Мировоззрение и его типы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мировоззрение и его типы - страница №1/1


  1. Мировоззрение и его типы.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и места в нем человека.

Выделяют три исторических типа мировоззрения:



  1. Мифология (учение о сказаниях) – форма общественного сознания. Мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

  2. Религия (благочестие, набожность) – форма мировоззрения, основанная на вере в наличии сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

  3. Философия (любовь к мудрости) – это особый теоретический тип мировоззрения, который отличается рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленостью.

Существуют отличия философского мировоззрения от мифологического религиозного:

  1. Философское мировоззрение основано на знании

  2. Оно рефлексивно

  3. Оно логично (имеет внутреннее единство)

  4. Опирается на четкие понятия и категории




  1. Характеристика философии и ее специфика.

Выделяют три основные стадии эволюции философии:

  1. Космоцентризм – в основе всего всесильный космос (в переводе с греч. «космос» - порядок);

  2. Теоцентризм – все рассматривалось через всесильность Бога;

  3. Антропоцентризм – в центре человек (XV –XVI вв).

Специфические черты философии:

  1. Двойственность – имеет много общего с наукой, при этом в чистом виде не является наукой;

  2. Предмет философии шире предмета изучения любой отдельной науки;

  3. Носит общий теоретический характер;

  4. Содержит базовые понятия которые лежат в основе других наук;

  5. Философское знание во многом совместимо;

  6. Философское знание неисчерпаемо по своей сути.




  1. Предмет, методы и функции философии.

В предмет философии входят следующие разделы:

  1. Онтология – учение о бытие;

  2. Гносеология – теория познания;

  3. Социальная философия;

  4. Этика – учение о морали и нравственности;

  5. Эстетика (чувственный) – отношение между человеком и миром прекрасного;

  6. Аксиология –учение о ценности;

  7. Философская антропология – учение о человеке;

  8. Философия о науке – роль значимости науки в жизни человека.

Методы философии (способы с помощью который достигаются научные знания):

  1. Диалектика – наука о развитии;

  2. Метафизика – все развивается по кругу;

  3. Догматизм - одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами;

  4. Эклектизм – механическое соединение различных частей в единое целое;

  5. Софистика – учение мудрецов, умение вести спор;

  6. Материализм – все появилось естественным путем;

  7. Идеализм – все появилось благодаря идее;

  8. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) - чувственный опыт является источником знания;

  9. Рационализм (Рене Тикарт XVII в) – в основе познания лежит разум.

Функции философии:

  1. Мировоззренческая;

  2. Методологическая;

  3. Гносеологическая – правильное познание окружающей действительности;

  4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир;

  5. Аксиологическая – учение о ценности;

  6. Социальная – объясняет общественное отношение;

  7. Воспитательно-гуманитарная;

  8. Прогностическая – прогнозирует окружающую действительность.




  1. Основной вопрос и направление философии.

  1. Вопрос об отношении мышления к бытию и бытия к мышлению.

  2. О том, познаваем ли мир.

Антологическую (бытийную) сторону основного вопроса философии представляют следующие направления:

  1. Материализм – сознание - производная от материи;

  2. Идеализм (Платон) – сознание первично;

  3. Дуализм – материя и сознание это две стороны реальности;

  4. Деизм (от лат. «деос» - Бог) – Бог создал мир, но больше на него не влияет;

Философские направления представляющие познавательную сторону основного вопроса философии (познаваем ли мир?)

  1. Эмпиризм;

  2. Рационализм;

  3. Иррационализм – главное инстинкты, интуиция, вера;

  4. Гностицизм;

  5. Агностицизм – мир не познаваем.




  1. Понятие бытия и природы как одна из форм бытия.

Категория бытия является исходной в философском осмыслении мира.

Понятие бытия соотносимо с понятием действительности, реальности и существования.

Бытие – это весь окружающий мир, рассмотренный во взаимосвязи всех его сторон и сфер.

Проблеме бытия философии посвящен раздел антология. В рамках антологии разрешаются вопросы что в степени реальности и бытия. Его соотношение с небытием и о том какова основа бытия.

Существует множество форм бытия. Прежде всего это природа и общество. В природе выделяют первую и вторую природу:


  1. Существование до воздействия на нее человека;

  2. Природа, преобразованная человеком.

В узком смысле природа – это объективная реальность, существующая вне сознания человека и независимо от него и на определенном этапе порождающая сознание и общество.

На ранних этапах своей истории человек абсолютно зависит от природы, это приводило к ее очеловечиванию.

В последствии человек начинает выделяться из природы и противопоставлять себя ей в процессе труда.

Сущностью труда является преобразование природы.

В результате в середине ХХ в человечество встало перед угрозой экологической катастрофы. При этом человек не может существовать вне природы.

В первой половине ХХ в. русским ученым В. Вернадским было разработано учение о ноосфере. По В. Вернадскому ноосфера – это организация сознательной деятельности человека, сфера взаимодействия природы и общества в котором люди сознательно и целесообразно, в соответствии со своими потребностями и законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.



  1. Проблема субстанции философии. Материя, как субстанция мира.

Субстанция – первооснова всего существующего и предельное основание бытия.

В философии сложилось два варианта решения проблемы былия:



  1. Монизм – философское направление представители которого считали что в основе мира лежит одно начало. Существует два вида монизма:

  1. Идеализм

  2. Материализм

2) Плюрализм – в основе мира лежит множество начал, обладающих активностью и самодостаточностью.
В античной Греции философы первоначально понимали под субстанцией реально существующее первовещество.

Фалес считал первовеществом воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Позже появились более абстрактные понятия обозначающие первоначало, например атом от Демокрита.

Понятие атома вошло в картину мира созданное на основе классической механики Ньютона.

В начале ХХ в новое определение материи дал В.И. Ленин.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Свойство материи – это свойство быть объективной реальностью. Существовать независимо от сознания, отображаться в нем и быть познаваемой.

В материи выделяют два уровня: живую и неживую природу.




  1. Пространство, время и движения как формы существования материи.

Пространство – форма материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов.

Пространство называют трехмерным. Время – форма материи, выражающее длительность протекания процессов. А так же последовательность смены, состоящей в ходе развития и изменения материальных систем. Время называю одномерным.

Движения – любые взаимодействия, а так же изменения в состоянии объектов которые вызываются этими взаимодействиями.

Движение является атрибутом материи, т. е. таким свойством без которого невозможно ее существование.

Выделяют пять форм движения:


  1. Механическая;

  2. Физическая;

  3. Химическая;

  4. Биологическая;

  5. Социальная.




  1. Понятие развития и его основная концепция.

Развитие – это такое изменение системы, которое характеризуется структурностью, направленностью, необратимостью, связано с возникновением новых возможностей системы.

Существуют следующие концепции понимания развития:



  1. Циклическая концепция. По ней предметы, проходя ряд стадий развития циклов, возвращаются к исходной точке.

  2. Развитие понимается как однонаправленное и необратимое. Ни один предмет и ни одно явление не повторяется.

  3. Динамическая. По ней развитие происходит в определенном направлении, что не исключает повторение некоторых элементов.

Каждое изменение уничтожает то, что уже не способно к развитию, сохраняя то, что способно.

Диалектика. Её три закона.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы общества и мышлении, основой которого является взаимоотношение противоположностей.

Главной категорией диалектики является противоречие, понимаемое как свойство самой природы. Существуют три закона диалектики, впервые их выдвинул немецкий ученый Гегель, который впоследствии получил распространение в марксизме.



  1. Закон – единства и борьбы противоположностей. Раскрывает источник развития, в качестве которого выступают противоположные стороны предмета или явления.
    Взаимоотношение приводит к состоянию напряженности внутри предмета.
    Напряженность ведет к изменению предмета или явления, к их развитию.

  2. Закон перехода количественных изменений в качественное. Раскрывает механизм развития, отвечает на вопрос: «Каким образом возможен переход от одного качества к другому»
    Механизм развития заключается в том, что количество может изменяться до определенной границы не вызывая изменения качества.
    Граница называется мерой.
    Переход границы меры и появление нового качества совершается в форме скачка.
    Скачек – это такое изменение, которое прерывает постепенность развития.

  3. Закон «отрицания отрицания». Утверждает что в процессе развития каждая последующая ступень является отрицанием предшествующей, но при этом сохраняет в изменившемся предмете некоторые свойства и качества прежней ступени.




  1. Основные категории философии и динамики.

Категория – это основные понятия отражающие наиболее общее и существенное свойство стороны и отношения явления действительности и познания.

Философские категории отличаются предельной степенью обобщенности.

Они как правило парные, что позволяет наиболее точно раскрыть какое-либо свойство или отношение.


  1. Причина и следствие.
    Обозначают необходимую связь явлений, из которых одно (причина) обуславливает и порождает второе (следствие)

  2. Необходимость и случайность.
    Отражают два вида объективных связей. При этом необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях. Случайность – это то, что может произойти или произойти как-то иначе. Случайность называют формой проявления необходимости.

  3. Возможность и действительность. Отражают разные стороны возникновения и развития предметов.
    Действительность – это то, что уже существует.
    Возможность – это тенденция к развитию, которая может реализоваться, а может, и нет.




  1. Понятие сознание, его сущность и структура.

Существует множество направлений, которые различаются решением вопроса: «А выступает ли сознание свойством только человека или это явление надчеловеческое, космическое?»

В связи с этим выделяю три основных направления:



  1. Сознание - это космическое образование.

  2. Сознание - это свойство живых организмов.

  3. Сознание - это атрибут человека как члена общества.

Причиной сознания является общение людей в процессе трудовой деятельности.

В процессе труда возникает необходимость обменом информацией между участниками трудового процесса.

Трудовая деятельность приводит к развитию способности обобщения.

В структуре сознания выделяют несколько сфер отношений:



  1. Эмоциональная сфера – чувство, настроение;

  2. Рациональная сфера – совокупность знаний человека о мире

  3. Практическая сфера – связана с волей, потребностями, интересами, ценностями, идеалами и целями

  4. Предметное сознание – направленно на мир окружающих нас предметови событий

  5. Самосознание – осознание человеком своей личности, связано с рефлексией.

Рефлексия – размышление личности о самой себе. Вглядываться в глубины своей внутренней жизни.

Сознание человека на происходящее вне его. Самосознание на собственный внутренний мир и регуляцию поведения человека.