Музеи Москвы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Работа отделений срочного социального обслуживания (далее оссо или... 7 507.96kb.
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы 1 34.59kb.
Организаторы северное окружное управление образования департамента... 1 166.53kb.
Сходство и различие свадебных обрядов у народов Кабардино Балкарии 1 180.04kb.
Зарегистрированные участники на межрайонную конференцию проектных... 1 98.58kb.
Конкурс рисунков «Наш Шукшин» март Забровский А. В. Конкурс сочинений... 1 39.38kb.
В период с 6 мая по 30 июня 2009г мною была пройдена производственная... 2 328.27kb.
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах... 2 292.01kb.
Оказались в Белграде как-то очень быстро и легко, просто на «раз-два-три». 1 220.02kb.
Украинский музыкальный, Крымскотатарский музыкально-драматический... 1 87.96kb.
Красная книга Москвы 1 58.82kb.
Религии в России 1 93.16kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Музеи Москвы - страница №1/1

http://teatr.cultureclub.ru/firms/index.html/section_223/type_address/ord_ASC/start_80/limit_5

Музеи Москвы

----------------------

http://www.sportplace.ru/chess/chess-02.htm

Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе. Путь шахмат через разные культуры и языки можно провести так:

ИНДИЯ >> ПЕРСИЯ >> АРАБЫ >> ЕВРОПА

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Чарльману (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна- аль-Рашида. Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. Из Германии шахматы распространились в Италию и позднее в Англию. К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.



В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов. Шахматы в течение некоторого времени были запрещены в Европе Церковью, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества. Однако, ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Наиболее древние писания, связанные с шахматами, принадлежат перу арабского автора 9го века Аль-Адли. Это описание, известное как Мансубы, обсуждается ниже. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

Исторические варианты шахмат


Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави ( среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Европейские названия

Древние названия

Король (King)

Король

Королева (Bishop)

Министр

Епископ (Bishop)

Elephant

Рыцарь (Knight)

Всадник

Rook

Rook

Пешка (Pawn)

Пехотинец

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо, и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Фигура

Арабское название

язык

Значение

Король

аль-шах

персидский

король

Ферзь

аль-фирзан

арабский

ученый

Слон

аль-фил

персидский

слон

Конь

аль-фарас

арабский

всадник

Ладья

аль-рох

арабское

башня

Пешка

аль-бейзак

арабское

пехотинец

Византийские шахматы, Затрикион игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.



http://historychess.narod.ru/history.htm

Краткое изложение истории шахмат.

Существует немало легенд и различных предположении о происхождении шахматной игры, но точно установленных фактов удалось пока собрать очень немного. Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад. Игра называлась тогда чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени.

Шахматы, насчитывавшие в старину много разновидностей, из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.

В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они называли шатрандж (от персидского шатранг). В ту далёкую эпоху правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы развили и несколько усовершенствовали древнюю шахматную игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом) отдельных позиций.

В настоящее время эти исследования имеют ограниченное значение ввиду различия в ходах некоторых фигур.Только ходы короля, ладьи и коня были в то время такими же, как сейчас. Ферзь был тогда не сильнейшей, а наоборот, слабейшей фигурой - он передвигался лишь на одно поле по диагонали, а слон совершал своеобразный прыжок по диагонали через одно поле. Пешки в начальном положении можно было продвигать только на одно поле. Современной рокировки не существовало. Легко понять, что при таких правилах ходов столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, "дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью. Целью маневров было, как и сейчас, поставить неприятельского короля в безвыходное положение, дать ему "мат" или, если случалось, "пат", что также считалось тогда победой. Однако, принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и способствовало созданию и развитию шахматной композиции). Нормально победа в практической партии достигалась лишением неприятельского короля всех фигур его лагеря ("одинокий король"); борьба шла "на уничтожение". Таким образом, шатрандж знал некоторые разновидности победы, потерявшие своё значение в настоящее время.

Культура шахматной игры, достигшая довольно значительного развития у арабов, заметно снизилась при переходе шатранджа в Европу. Период с Х по XV столетие был периодом упадка шахматного искусства. Это и понятно. То была эпоха безраздельного господства феодализма и католической церкви, эпоха, характеризовавшаяся общим понижением уровня культуры. Мертвящая атмосфера средневековья не благоприятствовала свободному развитию искусств.

Шахматы становились подчас игрой азарта; в них играли на деньги, так же, как в кости, триктрак и тому подобные игры. Поэтому снижался моральный уровень шахмат. В конце XIII века католическая церковь даже отнесла их к числу запретных, "недостойных христианина, греховных забав", но это гонение продолжалось сравнительно недолго и было отменено в середине XIV века.

Наибольшее препятствие для развития, шатранджа, однако, было заложено в нем самом - в его правилах, в его медлительном характере. Естественным было поэтому стремление укоротить процесс игры, сделать ее более стремительной и быстрее допускающей развязку. Это и привело постепенно к выработке современных правил.

Современные правила игры сложились в основном в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось лишь около 100 лет назад.

В связи с реформой правил игры для шахмат наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели растущая популярность шахмат среди народных масс и изобретение книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной литературы. С этого периода начинается история шахмат нового времени. Целый ряд теоретиков и шахматистов-практиков с жаром углубился в изучение богатых возможностей, открывшихся в игре в связи с ее реформацией. В конце XV и в начале XVI века появляются первые книги по шахматам; ценность их для настоящего времени, конечно, незначительна.

Дошедшие до нас партии XVII века свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень наивной и характеризовалась стремительными комбинационными атаками на неприятельского короля, связанными с жертвами фигур и, особенно, пешек.

Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был француз Филидор (1726-1795). Он был известен и как теоретик, применивший и обосновавший ряд общих принципов построения и ведения партии. Особенное значение Филидор придавал движению пешек. "Пешки - душа шахмат",-говорил он. Свою теорию Филидор изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии целый ряд изданий "Исследовании шахматной игры".

Игра "по системе Филидора" придавала партии медлительный и осторожный, позиционный характер. Фигуры играли подчиненную роль, и действия их были скованными, так как основным принципом являлось планомерное пешечное наступление. Против такого одностороннего направления в игре выступил во второй половине XVIII века ряд теоретиков. Но лишь в начале следующего столетия началось постепенное возвращение к фигурной, комбинационной игре. Сильнейшими шахматистами в тридцатых и сороковых годах XIX века считались Лабурдоннэ и затем Стаунтон.

Таков был в общих чертах путь развития шахмат в Западной Европе от времени первоначального ознакомления с ними до середины XIX века.

Иначе происходило в этот период развитие шахмат в России.

Пути и время проникновения шахмат в древнюю Русь остаются не вполне выясненными до настоящего времени. Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматы проникли к нам непосредственно с Востока. Главным доказательством этого является чистота русской шахматной терминологии, сохранившей восточные наименования почти всех участвующих в игре фигур без искажений и переделок, характерных для стран Западной Европы. Время проникновения к нам шахмат различные исследователи определяют по-разному: от IX до XII века.

Политические и социальные условия мало способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении ряда столетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со стороны церкви, усматривавшей в них отголосок язычества и ставившей их на один уровень с игрой в кости и другими азартными играми. Был период, когда шахматную игру запрещала в законодательном порядке государственная власть. Это, разумеется, отрицательно влияло на развитие шахмат в России.

Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты; наилучшее этому доказательство - самое обилие и повторность запретов. Другим несомненным свидетельством значительного распространения шахмат является русский народный эпос-былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее образы и выражения. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не мешал ему всю ночь играть в шахматы.

О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается о посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: "Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними ученики".

Охватывая период до конца XVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену.

Не имея возможности в рассмотренный нами период развиваться ни в теоретическом, ни в практическом отношении, шахматы выдвигали лишь самородков, оставшихся безвестными талантливых любителей, удивлявших иностранцев при редких встречах с ними.

Подобное положение сохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

История шахмат


Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи (тот был в восторге от новой игры) незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется 18446744073709551615 (18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615). Этого количества не могло быть на всей планете.

Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода!

Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.

Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.

Десятки превосходно выполненных миниатюр, которыми иллюстрирован трактат Альфонса Мудрого о настольных играх, свидетельствуют о большом распространении шахмат к концу XIII в. Художник изобразил за игрой коронованных особ, рыцарей и музыкантов, мастеровых и купцов.

Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.

В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания.

Большому распространению шахмат в эпоху Возрождения во многом способствовало развития различных областей культуры. Важную роль сыграло изобретение книгопечатания. В конце XV века стали выходить первые печатные шахматные трактаты, устраиваться состязания между сильнейшими шахматистами.

Поединки эти происходили при дворах королей и обставлялись очень торжественно – в духе ушедших в прошлое рыцарских турниров.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. Археологические находки, датируемые XI-XV веками, говорят о том, что в нашей стране знали и любили шахматы издавна и повсеместно. Раскопки в Новгороде показывают, что в шахматы играли бояре и холопы, купцы, ремесленники и даже служители культа.

Русское духовенство в своем неприятии шахмат подражало византийскому. Но запрещения церкви не могли убить интерес к игре, успевшей завоевать стольких приверженцев и ставшей частью русской культуры. Постепенно и русская церковь перестала упоминать о шахматах как о запрещенной игре. В книге “Быт русского народа” А.В.Терещенко отмечает: “При воспитании великокняжеских детей учили, между прочим, шахматной игре, без сомнения, по той причине, что она изощряла умственные способности”.

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров.

Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А.С.Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили “шахматную доску”, слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались в соответствии с ходами шахматной партии.

Широко были распростанены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А.С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А.Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - “Шахматная игра, приведенная в систематический порядок…” с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала “Паламед”, начавшего выходить в Париже в 1836 г.

В XIX и XX веках продолжает развиваться шахматная теория.

Шахматы давно уже стали одним из видов спорта. Но это не мешает миллионам людей играть в шахматы просто так, находя радость в игре.



Г.С.Александрович "Многоликая Каисса"

Глава 1. Муза шахмат

Муза - покровительница шахмат Каисса значительно моложе самой игры.

Игра в шахматы, как считает большинство современных исследователей, возникла в Индии не позднее VI столетия нашей эры. Хотя эта точка зрения носит преобладающий характер, полного единства по данному вопросу нет.

За последние 100 лет не раз высказывалась мысль о том, что происхождение шахмат восходит к древним обрядам гадания. Так, современный английский китаевед Джозеф Нидхем утверждает, что "квазиастрологическая техника гаданий была использована в Индии и Китае в целях военных предсказаний и ,по всей вероятности, составило основу чатураги (четырехсоставное войско, боевые колесницы, слоны, кони, пехота), являющиеся прообразом современных шахмат". По мере распространения чатуранги в соседние страны в игре происходили изменения. Вместо четырех лагерей, в каждом из котором насчитывалось по восемь фигур, на 64-клеточной доске образовалось по два лагеря по 16 фигур. Полководец каждой армии стал именоваться "шахом", а его советник - "фарзином".

Некоторые фольклорные источники острова Шри Ланки утверждают, что шахматы были известны на этом острове еще 5000 лет тому назад. Одна из легенд рассказывает, как король Равана пытался отвлечь шахматами своего сына - принца Раму - от мыслей о прекрасной принцессе Сите, на которой хотел жениться сам (снова "комбинация на отвлечение").

"Троянская" теория происхождения шахмат оказалась более устойчивой, чем "вавилонская". Правда, изобретателем древней игры чаще называли не Улисса (Одиссея), а Паламеда - одного из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои (примерно 1250 год до нашей эры). Согласно одной из теорий, Паламед, играя в шахматы, проник конем в лагерь соперника, и именно это навело его идею "троянского коня", принесшую грекам победу в войне.

Петербургский журнал "Российский музеум" в 1815 году, ссылаясь на арабские источники, рассказал следующую легенду о происхождении шахмат.

"...Большая игра шашечная (т.е. шахматы) имела начало свое у индейцев (по современному "индийцев"). Один брамин изобрел ее в начале пятого века. Назирь, сын Дагеров, имел намерение научить младого и сильного царя Индии Баграма той великой истине, что владетелю - мат, когда подданные от него отдаляются, истине, которую надлежало представить тем осторожнее, что Баграм, подобно многим иным правителям, имел высокое понятие о себе самом и низкое о подвластных ему народах... Тогда-то Назирь и изобрел игру в шах и мат, чтобы показать ясным образом, что шашка (т.е. фигура) царь, хотя и самая важная, не может защититься от врагов своих, если не содействуют к тому подданные всеми соединенными силами."

В "Оксфордском справочнике по шахматам" различные гипотезы о происхождении игры классифицируются по следующим категориям:

1. "Военные", согласно которым шахматы были изобретены в качестве учебного пособия для повышения уровня боевой подготовки войск, либо в качестве средства, способного развеять скуку, ведущих (или выдерживающих) длительную осаду, либо как средство, снимающее напряжение у солдат, переутомленных длительным участием в тяжелых боевых действиях.

2. "Утешительные", согласно которым шахматы были изобретены с целью помочь тому или иному высокопоставленному лицу (обычно царю или царице) забыть о тяжелой утрате или заглушить угрызение совести.

3. "Соревновательные". После того как персы изобрели трик-трак, сыны Индии, "чтобы не отстать от соседей, подарили миру шахматы".

4. "Мирные". Изобретены в качестве альтернативе войне при решении спорных вопросов.

К числу "явно недостоверных мифов" авторы "Оксфордского справочника" относят гипотезы об изобретении шахмат "греками, римлянами, вавилонцами, скифами, египтянами, кастильцами, ирландцами"

Глава 3. Возмутители спокойствия

В Иране при царе Важдигаре (начало XIII столетия) игра в шахматы приравнивалась к "пособничеству сатане". Царский указ предписывал "доносить вышестоящим начальникам о людях, склонившихся над 4-клеточной доской с плотно сжатыми губами и нахмуренным лбом, ибо они есть слуги дьявола".

На протяжении истории власть предержащие не раз объявляли шахматы "крамолой", а шахматистов "сеятелями смуты" и "потрясателями основ".

В 785 году халиф Хади, обращаясь к жителям Мекки, клеймил "злонамеренных людей, беспрестанно повторяющих "шах-мат" (то есть "владыка умер") и кощунственно называющих деревянные фигурки "королями и "визирями" (то есть "ферзями") .."

Трагическое последствие имело увлечение шахматами для одного из придворных китайского императора Юнг Ли, правившего с 1403 по 1424 год. Этот царедворец по имени Чан Сю регулярно проводил на дому шахматные состязания с использованием живых фигур, облаченных в роскошные костюмы. На свою беду, однако, он слишком превосходил соперников, и это побудило их из зависти направить императору донос. Сановные интриганы обвинили Чан Сю в неуважении к "сыну неба", якобы проявившемся в том, что он "обряжал своих низкородных слуг в императорские одежды".

Донос достиг цели. Чан Сю был казнен, его имущество конфисковано в императорскую казну, а игра в шахматы запрещена.

В средние века и начальный период истории Нового времени многие монархи и владетельные князья, сами охотно игравшие в шахматы, отнюдь не поощряли распространение этой игры среди своих подданных.

По-видимому, слишком "острым блюдом" считал шахматы английский король Эдуард IV (1442-1483), запретивший их в 1464 году вместе с... ножницами и бритвами.

В 1982 году шахматная федерация ФРГ после многолетних попыток добилась наконец от министерства финансов признания шахмат "полезным видом спорта, имеющим воспитательное значение" (это признание обеспечивает федерации известные налоговые льготы). Решающим аргументом явилась цитата из письма прусского короля Фридриха II, в котором тот высказал мнение, что "шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению".

К счастью для шахматной федерации, чиновникам министерства оказалось невдомек, что просители, можно сказать, прервали монарха на полуслове. Конец фразы гласил: "...а потому не следует их поощерять".

Не вызывали шахматы доверия у властей и в царской России. Первый шахматный клуб в Петербурге, открывшийся 10 января 1862 года под названием "Общество любителей шахматной игры" и помещавшейся, как тогда писали в газетах, "в доме Г.З.Елисеева, что у Полицейского моста", просуществовал менее полугода. Он был закрыт специальным распоряжением военного генерала-губернатора. В нем главный "блюститель порядка" возвещал, что "...признал необходимость закрыть, впредь до усмотрения, шахматный клуб, в котором происходят и из которого распространяются неоснованные суждения о современных событиях".

6 ноября 1906 года австрийская газета "Винер тагеблатт" писала о том, что в Киеве жандармы, проводившие обыск у одного из сильнейших шахматистов Ф.Дуз-Хотимирского, заподозренного в связах с революционными кругами, конфисковали более 500 бланков с записью шахматных партий. Приняв шахматную нотацию за таинственный шифр, полицейское начальство настолько переполлошилось, что приказывало своим агентам навести справки о всех, чьи фамилии стоят на бланках, включая зарубежных партнеров Дуз-Хотимирского в игре по переписке.

С инстиктивным недоверием относится к шахматам и шахматистам американское Федеральное бюро расследований (ФБР). Особенно после одного необычного случая.

В горроде Сандия в одной из самых засекреченных научно-исследовательских лабораторий американской армии находится ЭВМ, предназначенная "для разработки оперативных планов в условиях боевых действий с применением ядерного оружия". Компьютерное устройство, о котором идет речь, обладает и целым рядом других способностей, например, умеет играть в шахматы.

И вот недавно, как не без иронии сообщила газета "Ньюсдей", ФБР обвинило сотрудников, что они постоянно используют ЭВМ именно в этом качестве, истощая ее милитаристский потенциал...

Глава 4. Каисса и святые отцы

Немецкий теолог XVIII столетия К.Баррак в своей книге "Сети дьявола", вышедшей в в 1725 году писал: "Каждый раз, когда дьяволу удается усадить священника или монарха за шахматную доску, он радостно хохочет".

Если дело действительно обстоит таким образом, то "отец тьмы" должен был на протяжении многих столетий постоянно сотрясаться в пароксизмах смеха. И это несмотря на то, что во все времена церковные власти и авторитеты, независимо от религии и вероисповедания, в большинстве своем порицали древнюю игру.

В Византии церковники еще на рубеже VI-VII столетий выразили свое отрицательное отношение к шахматам (поставив их в один ряд с игрой в кости и другими "бесовскими игрищами", пришедшими с Востока) в сборнике канонических правил "Номоканоне", составленном патриархом Фотием. Заклятым врагом шахмат проявил себя Иоанн Зонара, сменивший в начале XII века мундир начальника императорской гвардии на монашескую рясу. Он добился наложения запрета на эту игру (под страхом отлучения от церкви) сначала для лиц духовного звания, а затем и для всех прочих смертных. Позднее Собор в Вальсамбле подтвердил запрет.

В архиве одного из монархов Испании обнаружен документ, датированный 1056 годом. Это письмо папы римского Виктора II супруге графа Барселонского Леоноре.

Папа выговаривает этой сиятельной особе за то, что она приказала отлить шахматные фигуры из золота, тогда как "столь драгоценный металл надлежит использовать для более богоугодных целей - например, для изготовления крестов или отлития церковных колоколов".

В уставе средневекового религиозного рыцарского ордена тамплиеров шахматы были названы "восьмым смертным грехом".

В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии внимание посетителей павильона Германии привлекли выставленные в качестве экспоната необычные шахматы. Белый король изображал кайзера Вильгельма I, а белый ферзь - его жену. Белые слоны имели облик "железного канцлера" Отто фон Бисмарка и его "правой руки" - министра правительственного кабинета Фалька. На белых конях гордо восседали прусские уланы, а белые пешки были представлены в виде усатых гренадеров. Партию черных возглавлял Папа римский, стоявший рядом с ферзем - жирной и уродливой настоятельницей католического монастыря, державшей в руках свечу. В роли черных слонов подвизались два кардинала, хитрые и коварные физиономии которых были отмечены печатью всех явных и скрытых пороков. Вместо коней в стане черных плелись два осла с восседавшими на них монахами-капуцинами, а черные пешки были изображены в виде монахов-послушников с притворно-смиренными лицами и пронырливыми глазками.

Комплект шахмат, о которых идет речь, был изготовлен по личному заказу Бисмарка шведскими мастерами и символизировал так называемый культуркампф - политику ограничения влияния римско-католической церкви в Германии, которую вел "железный канцлер".

Internet Chess Servers. List of online resources


 

 

---------------------------------------------------------------



Origin: http://www.freechess.org/WWWinfo/addresses.html

---------------------------------------------------------------

 

The Internet Chess Servers are services providing you a



 

 

URL: http://chess.onenet.net/chess/



URL: http://www.daimi.aau.dk/~danke/fics.html

URL: http://www.zone.com/

http://www.chess-portal.net

 

 


FTP-servers:


 

 

fics.onenet.net (164.58.253.11) [main FICS ftp site]

-OR- chess.onenet.net

ftp.math.uni-hamburg.de (134.100.220.2)

ftp.daimi.aau.dk [for timeseal files for use on EICS]

ftp.mds.mdh.se [some of the files are in /pub/chess]

 

 



Исаак Максович Линдер

В этот день, 20 ноября 1920 года в г. Вена родился Исаак Максович Линдер. Советский шахматный историк и литератор; кандидат исторических наук. С 1925 года живет в СССР. Окончил исторический факультет МГУ (1942), шахматную аспирантуру ЦНИИ физической культуры (1956). Шахматный обозреватель журнала "Знание - сила", "Наука и жизнь" (1950 - 62), журнала АПН "Спутник" (с 1978 г.). Автор свыше 400 работ по различным вопросам отечественной и зарубежной шахматной культуры: истории, археологии, этнографии, эстетики; творчества известных русских и иностранных шахматистов 19 - нач. 20 вв.; международных шахматных связей. В диссертации "Шахматы на Руси в 10 - 17 вв. (в свете новейших археологических открытий)" дал новую трактовку вопросам происхождения шахмат и их начального развития в России. Исследовал значение деятельности первых русских шахматных мастеров - А. Петрова, И. Шумова и др. в создании русской шахматной школы; место шахмат в жизни А. Пушкина, Л. Толстого, И. Тургенева и других деятелей русской культуры.



http://www.chessdate.ru/auction.php?acid=6

http://saturday.ng.ru/things/2001-04-14/1_reflections.html

РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЗ МУЗЕЯ ШАХМАТ
Меркнущий нимб российских шахмат нуждается в дополнительной подсветке
Станислав Глушнев

СЛОВО "музей" на двух древнейших европейских языках - латинском и греческом - звучит примерно одинаково, означая "храм искусств".

Римляне и греки своей фантазией ввели в этот храм девять муз, но среди них не оказалось покровительницы шахмат. А ведь вся их многовековая история доказала, что это не только увлекательная игра, но и подлинное искусство.

Впрочем винить классиков Прекрасного и Вечного нелепо - древние Рим и Афины не знали этой игры. Она появилась, по мнению специалистов, в Старом Свете в VIII-IX вв., привнесенная персами и арабами других стран арабского халифата из далекой Индии.

Затрудняюсь судить, сколько существует в мире музеев шахмат, но отечественный музей возник в Москве в 1980 г. при Шахматной федерации страны, располагающейся в старинном особняке на Гоголевском бульваре, д. 14.

Возникновению музея содействовал в известной мере случай. Жил в бывшем Ленинграде известный собиратель антиквариата Вячеслав Домбровский. Коллекционируя разнообразные произведения искусства, будучи страстным поклонником шахмат, Домбровский невольно "оброс" солидным собранием шахматных раритетов - ценными старинными фотографиями и гравюрами именитых игроков прошлого, оригинальными шахматными комплектами, скульптурами и картинами, тематически связанными с шахматами, и прочими аксессуарами.

После смерти Домбровского часть его коллекции была вывезена за рубеж, другую - "шахматное собрание" - решила выкупить Шахматная федерация. С этой целью в Ленинград выезжал один из старейших работников шахматного клуба Н.Сиротин. Приобретенные экспонаты и составили фундамент интереснейшего музейного собрания. Справедливости ради следует упомянуть также ранее уже хранившиеся в Шахматной федерации и Музее спорта в Лужниках различные кубки и призы, которые начиная с X-й Олимпиады (командного первенства Мира по шахматам для мужчин), состоявшейся в августе 1952 г. в Хельсинки, стали поступать в шахматный клуб, когда советская команда впервые стала победительницей.

Мне повезло впервые оказаться в музее, когда там находились директор Татьяна Колесникович, международный гроссмейстер, научный консультант музея Юрий Авербах - блестящий шахматист и тонкий знаток шахматной историографии, и Владимир Ласунский - мастер по изготовлению художественно-исторических шахмат. Разговор с ними и подтолкнул меня к размышлению на заданную тему.

На своей родине шахматы вначале назывались "чатуранга", олицетворяя игру четырех игроков. Армию каждого соперника представляли фигуры четырех родов войск - слоны, кони, боевые колесницы, пехота. Двигались фигуры после броска каким-либо игроком игральной кости. При движении фигуры соприкасались друг с другом и, следовательно - "уничтожались". В этом был смысл "чатуранги". Позже неизвестный изобретатель изменил манеру игры в шатранг - игру для двоих. Движение фигур по клеточной доске уже определял не случайный бросок кости, а человеческий ум согласно разработанным правилам.

Международный гроссмейстер Юрий Авербах побывал в Индии, добросовестно изучил древние трактаты и выдвинул свою гипотезу о том, что все-таки греки, со времен Александра Македонского проникавшие во время военных походов на северо-запад Индии, создававшие там как завоеватели свои временные государства, могли помочь индийцам отказаться от игральной кости, познакомив их со своей игрой "петтейей", что сродни шашкам и что ускорило превращение шахмат в интеллектуальную игру.

В музее хранится множество разнообразных шахмат, изготовленных в разных странах и в различные периоды времени. Любопытно отметить одну характерную их особенность - доска и достаточный набор фигур (32) предоставляли каждому мастеру-изготовителю необыкновенный полет фантазии для творческой работы над шахматным комплектом.

В музейных шахматах не только отражены национальные стили и традиции, но не упущена возможность интерпретации на шахматной доске конкретной исторической ситуации.

Как подметили шахматные историки, ни одно крупное историческое сражение не осталось не "зафиксированным" в шахматном комплекте. Особенно повезло императору Наполеону I, сражения которого (и реальные, и в которых он не принимал участия) были воспроизведены на досках.

Любит обращаться к историческим и мифологическим сюжетам и наш современник москвич Владимир Ласунский - "шахматный художник", о котором я упомянул в начале статьи, доказавший в своем своеобразном творчестве, что изготовление шахмат - своеобразный жанр мелкой пластики. Начитанный человек, любящий отечественную историю, Ласунский, как ни странно, никогда не стремился научиться играть в шахматы. Зато у бывшего инженера с Московского автозавода имени Лихачева после освоения приемов резьбы по дереву стали появляться в доме оригинальные шахматные комплекты, отражающие какую-то историческую реалию. Вот, например, как называет он свои шахматы, которые периодически приносит в Музей шахмат для обновления экспозиции: "Призвание варягов на Русь", "Осада Троице-Сергиевой лавры поляками в 1612 г.", "Режим (1937-1948 гг.) в СССР и его жертвы" и др.

Превосходное знание славянской мифологии навело Владимира Ласунского на мысль создать шахматы "Свадьба берендеев", "Водяные и сухопутные чудища".

Как-то, глядя на оригинальные, но непривычные фигурки исторических солдатиков, созданных Ласунским, автору отпустили едкую реплику: "Да, разве в такие шахматы можно играть?" На что Владимир Иванович мгновенно парировал: "А что, солдаты в парадной форме воюют на поле брани?"

В музее экспонируются уникальные шахматы, изготовить которые могли только в многострадальной России: оригинальные проволочные шахматы из гулаговских мест заключения, поступившие от одного из репрессированных узников. Другой узник - инженер Шилов, погибший в заключении в 1937 г., оставил после себя шахматы, изготовленные из спичек и картона. Шахматы были вложены в коробку из-под папирос "Герцеговина Флор", которые любил курить Сталин. Из Ленинграда в свое время прислали самодельные блокадные шахматы - аккуратно склеенные из ватмана кубики с нанесенной шахматной символикой. Удивительно, но факт - в блокадном Ленинграде дважды проводилось первенство города по шахматам: в конце 1941-го (оно осталось незавершенным) и в 1942-1943 годах.

Оказывается, в самое страшное, беспросветное время люди обращались к шахматной игре, приносившей им интеллектуальное наслаждение. Игроки были беспредельно преданы богине - покровительнице шахмат Каиссе! Стоп! Значит, все же таковая существует? В самом деле "шахматная муза" объявилась только в XVIII веке. Английский поклонник шахмат Уильям Джонс - ориенталист (знаток истории Востока) тщательно исследовал санскритские источники о появлении чатуранги, но среди них он не обнаружил упоминания о шахматной музе. И тогда, увлеченный шахматами, Джонс решил восполнить этот пробел - он написал поэму об их происхождении, придумав фантастическую историю о боге войны Марсе, который якобы пленился красотой лесной нимфы, которую поэт окрестил Каиссой. Красавица отвергала все домогательства пылкого поклонника, пока Марс не изобрел шахматы и не научил Каиссу играть в них.

Немало поэтов посвятили шахматам целые поэмы. Пушкин не только упомянул шахматы в "Евгении Онегине", но и отправил как-то супруге Наталии Гончаровой назидательное письмо: "Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе - докажу после" (1832 г.).

Конечно, шахматные историки ревностно разыскивали факты увлеченности этой игрой примечательных людей разнообразных профессий и социального положения. В музее выставлены скульптурные и рисованные изображения Петра I, Ивана Грозного, Наполеона I, Вольтера, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Менделеева и др. Кстати, великому химику довелось сыграть чертову дюжину партий и одну выиграть у корифея русской шахматной школы - Михаила Чигорина, одного из основных претендентов на звание чемпиона в конце XIX века.

Немецкому философу и мыслителю Г.-Э. Лессингу приписывается такое высказывание о шахматах: "Шахматы - слишком игра для науки и слишком наука для игры". Итак, что же такое шахматы, пленительная сила которых будоражит воображение людей много сотен лет? Чем может одарить эта игра интеллект, какие свойства придать человеческому характеру? Гроссмейстер Юрий Авербах высказал интересное суждение о значимости шахмат в человеческой жизни: "Эта игра привлекает людей с разным складом ума, но при этом оказывает воспитательное влияние на личность каждого - способствует развитию концентрации внимания, вырабатывает усидчивость, развивает логическое мышление. Существует много видов спорта, где зритель - наблюдатель. В шахматах зритель становится соучастником игры".

Ярким примером вышесказанному может служить личность выдающегося шахматиста Михаила Ботвинника - седьмого в истории и первого среди советских шахматистов чемпиона мира (1948-1957 гг., 1958-1960 гг. и 1961-1963 гг.). Он стал чемпионом мира в 37 лет. В это время Ботвинник успешно защитил диссертацию, получив степень доктора технических наук в области электротехники, звание профессора, приобретя известность крупного специалиста в СССР и за рубежом.

Известно, что шахматы - один из уникальных видов спорта, квалифицированный как "гимнастика ума", - не имеют себе равных. В своем недавнем прошлом неутолимый интерес к шахматам ощущался повсеместно на обширнейшей территории нашей страны, во всех союзных республиках. Начиная с Михаила Ботвинника Советский Союз дал миру 9 (!) чемпионов по шахматам среди мужчин. Вместе с Ботвинником этот список пополнили Т.Петросян, В.Смыслов, М.Таль, Б.Спасский, А.Карпов, Г.Каспаров, В.Крамник, А.Халифман. Не отставали от них и женщины - гроссмейстеры Л.Руденко, Е.Быкова, О.Рубцова, Н.Гаприндашвили, М.Чибурданидзе владели мировой шахматной короной в общей сложности два десятка лет. Разумеется, увлеченности этой благородной игрой способствовали многие факторы, и в первую очередь сложившаяся мощная отечественная шахматная школа.

Первую шахматную школу создавали итальянцы в эпоху Ренессанса, считая шахматы чистым "искусством". В XVIII веке - веке Просвещения - французские просветители: писатель и философ Д.Дидро, математик Ж. Д"Аламбер, музыкант и композитор и в то же время выдающийся шахматист Филидор (Франсуа Андре Даникан) развили в шахматах анализ, придав им научный подход. Позже, в XIX в., первый чемпион мира Вильгельм Стейниц обогатил игру созданием позиционной школы. Все эти достижения были учтены и блестяще развиты в русской отечественной школе благодаря вкладу Михаила Чигорина и Александра Алехина. Юрий Авербах выделяет в нашей школе четыре важных элемента: практическую подготовку, знание и развитие теории игры, хорошее физическое состояние играющего и, наконец, уверенный психологический настрой. Поэтому шахматы - это сочетание искусства, науки и спорта.



Музей шахмат http://www.museum.ru/M1659

Телефон: (095) 291-4429

Адрес: 121019, Москва, Гоголевский б-р, 14

Проезд: От ст. м. Кропоткинская, тролл. 31, 15, ост. "Сивцев Вражек"

Режим работы:* Вторник, четверг с 12.00 до 18.00, среда, пятница с 16.00 до 21.00

:   В музее можно увидеть все, что связано с этой игрой - кубки и другие награды, завоеванные гроссмейстерами России, картины, рисунки, гравюры, литографии, карикатуры на шахматную тему, фотографии чемпионов и многочисленные комплекты шахмат, изготовленных из слоновой кости, фарфора, мрамора, стекла, металла, дерева мастерами разных стран.

Ссылки http://samarachess.ru/links/

Продажа шахматных фигур http://www.chesscenter.com/shop/

*** Александра Костенюк – чемпионка России 2005 года http://www.kosteniuk.com/albums/chessdarts05/pictures/CRW_1330.html

"Богиня Каисса слыла в жилище богов лучшей художницей. Она умела ваять такие скульптуры, что они готовы были ожить, писать такие картины, что изображенная на них листва дрожала от незримого ветерка, а вода в ручьях журчала, и ее хотелось испить, но богиня стремилась к большему. Она мечтала отразить саму жизнь. И она решила создать волшебное зеркало из палисандрового дерева, разделив его на шестьдесят четыре квадрата. По этим полированным клеткам она заставила двигаться отражения человеческих страстей. Как проникновенный художник она изучила жизнь людей и... полюбила их.
И она отдала им лучшее, что сумела сделать, - свое волшебное зеркало с движущимися тенями живого.
Люди приняли дар богини, но скоро забыли о ней, приписав изобретение шахмат восточным мудрецам. Однако дар Каиссы остался у людей и верно служит им. Богиня Каисса приняла в свой храм шахматных композиторов как певцов. Но творения их отдала на самый строгий суд подвластного ей мира. Никогда не прощает богиня ошибок. Если произведение поэта ложно (не единственно решение и не безусловно!), Каисса карает это лжетворение суровой казнью: испепеленное, оно перестает существовать.

КАИССА, героиня одноименной поэмы английского шахматного историка и поэта Уильяма Джонса (1746 - 94), в которой бог войны Марс пленился красотой Каиссы и смог добиться взаимности благодаря изобретению шахмат; с середины 19 в. богиня - покровительница шахмат.

Богиня (или муза) шахмат. Каисса впервые упоминается в написанной в 1763 году сэром Уильямом Джонсом поэме "Каисса", по мотивам средневековой поэмы, написанной Вида "SchacchIa Ludus" (Шахматная партия), в которой персонаж, которого Джонс назвал Каисса, на самом деле именуется Скахис.



http://chessproject.narod.ru/archive8.htm