающихся;

организация работы по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.



Объектом исследования являются кризисные состояния и суицидальное поведение подростков.

Предмет исследования - выступает психологическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению.

Цель исследования — выявить педагогические основы превенции суицидальных намерений подростков, разработать целостную систему психолого-педагогического профилактирования для реализации ее в условиях образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:



  • -разработать теоретико-методологические основы педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • -сформулировать принципы педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • -определить критерии и показатели эффективности педагогической профилактики суицидального поведения подростков;

  • -выявить и экспериментально проверить пути и средства превенции, при которых система педагогического упреждения суицидальных паттернов наиболее эффективна.

В основу исследования положена гипотеза основанная на предположении, что, если существуют возрастные психологические факторы, обладающие способностью самостоятельно или совместно с другими причинами резко усиливать психологическое напряжение и детерминировать развитие кризисных состояний и суицидальное поведение у подростков, то психологическое сопровождение развития личности детей «группы риска» может выступать в качестве средства превенции для соответствующих деструкции.
Педагогическая профилактика суицидальной активности будет эффективной, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

  • в педагогическом процессе школы будет организована психолого-педагогическая работа, направленная на оказании помощи подросткам в осмыслении ими жизни как главной ценности и на активизацию самопознания учащихся путем организации их психологического просвещения;

  • взаимодействие структур системы превенции будет направлено на позитивное изменение внешней среды кризисных подростков, способное повлечь за собой внутренние изменения их личности в сторону самоукрепления и самостабилизации, и им будет оказываться системная поддержка в развитии, включающая в себя диагностику и индивидуальную работу;

  • будет организована работа, направленная на обогащение специальной компетентности педагогов, родителей, работников служб системы профилактики.

Методологическую основу исследования составили системный, личностно-ориентированный и антропологический подходы к анализу психолого-педагогических и социальных явлений; идеи российских и зарубежных философов, о жизни человека как высшей ценности; психологические концепции человека как активного субъекта, который в процессе прохождения кризисов бытийствования путем самопознания преобразует мир и себя. В качестве специальной методологии выступает теория мультидисциплинарного знания А.Г.Амбрумовой.

Исследование базируется на современных научных представлениях об основных закономерностях развития личности как в условиях нормального, так и аномального развития, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: Б.Н.Алмазова, С.С. Аванесова, Л.И.Божович, С.А.Беличевой, Б.С.Братуся, Л.С.Выготского, П.Б.Ганнушкина, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, В.В.Ковалева, А.Е. Личко и других.

Теоретической базой исследования стали идеи гуманистически ориентированной педагогики и психологии о сущности и механизмах дезадаптации, концепция личностно-ориентированного подхода в организации профилактической работы, системный подход к проблемам саморегуляции и саморазвития личности человека.

В работе использовались следующие методы исследования:



  • теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме;

  • монографическое исследование,

  • педагогическое моделирование,

  • педагогическое наблюдение,

  • опытно-экспериментальная работа,

  • диагностическая беседа,

  • анкетирование,

  • тестирование,

  • тренинг личностного роста, психотехники,

  • коррекционная игра.

Научная новизна программы заключается в разработке теоретических основ профилактики суицидального поведения подростков-школьников, то есть:

  • уточнено понятие суицидального поведение подростка;

  • теоретически обоснована сущность его педагогической профилактики в условиях школы;

  • определено понятие системы профилактики суицида подростка как целеустремленной совокупности педагогических, социально-психологических, медицинских, правовых, административных влияний, осуществляемых' взаимосвязанными субъектами и направленных на специфическую цель - распознавание и торможение суицидальных тенденций конкретного ученика;

  • выявлены и обоснованы педагогические факторы педагогической профилактики суицида подростка;

  • выявлены условия и предпосылки превенции суицида подростка;

  • обоснована целостная система психолого-педагогической профилактики суицидов подростков, основанная на педагогизации деятельности ее структур.

Теоретическая значимость состоит в том, что внесен вклад в теорию воспитания подростка, создана концепция педагогической профилактики суицидального поведения подростков, которая дополняет современное научное знание о помощи в прохождении подростками кризисов развития посредством вовлечения их в систему профилактической работы по упреждению суицидальных срывов;

  • сформулированы принципы педагогической профилактики суицидального поведения подростка;

  • определены критерии и показатели эффективности процесса педагогической профилактики суицида подростка;

  • разработаны и экспериментально проверены пути и средства превенции, при которых система предупреждения суицидальных паттернов наиболее эффективна.

Практическая значимость определена реальными возможностями использования его результатов в педагогической практике:

  • разработана и апробирована научно-обоснованная и эффективно действующая система упреждения суицидальных паттернов поведения подростков-школьников.

  • создана реальная практика организации процесса педагогической профилактики суицидального поведения учащихся в условиях открытого образовательного учреждения.

систематизированы для практического использования педагогами особенности эмоциональной сферы подростка, установлена их возможная связь с поведенческими реакциями, провоцирующими суицид.

На основе анализа теоретической литературы классифицирована типология подростковых суицидов и разработаны рекомендации педагогам и психологам образовательных учреждений по профилактике каждого типа; разработаны учебные программы по теме. Адаптированы и апробированы на основе идей Г.Цуккерман и В.Франкла диагностические методики «Выбор» и «Смысл жизни».



Ожидаемые конечные результаты Программы:

  • Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощь, обеспечить безопасность ребенка, снять стрессовое состояние.

  • Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

  • Привлечь различные государственные органы и общественные объединения для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Привить существующие в обществе социальные нормы поведения, сформировать детское милосердие, развить ценностные отношения в социуме.

Сформировать позитивный образ «Я», уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Суицидальное поведение подростка есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Оно выступает как суммативный результат психотравмирующих обстоятельств жизни подростка и деструктивных способов реагирования на них, поэтому суицидальный риск может быть диагностирован по наличию эмоциональных нарушений в личности, антивитальных переживаний и конфликта в значимой сфере.

2. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков выступает в виде педагогического феномена, основанного на взаимодействии органов и учреждений, обладающих превентивным ресурсом. Она вбирает в себя достижения комплекса наук, строится как превентивная система, основывающаяся на принципах комплексного подхода, координатором которой выступает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, центром является школа, а компоненты интегрированы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Профилактика суицидальных тенденций учащихся будет возможна при витагенном мышлении педагогов, при осознании ими ответственности за жизнь ребенка, своей судьбоносной роли в самоукреплении его личности.

3. Педагогическими условиями упреждения суицидальной активности учащихся являются: организация совместной работы всех служб системы профилактики, направленной на активизацию самопознания подростков, помощи в осмыслении ими жизни как главной ценности; позитивное изменение обстоятельств жизни подростков, находящихся в кризисе, поддержка их развития; обогащение специальной компетентности педагогов и родителей.

4. Предпосылками успешной реализации превенции будут помощь подросткам в углублении интереса к знаниям о становлении личности, к способам получения этих знаний, в формировании убежденности в их ценности и практической значимости; педагогам и работникам служб системы профилактики в осознании необходимости педагогической поддержки ребенка в его развитии, в получении новых специальных знаний; в создании общественного мнения по проблеме детского суицида, привлечения внимания заинтересованных служб к проблеме.

5. Об эффективности протекания процесса педагогической профилактики можно судить по степени выраженности его критериев, которыми являются: стабильность внутреннего мира подростков, самоукрепление его личности, улучшение адаптации и умения противостоять ситуациям кризиса; овладение • учащимися «азбукой превенции»; превентивная грамотность субъектов системы.



Основные этапы программы:

Первый этап – поисковый: проводился анализ литературы и степень изученности проблемы, ее отражение в практике. Был определен научный аппарат, выстраивалась гипотеза и основы концепции, намечена программа эксперимента, подобран инструментарий.

Второй этап - теоретико-экспериментальный: проводились констатирующий и преобразующий эксперименты, уточнялась концепция, осуществлялась первичная проверка эффективности вводимых педагогических условий, апробировался спецкурс.

Третий этап - завершающий: осуществлялся анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, описывалась инновационная практика, оформлялся и редактировался текст.

П
редставители центра помощи семьи и детям «Кардея»

Что такое суицид и суицидальная попытка, как распознавать признаки надвигающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода? Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.



Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. В этой главе ты получить информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

Важная информация.

1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что в 1992 году жертвами суицида стали 5000 молодых людей, и многие эксперты полагают, что цифра эта занижена. Наряду с суицидами, которые по ошибке именуются “случайной смертью”, совершается немало суицидов, о которых информация в полицию не сообщается. Многим родителям тяжело признаваться в том, что их сыновья и дочери покончили с собой.

Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В после-дующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.



2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.



3. Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.
Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидально опасными.



5. Суицид не передается по наследству.

От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.



6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Поскольку суицидальное поведение принято считать ”ненормальным” и “нездоровым”, многие ошибочно полагают, что Суициденты “не в себе”. Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто Суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, Суициденты могут вести себя как “психи”, однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем Суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.



7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.



8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.



9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, ты согласишься, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.

На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.



10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

11. Самоубийство может совершить каждый.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидо опасного подростка” установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.

На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, мощные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.



12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки.

После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.

Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.

Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией.

В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.



13 . Самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может с пасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.





Представители центра помощи семьи и детям «Кардея»

СУИЦИД (самоубийство), намеренное прекращение собственной жизни. Термин «суицидальные жесты» применялся для описания форм поведения, при которых индивид наносит себе повреждения, зачастую достаточно тяжелые, без намерения убить себя. Это выражение сейчас используют все реже, поскольку оно может отражать ошибочное истолкование намерений человека, который замышляет самоубийство. Большинству совершившихся суицидов предшествует по меньшей мере одна неудачная попытка; в то же время не столь редки случаи, когда люди, наносившие себе повреждения в попытке заглушить психические страдания, непреднамеренно убивали себя. Всякая попытка суицида или самоповреждения должна приниматься всерьез; следует сделать все для того, чтобы лицам, совершающим эти действия, была оказана профессиональная помощь.

Исторические и культурные факторы. Суициды совершались на протяжении всей истории человечества. Одно время полагали, что это болезнь современной цивилизации, неизвестная примитивным культурам. Однако подобное обобщение неверно; в некоторых примитивных культурах частота суицида относительно высока, в других не существует само это понятие.

В Древней Греции самоубийство в общем не осуждалось; отрицательное отношение к нему Платона – исключение. Некоторые школы греческой философии, в частности стоики и киники, одобряли совершение суицида в особых ситуациях. В римские времена суицид был довольно распространен, особенно среди греческих рабов. Иудейская религия, подчеркивающая святость человеческой жизни, осуждает его. Тем не менее существует несколько примеров суицида в еврейской исторической литературе; наиболее известен массовый суицид 960 человек в Масаде, предпринятый во избежание резни и порабощения римлянами в 73 н.э. Законы Талмуда запрещали произносить надгробное слово над телом самоубийцы, но поощряли сочувственно отношение к родственникам погибшего. Самоубийство было, по-видимому, довольно распространено в раннехристианские времена, в период Римской империи. В христианстве впервые официальное осуждение суицида сформулировал св. Августин (354–430) в книге «О Граде Божием!» (De civitate Dei). В 13 в. Фома Аквинский осуждал самоубийство на основании трех причин: как извращение природного чувства самосохранения, как прегрешение против общества и как прегрешение против Бога.

Некоторые азиатские культуры придерживались более терпимого отношения к суициду. Например, в ряде областей Индии и Китая было принято самоубийство вдов после смерти мужей. Другие типичные мотивы – попытка избежать пленения во время войны, стремление следовать за учителем и после его смерти, нежелание пожилых стать обузой для семьи. В Японии многие воины и представители благородных классов прибегали к суициду как к альтернативе наказания за содеянное преступление и единственно достойному способу избавить от позора себя и свою семью. С другой стороны, в истории мусульман суицид – явление редкое. Коран строжайше его запрещает, и частота самоубийств среди мусульман остается низкой и сегодня.

Юридические установки по отношению к самоубийству тоже изменялись. Английский закон запрещал суицид и применял наказание к лицам, предпринимавшим попытки нанести себе повреждения. В большинстве современных культур законодательные запреты или религиозные табу препятствуют совершению самоубийства. Например, в большинстве штатов США действует закон, запрещающий помощь другому человеку в осуществлении суицида. С другой стороны, в ряде стран, например в Нидерландах, разрешена эвтаназия («самоубийство с врачебной помощью»), т.е. прием быстро действующих и вызывающих летальный исход препаратов, назначенных врачом с целью положить конец мучениям больного с изнурительной смертельной болезнью. Эвтаназия стала предметом горячих споров в связи с достижениями медицины, позволяющими продлить жизнь безнадежно больных. В редких случаях, например в военное время, акты самоуничтожения могут рассматриваться как альтруистические, особенно если речь идет о смерти ради спасения других людей.

Социологи пытались объяснить самоубийство действием социальных и культурных факторов. Э.Дюркгейм, например, рассматривал его в контексте деградации социальных связей и нарастающей изоляции человека в обществе. Другие социологи усматривали причину суицидов в чрезмерной урбанизации, крахе нуклеарной семьи и снижении влияния церкви. Некоторые писатели воспевают самоубийство как проявление артистического самовыражения – такая романтизация игнорирует муки человека, замышляющего самоубийство, и страдания его близких.

Факторы риска. Исследования показали, что в определенных группах частота самоубийств повышена. Например, среди мужчин она в три раза выше, чем среди женщин, хотя частота суицидальных попыток значительно выше у женщин. В какой-то степени эти различия могут быть объяснены тем, что мужчины обычно совершают самоубийство с помощью таких смертоносных средств, как пистолетный выстрел, повешение или отравление угарным газом, в то время как женщины чаще прибегают к приему больших доз лекарств, что с меньшей вероятностью приводит к смерти. Исторически частота самоубийств была наивысшей среди пожилых, однако в конце 20 в. отмечается резкий рост суицидов в группе 15–24-летних. Повышают риск безработица и отсутствие собственной семьи.

Психологические факторы риска включают чувство безнадежности, неспособность найти выход из сложившейся ситуации, острую тревогу и мысль о том, что смерть будет избавлением от душевных мук. Ненависть к себе, чувство вины и утрата вкуса к жизни могут усугублять склонность к суициду. К поглощенности мыслями о самоубийстве, наличию плана и средств его осуществления следует относиться очень серьезно. Опыт насилия, поджога, убийства и предшествующие суицидальные попытки увеличивают вероятность самоубийства.

Социальные факторы. Недостаток социальной поддержки – важный фактор риска, в то время как связи с семьей, церковной общиной или другими социальными институтами снижают вероятность того, что индивид с суицидальными побуждениями их реализует. Среди лиц, заботящихся о маленьких детях, частота суицидов значительно снижена.

Религиозные и культурные факторы. Частота самоубийств в католических странах традиционно ниже, чем в протестантских. Периоды экономической нестабильности, такие как Великая депрессия 1930-х годов, отмечены повышенной частотой самоубийств.

Психиатрические и медицинские факторы. Суициды могут совершаться и на почве психического заболевания, чаще всего – депрессивного расстройства. Высокому риску подвержены также больные маниакально-депрессивным психозом (характеризующимся резкими перепадами настроения), тревожными расстройствами (включая паническое расстройство и посттравматический стресс) и шизофренией. Алкоголизм и наркомания тоже, несомненно, относятся к факторам риска.

Не только психические, но и соматические болезни, в особенности рак, СПИД, глубокие эндокринные расстройства, судорожные припадки и дегенеративные неврологические заболевания, повышают опасность совершения больным самоубийства. Следует подчеркнуть, что большинство людей с тяжелыми соматическими заболеваниями не становятся самоубийцами, а выражение ими суицидальных мыслей скорее указывает на необходимость обследования психиатром, поскольку отчаяние человека может быть связано со вполне излечимой депрессией. Отметим, однако, что несмотря на обширные знания о лицах с повышенным риском суицида, невозможно точно предсказать ни самоубийство, ни его попытку. Подобные предсказания, основанные на данных о факторах риска, остаются сомнительными.



Последствия суицида. Завершенное самоубийство – это обычно тяжелый удар для близких погибшего: друзей и членов семьи, опекающих его лиц, товарищей по учебе или работе. Они страдают, испытывая чувства горя, вины или гнева по отношению к скончавшемуся, полагают, что могли бы предотвратить беду. Для того, чтобы облегчить выражение этих чувств, неизбежно возникающих после самоубийства близкого человека, бывают полезны семейное консультирование и групповые терапевтические сеансы с товарищами умершего.

Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии.



Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь также, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви. Для того, чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.

Потребность любви – это:


  • потребность быть любимым;

  • потребность любить;

  • потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека.

Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:



  • твои родители тебя хвалят;

  • ты завалил экзамен;

  • твои друзья “за тебя горой”;

  • учитель физкультуры кричит на тебя;

  • ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

  • кто-то назвал тебя “психом”;

  • тебя избрали в совет класса;

  • ты подвел приятеля.



Цель: формирование толерантной культуры личности.

Задачи:

  • совершенствование способности к самоанализу, самопознанию;

совершенствование социальной восприимчивости (способности к эмпатии и сопереживанию);

  • осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;

  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать

достоинства других людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей.

следующая страница >>