Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 96.68kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 1 91.38kb.
Инструкция по проверке и оценке работ Муниципальный этап всероссийской... 1 72.96kb.
Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады научно-исследовательских 1 149.58kb.
«Мой сосед по парте» 1 37.71kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре... 1 60.93kb.
I этап всероссийской олимпиады школьников «шаг в будущее» Тестовые... 1 30.83kb.
Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 96.83kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в... 1 74.62kb.
Муниципальный этап всероссийский олимпиады школьников по географии 1 26.82kb.
Задания окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 146.66kb.
Правила внутреннего трудового распорядка пмс-центра 1 119.63kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию - страница №1/5

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Воронеж 2009

Оглавление

Введение стр. 3

Задания для 9 класса стр. 4

Задания для 10 класса стр. 10

Задания для 11 класса стр. 17

Ответы к заданиям для 9 класса стр. 24

Ответы к заданиям для 10 класса стр. 27

Ответы к заданиям для 11 класса стр. 30

Введение.
Рекомендации

для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников по обществознанию

2009 - 2010 учебного года
Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится в один тур.

Муниципальный этап проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Здания отражают основные содержательные линии интегративного курса обществознания: общество, человек и деятельность, познание, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, правовая сфера, духовная сфера.

Олимпиада рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. Участникам предлагается выполнить 12 заданий, на выполнение которых отводится 3 академических (учебных) часа.

В работе представлены задания:


1.

Объяснение логического ряда

2.

Определение лишнего в ряду

3.

Работа с текстами

4.

Установление соответствия

5.

Выбор верного ответа

6.

Лингвистический конструктор

7.

Анализ таблиц, диаграмм

8.

Определение обществоведческих терминов

9.

Вопросы открытого типа (закончить предложения)

10.

Работа с текстами, содержащими преднамеренно сделанные ошибки

11.

Работа с литературными источниками

12.

Определение правильности или ошибочности утверждений

13.

Решение задач

Часть тестов предполагает один ответ из предложенных вариантов, другие – несколько правильных ответов.

Задания различны по сложности и оцениваются в баллах (приведены в скобках). Если задание выполнено правильно – то оценивается соответственно предложенным баллам, в иных случаях – на усмотрение жюри, но не выше максимального количества баллов.

Максимальное количество баллов:



В 9 классе – 156 баллов

В 10 классе – 117 баллов

В 11 классе – 147 баллов

Тексты желательно предоставить каждому участнику для индивидуального пользования и выполнять задания на данных листах. Работы шифруются. При проверке указываются фамилии членов жюри.

Областной оргкомитет при подведении итогов муниципального этапа олимпиады рекомендует определить: 1 победителя и до 3 призеров в каждой параллели.

Желаем успехов участникам олимпиады!

Оргкомитет.



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.
9 КЛАСС.
1.Выберите верный ответ (10 баллов):

1.1.Общество в широком смысле слова включает в себя:

1)объединение футбольных болельщиков;

2)население крупнейшей страны мира;

3)совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей;

4)весь окружающий человека мир в его многообразии.

1.2.Отношения общества и природы характеризуются:

1)полным доминированием общества над природой;

2)неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;

3)зависимостью общественных процессов от природной среды;

4)поглощением природой общественных отношений.

1.3.Гражданство как устойчивая связь человека с государством характеризуется:

1)взаимными правами;

2)взаимными обязанностями;

3)признанием основных прав и свобод человека и гражданина;

4)всем перечисленным.

1.4.Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

1)референдум;

2)плебисцит;

3)митинг;

4)петиция.

1.5.Политикой древние греки называли:

1)искусство ведения домашнего хозяйства;

2)ораторское искусство;

3)искусство управления государством;

4)политический талант.

1.6.Слово «республика» переводится с латинского как:

1)общее дело;

2)полезное дело;

3)наше дело;

4)власть народа.

1.7.Частная собственность и свободная конкуренция являются основой экономической системы:

1)любой;


2)традиционной;

3)командно-административной;

4)рыночной.

1.8.Наиболее распространенным видом ценных бумаг являются Х, предлагаемые к продаже для мобилизации финансовых ресурсов среди всех слоев населения. Что вы поставите вместо Х?

1)лотереи;

2)акции;

3)деньги;

4)казначейские билеты.

1.9.К причинам межнациональных конфликтов не относятся:

1)неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности;

2)произвольно установленные национально-территориальные границы;

3)опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения;

4)развитие культурных связей нации с другими народами.

1.10.В отличие от больших социальных групп к малым группам не относятся:

1)крестьяне страны;

2)бригада полеводов;

3)работники фермы;

4)ученики класса.
2.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

(9 баллов)

Большое распространение в ___________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения_____________ членства кадровые и

___________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных_____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только на время ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ____________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных __________ движений, отражающих интересы различных социальных ______________ .


1)социология

7)массовый

13)партийный

2)общественный

8)импичмент

14)парламентский

3)фактор

9)политология

15)консенсус

4)избирательный

10)группа

16)идеологический

5)национальный

11)выборы

17)система

6)социум

12)норма

18)лидер


3. «Да» или «нет» ? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (10 баллов).

1)В традиционном обществе преобладают индивидуализм и самодостаточность человеческой личности.

2)Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

3)Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товара.

4)Для государственного органа в правовом государстве действует принцип «Разрешено все, что не запрещено законом».

5)Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

6)Первоначальное значение слова «культура» - это правила поведения людей в обществе.

7)Чем масштабнее конфликт, тем реже он случается.

8)Все перечисленные религии: христианство, иудаизм, ислам – относятся к мировым монотеистическим религиям.

9)Образование – это процесс передачи обществом ценностей, знаний и навыков от одного поколения к другому.

10.Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































4.Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. (6 баллов).

4.1.Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2.Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально – исторических типов общества. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки типов обществ. Выполните это самостоятельно. Для этого:

1)озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив социально – исторические типы обществ;

2)впишите в них порядковые номера предложений, отражающих характерные черты соответствующих типов. (15 баллов).

1.Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2.Происходит переход от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3.Господство собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4.Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5.Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6.Классовое деление уступает место профессиональному. 7.Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8.Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9.По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10.В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11.Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.


















6.Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

(12 баллов).

6.1. «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т.Гоббс)

_____________________________________________________________________________

6.2. «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г.Зиммель)

____________________________________________________________________________

6.3. « Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной». (Наполеон I)

_____________________________________________________________________________
7.Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Установите соответствие между характером самостоятельности человека и их показателями. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. (7баллов)


Характер самостоятельности человека

Показатели самостоятельности

1.Экономическая

2.Социальная

3.Политическая


А.Вступление в брак

Б.Допуск к голосованию на выборах

В.Самостоятельность в выборе образа жизни

Г.Способность обеспечить себя средствами существования

Д.Проживание независимо от родителей

Е.Распоряжение деньгами независимо от других

Ж.Способность отвечать перед законом.





1

2

3











8.Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В каждом из них в образной форме раскрыты известные вам из курса обществознания понятия. Установите их и впишите в строчки, расположенные под каждым отрывком.

(15 баллов)

1.Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет __________.

( У.Шекспир)

___________________________________

2. «Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел».

( А.С.Пушкин. «Поэт»)

_______________________________________________

3.Выйдь

не из звездного



нежного ложа,

боже железный,

огненный боже,

боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

боже из мяса

бог ________________________ !

(В.В.Маяковский)

____________________________________________________________
9.Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов.(10баллов)

9.1.Внутренний, и, поведение, мысли, человек, его контролер, стремления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2.Направленная, мир, специфическая, на, окружающий, человек, преобразование, для, форма, активность, целесообразное.

_____________________________________________________________________________
10.Прочитайте текст и выполните задания к нему.(31балл)

«Дворянство стремится отделиться от других сословий (1) не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями – одеждой, языком, нравами. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе, становится основным средством дворянской коммуникации. Язык еще одно отличие представителя благородного сословия. Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом (2), который формировал дворянина как личность.(3) Привитые личные качества и стереотипы (4) поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру(5).

Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа – европеец. В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ – древнерусской традиции (6), самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм (7) и полуазиатский быт.

Смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка».

( Т.А.Коваленко, российский культуролог)


следующая страница >>