Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 9 Класс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 5 480.46kb.
«Мой сосед по парте» 1 37.71kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в... 1 74.62kb.
Инструкция по проверке и оценке работ Муниципальный этап всероссийской... 1 72.96kb.
Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады научно-исследовательских 1 149.58kb.
Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 96.83kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре... 1 60.93kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 34.28kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 1 91.38kb.
Задания олимпиады по информатике, школьный тур, 10-11 класс. 1 47.46kb.
I этап всероссийской олимпиады школьников «шаг в будущее» Тестовые... 1 30.83kb.
Примерная программа 7 ступеней школы тибетского искусства воздействия 1 98.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 9 Класс - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 9 КЛАСС





Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

  1. Андрей Курбский.

  2. Алексей Адашев.

  3. Иван Висковатый.

  4. Иван Пересветов.

Ответ: ____________________________________________________________
Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

  1. 1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

  2. 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

  3. 1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

  4. 1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Ответ: ____________________________________________________________
Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

______________________________________________________________________

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

______________________________________________________________________

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

______________________________________________________________________
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

______________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

______________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

______________________________________________________________________

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижников?


  1. В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

  2. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

  3. И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

  4. К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ: _______________________________________________________________
Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Хождение за три моря» — записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466—1472 гг.); «Повесть о Горе и Злосчастии» — стихотворная повесть XVII века о печальной судьбе безымянного русского молодца; «Житие протопопа Аввакума — ___________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.


  1. Б…г…дельня — __________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Л…ств…чное право — ____________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…л…грань — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…льк…нет — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ш…ст…пер — ___________________________________________________

_________________________________________________________________.

Задание 8. Прочитайте высказывание.

«Не передвигаем вещей церковных с места на место. Идеже святые положиша что, то тут и лежи. Иже что, кто хотя малое переместит, да будет проклят.»



Оно принадлежит:

  1. Аввакуму.

  2. Никону.

  3. Сильвестру.

  4. Гермогену.

Ответ: _______________________________________________________________
Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

Б) В случае, когда придется выполнять условия союзного договора, и всякий раз, как это случится, договаривающиеся высокие стороны определят особой конвенцией силы, какие каждая из них должна будет привести в действие, а равно и пункты, где они должны будут действовать; но заранее обязуются привести в действие, буде это потребуется обстоятельствами, все свои сухопутные и морские силы в полном составе.

А)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины».



  1. Игорь.

  2. Владимир Мономах.

  3. Святослав.

  4. Ярослав Мудрый.

Ответ: _______________________________________________________________
Задание 11. Прочитайте отрывок из письма и определите, кому оно адресовано.

«Ваше царствование начинается под удивительно счастливым созвездием. На вас нет кровавых пятен, у вас нет угрызений совести.

Весть о смерти вашего отца вам принесли не убийцы его. Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон; вам не нужно было казнями возвестить народу ваше восшествие.

Летописи вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала».



Ответ: ______________________________________________________________
Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)____________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

В)____________________________________________________________________

Г)_____________________________________________________________________
Задание 13. Ученику случайно попал в руки Указ… «об урочных летах»…

Смысл прочитанного ученик понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении год, соответствующий указанному в документе «7106». _________________________________________________

2) Что такое урочные лета? ____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3) После какого срока беглые крестьяне могли оставаться у принявшего их помещика или вотчинника? ____________________________________________

4) Почему указ был принят 24 ноября? __________________________________

«Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из <...> …вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, <...> давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали <...> на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, государю не бивали челом, – и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге... <...> суда не давати и назад их, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянех, которые до нынешняго 106-го году выбежали за пять лет. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, – и государь указал те дела вершить по суду и по сыску».


Задание 14. Перед вами карта европейской части СССР, где пустыми прямоугольниками обозначены места нахождения городов-героев Великой Отечественной войны.

Определите, о каком городе-герое говорится, и завершите предложение. Впишите соответствующие номера в прямоугольники на карте.

  1. 73 дня продолжалась героическая оборона______________________________

  2. 2 месяца войска Юго-Западного фронта защищали ______________________

  3. 250 дней сражались защитники _______________________________________

  4. Больше 3 лет неприступной крепостью был _____________________________

  5. Огненной землей стала для оккупантов _________________________________

  6. Не пропустили врага на Кавказ защитники ______________________________

  7. Способствовало провалу «блицкрига» сражение у _______________________.

  8. 45 дней продолжались бои у стен _____________________________________.

  9. 900 дней работал и героически сражался _______________________________.

  10. Решающее значение для хода войны имела битва за _____________________.

  11. Более шести месяцев продолжалась битва за ___________________________.

  12. Почти месяц в тылу врага сражались защитники ________________________.

  13. Один из первых советских городов, испытавший удар фашистской армии ___ ________________________________.


4.

Задание 15. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

  1. Политический, или, нескольких, союз, государства, военный.

  2. Прямоугольник, форма, в, войска, построение.

  3. Плата, временное, за, земля, предоставление, строения, и, пользование, прочего, во.

  1. ___________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 16. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое — современники. Укажите их.

  1. Фернан Магеллан.

  2. Андрей Рублёв.

  3. Ян Жижка.

  4. Василий III.

  5. Леонардо да Винчи.

  6. Борис Годунов.

Ответ: ______________________________________________________________
Задание 17. Соотнесите портреты художников-передвижников с написанными ими картинами.

Ф.И.О. художника

Название картины

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.





1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.
А. Б.

В. Г.

Д. Е.

Ж. З.


Задание 18. Выберите правильный ответ.

А) Кому принадлежит высказывание

«Россию упрекают в том, что она изолируется. …Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится. Она собирается с силами». (Из циркулярной депеши дипломатическим представителям России за границей.)



  1. Афанасий Ордин-Нащокин.

  2. Александр Горчаков.

  3. Георгий Чичерин.

  4. Карл Нессельроде .

Ответ: _______________________________________________________________

Б) Экономическое положение российского крестьянства в конце XIX века существенно ухудшилось из-за…

  1. продажи крестьянами своих участков общинной земли.

  2. мирового сельскохозяйственного кризиса.

  3. прекращения земельных переделов в общине.

  4. предоставления помощи общины обедневшим крестьянам.

Ответ: _______________________________________________________________
Задание 19. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

  1. Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

  2. Национальный природный парк Мещера.

  3. Национальный парк Угра.

  4. Государственный комплекс Завидово.

Ответ: _______________________________________________________________

Б) В Московской битве 1941—1942 гг. фашистам не удалось захватить:

  1. Клин.

  2. Можайск.

  3. Истра.

  4. Кашира.

Ответ: _______________________________________________________________

В) В XIX веке своего герба не имел:

  1. Серпухов.

  2. Клин.

  3. Люберцы.

  4. Коломна.

  5. Подольск.

Ответ: _______________________________________________________________
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

  1. «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

  2. Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

  3. «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

  4. «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

  5. «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

  6. «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

  7. «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

  8. «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

  9. «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

  10. «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

  11. «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

  12. «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)


Ваше сочинение-эссе будет оценено жюри из следующих критериев:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.