Моу «Тугустемирская сош» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся... 1 177.33kb.
Правила поведения персонала моу сош №1им. Г. К. Нестеренко станицы... 1 110.76kb.
Из опыта работы учителя немецкого языка моу «сош с углубленным изучением... 2 395.44kb.
Неделя иностранных языков в моу сош р п. Турки 1 42.43kb.
Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «дом»... 1 89.55kb.
Положение об оплате труда работников моу пискловская сош 8 362.33kb.
План совместной работы школы и сотрудников овд по профилактике правонарушений... 1 62.61kb.
Публичный доклад директора моу «сош №1» с п. В. Куркужин по результатам... 4 699.89kb.
Программа моу «Сош №13» г. Балаково 1 334.21kb.
Положение о детско-юношеском спортивно-оздоровительном клубе «Вымпел»... 4 1613.24kb.
Положение о комиссии по трудовым спорам моу сош №2 г. Хвалынска 1 78.96kb.
Шелестюк Е. В. К вопросу содержания понятия «речевое воздействие»... 1 113.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Моу «Тугустемирская сош» - страница №1/1

МОУ «Тугустемирская СОШ»

Эффективность классного руководства в воспитательном процессе школы

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

АКИФБЕВА В.А.

Замдиректора по ВР.

Январь 2009г.

ЭФФЕКТИВОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

«Если человека обошло воспитание,

то из него выйдет даже не растение, а

животное».

Аркадий Вайнер.

Институт классного руководства сложился давно, но в последние 5 лет деятельности классного руководителя уделяется серьёзное внимание. Каково место классного руководителя в воспитательной системе школы?

ВСШ состоит из трёх уровней: 1.Основной уровень, определяющий научно-теоретическую основу ВСШ.

2.Уровень «Особенное в ВСШ», что отличает одну школу от другой ( «Каждая школа имеет своё лицо»).

3. Специфический уровень, отражающий особенности каждого класса и специфику работы классного руководителя в нём.

ВС по отношению к классу, являющемуся её компонентом, выполняет целый ряд функций: гуманизация, развитие, координация, защита. Класс также влияет на развитие ВС.

Каждый класс – это малая воспитательная система школы, которая имеет свою специфическую особенность в направлениях воспитательной работы. Участие учащихся класса в воспитательных делах школы способствует развитию внешних и внутренних связей с другими классами. Богатство и насыщенность общешкольной жизни зависит как от активности классных коллективов в целом, так и от каждого ученика в отдельности. Расширяя объём деятельности класса, поле его взаимодействия на межличностном и групповом уровне классный руководитель обогащает жизнь детей. Если в общешкольных делах чаще всего принимают участие наиболее активные, развитые дети – «школьные звёзды», «звёздочки», то в классных воспитательных делах классный руководитель должен постараться задействовать неуверенных в себе, «сереньких мышек», «классных изгоев», чтобы развить их, поднять авторитет и самооценку. Возникает вопрос: кто должен создавать воспитательную систему класса? Кто поможет детям в организации классных воспитательных дел? Кто будет вести индивидуальную воспитательную работу с детьми, нуждающимися в этом? Да, классный руководитель! И поэтому он занимает определяющее место в воспитательной системе школы и класса.

Личность классного руководителя, его активность, собственное положение в системе отношений в педколлетиве усиливает или уменьшает влияние класса на воспитательный процесс.

Кл. рук. осуществляет функции воспитателя, организатора творческой самостоятельности детей, создаёт условия для развития их задатков и способностей. Защищает воспитанников класса в трудных для них ситуациях, демонстрирует воспитанникам образец достойного взрослого как пример для подражания. Поддерживает инициативы детей, поощряет самостоятельность, творчество. Учит разрешать конфликты, является доверенным лицом учащихся, их советчиком.

Кл. рук. проектирует воспитательную систему класса совместно с детьми с учётом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Кл. рук. может быть заслушан с отчётом о результатах своей деятельности на педсовете, на совещании при директоре школы, на МО, в структуре школьного самоуправления.

Каким должен быть кл. рук.? Изменилось ли отношение учащихся к кл. рук. в новом тысячелетии? Готовясь к выступлению я провела опрос уч-ся 5 – 11 классов по трём вопросам:1. Нужен ли вам кл. рук.?



2. Зачем?

3. Каким должен быть кл. рук.?

Как видно из высказываний учащихся, они придают большое значение личностным качествам кл. рук. Но вместе с тем важны и профессиональные его качества. Классному руководителю необходимо владеть технологией проектирования, моделирования, умениями разрабатывать индивидуальную программу воспитания учащихся, которые особо в этом нуждаются. Это – дети группы «риска» с различным девиациями в поведении. Для детей со слабой мотивацией в учении, трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, детей безынициативных, безответственных как по отношению к себе, так и к другим, детей ленивых, несамостоятельных, чрезмерно избалованных, изнеженных, капризных, агрессивных у кл. рук. должна быть программа индивидуальной поддержки.

Таким образом, институт кл. рук. был, есть и вновь возрождается. Идёт интенсвный поиск новых путей деятельности кл. рук. ВСШ должна в первую очередь способствовать созданию психолого-педагогических условий для удовлетворения потребности каждого воспитанника и педагога. Только такое понимание сущности создаваемой ВСШ делает её здоровьесберегающей, укрепляющей душу и дух всех участников воспитательного процесса. Задача учёных, практиков – выработать технологию деятельности кл. руководителей такой, чтобы она не отнимала много времени на бумаготворческую деятельность, а способствовала взаимодействию с детьми, чтобы ни один ребёнок не был обойдён воспитанием. Важно, чтобы дети находили себе дела, совпадаюшие с их интересами, задатками, дарованиями, и получали поддержку, совет со стороны классного руководителя.

Центральной фигурой в всш является кл. рук., ведь от его активности, инициативности, творчества зависит жизнедеятельность целого класса, каждого ученика и в целом школы.

Чтобы анализировать эффективность кл. руководства, нужно его контролировать. Для этого: проверять планы кл. руководства,проверять качество проведённых кл. часов путём их посещения, регулярно проводить совещания с кл. рук.,проводить тематические педсоветы и родительские собрания, контролировать деятельность кружков дополнительного образования.

Предлагаю две анкеты по данной теме.



АНКЕТА

ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

( для завучей по воспитательной работе)

1.Изучены ли вами квалификационная характеристика (функции) классного руководителя, нормативные и законодательные документы по вопросам воспитания детей?

2.Проанализированы ли Вами документы и материалы для установления степени соответствия содержания и методов деятельности классного руководителя цели защиты прав ребёнка и создания педагогических возможностей для развития его личности и условий микросоциума (данной школы, класса, семьи и т.д.)?

3. Владеете ли технологией педагогической диагностики отдельных учащихся и класса?

4. Обязательная документация в деятельности классного руководителя

4.1.Классный журнал.

4.2.Дневники учащихся.

4.3. Рабочая тетрадь(дневник) классного руководителя, где включены:

* диагностическая карта,

*цели, задачи, направления воспитательной работы с классом,

*план воспитательной работы на четверть(полугодие),

*индивидуальная работа с учащимися,

* работа с родителями.



АНКЕТА – ОПРОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.Расскажите , пожалуйста, что изменилось в жизни вашего класса с приходом классного руководителя?

2.Скажите, что изменилось лично для вас?

3.Пойдёте ли вы к своему классному руководителю за советом и помощью…

- Чтобы рассказать о своих трудностях в учёбе? (Да, нет)

- Чтобы посоветоваться, как наладить отношения с одноклассниками?

- Чтобы рассказать о проблемах в отношениях с учителями?

- Чтобы поговорить об отношениях с родителями?

- Чтобы поговорить, посоветоваться о…(допишите)

4. Если пойдёте за советом и помощью к классному руководителю, то объясните, - почему? Если не пойдёте. То тоже объясните, - почему?



Большое спасибо.