«Надёжная защита организма» Цели урока - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Надёжная защита организма» Цели урока - страница №1/1

Урок окружающего мира в 3 классе по

теме «Надёжная защита организма»

Цели урока:
- познакомить обучающихся с понятием «кожа», её строением и функциями;

- актуализировать личностный опыт обучающихся, содействовать развитию у ребят умений использовать такой метод познания как исследование;

- обучить правильному уходу за кожей;

- пополнять словарный запас обучающихся;

- развивать воображение и умение делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


Оборудование: проектор, экран, лупы, зеркала, толковый словарь, тесты для проверки домашнего задания, карточки со словами.

Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.

Встаньте ровно, ребятишки –

Мои славные мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш начинаем.

- Сядьте ровненько, положите руки на колени, давайте расслабимся и проведём нашу дыхательную гимнастику, чтобы побороть свой страх и успокоиться. Закрыли глазки, сделаем глубокий вдох носиком и выдохнем через рот.(3 раза)



2.Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с…(органами чувств)

- Давайте восстановим в памяти наши знания по этой теме. Поработаем с тестами.

Тест: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:

а) физиология;

б) зоология;

в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

а) 7;


б) 6;

в) 5.


3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

а) обонянием;

б) осязанием;

в) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

в) без почек.

5. Соедини линиями:

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

- Давайте проверим правильность выполнения, обменяемся работами со своими соседями. Попробуйте найти ошибки. Сверьте результаты с моими ответами. Какие вы у меня молодцы.
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Я в интернете нашла интересный рассказ про одного мальчика. Послушайте его.

- Отчего это могло произойти?

- Оказывается мы с вами чего-то не знаем, и помочь мальчику не можем.

- Пока мы с вами работали, нам пришло письмо. (читаю загадку)

- Тело сверху прикрываю,


Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу.

- Как вы думаете, что это за текст? (загадка)

- Отгадайте загадку. (кожа)

- Я запуталась, мальчик заболел, причём тут кожа? (он не мыл кожу)

- Значит, о чём мы должны знать, чтобы не болеть разными болезнями? (о коже)

- Так какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить сегодня? (о коже)



4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте составим проект нашей деятельности.

- Как вы думаете, что нам нужно узнать о коже, чтобы помочь мальчику?

1.Что такое кожа?

2.Строение кожи?

3.Зачем нужна кожа?

- Давайте реализовывать наш проект.

5.Реализация построенного проекта.

1)работа со словарём.

- Что же такое кожа? Где мы можем найти значение этого слова? (обратимся к толковому словарю.) 1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.


2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

- И я тоже нашла в интернете значение слова «кожа»


- Нам понадобится первое значение. Мы будем рассматривать наружный покров тела человека.

2)исследование кожи.

- Давайте побудем учёными и исследуем нашу кожу.


- Рассмотрите кожу своей руки. Потрогайте её, потяните. Что вы можете сказать о коже? ( мягкая, упругая)
- Рассмотрите кожу на руке через лупу. Что увидели? Гладкая ли на самом деле кожа? Сделайте вывод.

( Через лупу видно, что кожа не совсем гладкая. На ней видны поры, волосы, извивающиеся рубчики и бороздки. Через поры выделяется пот.)

- Извивающиеся рубчики и бороздки, создающие своеобразный рисунок на кончиках пальцев рук и ног у каждого человека неповторимы. На свете не существует и двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Полицейские по отпечаткам пальцев могут найти преступника и доказать его вину.
- Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к зеркалу. Что осталось на стекле? Как вы это объясните? (На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир.)

- Как к нам доходят открытия учёных? (они всё записывают)

- Давайте и мы доведём до конца наше исследование и результаты запишем в рабочие тетради.

3)работа в тетрадях.

Страница 59, задание №1.



Физминутка.

Вы, наверное, устали


Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,


Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4)знакомство с внутренним строением кожи.

-Мы рассмотрели лишь внешний слой кожи. На самом деле кожа имеет сложное строение.

- Теперь я побуду в роли учёного и расскажу вам о внутреннем строении кожи.

Кожа состоит из трёх слоев.


Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС.
Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри. Напротяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется.Этот процесс за всю жизнь происходит примерно 100 раз.

- А знаете ли вы, что у верхнего слоя кожи есть враги?

- Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. Данные клопы очень вредны для людей.
- Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать ? (Нет)
Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая. ( На доску вывешивается слово – водонепроницаемость)
Возьмите лупу, лежащую на парте. Посмотрите ещё раз через неё на верхний слой кожи. Что вы видите? (волоски, отверстия).
Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после душа, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? (Да)
(На доску вывешивается – орган дыхания)

Второй слой – сама кожа «дерма». В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Он покрывает кожу, делает ее более мягкой. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается.

- Можно ли сказать, что кожа орган выделения? ( надпись – орган выделения)

- В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительна на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней, по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

- В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.
Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.
(на доске надпись – регулятор температуры)

- Третий слой – гиподерма, подкожный жир (подкожная жировая клетчатка). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

- Вот такое внутреннее строение имеет наша кожа.

-Почему кожа у людей имеет разный цвет? Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определенное количество цветных зернышек, которые называются ПИГМЕНТОМ. А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами.

Правда, белую кожу можно немножко подкрасить солнышком. Солнце-источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чем-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество-витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям - для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить. Много загорать вредно. Кожа-хороший защитник организма от солнечной радиации.

(На доску вывешивается таблица: защита от радиации)

- Мы реализовали второй пункт нашего проекта, познакомились со строением кожи.

- В чём осталось разобраться? (зачем нужна кожа)

- Вам не кажется, что это мы уже выяснили?

- Давайте обобщим наши выводы.

- Итак, какую же роль играет наша кожа?

( чтение таблиц на доске)



  • Водонепроницаемость;

  • Орган дыхания;

  • Орган выделения;

  • Защита от солнечной радиации;

  • Регулятор температуры тела;

  • Орган осязания

- Что можно ощутить с помощью кожи?

- Каким ещё органом является кожа? (орган осязания)

- Дети, посмотрите, сколько кожа для нас делает хорошего, а мы урок назвали просто «кожа». Давайте сформулируем тему по-другому. (Кожа – надёжная защита организма.)

- Почему надёжная защита? (всегда защищает)



5)уход за кожей.

- Кожа нам помогает, а за добро мы должны добром платить. Мы тоже должны помогать коже.

- Наша кожа требует постоянного ухода. Придумайте вместе со своим соседом правила ухода за кожей.

- А теперь прочитайте об этом в учебнике на странице 137.

- Что нового узнали?

- Как вы думаете, теперь мы сможем убедить Витю Сорокина?

- Что мы ему скажем, чтобы он сразу же начал мыться?

- Лёша прочитает нам стихотворение Ю. Тувима, обращённое к детям.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

И прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.


Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки или колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!


Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.


Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.


6)первая помощь при повреждениях кожи.

- К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Иногда случаются повреждения кожи. О них нам расскажут наши санитары.

Сообщения учащихся.

Порез.

Промой ранку теплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.



Ушиб.

Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.



Ожог.

Сразу же полей обожженное место холодной водой или смазать специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожженное место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли.



Обмораживание.

Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице нужно быстро идти домой.


- Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 01.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

- А теперь давайте закрепим знания по нашей теме, проведём игру « Самый умный». (ответы на билеты по вопросам урока)



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Самостоятельно выполним тест. Нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.



  1. Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5 м) 3 г) 2

2) Кожа – это …

о) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека
3) можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет л) да г) не знаю


4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам о) сальным железам


5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так д) жарко


6) Кожу надо мыть…

ц) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть


7) Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть


-Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы) У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда.
8.Рефлексия учебной деятельности.

1) оценивание обучающимися собственной деятельности.

-О чём было интересно узнать на уроке?

- Что больше всего запомнилось, понравилось?

- Оцените себя, на каком уровне познания этой темы вы находитесь.

- Что об уроке скажут наши светофоры?

(Я хорошо понял эту тему и могу объяснить товарищу. Я понял, но другому объяснить пока не могу. У меня есть сомнения.)

- Давайте похлопаем себе, ведь мы работали очень хорошо.
2) выставление отметок.

3) домашнее задание.

- Страница 136-140, ответить на вопросы, №2,3,с.60- в тетрадях.

В одном обыкновенном городе, в одной обыкновенной квартире жил не совсем обыкновенный мальчик Витя Сорокин. Ему было восемь лет и больше всего на свете он не любил умываться. Поэтому всегда ходил грязным и неряшливым. Он не только не умывался, но и не чистил зубы, не стригся и даже не расчёсывался. Его лохматые рыжие волосы слепились и превратились в настоящее гнездо, как у сороки на дереве. В карманах у Вити было полно фантиков от конфет, липких грязных жевачек, разных скомканых бумажек и другого всевозможного мусора. Витина одежда была такая рванная и грязная, как у пугала, что стоит на огороде и гоняет ворон. Из дырявых ботинок мальчика выглядывали пальцы. Вдруг с Витей начало происходить что-то странное. Он стал бледным, вялым, раздражительным, стал плохо спать. Мальчик не мог понять, что с ним происходит.

МКОУ «Будищанская основная общеобразовательная школа»




Урок окружающего мира в 3 классе

по теме

«Надёжная защита организма»
Подготовила учитель начальных классов

Дудина Наталья Николаевна




2011 год