Н. Ю. Хлызова (Иркутск) Медиаобразование как педагогическое понятие в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) 1 24.64kb.
Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины 54 8683.91kb.
Сборник «В купели белой ночи» 9 1825.22kb.
Чернавский Д. С. Синергетика и информация. М.: Знание, 1990. 1 14.19kb.
Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 27.04kb.
Попова Наталья Александровна, учитель высшей категории моу «сош №2 г. 3 554.18kb.
«Фольклор как педагогическое явление» зам зав по вр чистякова Е. 1 19.77kb.
1. Понятие об экономике как науке 1 9.22kb.
Профессиональное медиаобразование 1 274.51kb.
Вопросы к экзамену (зачету): Понятие экономического института 1 110.2kb.
Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в... 1 225.82kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду 1 109.66kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Н. Ю. Хлызова (Иркутск) Медиаобразование как педагогическое понятие в отечественных - страница №1/1

Хлызова Н.Ю. Медиаобразование как педагогическое понятие в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях // Проблемы современного образования: Вестник ИГЛУ. Сер. Педагогика и психология. 2007. № 4. С. 35-40.
Н.Ю. Хлызова (Иркутск)
Медиаобразование как педагогическое понятие в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях
На современном этапе развития общества человек подвержен информационной атаке. Большой поток информации поступает из различных источников (радио, телевидение, видео, пресса, Интернет и др.) и воздействует на все рецепторы человека (визуальный, слуховой). Информация может быть как позитивной, так и негативной. Второй тип наиболее характерен для современного общества. Средства массовой информации (СМИ) имеют огромное влияние на социум, способны воздействовать на людей и манипулирировать ими. В обществе отмечены случаи зависимости человека от СМИ. И эта зависимость сравнима с наркотической. В связи с этим возникает социальный заказ на личность, которая будет способна отбирать, получать, передавать информацию, адекватно реагировать на полученные сообщения, а также будет способна защититься от зомбирования и ненужной информации. Подрастающее поколение наиболее подвержено атаке медиа. СМИ является одним из основных источников развлечений. Анимационные и художественные фильмы, реалити шоу, компьютерные игры, общение в чатах – основной вид развлекательной деятельности молодежи. Не имея большого жизненного опыта, подросткам трудно оценивать и отбирать информацию, вследствие чего они находятся в полной власти медиа. Информация, которая доносится до тинэйджеров, часто является агрессивной, не прививает человеческих ценностей, учит насилию и злу. Поэтому возникает острая необходимость введения в учебный процесс медиаобразования, начиная с дошкольных заведений и заканчивая высшими учебными заведениями.

Целью нашей статьи является анализ понятия медиаобразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях.

Российское медиаобразовательное движение берет свое начало в первой половине ХХ века. Основным средством выступает кинематограф. С 1896 г. в России выпускаются не только художественные фильмы, но и научно-публицистические, целью которых, является просвещение. Медиаобразование начинается с кинообразования, а под влиянием прогресса охватывает другие средства массовой информации: прессу, радио, телевидение, Интернет.

Термин «медиаобразование» в отечественную педагогику был введен только в 1986 году. Он был заимствован из зарубежной педагогики и представляет собой дословный перевод «Media Education». «Media»: с латыни, форма множественного числа «medium», в переводе - «способ», «средство», «носитель данных», «среда», «посредник». Нужно отметить, что понятие медиаобразование зародилось в зарубежной педагогике намного раньше и используется гораздо шире, чем в отечественной. ЮНЕСКО в 1973 г. раскрывает понятие медиаобразования: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география" [1: 93].

Проанализировав ряд работ отечественных и зарубежных ученых в области медиаобразования (Германия, Великобритания, Франция, США, Россия) мы приходим к выводу, что отсутствует единое понятие медиаобразования, следовательно – нет и концептуального подхода к нему. Понятие медиаобразование рассматривается с разных позиций.

А.В.Шариков предлагает такое определение медиаобразования: «Медиаобразование это процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации. Обучение искусству понимания социального, политического и экономического контекста сообщений, идущих по медийным каналам. Речь идет не только и не столько о восприятии художественных медиатекстов, но также и об адекватном восприятии социально обостренных и, прежде всего, новостных материалов. Важно развить и симметричное действие - умение выразить свои мысли языком медиа, языком не только в строго лингвистическом, но и в более общем смысле – языком телевидения, радио, прессы, Интернета. Умение выступить в СМИ – одно из фундаментальных умений, обеспечивающих качество демократии. И если средства массовой информации являются неотъемлемой частью демократического общества, то навыки работы со СМИ, как в качестве грамотного реципиента, так и грамотного коммуникатора, чрезвычайно важны для понимания социальных действий других и выражения интересов тех социальных сил, к которым относится человек» [2:58].

Данное определение медиаобразования точно определяет сущность понятия. Оно характеризует взаимодействие человека и информации с активной и пассивной стороны. Т.е. в соответствии с данной трактовкой, медиаобразование направлено на обучение индивида к воспроизводству сообщения, умению использовать средства массовой информации для передачи сообщения, а также призвано научить правильно реагировать на полученную информацию и фильтровать ее.

Ю.Н. Усов определяет медиаобразование как «процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации» [3:17].

В соответствии с данным определением медиаобразование выступает как средство обучения и воспитания, используемое для повышения качества учебного процесса и формирования разносторонне развитой личности средствами и на материале средств массовой коммуникации. Целостность педагогического процесса, целенаправленные действия преподавателя и специально подобранный медиаматериал способствуют развитию, образованию и формированию личности.

Н.А.Леготина разграничивает понятия медиаобразование и медиаобразование школьников. Медиаобразование определяется, как: «область педагогической теории и практики, изучающая закономерности создания, восприятия и потребления текстов СМК, роль средств массовой коммуникации в формировании коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, а также принципы взаимодействия школы и средств массовой коммуникации.

Медиаобразование школьников – целенаправленный процесс изучения школьниками закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий» [4:25].

Такое определение понятия медиаобразования исходит из актуальности проблемы медиаобразования в современном обществе. Медиаобразование школьников конкретизирует аудиторию медиаобразования. Подобным образом можно выделить медиаобразование студентов вузов, которое будет звучать, как: медиаобразование студентов вуза – целенаправленный процесс изучения студентами закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий.

А.А. Журин предлагает понимание медиаобразования как:

1) педагогической науки, изучающей влияние средств массовой информации на детей и подростков и разрабатывающей теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ;

2) практической совместной деятельности учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию средств массовой информации и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира;

3) образовательной области, содержанием которой являются знания о роли СМИ в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией [5:21].

А.А. Журин использует восходящую градацию при определении понятия медиаобразования, исходит от узкого определения и следует к широкому. Рассматривает медиаобразование с разных позиций: дети, подростки и СМИ; учитель и учащиеся и СМИ; образовательная область: СМИ; Такой комплексный подход эффективно обеспечивает реализацию медиаобразования в учебном процессе.

В зарубежной педагогике понятие медиаобразование занимает одно из главных мест, хотя замечено, что четкого определения понятия не существует. Медиаобразование интегрировано во многие дисциплины, такие как: английский язык, химия, обществознание, история, искусство и многие др.

А.В. Федоров отмечает, что медиаобразование в Германии (в немецкой литературе используется термин Mediaenpadagogik – медиапедагогика), понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа. Внутри общего направления медиапедагогики существуют различные разделы:

- медиавоспитание: «определение целей, которые должны ставиться в соответствии с проблемами медиа, и педагогически обоснованных мер, необходимых для достижения этих целей»

- медиадидактика: «область дидактики, где идет речь о том, какие медиа могут или должны использоваться для достижения педагогически обоснованных целей»

- медиаисследование: «охватывает все научные действия, чтобы найти и/или проверить цели, средства, свидетельства, гипотезы, имеющие отношение к медиа, и также их систематизировать [Tulodziecki, 1989, p.21];

При этом главный предмет медиаобразования - не различные виды медиа, а различные формы общения, контакта с ними [Baake & Kubler, 1989, p.35], [6:74].

Как видно из вышепредставленного, медиаобразование в Германии рассматривается гораздо шире. Сам термин медиапедагогика подразумевает не только обучение, но и воспитание через СМИ. Медиапедагогика приравнивается к отдельной науки, состоящей из различных разделов, предметом которой, являются формы общения, различные формы контакта с разными видами медиа, а не сами виды медиа, что характерно для отечественной педагогики.

В США информационный бум обрушился на общество в середине ХХ века, гораздо раньше, чем в нашей стране, тогда же и медиаобразование начало свое интенсивное развитие. Департамент образования США уделяет большое внимание медиаобразованию.

Американская исследовательница К.Тайнер (K.Tyner) определяет медиаобразование как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм» [7:8].

Данное определение опирается на активную деятельность человека и не рассматривает его как реципиента информации, не предусматривает его защиту. Современный человек и без специального образования сможет осуществить коммуникацию и иметь доступ к ней. Медиаобразование направлено на обучение человека отторгать ненужную информацию и противостоять стрессам от ее негативного характера и большого потока.

В Австралии изучение медиа входит в обязательный минимум школьной учебной программы. П.Гринэвей (Peter Greenaway), австралийский медиапедагог трактует медиа как «средство распространения культуры и источник новых знаний» [8:187]. Австралийские педагоги очень широко подходят к медиаобразованию. Они для него выделяют не только школьную аудиторию, но также взрослых и пожилых людей. На практике медиаобразование действительно используется как «средство распространения культуры» во всех областях человеческой деятельности: образовательной, развлекательной, политической, культурной, эстетической.

На международной конференции в 2002г. UNESCO определяет медиаобразование следующим образом:

«Медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [9:93].

Разные страны по-разному реализуют медиаобразование как часть национального проекта. Например, Канада, США, Австралия, Швеция, Австрия, Германия наиболее активно внедряют медиаобразование в национальные учебные планы. Великобритания, Норвегии, Дания, Россия частично интегрируют медиаобразование в учебные планы, в Швейцарии вообще нет четких стандартов изучения медиакультуры в школах.

С развитием общества меняется, уточняется и расширяется понятие медиаобразования. Педагоги рассматривают медиаобразование с разных позиций и точек зрения, выделяют разные доминанты. Вследствие этого наблюдается большое количество определений и трактовок данного понятия. Технический прогресс появился и распространился за рубежом быстрее, чем в России. Соответственно с этим и медиаобразование в России не так интегрировано в учебный процесс как в зарубежных странах. Пик информационного прогресса в России пришелся на конец XX, начало XI века, средства массовой коммуникации расширились, а главное – стали доступными. В связи с чем медиаобразование набирает обороты и развивается быстрыми темпами в отечественной педагогике. Как и в зарубежной педагогике медиаобразование в России существует в форме интеграции в учебные предметы и в форме автономных уроков. Вторая форма наиболее актуальна для педагогических вузов, при подготовке будущих «медиаграмотных» педагогов. Медиаобразование должно исходить из медиапредпочтения аудитории, быть интересным и полезным.



Библиографический список

  1. Media education. - Paris: UNESCO. - 1984. - p.93

  2. Шариков, А.В. Так что же такое медиаобразование? [Текст] /А.В. Шариков// Медиаобразование. – 2005. - №2.- С. 58-63.

  3. Усов, Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств) // Материалы Российско-Британского семинара по медиаобразованию (2-8 октября 1995 г.). - М., 1995. - С.17

  4. Леготина, Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. … канд.пед. наук:13.00.08 / Н.А. Леготина.- Курган, 2004.- 25 с.

  5. Журин, А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы [Текст] /А.А. Журин // Медиаобразование. – 2005. - №2.- С. 21-40.

  6. Федоров, А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии [Текст]/ А.В. Федоров / /Медиаобразование. – 2005. - №2.- С. 74-82.

  7. Tyner, K. Literacy in a Digital World. Mahwah, New Jersey and London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers. - 1998. - p.8.

  8. Greenaway, P. Media and Arts Education: A Global View from Australia. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers. - 1997. - p.187-198.

  9. Media Education. - Paris: UNESCO. - 2002. - p.93