«Начало капиталистического развития Англии» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Начало капиталистического развития Англии» - страница №1/1



Авторская квалификационная работа

директора Скугареевской средней школы,

учителя истории

«Система методов контроля и оценки знаний



учащихся на уроках истории»

План.


  1. Основные цели и задачи школьного исторического образования.

  2. Система контроля знаний учащихся.

  3. Система оценки знаний учащихся.

  4. Приложение.

  • Алгоритмы уроков истории отечества, посвящённых теме «Отечественная война 1812г.»

  • Алгоритм урока по истории средних веков по теме «Начало капиталистического развития Англии».

  • Алгоритм урока по истории древнего мира по теме «Установление Римом господства над всей Италией».

  1. Литература.

1.Основные цели и задачи школьного исторического образования.

Основными целями исторического образовательного процесса в школе являются:


  1. Овладение учащимися основными знаниями об историческом пути человечества с древности и до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

  2. Развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и, вместе с тем, органической принадлежности к единому потоку исторического движения;

  3. Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и преумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;

Задачами школьного исторического образования являются:



  1. Развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;

  2. Формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира;

  3. Воспитание современного исторического сознания и развития самостоятельного, персонифицированного мышления;

  4. Воспитание отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

  5. Знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества;

  6. Формирование исторической грамотности на современном уровне;

  7. Развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний и поступков людей.

2. Система контроля знаний учащихся.

Для реализации этих целей и задач на каждом уроке приходится применять различные методы и приёмы преподавания. Данная работа ставит перед собой цель определить некоторые формы организации контроля знаний учащихся и особенности оценки их знаний. Это направление в преподавательской деятельности учителя является очень важным, т.к. итоги контроля – важнейший результат деятельности учителя и учеников.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль в учебной деятельности учащихся обеспечивает важнейшую обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).

Обратная связь служит основанием для внесения необходимых корректив в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащегося.

Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений.

Планомерное осуществление контроля позволяет привести в систему усвоенный школьниками за определённый период материал, выявить успехи в учении, проблемы и недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся и всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем даёт возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый ученик, активно участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом. Контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполненную работу не только учащихся, но и учителя, приучает школьников к самостоятельному труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества, создаёт здоровое общественное мнение. Комплексное использование всех функций контроля за учебной деятельностью, в конечном счёте, направлено на повышение качества обучения и воспитания школьников.

Структура урока усвоения навыков и умений в соответствии с его целями и задачами и последовательностью различных видов заданий и упражнений для решения этих задач имеет следующую наиболее общую схему:


  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);

  2. Сообщение темы, цели и задач урока и мотивация учения школьников.

  3. Изучение нового материала (вводные упражнения);

  4. Первичное применение приобретённых знаний (пробные упражнения);

  5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные задания);

  6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения);

  7. Работа в творческих группах (самоконтроль и взаимоконтроль).

Для организации учебной деятельности учащихся необходимо соблюдать следующие педагогические требования:

  1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельными учащимися итогами работы коллектива и наоборот.

  2. Систематизировать, регулировать проведение контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

  3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

  4. Всесторонность, заключается в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

  5. Объективность контроля, исключающие преднамеренные субъективные и ошибочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.

  6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учителя, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта.

  7. Единство требований к работе учащихся всего класса.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надёжность контроля и выполнения им задач в процессе обучения. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно- познавательной деятельности ученика. К ним относятся: устные, письменные, комбинированные зачёты.
3.Система оценки знаний учащихся.

Взаимоконтроль и самоконтроль.

Взаимоконтроль уместен в рамках различных вариантов проведения уроков. Весь класс делится на подгруппы или варианты. Учащиеся в тетрадях самостоятельно выполняют задания определяемые учителем. Задания могут быть различны (знание хронологии, описательные задания, темы и т.д.) После выполнения задания, каждый учащийся самостоятельно проверяет свою работу, а затем передаёт свою тетрадь товарищу по группе. На данном этапе каждый учащийся оценивает работу своего товарища. Ставит свою оценку. Данная форма контроля повышает ответственность учащихся, даёт возможность каждому учащемуся проверить не только качество знаний товарища, но и закрепить свои знания, понимать соответствие знаний определённым нормам оценки.



Зачёт.

При итоговом повторении я использую систему зачётных уроков. Вопросы будущего зачёта сообщаются учащимся заблаговременно. Вопросы зачёта имеют разнообразный характер: вопросы теории, термины, понятия, личности, умение работать с картой. Зачёт проводится в несколько этапов в урочное и послеурочное время согласно графика составленного заблаговременно. Весь класс принимает активное участие в проведении зачёта: слушает, дополняет, высказывает свои замечания, предлагает оценку. Роль учителя на данном этапе сводится к контролю и корректировке знаний учащихся.


Тест.

Тесты в последнее время всё чаще применяются на уроках истории и обществознания. Это легко объяснимое явление: тесты упрощают проверку знаний и во многом облегчают работу учителя. Разумеется, тесты - это не только инструмент контроля, задания такого типа весьма способствуют и усвоению новой информации, и формированию интеллектуальных умений, и систематизации знаний. Основной недостаток тестовых заданий, содержащих исторический материал- опасность чрезмерного упрощения, схематизации изучаемого. Абсолютизация любых средств преподавания может серьёзно исказить процесс усвоения гуманитарного знания, немыслимого без сложной игры нюансов, без однозначной интерпретации и спорных суждений. Чтобы избежать подобной опасности, необходимо чувство меры, подсказывающее, когда и в каких количествах уместно использовать тесты. Тесты используются во всех классах, но разные по сложности и объёму.

Для осуществления контроля применяются и другие формы: творческая работа с книгой, выполнение практических заданий, работа с картами, создание проблемных ситуаций на уроке, выполнение творческих заданий и т.д. Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в оценке. Оценить – значит установить уровень, степень и качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности, оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных пред ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретённых знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся указанные педагогические требования, предъявляемые к контролю: объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический стаж учителя и другие. Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие специфических для данного предмета умений и навыков. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивирующей и убеждающей, правильно соотносится с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса. Проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема, учитывающая объективные возможности усвоения, побуждает школьников учиться с достаточным напряжением сил и позволяет полностью развить свои способности.
Алгоритм уроков по истории отечества по теме

«Отечественная война 1812г.»

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи школьного курса истории, решаются на каждом уроке путём рационально выбранных учителем средств и методов обучения. Урок – это основная форма обучения, часть учебного процесса, но не механически обусловленная замкнутая, а логически и педагогически завершённая. Проведение смешанных уроков по ряду тем, в частности по теме «Отечественная война 1812г», показывает их малую эффективность. Необходимость изучения большого объёма информации, дат, персоналий, картографического материала, потребовали пересмотра плана проведения уроков. В основу был положен модульный принцип.



  • В первый блок входит изучение нового материала, основанный на рассказе учителя, демонстрации кинофрагментов, сообщения учащихся по отдельным фактам, биографии персонажей. В данный блок входит очерчивание основной схемы события.

  • Второй блок делится как бы на две части: первая - посвящена более детальному рассмотрению отдельных аспектов военных действий, основанных на сообщениях учеников, темы которых прорабатывались заблаговременно. Вторая – первичный или промежуточный контроль знания детей. Здесь будет уместен тест, как форма самоконтроля и взаимоконтроля знаний учащихся.

  • Третий блок – урок зачёт, который позволяет не только осуществить контроль, но и провести коррекцию знаний учащихся.

Данная система позволяет учителю более полно раскрыть тему в целом, объяснив материал нескольких параграфов, более эффективно использовать учебное время на обучение ( потери на переход от одного вида деятельности к другому сокращаются). Эта педтехнология позволяет использовать более широкую комбинаторику при решении трёх наиболее значимых дидактических задач урока: изучение нового материала, коррекция знаний учащихся, контроль.

Образовательно-воспитательное значение темы.

Определяется выдающейся ролью такого важного события в истории России, как Отечественная война 1812г.

Содержание уроков позволяет, прежде всего, сформировать у учащихся понимание глубоко народного, отечественного характера войны 1812г. , войны за национальную независимость России. Учащиеся гордятся славным боевым прошлым своего народа, высоким патриотизмом русских солдат и офицеров. Изучение темы познакомит учащихся с элементами военной истории, некоторыми особенностями военной тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи. При этом важно, чтобы учащиеся увидели продолжение и развитие в ходе войны лучших традиций русского военного искусства предшествующих периодов.
Оборудование урока.

Карта «Отечественная война 1812г.», мультимедийное сопровождение, иллюстративный материал.



Оформление доски.

Внутренняя и внешняя политика царизма.
Реформы гос. Войны с Францией Присоединение

Управления. Швецией и Турцией Финляндии и

Бессарабии.
Вторжение армии Наполеона в Россию и начало Отечественной войны.

Причины Цели Соотношения Начало Отступление народный

Войны сторон. В/С войны русских армий Х-р
Бородинское сражение

Подготовка Бородинская отступление

к сражению битва от Москвы
Разгром армии Наполеона

Подготовка отход партизанское разгром заграничный

к контр наступ. армии движение Наполеона поход

Наполеона


Словарь: министерства, реформы, континентальная блокада, рекрут, редут, флеши, капитуляция.

Персоналии: М.И.Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.И. Раевский.

Тест.

  1. Где встретились Наполеон и Александр 1?

а) в Тильзите

б) в Эрфурте

в) в Аустерлице


  1. Кто был главнокомандующим русской армией в июне 1812г.?

а) М.Б.Барклай де Толли

б) М.И. Кутузов

в) П.И. Багратион


  1. Укажите род кавалерийских войск, ведших боевые действия, как в конном, так и в пешем строю:

а) драгуны

б) уланы


в) гусары

  1. Где проходил военный совет, на котором было принято решение об оставлении Москвы?

а) в Тарусе

б) в Филях

в) в Сокольниках


  1. Где произошло крупное сражение русской и наполеоновских армий в октябре 1812г.?

а) под Калугой

б) под Малоярославцем

в) под Можайском


  1. В чём заключался главный замысел М.И. Кутузова, когда он оставлял Москву в 1812г.7

а) сохранить русскую армию

б) спасти Петербург

в) навязать Наполеону зимнюю компанию


  1. Укажите дату Бородинского сражения.

а) 13 октября 1812г.

б) 26 августа 1812г.

в) 3 декабря 1812г.


  1. У какой деревни произошло сражение накануне Бородинской битвы?

а) Тарутино

б) Шевардино

в) Семёновское


  1. Что предпринял Наполеон, войдя в Москву в 1812г.?

а) попытался заключить с Александром 1 перемирие

б) стал готовиться к зимней компании

в) сразу стал готовиться к отступлению
Материал к зачётному уроку.

Основные вопросы:


  1. Какова была международная обстановка в Европе в начале 19в.?

  2. Каковы были причины войны в 1812г.?

  3. Почему война 1812г. являлась для России Отечественной войной?

  4. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение?

  5. Партизанское движение в войне 1812г.

  6. Контрнаступление русской армии. Разгром армии Наполеона.

Даты: 12 июня 1812г; 26 августа 1812г.; октябрь 1812г.
Личности: Александр1; П.И. Багратион; М.Б. Барклай де Толли; Н.И. Раевский; М.И. Платов.

Уметь показать на карте:

  1. Места крупных сражений.

  2. Направление наступления армии Наполеона.

  3. Расположение русских армий накануне войны.

  4. Контрнаступление русских армий.

Необходимо в конце уроков по данной теме обратить внимание учащихся на значение Отечественной войны 1812г. для идейного развития русского общества. Победа в войне способствовала патриотическому подъему в разных слоях общества, росту национального самосознания народа. По случаю победы в знаменитом приказе Кутузова от 20 января 1813г. говорилось «Храбрые и победоносные войска. Наконец вы на границе империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». И это понимание своей роли в спасении Родины от иноземного порабощения долго сохранялось в среде солдат и крестьян.
Алгоритм уроков по истории средних веков по теме

«Начало капиталистического развития Англии».
Цель урока: Сформировать понимание причин самого процесса зарождения новых общественных отношений.

Оборудование:

1.Раздаточный материал с вопросами и заданиями.

2. Карта «Географические открытия и колониальные захваты в 15-17в. в.


План-конспект урока.

«Драгоценный продукт королевства».

Овцеводство Важный источник казны

Сукноделие

Пути возникновении мануфактур.

Крестьяне- Роль рассеянные централизованные

Ремесленники купцов

Признаки мануфактур.

Крупное Ручной труд Разделение Производительность

Предприятие труда труда

Последствия огораживания в Англии.

Сукноделие Рост цены Нужны пастбища Насильственный

на шерсть сгон с земли

Новые дворяне

Сближение с буржуазией Старые дворяне

«кровавые законы»

Против бродяг и нищих Низкая зарплата

Восстания

Словарь: наёмные рабочие, мануфактура, буржуазия, капиталистические предприятия, огораживания, батрак, новые дворяне.

Тест.


  1. Что мешало европейцам вести нормальную торговлю с Индией и Китаем?

а) захват сухопутных торговых путей сначала арабами, а потом турками;

б) захват турками морских торговых путей после взятия ими Константинополя;

в) отсутствие достаточных средств у купцов для организации торговли Европы с азиатскими странами;

г) большие расстояния и несовершенство морских судов того времени;

д) незнание морского пути из Европы в Индию.


  1. Моряки какой европейской страны стали первыми плавать вдоль западного берега Африки?

а) Италии

б) Англии

в) Испании

г) Португалии

д) Нидерландов


  1. Кто возглавлял морскую экспедицию, которая впервые обогнула южную оконечность Африки и вышла в Индийский океан?

а) Васко да Гама

б) Христофор Колумб

в) Америго Веспуччи

г) Барталомео Диаш

д) Фернандо Магеллан


  1. В каком году была открыта Америка?

а) 1492г.

б) 1488г.

в) 1498г.

г) 1504г.

д) 1509г.


  1. Что англичане называли «наиболее драгоценным продуктом королевства»?

а) крупный рогатый скот

б) золото

в) дорогое сукно, производимое английскими ремесленниками

г) овечью шерсть

д) морские суда, строившиеся на английских верфях.


  1. Что такое мануфактура?

а) это ремесленная мастерская, в которой применялись машины;

б) это капиталистическое предприятие, на котором применялись машины;

в) это капиталистическое предприятие, основанное на эксплуатации наёмных рабочих, где применялись ручные орудия труда и разделение труда между работниками.


  1. С какой целью английские дворяне сгоняли крестьян с земли?

а) чтобы построить на этих землях роскошные замки;

б) чтобы построить на этих землях мануфактуры;

в) чтобы поселить на этих землях ремесленников и взимать с них оброк;

г) чтобы увеличить площадь пастбищ и увеличить поголовье овец.




  1. С какой целью в Англии в 16в. были приняты кровавые законы против бродяг и нищих?

а) Король и дворяне боялись крестьянских восстаний и пытались предотвратить их путём введения кровавых законов;

б) бродяги и нищие совершали много преступлений;

в) кровавые законы вынуждали разорённых крестьян наниматься на работу за самую низкую зарплату, а это было выгодно владельцам мануфактур.
Материал к зачётному уроку.

Основные вопросы:


  1. Основные причины великих географических открытий?

  2. Каковы пути возникновения мануфактур?

  3. Основные характеристики мануфактуры?

  4. Раскрыть понятие «огораживание».

Личности: Колумб, Роберт Кепт, Фернандо Магеллан, Васко да Гама.

Знать карту:

  1. Показать Испанию, Англию, Португалию.

  2. Направления крупных морских экспедиций.

В конце уроков необходимо сформировать чёткое представление, что эпоха великих географических открытий заложила основы будущего зарождения новых общественно-экономических отношений. Первооткрывателем на этом пути стала Англия.



Алгоритм урока по истории древнего мира по теме

«Установление Римом господства над всей Италией».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с республиканским правлением и с ходом подчинения Римом Италии.

  2. Продолжить работу с картой и работу над понятиями.

  3. Показать, что смелость римских воинов, строгая дисциплина были главным условием установления Римом господства над Италией.

Понятия: 509г. до н.э.; республика, консул, народный, Пирр, форум.

План-конспект урока.

Возникновение республики.

509 г.до н.э. консулы народные трибуны «право вето»



Нашествие галлов

390г. до н.э. осада крепости огромный выкуп



Победы римлян

Пирр Господство над Италией

Борьба плебеев с патрициями
Полноправные граждане
Республиканское правление

Выборы и власть Плата за исполнение форум Роль

Консулов должностей и законы Сената

Войско

Легионы Особое построение Строгая дисциплина
Вопросы повторения:


  1. Где расположена Италия? (работа с картой).

  2. Природные условия Италии?

  3. Где возник Рим?

  4. В каком веке Рим превратился в большой и многолюдный город?

  5. На какие группы делилось население древнего Рима?

  6. Чем отличалось положение патрициев от положения плебеев7

С учётом возрастных особенностей изучение нового материала строится на основе учебного пособия, комментированного рассказа учителя, изучения карты, учебных картин.



Одним из важнейших аспектов контроля и оценки знаний учащихся является постановка проблемных вопросов. Они вводятся словами «как вы думаете?», «как, по-вашему?» ит.д. Для лучшего усвоения материала в проверочные и контрольные вопросы вводятся вопросы сравнительно-аналитического свойства, ответ на которые может быть дан устно или письменно в произвольной форме, в том числе в виде таблиц.

Литература.

  1. Гернер И.Я. Процесс обучения в его организационном и содержательном единстве.

  2. Латышев Ю.И. Размышления об уроке.

  3. Методическая система Е.В.Сковина и актуальные проблемы современной школы.

  4. Е.В.Сковин Интенсификация познавательной деятельности в условиях объединения школьных модулей.

  5. Абрамов А.В. История России 19 в. Тесты.

  6. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе.