Муниципальное казенное учреждение Школа-интернат №5 среднего (полного) общего образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школа-интернат №5 среднего (полного) общего образования г 1 321.38kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования 1 94.38kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по физике 1 61.51kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 1 54.54kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 1 34.64kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и икт 1 52.97kb.
Пояснительная записка к учебному плану среднего (полного) общего... 1 168.63kb.
2. Образовательная программа среднего (полного )общего образования 6 2182.03kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 82.69kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 48.39kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре 1 43.97kb.
Признания самоценности дошкольного детства как важнейшего периода... 1 47.79kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Муниципальное казенное учреждение Школа-интернат №5 среднего (полного) общего образования - страница №1/1

Муниципальное казенное учреждение

"Школа-интернат № 5

среднего (полного) общего образования

г.Нижнеудинск"

Рассмотрено на методсовете Утверждено

«_________»______________ Приказ № ____ от _______

Зам. директора по УВР директор _______Тигусова Н.А.

________/Селезнева О.К./
Рабочая программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

РИТМИКА

для 1-2 классов



Составитель:

Шатских О.А., воспитатель

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Ритмика» 1-6 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И… учителя средней школы №66 г. Тюмени.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-12 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.



Занятия проводятся 1 раз в неделю. В год 1 класс-33 часа, 1-4 классы-34 часа.

Задачи курса:

  1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;

  2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;

  3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;

  4. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;

  5. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;

  6. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спек­такля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артис­тизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

  • привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

  • гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

  • дать представление о танцевальном образе;

  • развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

  • воспитание культуры поведения и общения;

  • развитие творческих способностей;

  • воспитание умений работать в коллективе;

  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

  • организация здорового и содержательного досуга.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.



Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  • рассказ,

  • беседа,

  • обсуждение,

  • объяснение,

  • словесное сопровождение движений под музыку и т.д.


Знания, умения и навыки к концу трех лет обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  • уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

  • отмечать в движении сильную долю такта;

  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

  • отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

  • иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;

  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

  • иметь навыки актёрской выразительности;

  • распознать характер танцевальной музыки;

  • иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;

  • иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

  • исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

  • знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

  • уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;

  • различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

  • уметь анализировать музыку разученных танцев;

  • слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

2. Танцевальная азбука:

  • знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;

  • усвоить правила постановки корпуса;

  • уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

  • знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;

  • освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

  • иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

  • знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;

  • знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

  • уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)

  • В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.

  • В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять: фигурную польку, вальс — променад, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.

  • В конце 3 — го года обучения дети должны уметь исполнять: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.

4. Творческая деятельность:

  • раскрытие творческих способностей;

  • развитие организованности и самостоятельности;

  • иметь представления о народных танцах.

СОДЕРЖАНИЕ

№ раздела

Тема занятия

Классы

1-2

3-4

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

Элементы музыкальной грамоты.

Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика.

Построения и перестроения.

Слушание музыки.

Гимнастика.



10

10

2

Раздел «Танцевальная азбука»

Элементы Классического танца.

Элементы Народно — сценического танца.


8

8

3

Раздел «Танец»

Детские бальные и народные танцы.

Образные танцы (игровые).

Постановка танцевальной композиции.



8

8

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

История балета.

Танцы народов РФ.


4

4

5

Раздел «Творческая деятельность»

Игровые этюды.



Музыкально — танцевальные игры.

4

4




Итого:

34

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 - 2 классы

урока

Время проведения

Тема

Цели

Рассматриваемые вопросы

Кол-во часов

Ритмика, элементы музыкальной грамоты (10 ч)

1




Введение. Что такое ритмика.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

1

2




Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Начать приучать учащихся к танцевальной технологии.

1

3




Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

1

4




Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

1

5




Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс.

Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя.

1

6




Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.

Познакомить с танцами народов РФ.

1

7




Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

1

8




Ритмическая схема. Ритмическая игра.

Научить составлять небольшие танцевальные комбинации.

1

9-10




Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок).

Развитие ритмичности с предметом.

2

Танцевальная азбука (8 ч)

11




Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

Разучить танцевальные элементы в форме игры.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии

1

12




Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима.

Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе.

1

13




Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

Развить пластичность и мягкость движений под музыку.

1

14




Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.

Использовать на уроке флажки, мячи и постоянно напоминать о правильной осанке, правой стороне.

1

15




Упражнения для профилактики плоскостопия.

Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия.

1

16-17




Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

2

Танец (8 ч)

18




Упражнения для суставов. Разминка «Буратино».

Провести небольшую профилактику суставов.

Изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Исполнение выученных танцев музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Тренировочные упражнения на середине зала,

• ритмические упражнения,

• разучивание танцевальных композиций.

Ознакомление с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности.

Изучение простейших элементов русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу. Изучение

элементов современной пластики. В комплекс упражнений входит:

• партерная гимнастика;

• тренаж на середине зала;

• танцевальные движения;



• композиции различной координационной сложности.

1

19




Упражнения на расслабление мышц.

Научить учащихся расслаблять мышцы.

1

20




Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри».

Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой.

1

21




Музыкальные, танцевальные темы.

Научиться определять медленно, быстро, умеренно.

1

22




Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница».

Разучить новые танцевальные элементы.

1

23




Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.

1

24




Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы.

Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца.

1

25




Правила танцевального этикета.

Объяснить основные правила танцевального этикета.

1

Беседы по хореографическому искусству (4 ч)

26-27




Аэробика.

Увлечь детей занятиями аэробики.

Беседы по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Исторический путь развития хореографического искусства, его борьба за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.

2

28




Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями.

1

29




Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

Развить музыкальный слух.

1

Творческая деятельность (4 ч)

30




Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Продолжать развитие музыкального слуха.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.Задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.



1

31




Ритмические упражнения.

Научить ритмично исполнять различные упражнения.

1

32-33




Гимнастика Parter.

Познакомить с партерной гимнастикой.

2

34




Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.

Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце.

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 - 4 классы

урока

Время проведения

Тема

Цели

Рассматриваемые вопросы

Кол-во часов

Ритмика, элементы музыкальной грамоты (10 ч)

1




Введение. Что такое ритмика.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

1

2




Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Начать приучать детей к танцевальной технологии.

1

3




Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

1

4-5




Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Развить музыкальный слух.

2

6




Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

1

7




Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.

Обучить основным танцевальным точкам в зале.

1

8




Понятие о рабочей и опорной ноге.

Показать высоту шага и научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.

1

9-10




Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка.

Подход к хореографической терминологии.

2

Танцевальная азбука (8 ч)

11




Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест».

Умение пользоваться движением «Крест» для рук, головы, ног.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии

1

12




Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками, животом.

Научить детей не смотреть себе под ноги, поставить корпус на зеркала.

1

13




Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.

Рассмотреть и разучить простейшие танцевальные элементы.

1

14




Разучивание позиций рук и ног.

Выучить основные позиции рук и ног.

1

15




Наклоны и повороты с хореографической точки зрения.

Наклоны корпуса в разных направлениях. Правильный наклон грудью вперед, голова на зрителя.

1

16




Гимнастические элементы.

Рассмотреть несколько гимнастических элементов.

1

17




Ритмические упражнения в различных комбинациях.

Составить несколько комбинаций с использованием ритмических упражнений.

1

18




Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

1

Танец (8 ч)

19




Три подразделения в танце и музыке. Общее понятие.

Музыкальное понятие — помощник в движении. Обсуждение вопроса из чего состоит музыка.

Изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Исполнение выученных танцев музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Тренировочные упражнения на середине зала,

• ритмические упражнения,

• разучивание танцевальных композиций.

Ознакомление с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности.

Изучение простейших элементов русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу. Изучение

элементов современной пластики. В комплекс упражнений входит:

• партерная гимнастика;

• тренаж на середине зала;

• танцевальные движения;



• композиции различной координационной сложности.

1

20




Марш. Понятие о марше, ритмический счет. Три «кита» в музыке. Песня и танец.

Научиться маршировать, отличать марш от других танцев, счет, темы марша, простукивание на счет 1,2,3,4. Понять из чего состоит песня. Самые известные танцы (полька, вальс).

1

21




Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.

Научить основным танцевальным шагам.

1

22




Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия.

Научить выполнять различные упражнения на полупальцах.

1

23




Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве.

Разучить различные комбинации с тройным шагом.

1

24




Урок-игра «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом).

Увлечь танцевальными играми.

1

25-26




Приставные шаги. Синхронность. Аэробика.

Развивать синхронность, выполняя простейшие приставные шаги. Увлечь детей занятиями аэробики.

2

Беседы по хореографическому искусству (4 ч)

27-28




Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.

Рассказать о развитии бального танца.

Беседы по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Исторический путь развития хореографического искусства, его борьба за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства

2

29-30




Партнер и партнерша. Понятие дуэт, квартет в танце.

Дать основные понятия в танце.

2

Творческая деятельность (4 ч)

31-32




Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.

Познакомить с основными фигурами в танцах и попробовать исполнить их в паре.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.Задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

2

33




Гимнастика Parter.

Познакомить с партерной гимнастикой.

1

34




Игровые двигательные упражнения с предметами.

Развитие двигательной активности.

1

Рекомендуемая литература

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

  2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

  3. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

  4. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)

  5. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)

  6. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)

  7. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)

  8. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)

  9. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)

  10. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)

  11. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Учебно-методический комплекс.

  1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)

  2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)

  3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)

  4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)

  5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)