Моей задачей было проследить, как со временем меняется соотношение основных значений перчаток. Т. е - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Моей задачей было проследить, как со временем меняется соотношение основных значений - страница №1/1

Перчатки 16-20вв.

Моей задачей было проследить, как со временем меняется соотношение основных значений перчаток. Т.е. я буду рассматривать перчатку, как знак (своеобразный «язык перчаток»: бросить перчатку – вызов, снятая правая перчатка - расположение и др.), как отражение общественного положения (показатель определенного статуса человека), как характеристика внутреннего мира (вкусов, привычек и др.).

В работе я рассматривала:


  • Европейскую живопись 16-20вв.

  • Русскую живопись 19-20вв.

Отдельные произведения:

  • Европейской литературы 18-19вв.

  • И русской литературы 19-20вв.

Главной моей задачей было проследить поверхностное изменение перчаток, т.к. я не могла прочитать все литературные источники, а, следовательно, судить о роли перчаток в целом произведении.

Я начну с живописи, т.к. литературные произведения позже по времени:

В 16в. перчатки на картине подчеркивают высокий статус человека. Есть также знаковая часть – снятая правая перчатка, указание на расположенность человека к зрителю.

Перчатка никак не выражает внутренний мир человека.



Тициан.

В 17в. у статусной роли перчаток появляется новый аспект – статус показывается не только наличием перчаток, но и обращением с ними. В буржуазной Голландии, перчатки становятся принадлежностью не только аристократии, изображаются люди, более низких сословий. У этой женщины рабочие руки, простое лицо и перчатки она держит особенно: цепко, создается портрет характерной бюргерши. Напротив, в монархической Испании перчатка остается деталью костюма высшего сословия. В языке перчаток появляется подтекст. Небрежное обращение – намек. Король, которому свойственно такое пренебрежение, возможно, проявляет его не только в отношении перчаток, но и в отношении подданных.



Веласкес. Хальс.

В 18в. перчатки продолжают оставаться принадлежностью высших слоев общества. Гойя

У перчатки появляется дополнительная, художественная функция, с ее помощью создается ощущение живости. Вспомним картины Тициана, перчатка была снята, теперь мы видим процесс – перчатки одевают. Если бы эта дама просто сложила руки на груди, был бы обычный, парадный, статичный портрет. Так же у нас создается ощущение, что она сейчас уйдет.

В литературе перчатки становятся участниками любовной стены: «Прекрасная гризетка по временам бросала взгляд на перчатки, потом в сторону, на окно, потом на перчатки - и потом на меня. Я был не расположен нарушать молчание - я последовал ее примеру: взглянул на перчатки, потом на окно, потом на перчатки и потом на нее - и так далее, попеременно. Я заметил, что при каждой атаке несу значительный урон - у нее были живые черные глаза, и она стреляла ими сквозь длинные шелковые ресницы с таким проникновением, что взоры ее западали мне в самое сердце, в самое нутро. - Может показаться странным, но у меня действительно было такое ощущение» Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие». Перчатка является посредником общения, кокетства.

«Когда меня, мой рыцарь верный,

Ты любишь так, как говоришь,

Ты мне перчатку возвратишь»

Долорж, не отвечав ни слова,

К зверям идет,

Перчатку смело он берет

И возвращается к собранью снова» Шиллер ”Перчатка” перевод Жуковского. В этом стихотворении перчатка символ вызова, испытания. Это то же любовная сцена, но соединенная с темой поединка, дама, бросает вызов рыцарю.

Стерну важнее внутренние переживания, нежели действие, а Шиллеру напротив – важно действие.

В 1 четверти 19в. перчатки продолжают показывать статус человека.

Томас Гейнсборо. Кипренский.

С другой стороны они остаются символом испытания, но этот символ скорее метафора, для него не нужна настоящая перчатка:

«Во всеоружье, со спокойным взором,
Бросаю я перчатку мародерам

Шотландии и английским ослам!»

Байрон “Английские барды и шотландские обозреватели”

И в литературе и в живописи проводится параллель с прошлым. В литературе перчатка, как сказано выше, остается символом испытания.

Кипренский создает на картине рыцаря, подобно Тициану (это кавалер, но в латах), на столе - «рыцарский натюрморт», рука ставится так, что перчатка приобретает жесткую форму и ассоциируется с железной перчаткой рыцаря.

Тициан.
Во 2 четверти 19в. Статус и внутренний мир героя тесно переплетаются:


  • перчатки – принадлежность определенного сословия: «…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев (Печорин)» Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’.

  • перчатки – характеристика человека: «Он думает, что он только один и жил в свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги» Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’.

  • перчатки, одновременно показывают статус человека и его вкусы «За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины, были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице» Лермонтов ‘’Герой нашего времени’’. Перчатки говорят о благородном происхождении Грушницкого и одновременно, с рядом других предметов, о его франтовстве с долей безвкусицы.

Символическое значение перчатки я нашла только в Лермонтовском переводе Шиллера. Это стихотворение «Перчатка» было очень популярным среди поэтов романтизма. Есть довольно много его переводов, вместе со стихотворением Шиллера распространяется перчатка:

«Рыцарь, пытать я сердца люблю.

Если сильна так любовь у вас,

Как вы твердите мне каждый час,

То подымите перчатку мою!"

И рыцарь с балкона в минуту бежит

И дерзко в круг он вступает,

На перчатку меж диких зверей он глядит

И смелой рукой подымает» перевод Лермонтова '' Перчатка''.

Во время 3 четверть 19в. статусная принадлежность перчаток меняется. Если раньше они всегда были деталью одежды аристократии , то теперь разные перчатки – разные статусы, в этом отражается влияние статуса человека на его вкусы, мировоззрение и т.п.:

Тургенев «Записки охотника».
Купцы: «Широколобые помещики с крашеными усами и выражением достоинства на лице, в конфедератках и камлотовых чуйках, надетых на один рукав, снисходительно заговаривали с пузатыми купцами в пуховых шляпах и зеленых перчатках» Лебедянь. Купцы – не высшее сословие, их пристрастия в одежде не отличаются вкусом.

Впрочем, статус человека по прежнему можно определить только по отсутствию или наличию перчаток:

Флобер Госпожа Бовари

«Волосы у него были подстрижены в кружок, как у сельского псаломщика, держался он чинно, несмотря на крайнее смущение. Особой крепостью сложения он не отличался, а все же его зеленая суконная курточка с черными пуговицами, видимо, жала ему в проймах, из обшлагов высовывались красные руки, не привыкшие к перчаткам. Он чересчур высоко подтянул помочи, и из-под его светло-коричневых брючек выглядывали синие чулки. Башмаки у него были грубые, плохо вычищенные, подбитые гвоздями». Есть целый ряд предметов (в том числе перчатки), которые показывают скромного, не обученного манерам высокого общества человека. Он выделяется этими мелочами, по ним его можно отличить.



Репин.

У Флобера (сцена ужина) есть странная строчка: «Госпожа Бовари заметила, что некоторые дамы не положили перчаток в стаканы», возможно, это своеобразный этикет, но ничего подобного в правилах хорошего тона мне не встретилось.

В картине Ханта «Пробудившаяся совесть»:

Перчатка в первую очередь – характеристика человека и ситуации, она сравнивается с ним. Девушка привстает, как бы опомнясь от занятия музыкой, которое на самом деле – любовный флирт. Перчатка – намек на то, что может произойти. Как офицер бросил перчатку, так же он возможно бросит девушку, если она с ним останется. Похожее нам встретилось у Веласкеса, когда отношение к перчатке также говорило об отношении человека к людям, только этому не было уделено такого внимания.

В последней четверти 19в. от знакомого нам языка перчаток почти ничего не остается. Это уже скорее фразеологизмы, метафоры, на самом деле никто не бросает перчатку: «Теперь же, если уже ему бросали эту перчатку, то он смело поднимал ее и требовал назначения особой комиссии для изучения и поверки трудов комиссии орошения полей Зарайской губернии» Толстой «Анна Каренина».

Однако появляется нечто новое: «Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой-то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги» Толстой «Война и мир». Сцена перед смертью графа, когда Пьер, не законно рожденный сын, получает наследство. Пьер понимает, что он главное действующее лицо, он должен принимать от всех услуги и не обращать внимания на такие мелочи, как перчатка.



Перчатка – символ любовной сцены, как у Шиллера и Стерна:

  • «Наконец д'Артаньян, продолжавший свои исследования, нашел у стены разорванную дамскую перчатку. Эта перчатка в тех местах, где она не коснулась грязной земли, отличалась безукоризненной свежестью. То была одна из тех надушенных перчаток, какие любовники столь охотно срывают с хорошенькой ручки» Дюма «Три мушкетера». Перчатка символ любовной сцены, как у Стерна и Шиллера.

  • «- Я думаю, - сказала Анна, играя снятою перчаткой, - я думаю... если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви» Толстой «Анна Каренина».

  • «- Вот это самое я и говорю, - сказала она, умышленно не понимая иронии

его тона и спокойно заворачивая длинную душистую перчатку» Толстой «Анна

Каренина». Обращение с перчаткой говорит о состаянии человека в данный

момент.

Характеристика человека:


  • «Аннушка уже дремала, держа красный мешочек на коленах широкими руками в перчатках, из которых одна была прорвана» Толстой «Анна Каренина».

  • «…она достала письмо мужа из перчатки» Толстой «Анна Каренина». Личный мир человека, в которой он может хранить дорогие сердцу вещи, как сейчас дамская сумочка.

  • В серии М. Клингера. Перчатка = человек. Все, что происходит с перчаткой, в представлениях спящего, происходит с ее хозяйкой и ним. Этот сон показывает нам желания художника не через человека, а через часть его и этой частью становится перчатка. Перчатка ведет себя, как человек: катается в «карете», принимает цветы, ее похищают.

В конце 19 века перчатка остается принадлежностью высших слоев:ъ



Уистлер. Бакст.

«Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно-заколыхавшимся морем адъютантов» Толстой «Война и мир».


Но впервые на картинах появляется общество кабаре и публичных домов:

Дега Тулуз-Лотрек.

Черные перчатки и чулки, подчеркивают очертания ног и рук. Создается момент игры, кокетства. Остается мотив вызова, но не вызова для доказательства своей смелости, а эротического вызова.

В 20 в.статусная роль отходит на второй план, хотя еще существует:

Ренуар.

Основной задачей для перчаток – показать внутренний мир:



  • Внутренний мир героя:

Шагал.

Старик, как будто в скорлупе, его закрывают очертания дома, полукруг, на заднем плане. Они давят на него, старик ссутулился, положил руки на колени. Одна рука в перчатке, но это правая рука, вспомнив язык перчаток, мы еще раз убеждаемся в не желании этого человека идти на контакт с внешним миром. Цвета только подтверждают все это, красный, болотный, золотой. Контрасты: белая рука и рука в зеленой перчатке, красная борода и белое лицо.



  • Перчатки (Как у Л.Н. Толстого)

показывают внутренние переживания: «Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки» Ахматова

«Песня последней встречи».

«Вошла ты,
резкая, как "нате!",
муча перчатки замш,
сказала:
"Знаете -
я выхожу замуж"» Маяковский

«Облако в штанах».

Вспомним Хальса, Веласкеса, Ханта, обращение с перчатками показывало статус человека, его отношения к вещам, теперь она показывает переживания человека, в драматическом взаимоотношении двух людей.


  • Символ любви, хранение прикосновения:

«На руке моей перчатка,
И ее я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.

На руке прикосновенье


Тонких пальцев милых рук,
И как слух мой помнит пенье,
Так хранит их впечатленье
Эластичная перчатка, верный друг.

Есть у каждого загадка,


Уводящая во тьму,
У меня - моя перчатка,
И о ней мне вспомнить сладко,
И ее до новой встречи не сниму» Гумилев «Перчатка».

Как у Стерна, перчатка – символ любви, важно не действие, а воспоминание, переживания, связанные с ним.

Всегда мужская перчатка была показателем сословия, а женская в большей степени являлась средством защиты руки от прикосновения. В 20в. перчатка хранит не от прикосновения, а прикосновение.

Таким образом:



  1. с 18в. перчатки становятся часто встречающейся деталью любовной сцены, через них выражаются внутренние переживания героя, взаимоотношения между героями, отношение героя к этой сцене.

  2. В искусстве перчатка почти всегда – деталь костюма высшего сословия.

  3. В 17в. через перчатку начинают характеризовать человека, со временем этот аспект расширяется и к 20в. это одна из главных функций перчаток.

Вывод:


    1. Социальная роль со временем сужается, перчатки становятся принадлежностью не только высшего общества, но и остальных слоев.

    2. Язык перчаток исчезает, остается лишь перчатка, как символ любви.

    3. Напротив, выражение вкусов, точек зрения, состояния человека и мн. др. с помощью перчаток - развивается.