Начало пути - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2. Начало терпения в Русской Православной Церкви трудового пути в... 1 102.59kb.
Начиная рассказ о феномене «Третьего пути», нельзя не обратить внимания... 1 64.11kb.
Новейшее время: II половина XX – начало XXI веков». Тема «Мир после... 1 244.92kb.
«Современная социальная философия: предмет и пути развития» 1 163.66kb.
Второе начало термодинамики. Тайм-менеджмент 1 140.5kb.
Политическая борьба в 20-е начало 30-х гг 1 49.77kb.
Субстанция-самодостаточное, самодетерминированное существование 1 198.04kb.
«Начало капиталистического развития Англии» 1 167.83kb.
Урок по теме «Начало Римского государства» 1 56.4kb.
Начало нашей истории 2 337.56kb.
Любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание», «Чистый понедельник»... 1 169.81kb.
Н. И. Пирогов Взгляд на общий устав наших университетов 1 247.73kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Начало пути - страница №1/1

МАРАТ Жан Поль, один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде.

МАРАТ (Marat) Жан Поль (24 мая 1743, Будри близ Невшателя, Швейцария — 13 июля 1793, Париж), радикальный политический деятель эпохи Великой Французской революции, один из вождей якобинцев.


Начало пути


МАРАТ Жан-Поль - (1743–1793), деятель Великой французской революции. Родился 24 мая 1743 в небольшом селении Будри в кантоне Невшатель (Швейцария) в многодетной семье чертежника и учителя иностранных языков, эмигрировавшего с о.Сардиния. Его одители покинули лоно Католической Церкви, перешли в кальвинизм и поселились в Швейцарии за три года до его рождения. В 1759, после окончания школы в Невшателе, уехал в Бордо (Франция); в 1759–1761 работал воспитателем в доме одного бордосского судовладельца. В 1762 перебрался в Париж. Самостоятельно изучал медицину и социальные науки; увлекся идеями энциклопедистов, прежде всего Ш. де Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. В 1765–1775 жил в Англии; приобрел известность как практикующий врач. За заслуги в борьбе с эпидемиями удостоен звания почетного гражданина Ньюкасла. В конце 1760-х опубликовал свое первое сочинение о глазных болезнях. В 1775 Эдинбургский университет Св. Андрея присудил ему степень доктора медицины. В тот же период проявил себя и как литератор, философ и политолог. В 1770–1771 написал политико-философский роман Польские письма (Lettres polonaises), но не решился на его издание. В 1773 опубликовал на английском языке двухтомный труд Философский опыт о человеке (A Philosophical Essay on Man), в котором попытался решить вопрос о соотношении души и тела в духе французских материалистов. Этот трактат не принес ему успеха, в отличие от изданного в декабре 1774 на английском языке его первого политологического сочинения Цепи рабства (The Chains of Slavery); в нем автор выдвинул тезис о губительности деспотической власти для общественного блага и о естественном праве и священном долге народа бороться против нее, а также представил свою модель идеального эгалитарного общества. В 1776 вернулся в Париж и вскоре завоевал репутацию опытного врача. В 1777–1784 служил врачом лейб-гвардии графа д'Артуа, младшего брата короля. Погрузился в научные исследования, преимущественно в области физики. Приобрел авторитет среди европейских ученых. В то же время отошел от социально-политической проблематики; лишь в 1780 выпустил трактат План уголовного законодательства (Plan de legislation criminelle), где развил ряд положений Цепей рабства (насильственный характер государства, право бедных на восстание и на нарушение законов, условность право собственности, критика абсолютизма). Однако нарастание социально-политического кризиса во Франции в 1788 – начале 1789 превратило его в политика и публициста. В феврале 1789 выпустил в свет брошюру Дар Отечеству (Offrande à la Patrie), а в апреле того же года – Добавление (Supplément), в которых защищал идею народного суверенитета, конституционной монархии, разделения властей и призывал к сплочению Третьего сословия в борьбе с абсолютизмом. С началом Революции (июль 1789) перешел с умеренно-либеральных на радикальные позиции.

Труды Марата были замечены Вольтером, впрочем, весьма скептически отозвавшемся о философских потугах начинающего автора.


Революция


С сентября 1789 стал издавать газету Друг народа (Ami du peuple), на страницах которой выступал за продолжение Революции и за беспощадный террор против ее врагов (аристократов и священников); апеллировал к плебейским массам. Приветствовал поход парижан на Версаль 5–6 октября 1789. Критиковал Учредительное собрание за нерешительность и консерватизм и требовал его роспуска; язвительно высмеивал лидеров конституционалистов – О.Г.Мирабо, Ж.Неккера и М.Ж.Лафайета. В октябре 1789 в связи с приказом о его аресте перешел на нелегальное положение. В конце 1789 – середине 1791 из-за преследований несколько раз прекращал издание своей газеты. При всем своем радикализме оставался монархистом и противником уравнения собственности. Только после Вареннского кризиса (июнь-июль 1791), вызванного провалившейся попыткой бегства короля, стал исповедовать республиканские взгляды; призывал к низложению Людовика XVI и установлению революционной диктатуры. Вновь подвергся преследованиям; ушел в подполье, а в декабре 1791 эмигрировал в Англию. Вернулся во Францию в апреле 1792. Жестко критиковал деятельность Законодательного собрания. После восстания 10 августа 1792 и падения монархии вошел в Наблюдательный совет Парижской коммуны. Требовал созыва Конвента и суда над Людовиком XVI и его министрами. Был одним из вдохновителей «сентябрьских убийств» (резня политических заключенных в парижских тюрьмах 2-3 сентября 1792). В сентябре избран членом Конвента и стал одним из лидеров левого крыла якобинцев. Прославился своей непримиримостью к инакомыслящим. Приобрел большую популярность среди парижских низов. Во время процесса над королем (декабрь 1792 – январь 1793) решительно выступал за вынесение смертного приговора. Активно боролся против жирондистов, особенно яростно обрушивался на их лидера Ж.П.Бриссо. Требовал чистки Конвента от «предателей» (т.е. вождей Жиронды). В апреле 1793 под давлением жирондистов был предан суду за «призывы к мятежу и посягательство на народный суверенитет», но оправдан Революционным трибуналом. Участвовал в организации восстания 31 мая – 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев. С началом антиякобинского федералистского мятежа в июне 1793 призвал к усилению террора.

Гибель Марата


Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями. Именно в ванной он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую «друг народа» решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции.. Удостоился торжественных государственных похорон как «мученик свободы». В государственных учреждениях были выставлены его бюсты, а прах перенесен в Пантеон. Картина Ж.-Л. Давида Смерть Марата стала настоящей иконой для революционеров. После прихода к власти термидорианцев, в феврале 1795 года, прах Марата был выброшен из Пантеона, а его бюсты уничтожены.

Младший брат Марата эмигрировал в Россию, служил преподавателем в Лицее под фамилией Будри в то время, когда там учился А. С. Пушкин.