Начальник управления Директор моу краснозвездинская сош - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Начальник управления Директор моу краснозвездинская сош - страница №1/11

Согласовано Утверждаю

Начальник управления Директор МОУ Краснозвездинская СОШ

общего образования Ртищевского района

__________В.А.Сазанова Саратовской области»

_____________ /Т.А. Крюкова/

Приказ № 257 от 01.09.2012 г



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОУ «КРАСНОЗВЕЗДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ФГОС НОО

на 2012-2016 гг.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29. 08.2012г.

Утверждено Управляющим советом



Протокол № 1 от 27.08.2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ: стр.


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

  • Пояснительная записка 4-7




  • Планируемые результаты освоения обучающимися 8-52


основной образовательной программы начального общего образования


  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения 53-58

основной образовательной программы начального общего образования

II. Содержательный раздел 59


  • Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального

общего образования 60-87


  • Программы отдельных предметов, курсов и курсов

внеурочной деятельности. 88-110


  • Программа духовно – нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования 111-128


  • Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни. 129-139


  • Программа коррекционной работы 140-144


III. Организационный раздел 145


  • Учебный план начального общего образования 146-158




  • Программа внеурочной деятельности 159-164




  • Система условий реализации основной образовательной

программы в соответствии с требованиями Стандарта 165-168


  • Приложение №1

Итоговая контрольная работа для оценки достижения

метапредметных результатов обучения (окончание 4 класса) 169-178


  • Приложение №2

Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике

для 2-4 классов 179-181

  • Приложение № 3 182-185

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

  • Приложение № 4

Договор о предоставлении общего образования 186 -190

МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области»


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




  • Пояснительная записка




  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального

  • общего образования


Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» (далее – МОУ Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области») разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании»;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

- приказа Министерства образования и науки РФ №2357 от 22 сентября 2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г);

- примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса школы;

- образовательной программы « Школа 2100»;

-Устава МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом

особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Считаем, что начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое

мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области» осуществляет деятельность, с учётом потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), по реализации следующих целей образования.

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная

методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Школа 2100»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной

школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

- сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия,

обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной

учебной задаче;

- осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий,

происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности

реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение» при изучении произведений Л.Пантелеева, Е.Ильиной, Е.Благининой, Е.Пермяка, В.Железникова, Н.Носова, В.Драгунского, А.Барто, Б.Житкова, В.Осеевой, Я.Акима, Л.Толстого и др., «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Этика: азбука добра», на классных часах: «Человеком стать это искусство. Добро и зло в жизни человека», «Самый дорогой человек- мама», «История праздника. Рождество», « Отношения в семье. Что значит быть хорошим сыном или дочерью?», « Сеющий неправду - пожнет беду», «Добрые слова в твоей семье».

Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Особое внимание уделяется, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.

Это обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России.

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий: утренняя зарядка в классах; реализация программы «Основы здорового образа жизни» (интегрировано) во 2-4 классах, организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления, беседами на классных часах: «Режим дня», «Вредные привычки», «Личная гигиена. Гигиена жилища», «Профилактика детского травматизма», «Польза здорового питания», «Спорт в жизни человека. Олимпийские игры». Реализации этой цели образования способствуют проводимые осенний и весенний дни здоровья, плановые мероприятия, отражающие спортивную жизнь школы: «Веселые старты», соревнования по шашкам и шахматам и другие, а также действующая программа по совершенствованию школьного питания.



Формирование учебной деятельности школьника.

Эта цель образовательного процесса достигается использованием средств обучения в системе «Школа 2100», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности.

Ее сформированность предполагает:

- умение учиться («умею себя учить»),

- наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»),

- внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»),

- элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В соответствии с ФГОС пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается нами как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога

(диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).



6. Преемственность и перспективность обучения.

В МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области» установились преемственные связи методической системы обучения с основным звеном образования. Осуществляется программа преемственности между начальным и средним звеном. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.



Задачи начального общего образования:

  1. Формирование у обучающихся правильного отно­шения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб­разной творческой деятельности.

  2. Овладение обучающимися в соответствии с возра­стными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, худо­жественной); умением адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье.

  3. Формирование знаний, умений и способов деятель­ности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области»

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательным процессом и системой оценки, используемой в МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области»; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа и разработки рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.



Личностные результаты обучения отражают систему ценностных

ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру,

личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не

являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем

учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование

личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые

представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных

сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах;

взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика включает в себя следующие позиции:

 оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных

предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

 уровень сформированности учебно-познавательной мотивации,

отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и

инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

 взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности

лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе;


  • отношение других детей к учащемуся.

Данная характеристика заслушивается на педагогическом совете при переходе обучающихся на следующую ступень образования.

Портфолио ученика МОУ «Краснозвездинская СОШ Ртищевского района Саратовской области» ведётся со второго класса. Это совместная деятельность учащегося и учителя.



Предметные результаты обучения

Предметные результаты освоения по литературному чтению

Предметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования с учетом специфики

содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет

«литературное чтение» отражают:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой

культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и

традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование

представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных

этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

успешности обучения по всем учебным предметам; формирование

потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения

(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно

воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,

анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации»



1 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 осознанно воспринимать и различать произведения фольклора

(скороговорки, загадки, песни, сказки);

 читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение,

сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

 правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

 моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,

жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

 понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

 высказывать суждения о произведении и поступках героев;

 узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

 оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

 использовать в речи литературоведческие понятия (произведение,

заголовок, фамилия автора, название произведения);

 различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

 сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских

сказок.

Ученик получит возможность научиться:

 сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

 находить в тексте произведения сравнения, обращения;

 находить в тексте и читать диалоги героев;

 определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

 моделировать «живые картины» к изученным произведениям или

отдельным эпизодам;

 придумывать истории с героями изученных произведений;

 пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

 иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

 инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или

группах;

 создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 получать информацию о героях, произведении или книге;

 работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

 дополнять таблицы, схемы, модели;

 сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

 находить информацию о произведении и книге (фамилия автора,

жанр, тема);

 дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему,

модель;

 находить в тексте информацию о героях произведений.



2 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о

произведении, героях и их поступках;

 определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и

книги, используя условно-символическое моделирование;

 понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения

героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и

обращения;

 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем

возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее

55–60 слов в минуту);

 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем

учителя;

 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки

препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому

произведению;

 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и

овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

 группировать книги по жанрам, темам или авторской

принадлежности.

Ученик может научиться:

 понимать нравственные ценности и этику отношений в

произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

 пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и

книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к

изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

 различать пословицы и загадки по темам;

 использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ,

стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой

произведения).

Ученик может научиться:

 осознавать нравственные и этические ценности произведения;

 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их

поступках;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг

по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и

читать по ролям;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или

отдельные эпизоды;

 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

 рассказывать сказки с присказками;

 создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

 делать иллюстрации к изученным произведениям;

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию из

таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге в ее аппарате;

 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять,

уточнять.

3 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 осознавать значение чтения для расширения своего читательского

кругозора;

 понимать содержание прослушанных и самостоятельно

прочитанных произведений, определять их главную мысль;

 практически различать художественные, научно-популярные и

справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о

произведении, героях и их поступках;

 правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие

произведения и его соответствие содержанию;

 понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-

этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

 подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать

контекстное и прямое значение слов;

 находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения,

пословицы;

 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее

55–60 слов в минуту);

 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем

учителя;

 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки

препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому

произведению;

 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения

по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и

овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

 классифицировать изученные произведения по темам, жанрам,

авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

 различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-

сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

 понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку

поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

 понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться

или не соглашаться с авторским мнением;

 работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-

сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг

по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 различать стихотворный и прозаический тексты;

 определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов,

стихотворений, загадок);

 использовать в речи изученные литературоведческие понятия

(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные,

обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения,

сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

 подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное

значения слов;

 употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

 находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль

героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором

произведения;

 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или

отдельные эпизоды;

 рассказывать сказки от лица героя;

 рассказывать о героях произведения;

 создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

 выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные

сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои

литературных произведений»;

 создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

 работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

 сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять,

исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

 находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

 находить информацию о предметах, явлениях природы в текс тах

научно-популярных произведений и справочниках;

 сравнивать полученную из текста информацию с информацией

готовых таблиц и схем.


следующая страница >>