Московский государственный - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Московский государственный - страница №1/1


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие №3

Производственные возможности

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»

для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»


Москва — 2012

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие №3

Производственные возможности

Доцент Ковальская М.И.

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»



Москва — 2012

УДК


Ковальская М.И. Практическое занятие №3 «Производственные возможности». Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом. - М.: МИИТ, 2012. - 16 с.

В процессе практического занятия №3 студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: производственные возможности, факторы, определяющие производственные возможности, экономические ресурсы, факторы производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, стадии развития производства, экономические системы и их виды, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета, приобретают опыт участия в дискуссиях.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2012


Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №3 «Производственные возможности» студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: производственные возможности, факторы, определяющие производственные возможности, экономические ресурсы, факторы производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, стадии развития производства, экономические системы и их виды, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета.
Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие №3
Тема: «Производственные возможности»
Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть основными экономическими понятиями: производственные возможности, факторы, определяющие производственные возможности, экономические ресурсы, факторы производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, стадии развития производства, экономические системы и их виды, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.
Опорный конспект

3.1. Факторы производства.


Для создания экономических благ и, следовательно, для удовлетворения потребностей общества, необходимо затратить время и ресурсы. Экономические ресурсы – это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся:

  1. Земля

  2. Труд

  3. Капитал

  4. Предпринимательские (управленческие) способности

  5. Информация

Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Ресурсы, участвующие в процессе производства, называют факторами производства (от латинского factor- делающий, производящий).

Экономические ресурсы, а, следовательно, факторы производства имеются в ограниченном количестве или редки и использование их в одной сфере производства исключает возможность одновременного их использования в другой. Почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных потребностей.

Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция между альтернативными целями использования ресурсов.

Множество экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выборавыбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

На лекции № 2 мы говорили, что связь потребностей и производства ставят перед людьми два вопроса: Что и для кого? производить? Ограниченность ресурсов ставит третий вопрос: Как? то есть, с использованием каких ресурсов и технологических способов производить необходимые людям блага?

С ответом на вопросы «Что?, Как? Для кого производить?» напрямую связана проблема рационального ведения хозяйства. Предполагается, что хозяйствующий субъект стремится достичь максимальных результатов при заданных ресурсах или минимизировать затраты при достижении намеченной цели.

Для получения максимального количества благ обществу необходимо добиваться эффективного использования всех видов ресурсов.



Вследствие ограниченности экономических ресурсов, а, следовательно, факторов производства, объем производства экономических благ также ограничен, т.е. производственные возможности – ограничены, поэтому возникает конкуренция между альтернативными целями их использования.
3.2. Определение производственных возможностей
Под производственными возможностями подразумевается возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

С помощью простейшей модели сформулируем основную экономическую проблему «Что? Как? Для кого производить?». Предположим, что все потребности нации могут быть удовлетворены за счет предметов потребления Х (Х – количество предметов потребления, ось абцисс) и средств производства Y (Y – количество средств производства, ось ординат). Тогда кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимальные возможности объемы средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов и существующей технологии (уровне научно-технического прогресса).

Рисунок 3.1

График производственных возможностей

Каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров двух видов: предметы потребления, средства производства.

1. Например, точка В представляет комбинацию ХВ единиц предметов потребления и YВ единиц средств производства. Рисунок 3.1 позволяет нам более четко представить три взаимосвязанные понятия: ограниченность ресурсов, выбор и затраты, как они понимаются в экономике. Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она представляет комбинацию предметов потребления и средств производства, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием недоиспользованных ресурсов (например, трудовых ресурсов, т.е. – с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями рабочего времени).

2. Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных производственных ресурсов и существующей сегодня технологии.

Таким образом, кривая АВСD (граница области производственных возможностей) характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции.

3. Сравним точку В и С. Выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (ХВ) и большего количества средств производства (YВ), чем выбрав точку С (ХС, YС). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Х=ОХС-ОХВ единиц предметов потребления, пожертвовав для этого Y=ОYВ-ОYС единиц средств производства.

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для того, чтобы увеличить на одну единицу производство другого товара, называется альтернативными затратами/издержками или издержками упущенных возможностей или вмененными издержками.

Иными словами, альтернативные затраты в экономике определяются как потери других альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.

Если внимательно посмотреть на форму кривой АВСD, то увидим, что она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это обусловлено тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно (эффективно) при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Изменяя структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, обществу придется вовлекать в производство ресурсы, малоэффективные для производства предметов потребления. Это соответствует движению по границе производственных возможностей вправо вниз. Поэтому для дополнительного выпуска каждой единицы предметов потребления потребуется все большее сокращение производства средств производства, а значит, будут увеличиваться альтернативные затраты.

Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее сдвинуть ее вверх и вправо? Конечно, может, существует два пути для этого:



  1. За счет технического прогресса, то есть, путем внедрения в производство достижений науки и техники, применения технических и экономических нововведений, высоких технологий – интенсивный путь развития.

  2. За счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов: открытия новых месторождений полезных ископаемых, вовлечения в производственную деятельность ранее не работавших, включая эмигрантов, строительства новых предприятий и т. д. – экстенсивный путь развития.

Если новая техника и новые технологии будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD (см. рисунок 3.2) сдвинется в положение А1D1 .Возможности выпуска предметов потребления и средств производства увеличатся при тех же ресурсах примерно в равной степени и точка Е, ранее лежащая вне границ области производственных возможностей ОАD окажется достижимой.

Рисунок 3.2


Равномерное расширение производственных возможностей

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей ОАD будет скошенным вправо – рисунок 3.3.



Рисунок 3.3

Перекос в сторону производства средств производства

Рассмотрим другой путь выхода общества на более высокую границу производственных возможностей, например, путем строительства новых предприятий. Такой путь предполагает увеличение физического капитала общества (увеличение производственных ресурсов).

Посмотрите на рисунок 3.4. Общество первоначально находится в точке С на кривой АD. Для того чтобы выйти на более высокую кривую А1D1 необходимо создать новые производственные мощности (индустриализация). Для этого потребуется увеличить производство средств производства, следовательно сначала обществу придется перейти из положения С в положение В, т.е. сократить производство предметов потребления, а значит, и само потребление с ХС до ХВ . При этом высвобождающиеся ресурсы направить на увеличение выпуска средств производства с YC до YB .

Рисунок 3.4

Индустриализация

Заметьте, достигнув точки Е, общество может продолжить индустриализацию, продолжив дальнейшее увеличение производства средств производства. Это соответствует переходу из точки Е в точку G. Таким образом, производство средств производства начинает работать само на себя, забыв о нуждах и потребностях людей.

Поэтому весьма важно, кто и каким способом осуществляет выбор определенного положения на одной и той же границе области производственных возможностей (В или С на рис. 3.1, G или Е на рис. 3.4).

Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией за ресурсы. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, сократив потребности до уровня производственных возможностей или развив производственные возможности до уровня потребностей. Каким образом решается эта задача в разных экономических системах?



  1. Кривая производственных возможностей (граница области производственных возможностей) характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции.

  2. Альтернативные затраты в экономике определяются как потери других альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.

  3. В условиях ограниченности ресурсов проблема выбора, порождаемая конкуренцией за их использование, неустранима, а борьба с ней – бесполезна. Можно «заставить» конкуренцию принять ту или иную форму, облегчить или затруднить осуществление выбора. Задача состоит не в устранении конкуренции, а в том, чтобы придать ей цивилизованные, человеческие формы, «заставить» ее работать на благо людей.


3.3. Историческая классификация стадий развития производства
Границами, отделяющими стадии развития производства (экономики) друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.

Таблица 3.2.

Историческая классификация стадий развития производства, предложенная представителями теории постиндустриального общества.



Доиндустриальная

(традиционная)

Индустриальная

Постиндустриальная

Техническая революция

Неолитическая (10 тыс. лет назад)

Промышленная (60-ые годы ХVIII в.- 60-ые годы ХIХ в.)

Научно-техническая (с середины ХХ в)

Главная сфера экономики

Сельское хозяйство

(2/3 работников)



Промышленность

(2/3 работников)



Сфера услуг

(2/3 работников)



Вид труда

Ручной

С использованием машин

С применением автоматических машин и компьютеров

Цель

Качество продуктов и личное потребление

Максимизация прибыли на капитал и минимизация издержек производства

Экономический рост, повышение эффективности производства, социально-экономическая стабильность

Лимитирующий фактор

Земля

Капитал

Информация (накопленные знания)

Господствующая социальная группа

Землевладельцы

Собственники капитала

Собственники информации (знаний)

Для доиндустриальной стадии производства характерно: отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, удовлетворение всех (или почти всех) потребностей за счет собственных ресурсов.

При индустриальной стадии производства характерными являются: углубление разделения труда; всеобщий характер товарно - денежных отношений, всесторонняя зависимость от других таваропроизводителей, экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы.

Постиндустриальная экономика характеризуется следующими особенностями: наука и НТР превращаются в непосредственную производительную силу, преимущественное значение преобладает непроизводственная сфера деятельности, становление всемирных отношений, личность выступает как самоцель общечеловеческого развития и одновременно как орудие прогресса.
3.4. Современные экономические системы.
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем



    1. Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль государства в экономике.

    2. Командная экономика экономическая система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

    3. Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть, механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Рисунок. 3.5.

Ось «командная – смешанная – рыночная экономика»



Куба

Албания

Россия

Швеция

Нидерланды

Франция

Германия

Англия

Япония

США

Гонконг




Командная

Смешанная

Рыночная


Вид экономической системы, преобладающей в той или иной стране зависит от уровня развития производства в стране, преобладающей формы собственности, от выбранного способа преодоления ограниченности ресурсов и решения проблемы выбора, порождаемой конкуренцией за их использование.
Контрольные вопросы:

  1. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

  2. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества (пример с ракетами и зерном)?

а) если все ресурсы вовлекаются в производство, как зерна, так и ракет,

б) если все ресурсы вовлекаются только в производство ракет,

с) если все ресурсы вовлекаются только в производство зерна.


  1. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

  2. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?


Задачи:

Задача 1. Допустим, что в обществе производится только два блага: зерно и ракеты. Варианты производственных возможностей представлены в таблице. Постройте кривую производственных возможностей.


Варианты возможностей

Зерно (млн. т) (Х)

Ракеты, (шт.) (Y)



5.0

0



4.8

1



4.5

2



3.9.

3



1.8

4



0

5


Пояснение к задаче 1:

Угол наклона касательной к оси ОХ отражает альтернативные издержки производства дополнительной единицы продукции Х, выраженной в единицах продукции Y.


Задача 2. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможно следующее сочетание производства:

Варианты

Столы

Стулья

А

25

180

Б

30

130

Каковы суммарные альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях?

Какова альтернативная стоимость производства 1 стола, выраженная в стульях?
Задача 3. В Казахстане 400 человек заняты на производстве мяса и пшеницы и один работник производит 1 т. мяса или 20 ц пшеницы в год. В Кыргызстане на данном производстве заняты 100 человек и один человек производит 2 т. мяса или 10 ц пшеницы.

На основании приведенных данных постройте кривые производственных возможностей Казахстана и Кыргызстана.


Пояснение к задаче 3:

Технико-экономическая эффективность использования ресурсов может быть оценена как отношение объема выпущенных за данный промежуток времени потребительских благ (S) к объему потребленных за этот же период ресурсов (R):



Если, R – количество занятых в производстве в среднем за год, а S – количество произведенной продукции, то А – производительность труда – количество продукции, произведенной одним человеком в среднем за год.

Величина, обратная эффективности – ресурсоемкость, характеризует количество ресурсов, затраченных на единицу продукции в данный промежуток времени.


Требования к отчету по практическому занятию №3
Отчет по практическому занятию №3 «Производственные возможности» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на контрольные вопросы

  4. Решения задач.



Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 560 с.

  3. Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Нуреева Р.М. – М.:Норма, 2006. - 432 с.

  4. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с. – (Университеты России).

  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.

  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 288 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №3


Тема: «Производственные возможности»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Содержание




Предисловие

4

Структура методических указаний

4

Опорный конспект

5

Контрольные вопросы

17

Задачи

17

Требования к отчету по практической работе №3

19

Список рекомендуемой литературы

19

Приложение титульный лист (образец)

20

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Практическое занятие №3

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»



Москва, МИИТ, ИТТСУ.

Электронное издание