Московский государственный - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Московский государственный - страница №1/1


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»
Практическое занятие №11

Типы рыночных структур. Рынки факторов производства

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»


Москва — 2012

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие №11

Типы рыночных структур. Рынки факторов производства
Доцент Ковальская М.И.
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

Москва — 2012

УДК


Ковальская М.И. Практическое занятие №11 «Типы рыночных структур. Рынки факторов производства». Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». - М.: МИИТ, 2012. – 22 с.

В процессе практического занятия №11 студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: чистая (совершенная) и несовершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, особенности рынков труда, земли, капитала, рента, процент, заработная плата, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, учатся анализировать насколько эффективна хозяйственная деятельность фирмы, действующей в условиях совершенной или монополистической конкуренции, а также представлять результаты своей практической работы в виде отчета.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2007


Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №11 «Типы рыночных структур. Рынки факторов производства», студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: чистая (совершенная) и несовершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, особенности рынков труда, земли, капитала, рента, процент, заработная плата, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, учатся анализировать насколько эффективна хозяйственная деятельность фирмы, действующей в условиях совершенной или монополистической конкуренции, а также представлять результаты своей практической работы в виде отчета.

Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие №11
Тема: «Типы рыночных структур. Рынки факторов производства»
Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, овладеть основными экономическими понятиями: чистая (совершенная) и несовершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, особенности рынков труда, земли, капитала, рента, процент, заработная плата, научиться анализировать насколько эффективна хозяйственная деятельность фирмы, действующей в условиях совершенной или монополистической конкуренции, а также применять эти понятия и навыки в практической жизни.
Опорный конспект

11.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка.

Различают четыре основных типа рынков или рыночных структур:



  • Чистая (совершенная) конкуренция.

  • Чистая монополия.

  • Монополистическая конкуренция.

  • Олигополия.

. В предыдущей теме мы рассматривали фирму, функционирующую в условиях совершенной конкуренции.

Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:

  • Наличие множества экономических агентов: производителей, продавцов и покупателей продукции, каждая фирма производит однородную продукцию, покупателю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию.

  • Доля каждой фирмы в отрасли незначительна так, что отсутствует ценовая дискриминация, т.е. продавцы и покупатели не могут повлиять на рыночные цены и выступают как ценополучатели.

  • Имеет место полная мобильность ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

  • Отсутствуют ограничения на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах, качестве и т.д.

Совершенная конкуренция наблюдается на рынках: зерна, ценных бумаг, иностранных валют.

При совершенной конкуренции достигается высокая эффективность распределения ресурсов, максимальная производственная эффективность и соответствующие им оптимальные цены.

Вместе с тем, совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом обладает рядом недостатков.


  1. Совершенная конкуренция учитывает только те затраты, которые окупаются. Однако, существуют такие побочные выгоды или издержки, которые не учитываются фирмами, но их осуществляет общество. В этом случае говорят о положительных и отрицательных экстерналиях. Возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

  2. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю поштучно (национальная оборона, противопожарная безопасность и т.д.).

  3. Совершенная конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП (фундаментальные исследования, наукоемкие и капиталоемкие отрасли).

  4. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, что не учитывает в полной мере потребительских предпочтений. Удовлетворение индивидуальных особенностей каждого человека возможно при дифференциации продуктов и услуг, что связано с увеличением издержек производства.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях чистой монополии в отрасли господствует одна фирма, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число крупных фирм, возникает ситуация олигополии. Существует взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию (это может быть автомобильная отрасль, алюминиевая, сталелитейная).

Противоположная ситуация складывается, когда фирм много, но каждая из них обладает некоторой монопольной властью. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией (парфюмерная, фармацевтическая).
Классификация основных рыночных структур

Наряду с основными, перечисленными выше, существуют множество других рыночных структур несовершенной конкуренции.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией.

Если фирма, продает товар разным группам потребителей по разным ценам, говорят о ценовой дискриминации.

Когда сталкиваются монополист покупатель с монополистом продавцом, имеет место двусторонняя монополия.

Если в отрасли существует две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.



Классификация форм рынка





Формы предложения

Конкуренция

(полиполия)

Олигополия

Монополия

Формы спроса




Конкуренция (полипсония)

Совершенная конкуренция

Олигополия

Монополия

Олигопсония

Олигопсония

Олигополия, ограниченная олигопсонией

Монополия, ограниченная олигопсонией

Монопсония

Монопсония

Монопсония, ограниченная олигополией

Двусторонняя монополия


11.2. Рынки факторов производства.
Факторы производства – это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает товары и услуги.

Земля – собственно земля с присущим ей плодородием, запасы минерального сырья, лес, вода со всеми ее природными богатствами – т.е. вся среда, в которой обитает человек.

Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.

Капитал – созданные человеком средства производства (основные и оборотные средства). Такой капитал называют реальным в отличие от капитала финансового (денег, акций , облигаций и т.д.).

Предпринимательство – деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанная с принятием на себя ответственности и риска за экономические результаты производства.

Информация -

Фирма предъявляет спрос на ресурсы, чтобы изготовить товары для продажи на другом рынке – рынке товаров.

Цена естественных ресурсов – рента;

Цена труда – заработная плата;

Цена производственного капитала или инвестиционных ресурсов – процент; цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения аналогично ценам готовой продукции.

Рисунок 11.1.

Фирма как покупатель и продавец: 1-покупка ресурсов по цене РL; 2-продажа продукта по цене Рq.

Рассмотрим пример. Допустим, на рынке имеется две фирмы, каждая из которых является совершенным конкурентом на рынке ресурса. Но на рынке продукта одна фирма – совершенный конкурент, другая – монополист.


Предельная доходность ресурса фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукции (столбцы 6 и 9 соответственно)


Кол-во ресур-са, L, ед.

Выпуск продук-ции, Q, ед.

Пред. продукт

MP= Qn-Qn-1*



Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Цена прод. Pq д.ед.

Доход, TR= Q×Pq, д.ед.

Пред. доход-ность ресур-са, MRP= MP×Pq =TRn-TRn-1 д.ед.

Цена прод. Pq д.ед.

Доход, TR= Q×Pq, д.ед.

Пред. доход-ность ресур-са, MRP= MP×Pq =TRn-TRn-1 д.ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

20

20

100

2000

2000

100

2000

2000

2

38

18

100

3800

1800

99

3762

1762

3

54

16

100

5400

1600

98

5292

1530

4

68

14

100

6800

1400

97

6596

1304

5

80

12

100

8000

1200

96

7680

1084

6

90

10

100

9000

1000

95

8550

870

7

98

8

100

9800

800

94

9212

662

8

104

6

100

10 400

600

93

9672

450

9

108

4

100

10 800

400

92

9936

264

10

110

2

100

11 000

200

91

10 010

74

* n- номер строки таблицы

Предельная доходность фирмы.

Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска (столбец 2).

Если фирма – монополист, то предполагается, что она будет снижать цену своей продукции при увеличении объема ее реализации (столбец 7).

Соответственно предельная доходность ресурса фирмы – совершенного конкурента и фирмы – монополиста не совпадают (столбцы 6 и 9). Скорость снижения доходности у монополиста выше, чем для чисто конкурентной фирмы.



Предельные издержки ресурса.

Для фирмы предельные издержки на ресурс всегда равны цене единицы ресурса (MRC=PL).

Правило использования ресурсов состоит в том, что для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурсов до той точки, в которой MRP данного ресурса равен MRC, т.е. MRP=MRC= PL.

Если MRP>MRC, то каждая единица ресурса добавляет к общей выручке фирмы больше, чем к общим издержкам, т.е. фирма получает дополнительную прибыль.

Если MRP

На основании приведенных данных построим график.

Рисунок 11.2.

График предельной доходности ресурса L для фирмы в условиях совершенной MRP1 и несовршенной MRP2 конкуренции на рынке готовой продукции.

График отражает спрос фирмы на ресурс (в условиях совершенной D1 и несовершенной D2 конкуренции), так как каждая точка на нем показывает число единиц ресурса (L), которые приобрела бы фирма при каждой возможной цене ресурса (PL).

В нашем примере, если цена ресурса составит 1000, то фирма может использовать 6 единиц ресурса в условиях совершенной конкуренции и 5 единиц ресурса в условиях несовершенной конкуренции. Это означает, что согласно правила использования ресурсов в условиях совершенной конкуренции MRP=MRC=PL=1000 (строка 6, столбец 7), для монополиста: MRP>MRC=PL или 1084>1000=1000 (строка 5, столбец 9). Монополист получит при этом 84 единицы дополнительной (монополистической) прибыли.

Мы рассмотрели, какое количество переменного ресурса будет использовать фирма при условии, что все остальные ресурсы постоянны. Однако на практике перед фирмой стоит вопрос, каким образом скомбинировать применяемые ресурсы, чтобы получить максимальную прибыль.

Фирма всегда использует возможность альтернативного выбора: дорогой ресурс она будет заменять дешевым.

Правило минимизации издержек имеет вид:

С минимальными издержками можно выпускать различное количество продукции, но только при одном значении объема производства может быть получен максимум прибыли. Этот объем определяется на основе правила: предельная доходность ресурса должна равняться его рыночной цене.
MRP труда = цене труда

MRP капитала = цене капитала

MRP земли = цене земли

Иначе правило максимизации прибыли можно записать так:


В основе равенства этих отношений лежит известное правило максимизации прибыли: фирма получает максимальную прибыль, если ее предельные издержки и предельная выручка равны.



Тесты:

1. Для каждого из признаков, приведенных в 1 столбце таблицы, найдите соответствующий тип рыночной структуры из 2 столбца.

Признак

Тип рыночной струкутры

1.Имеется много покупателей продавцов, отсутствуют входные барьеры, продукт различается с точки зрения покупателей.

А) Совершенная конкуренция.

2. Товар однороден, продавцы и покупатели не могут существенно повлиять на цену товара, входные барьеры отсутствуют.

Б). Монополия.

3. На рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однороден.

В). Олигополия.

4. В отрасли имеется много продавцов и несколько покупателей, товар однороден, участники могут согласовывать свои действия.

Г). Монопсония.

5. В отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовывать свои действия.

Д). Олигопсония.

6. Имеются входные барьеры, в отрасли только один производитель.

Е). Монополистическая конкуренция


2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированную продукцию;

б) на рынке действует множество покупателей и продавцов;

в) поведение каждой фирмы зависит от поведения ее конкурентов.



3. Если цена продукции на краткосрочном временном интервале ниже средних переменных издержек, то фирма:

а) получает прибыль, расширяет производство;

б) не извлекает прибыль, покрывает переменные издержки и лишь частично – постоянные, сокращает производство;

в) прекращает производство.


4. В отличие от конкурентной фирмы «чистая» монополия стремится:

а) производит продукции меньше, а цену устанавливать выше;

б) максимизировать прибыль;

в) выбирать такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна цене;

г) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.
5. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельная выручка равна предельным издержкам;

г) средние издержки равны цене продукта.
6. Предельный денежный продукт фактора производства:

а) представляет собой продажную цену последней единицы продукта;

б) равен изменению общего объема выручки при использовании дополнительной единицы фактора производства;

в) равен изменению объема производства при использовании дополнительной единицы производственного фактора.


7. Предельные издержки на оплату ресурса представляют собой увеличение:

а) переменных издержек при увеличении объема выпускаемой продукции на единицу;

б) постоянных издержек при увеличении объема выпускаемой продукции на единицу;

в) общих издержек на ресурс при покупке дополнительной его единицы.


Задачи

1. Фирма нанимает труд на рынке совершенной конкуренции и реализует свою продукцию на конкурентном рынке по цене 2,5 д.ед. В таблице приведены данные об изменении выпуска продукции в зависимости от количества применяемого труда.

Ед. труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем выпуска, ед.

10

19

27

34

40

45

49

52

54

55

  1. Сколько рабочих будет нанимать фирма при ставке заработной платы, равной 20 д.ед.

  2. Постройте кривую спроса фирмы на труд.

  3. Предположим, что фирма начинает продавать продукцию на рынке несовершенной конкуренции. Она может реализовать 10 ед. продукции по цене 3 д.ед., но должна понижать цену на 0,3 д.ед., чтобы реализовать предельный продукт каждого последующего рабочего. Постройте кривую спроса фирмы на труд.

Решение задачи представить в виде таблиц (раздельно для рынка совершенной и несовершенной конкуренции).


L

Q

MPL

Pq

TR

MRPL

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10

















2. В таблице приведены данные о величине предельных продуктов труда и капитала.


Ед. ресурса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

MPL

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

MPK

28

26

24

22

20

18

16

14

12

10

8

6

И труд, и капитал являются переменными ресурсами и приобретаются на рынке совершенной конкуренции по цене PL=2 д.е. и PK=4 д.ед.

В настоящее время фирма использует 10 ед. труда и 11 ед. капитала. Продукция, произведенная с применением этих ресурсов реализуется на рынке совершенной конкуренции по цене 0,5 д.ед.

1) Сколько единиц продукции Q выпускает фирма в настоящее время?

2) Обеспечивает ли такое использование ресурсов минимальные издержки фирмы? Ответ объясните.

3) Предположим, что фирма решила увеличить объемы производства на № ед. (№ - последняя цифра номера зачетной книжки студента, выполняющего задание. Если последняя цифра номера зачетки равно нулю, то принимается значение 10) Сколько единиц труда и капитала должна использовать фирма, чтобы производить свою продукцию с наименьшими издержками?

4) Каким должно быть соотношение труда и капитала, обеспечивающее максимальную прибыль? Ответ объясните.

5) При условии, что фирма получает максимальную прибыль, определите общий объем выпускаемого продукта, общую выручку, общие издержки и величину прибыли.

Для наглядности, расчеты представьте в виде таблицы.


L

MPL

Q

MRPL

MPL

PL



K

MPK

Q

MRPK

MPK

PK



1




























2




























3




























4




























5




























6




























7




























8




























9




























10




























11




























12





























Требования к отчету по практическому занятию №11
Отчет по практическому занятию №11 «Типы рыночных структур. Рынки факторов производства» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на тестовые задания

  4. Решения задач.

Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 560 с.

  3. Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Нуреева Р.М. – М.:Норма, 2006. - 432 с.

  4. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с. – (Университеты России).

  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.

  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 288 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №11


Тема: «Типы рыночных структур. Рынки факторов производства»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Содержание




Предисловие

4

Структура методических указаний

4

Опорный конспект

5

Тесты

14

Задачи

16

Требования к отчету по практической работе №11

19

Список рекомендуемой литературы

19

Приложение титульный лист (образец)

20

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Практическое занятие №11

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»



Москва, МИИТ, ИТТСУ.

Электронное издание