Московский государственный - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Московский государственный - страница №1/1


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»


Практическое занятие № 18
Факторы экономического роста

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)



Москва — 2008


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 18
Факторы экономического роста

Под редакцией профессора В.А. Козырева

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)



Москва — 2008
УДК 658

К 59
Ковальская М.И. Практическое занятие № 18 Факторы экономического роста./ Под редакцией профессора В.А.Козырева. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве). - М.: МИИТ, 2008. - 11 с.

В процессе практического занятия №18 студенты должны овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2008
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №18 «Факторы экономического роста» студенты должны овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

.

Структура методических указаний


Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие № 18

по теме: Факторы экономического роста


Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.


Опорный конспект
18. Факторы экономического роста.
Экономический рост зависит от ряда факторов. факторы экономического роста – это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

Основные прямые факторы:


  1. Увеличение численности трудовых ресурсов и повышение их качества.

  2. Увеличение объема и улучшение качественного состава основного капитала.

  3. Усовершенствование организации и технологии производства.

  4. Увеличение количества и повышение качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов.

  5. Рост предпринимательской активности и предпринимательских способностей в обществе.

К косвенным факторам экономического роста относятся: факторы, оказывающие влияние на: предложение, спрос и распределение. Косвенные факторы предложения:

  1. Снижение степени монополизации рынков.

  2. Уменьшение цен на ресурсы.

  3. Снижение налогов.

  4. Расширение возможностей для получения кредитов.

Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, среди них можно выделить:

  1. Рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов.

  2. Расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

К факторам распределения относятся:

  1. Фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, регионам, предприятиям.

  2. Действующий порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Список факторов экономического роста может быть продолжен.

Для анализа экономического роста используется производственная функция. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (K- капитал, T- земля, L-труд, E- информация).

где: Y – объем ВВП.

Самая простая производственная функция (функция Кобба-Дугласа) исследует два фактора, воздействующие на прирост национального продукта: труд и капитал. В 20-х годах ХХ века американский экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб на основе статистических данных о производстве пшеницы в США пришли к выводу, что при 1% -ом приросте затрат труда выпуск продукции увеличивается в 3 раза больше по сравнению с 1%-ым приростом капитала. Таким образом, был сделан вывод, что важнейшим фактором экономического роста является количество трудоспособного населения и уровень его квалификации. В этой связи появились теория человеческого капитала, социальных отношений, социального партнерства и т.д., цель которых – обеспечение более высокой отдачи трудовых ресурсов.

Экономический рост в значительной степени зависит от производительности труда и количества отработанных часов. Определению вклада нескольких факторов производства в экономический рост посвящены исследования Нобелевского лауреата в области экономики Р.Слоу, продолженные американским ученым Э. Денисоном. Э.Денисон показал, что за счет производительности труда было обеспечено 68% экономического роста США, а за счет увеличения трудозатрат – 32%.

В свою очередь производительность труда зависит от научно-технического прогресса. Внедрение достижений НТП повышает возможности производства новых товаров, способствует улучшению качества продукции и т.д.

Научно-технический прогресс – это этап развития производительных сил, который характеризует процесс сращивания науки с производством. НТП включает внедрение новейших методов и форм управления и организации производства. Он позволяет по-новому комбинировать экономические ресурсы с целью улучшения качества продукции и увеличения объема ее выпуска. При этом, как правило, возникают новые более эффективные отрасли. В настоящее время наметился новый технологический сдвиг, получивший название «нанотехнологическая революция».



Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение факторов экономического роста.

  2. Перечислите основные, прямые факторы экономического роста.

  3. Перечислите основные группы косвенных факторов экономического роста.


Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:

  1. По способу воздействия факторы экономического роста разделяют на:

А) интенсивные и экстенсивные;

Б) прямые и косвенные;

В) факторы, оказывающие влияние на: предложение, спрос и распределение.


  1. Факторы предложения обеспечивают возможность реализации растущего объема производства:

А) да;

Б) нет.


  1. Производственная функция в макроэкономическом анализе отражает зависимость от факторов производства:

А) ВВП;

Б) объема национального производства;

В) объема совокупного производства и совокупного спроса в условиях общего экономического равновесия;

Г) все верно;

Д) ни один ответов не верен.


  1. В 20-х годах ХХ века американский экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб исследовали два фактора, воздействующие на прирост национального продукта:

А) земля и капитал;

Б) труд и капитал;

В) труд и земля;

Г) земля и информация.



Решите следующие задачи:

Задача 1:

Допустим, что национального доход в отчетном году составил 35№№,5 млрд. руб., затраты живого труда - 127№,№ млн. человеко-дней (№№ - две последние цифры зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу). Определите производительность труда и трудоемкость продукции в масштабах всей страны, укажите единицы измерения полученных показателей.



Задача 2:

Допустим, что на производство национального дохода (см. задачу 1) затрачено капитала – 7№,№ млн. руб. и природных ресурсов - 10№,№ млн. руб. Определите капиталоемкость, капиталоотдачу, ресурсоемкость и ресурсоотдачу национального производства, укажите единицы измерения полученных показателей.


Требования к отчету по практическому занятию № 18
Отчет по практическому занятию № 18 «Факторы экономического роста» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на контрольные вопросы

  4. Ответы на тестовые задания

  5. Решения задач


Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).

  4. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №18


Тема: «Факторы экономического роста»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Козырев Валентин Александрович

Практическое занятие №18

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)

Подписано в печать Формат

Усл.-печ. л. Тираж 100 экз.

Заказ № Изд.№

127994, Москва, ул. Образцова, 15.


Типография МИИТа