Мировой литературный процесс ушедшего столетия явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление персоналом сложное социально-экономическое, информационное... 1 18.18kb.
Экономико-математические модели и методы в управлении производством 1 345.48kb.
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное... 1 67.15kb.
1. 8 «Целостный педагогический процесс, как предмет изучения педагогики» 1 32.74kb.
Проблема безработицы в России и Омской области 5 710.31kb.
Мировой процесс урбанизации 1 61.99kb.
И. А. Бондаренко Коррупция: экономический анализ на региональном... 1 64.47kb.
Любое сложное социальное явление имеет разные пути познания 1 64.05kb.
Историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения 1 418.8kb.
Общество общество как сложная динамическая система Общество 7 2163.56kb.
Статья в методический журнал «Как сложное сделать простым» 1 63.78kb.
Понятие «финансовый анализ». Предмет финансового анализа 1 33.25kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Мировой литературный процесс ушедшего столетия явление чрезвычайно сложное и многоплановое - страница №1/1

Зарубежная литература. Материалы электронного учебника И.Ю. Осмоловской, М.В. Осмоловского

http://zarubezhka-totl.narod.ru/index.html

11 КЛАСС. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 20 ВЕКА



Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе. По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.

Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания. Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям технический прогресс: никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретён беспроволочный телеграф, в 1896 – кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полёты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия. Всё это явилось мощным стимулом для развития такого жанра, как научная фантастика. Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.

Одна из характерных черт литературного процесса 20 века – его крайняя раздробленность. Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую. Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм – таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов. Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века – явление тоже не однородное. Уже в начале столетия выделяли такие разновидности реализма, как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.

20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внес в нее необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» – Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие. Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу – найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений.
ДОСТУП К ДРУГИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ДАННОГО РАЗДЕЛА ОГРАНИЧЕН



ТВОРЧЕСТВО МОРИСА МЕТЕРЛИНКА (1862 – 1949)



НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. ГЕРБЕРТ УЭЛЛС




ЭКСПРЕССИОНИЗМ. ФРАНЦ КАФКА




ЛИТЕРАТУРА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ: ХЕМИНГУЭЙ, ОЛДИНГТОН, РЕМАРК



ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. АЛЬБЕР КАМЮ и ЖАН ПОЛЬ САРТР




ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА.

ПАТРИК ЗЮСКИНД И РОМАН «ПАРФЮМЕР»




ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛА 21 ВЕКА