На основе концентрического подхода. Особенность программы в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретически - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Прошу опубликовать мою статью: «Закон о российском образовании» 1 98.83kb.
1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней... 1 83.84kb.
Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», изданной в сборнике... 1 132.76kb.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной... 1 360.61kb.
Реализация дифференцированного подхода при обучении химии 1 29.42kb.
«Дедуктивные умозаключения» 1 321.51kb.
Программа элективного курса «Русская словесность». Формирование читательской... 1 73.56kb.
У него высокий уровень здоровья вполне возможно 6 933.1kb.
Программа «Разговор о правильном питании» 1 223.9kb.
Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны... 1 93.66kb.
Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного... 1 314.9kb.
«Щелочные металлы, их своиства» 1 86.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
На основе концентрического подхода. Особенность программы в том, чтобы сохранить - страница №1/3

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на МО учителей на Методическом Совете школы директор МОУ «ООШ №8»

естественно- протокол № ___________Г.В.Тарасова

математического цикла «___» ________ 2011г «___» ___________ 2011 г

Протокол № зам. директора по УВР

«___» _______ 2011 г _____________Н.А. Мефодьева

Руководитель МО

_______Е.К. Вишневкая



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ХИМИЯ»

Класс: 8-9 классы

Учитель: Тарасова Г.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» составлена на основе:

- Примерной программы основного общего образования «Химия», 2004 г, рекомендовано Коллегией Минобразования России и президиумом Российской академии образования;

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Особенность программы в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы - химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В основу программы положен принцип развивающего обучения, она освобождена от избытка конкретного материала.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы изучается в 8 классе, что позволяет обучающимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, простых и сложных веществ (оксидах, и других бинарных соединений, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ- металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Закачивается курс краткими сведениями об органических веществах, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). В авторской Программе курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) практические работы сгруппированы в блоки. По мнению учителя это не целесообразно, т.к. обучающиеся очень долго не приступают к практической части курса. Поэтому все практические работы разбросаны по темам курса согласно соответствию изучаемого теоретического материала.

Ведущими идеями данной программы являются:

-материальное единство вещества природы, их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

-познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- законы природы объективны и познаваемы, знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Цели и задачи курса:

-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- вооружить учащихся сведениями о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах, кислотах, основаниях и солей), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде



Рабочая программа по химии общим объёмом 136 часов изучается в течение двух лет из расчёта два часа в неделю с восьмого по девятый классы- 34 учебные недели в каждом учебном году.

Класс

Количество часов в год

Кол-во часов в 1 полугодии

Количество работ

Кол-во часов во 2 полугодии


Количество работ

Конр. работ, зачётов, тестов

Прак. работ

Лаб. опытов

Конр. работ, зачётов, тестов

Прак. работ

Лаб. опытов

8

68

32

Кр/Р-1

Зачетов-2

Тест -1


1

2

36

Кр/Р-3

Зачетов-0

Тест -1


6

11

9

68

32

Кр/Р-2

Зачетов-0

Тест -1


5

8

36

Кр/Р-2

Зачетов-0

Тест -1


1

9

В рабочую программу включены вопросы национально-регионального компонента. В темах 8 класса: «Введение», «Простые вещества», «Соединения химических элементов». В темах 9 класса: «Повторение основных вопросов курса химии 8 класса», «Металлы», «Неметаллы», «Обобщение знаний за курс основной школы». Региональный материал вплетен в структуру основного содержания урока через задачи и задания, основанные на региональном материале, а также через использование материалов Интернет. Заключительный урок курса химии посвящен экологическим проблемам Мурманской области и путях их решения. Так же в рабочую программу включены вопросы программы «Здоровья», охраны труда обучающихся на уроках химии.

Значительное место в рабочей программе отводится химическому эксперименту, который открывает возможность формировать у обучающихся специальных предметных умений работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит обучающихся безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве.



В результате прохождения программного материала обучающийся должен

Знать/ понимать

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация химических реакций, электролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;



Уметь

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периодов, к которым принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;



- определять: состав веществ по их формулам. Принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических веществ изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат—ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, массе или объёму реагентов или продуктов реакции

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Рабочая программа включает в себя следующие темы:

8 класс


«Введение», «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Простейшие операции с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Повторение».

9 класс


«Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения», «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков с применение ИКТ, обобщающих уроков, уроков с применением национально – регионального компонента и междисциплинарной программы «Здоровье». Значительное место в программе отводится на формированию у обучающихся безопасных методов обращения с веществами как на уроках, так и в быту. Для этого в рабочей поограмме запланированы вводный, первичный на рабочем месте, повторный и текущий инструктажи по охране труда обучающихся.В программе запланированы занятия практической направленности: включенные в Примерную программу основного общего образования «Химия», 2004 г, лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы.

В ходе прохождения программы обучающиеся помимо коллективных занятий (уроки, практический работы) выполняют домашние задания различной степени сложности согласно принципам личностно – ориентированного обучения, делают сообщения и готовят рефераты с использованием возможностей школьного кабинета информатики.

Реализация данной рабочей программы обеспечивает обязательные требования (стандарт) образования по химии за курс основной общеобразовательной школы.

Изучение курса химии основной школы завершается итоговым контрольным тестом, который включает в себя вопросы и задания по основным разделам курса химии.

Перечень ключевых слов, понятий, отрабатываемых в течение изучения химии в основной школе:

химический элемент, знаки химических элементов с №1 по №20, периодическая система химических элементов и периодический закон Д.И. Менделеева, физические смыслы порядкового номера, номера группы и периода, малые и большие периоды, главные и побочные подгруппы,

атом, строение атома – ядро, электрон, нейтрон, протон, изотопы, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, массовая доля элемента,

раствор и растворённое вещество, массовая доля растворённого вещества, приготовление растворов,

химическая связь – атомная, молекулярная, металлическая, ионная, ковалентная полярная и неполярная, валентность и степень окисления, составление формул по валентности или степени окисления,

вещество – простое (металлы и неметаллы) и сложное (органические и неорганические), закон постоянства состав вещества, качественный и количественный состав вещества, чистые вещества и смеси, воздух – природная смесь газов, аморфные вещества и кристаллические, сплавы, щелочные и щелочноземельные металлы, аллотропия, токсичные, горючие и взрывоопасные веществ

классификация веществ – оксиды (основные, кислотные, амфотерные), кислоты (бескислородне и кислородосодержащие, одноосновные, двухосновные и трёхосновные), соли, основания (растворимые и нерастворимые, однокислотные, двухкислотные, трёхкислотные),

моль, молярная масса, молярный объём,

химическая реакция, условия и признаки химических реакций – выделение газа, тепла и света, выпадение осадка, изменение окраски, появление запаха, классификация химических реакций – реакции обмена, замещения, соединения и разложения, экзотермические и эндотермические реакции, катализатор, уравнения химических реакций, ряд напряжений металлов,

электролит, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена и условия их протекания до конца, индикаторы и изменение окраски индикаторов в разных средах, качественные реакции, ион, катион, анион, гидроксид – ион,

окислительно – восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

лабораторная посуда и оборудование – пробирка, стакан, колба, держатель для пробирок, лабораторный штатив с кольцом муфтой, лапкой, штатив для пробирок, спиртовка, воронка, фильтр, выпаривательная чашка, ступка с пестиком, мерная посуда – стакан, пипетка, колба, цилиндр, весы (правила взвешивания),

охрана труда обучающихся и правила поведения в кабинете химии – правила нагревания, пользование химической посудой, веществами

Рабочая программа по химии сопровождается следующими компонентами УМК:

Для учителя

- Габриелян О.С. Химия, 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян». - М.: Дрофа,2003.

- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл.- М.,:Дрофа,2007 г.

- Габриелян О.С. Учебник «Химия, 8 класс».- М.: Дрофа, 2009г.

- Габриелян О.С. Химия. 8-9 классы: Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки.- М.: Дрофа, 2004 г.

- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П, Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа,2003 г

- Габриелян О.С. Химия, 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян - М.: Дрофа,2003.

- Габриелян О.С. Учебник «Химия, 9 класс».- М.: Дрофа, 2009г.

- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия, 9 класс. Методическое пособие.- М.: Дрофа,2003 г.

8 класс

Рабочая программа по предмету в 8 классе содержит некоторые изменения в связи с перераспределением часов между темами курса:

Тема «Введение» - добавлено 2 часа: 1час для закрепления умений производить расчеты относительной молекулярной массы и массовой доли элемента и 2 час для использования НРК по материалам Интернет.

Тема 1 «Атомы химических элементов» - добавлен 1 час для проведения практической работы №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» из темы №5 «Практикум №1. Простейшие операции с веществами» типовой Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян)

Тема 3 «Соединения химических элементов» - добавлено 1 час для закрепления умений решать задачи, связанные с понятием «доля».

Тема 4 «Изменения, происходящие с веществами»» - добавлено 3 часа для проведения практических работ №2, 3 , 4: «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», «Признаки химических реакций», «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».


Тема 5 «Практикум №1. Простейшие операции с веществами» - уменьшено на 4 часа в отличие от типовой Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) в виду перераспределения практических работ в вышеизученные темы. Оставлена только практическая работа № 5 «Анализ почвы и воды».
Тема 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» - уменьшено количество часов на 4 часа в связи с выделением времени на обобщение материала по всему курсу химии 8 класса и проведению итогового тестирования и добавлены 2 практические работы № 8,9 (которые по порядку рабочей программы имеют порядковые номера №6,7) –«Решение экспериментальных задач», «Свойства кислот, солей, оксидов и оснований».
Введена дополнительно тема 7 «Повторение» - 3 часа- для решение задач разных типов, изучения вопроса о применении достижений химии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Номер

темы


Тема

Количество часов, отводимых программой на данную тему

Количествочасов, отводимых учителем на данную тему

Количество контрольных работ, тестов, зачетов по данной теме

Количество

практических работ, лабораторных опытов

Знания, умения, навыки по данной теме




Введение.

3

6

1 зачет

---

Знать:

-правила техники безопасности в кабинете химии

-основные формы существования химического элемента-свободные атомы, простые и сложные вещества;

-отличие химических реакций от физических явлений;

- строение ПСХЭ Д.И. Менделеева

Уметь:


- находить относительную атомную и молекулярную массы;

-вычислять массовую долю элемента в веществе по формуле;

-использовать ПСХЭ как справочное пособие для получения сведений о химических элементах


1

Атомы химических элементов.

Расчетные задачи:

1.Нахождение

относительной молекулярной массы вещества по его формуле.

2. Вычисление

массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.



9

11

1 кр/работа

1 пр/работа

Знать:

-основные сведения о планетарной модели строения атома;

-основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;

- основные виды химических связей;

-причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах;

Уметь: составлять формулы строения атомов элементов №№1-20;





2

Простые вещества
Расчетные задачи:

1.Вычисление молярной массы вещества

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газа», «постоянная Авогадро»


7

7

--

--

Знать:

-положение Ме и неМе в ПСХЭ;

- важнейшие простые вещества –Ме и неМе;

Уметь:


- использовать понятия аллотропия, количество вещества, моль, число Авогадро

- производить расчеты по химическим формулам с использованием изученных понятий

- применять понятия атом, изотопы, молекулы, элемент


3

Соединения химических элементов.

Расчетные задачи:

1.Расчёт массовой и объёмной доли компонентов смеси веществ.

2. вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определённой массы раствора с известной массовой долей растворённого вещества.


11

13

1 кр/работа
1 зачет
1 тест

за


1 полугодие

2 лаб. опыта



Знать:

-понятие степень окисления;

- названия, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений

- важнейшие виды кристаллических решеток

-зависимость свойств веществ от вида кристаллической решетки

- изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной средах

Уметь:

- разъяснять смысл химических формул



-пользоваться таблицей растворимостей

-определять по составу принадлежность веществ к классу неорганических соединений и характеризовать их химические свойства

-производить расчеты с использованием понятий доля


4

Изменения, происходящие с веществами.

Расчетные задачи:

1.Вычисление по

химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству в-ва одного из вступающих в реакцию в-в или продуктов реакции.

2.Вычисление массы (количества в-ва, объёма) продукта реакции, если известны масса исходного в-ва, содержащего примеси.

3. Вычисление массы (количества в-ва, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.




7

13

1 кр/работа


5 лаб. Опыта

3пр/работы



Знать:

- типологию химических реакций по различным признакам

- отличие физических явлений от химических

-признаки и условия протекания химических реакций

Уметь:

-составлять уравнения химических реакций



-производить расчеты на нахождение количества вещества, массы или объёма продукта реакции по количеству вещества, массе или объёму исходного вещества

- производить расчеты с использованием понятия доля, когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит примеси

-использовать электрохимический ряд напряжений металлов для прогнозирования возможности протекания реакций между Ме и растворами кислот

- - производить расчеты с использованием изученных понятий



5

Практикум №1- Простейшие операции с веществом.

7

1

---

1 пр/работа

Знать:

-правила техники безопасности в кабинете химии

Уметь:

-обращаться с лабораторным оборудованием



- соблюдать технику безопасности

- проводить простейшие химические опыты

- наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений


6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

16

14

1 кр/работа


6 лаб. опыта
2 пр/работы

Знать:

- названия, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления

-основные положения теории электролитической диссоциации

- механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи

-правила техники безопасности в кабинете химии и приёмы обращения с растворами
Уметь:

- использовать таблицу растворимости для характеристики химических свойств веществ

- составлять реакции ионного обмена

-составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

-устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений

-устанавливать зависимость между составом вещества и его свойствами

-обращаться с лабораторным оборудованием

- соблюдать технику безопасности

- проводить простейшие химические опыты

- наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений





Практикум №2

Свойства растворов электролитов.



3

0

--

---

Практические работы перенесены в тему № 6

7

Повторение

0

3

1 тест

итоговый


с ИКТ


---




следующая страница >>