Минкевич Л. В. Организация предпринимательской деятельности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предпринимательство. Участники предпринимательской деятельности в РФ. 1 15.68kb.
А. н константинова Т. И. 2012г 2012г «Основы предпринимательской... 1 56.44kb.
Организация предпринимательской деятельности темы контрольных работ 1 57.46kb.
Реферат Государственное регулирование предпринимательской деятельности... 1 21.78kb.
121. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 1 39.12kb.
Вопрос Субъекты предпринимательской деятельности физические лица 7 1843.59kb.
2 глава теоретические основы организации стимулирования наемных работников... 11 2477.62kb.
Формирование и регулирование запасов 1 14.98kb.
Анализ и оценка себестоимости продукции 1 54.6kb.
Перечень вопросов к экзамену по Российскому предпринимательскому... 1 35.67kb.
Реферат предмет: «Социальное и экономическое прогнозирование (кирп... 1 28.92kb.
На заседании кафедры 31. 08. 2009 г 1 23.72kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Минкевич Л. В. Организация предпринимательской деятельности - страница №1/3



Минкевич Л.В.

Организация предпринимательской деятельности


Содержание

1. Содержание предпринимательской деятельности

1.1 Основные определения

1.2 Объекты предпринимательской деятельности

1.3 Субъекты предпринимательской деятельности

1.4 Предпринимательский процесс

2. Цели предпринимательской деятельности

2.1 Предпринимательство – особая форма экономической активности

2.2 Прибыль, доходы – цели предпринимательской активности

2.3 Достижение поставленных предпринимателем целей

3. Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности

3.1 Структура и содержание компонентов деловой среды

3.2 Анализ деловой среды

3.3 Особенности предпринимательской среды

3.4 Влияние внешних факторов на предпринимательскую деятельность

3.5 Влияние внутренних факторов на предпринимательскую деятельность

4.Предпринимательская идея и её выбор

4.1 Методы выбора новой предпринимательской идеи

4.2 Методы генерации новых идей

4.3 Основные этапы разработки инноваций

5. Принятие предпринимательского решения

5.1 Правила разработки управленческого решения

5.2 Типы управленческих решений

5.3 Методы принятия предпринимательских решений

5.4. Экономические методы принятия предпринимательских решений

6. Внутрифирменное предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой

6.1 Сущность внутрифирменного предпринимательства

6.2 Внутрифирменное предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой

7. Основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности

7.1 Организационно- правовые формы коммерческих предприятий

7.2 Порядок регистрации предприятия и лицензирования деятельности

7.3 Организационные принципы управления

7.4 Организационные структуры управления

7.5 Работа с информацией

7.6 Франчайзинг – форма организации бизнеса

8. Культура предпринимательства

8.1 Состав культурной среды

8.2 Сущность и значение культуры предпринимательства

8.3Деловая и предпринимательская этика



Введение

Развитие предпринимательства является важнейшим фактором становления и развития рыночной экономики России. в настоящее время необходимо создать условия для успешного развития бизнеса, что поможет решить социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъема страны.

Проблема стимулирования развития и эффективного управления малым бизнесом является одной из важнейших проблем развития экономики, стоящих в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государство пытается найти ресурсы и разработать механизмы поддержки, принимает специальные программы, совершенствует нормативно-правовую базу, участвует в формировании структур для реализации такой поддержки.

Проведение исследования показывают, что основной источник роста занятости населения – это расширение малого бизнеса. Эксперты, разрабатывающие стратегии экономического развития бизнеса указывают, что более 80% новых рабочих мест создаются путем расширения и открытия новых предприятий.

Зарубежные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, по их мнению – четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что предпринимателями становятся в основном энергичные, деловые люди с перспективными замыслами, идеями, проектами, готовые к повышенному коммерческому и финансовому риску. Особенно это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении социально-экономических проблем.

Тема 1 Содержание предпринимательской деятельности

1.1 Основные определения

Впервые понятие «предпринимательство» (англ. business) употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в 18в.

Предпринимательство это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска.

Предприниматель (Р. Кантильон) – человек, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал.

Более глубокому анализу подверг предпринимательство французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832). Он рассматривал предпринимательство как творческое соединение и координацию двух факторов производства – труда и капитала в условиях риска. Жан-Батист Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя считал творческим, а труд менеджера – монотонным, рутинным.

Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883-1950) австриец по происхождению, утверждал, что предпринимательство – это прежде всего новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары.

Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность и под юридическую ответственность юридического лица.

Предприниматель ( англ. businessman) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.



1.2 Объекты предпринимательской деятельности

Объектами предпринимательства являются следующие виды деятельности:



  • инновационная деятельность (исследования, разработки, технические услуги);

  • производственная деятельность (выпуск товаров, оказание услуг)4

  • торгово посредническая деятельность.

Главным критерием служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение групп бизнесменов составляет 20-40-40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70 % предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.

Объектами предпринимательской деятельности являются:



  • изготовленная продукция;

  • выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Предпринимательская деятельность может осуществляться:

  • путем непосредственного производства товара, продукта, услуги;

  • путем производства посреднических функций по продвижению товара от производителя к потребителю.

В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность




Производственная




Посредническая







Производство товаров и услуг




Инновационная деятельность в сфере производства и услуг




Брокер Дилер Комиссионер




Оптовик Коммерсант Дистрибьютор

Агент





Маклер Банкир Комивиояжор

Рис. 1.1 Типология предпринимательской деятельности



1.3 Субъекты предпринимательской деятельности

В соответствии с гражданским законодательством РФ субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица, юридические лица – коммерческие организации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации. Некоммерческие организации, выполняя свои уставные положения, могут заниматься предпринимательской деятельностью.



Физические лица – субъекты предпринимательства.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет.

Для занятия определенными видами деятельности гражданин должен иметь:



  • специальное высшее образование;

  • квалификационный (профессиональный) аттестат, полученный в установленном порядке;

  • профессиональные навыки (опыт полученный ранее).

Для занятия отдельными видами деятельности гражданин должен иметь документ, подтверждающий необходимый уровень физического здоровья, не быть судимым, не иметь запрещения на занятие определенными видами деятельности в течение определенного судом времени.

Физические лица моложе 18 лет могут совершать определенные виды сделок. Несовершеннолетние в возрасте от 14до 18 вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей могут:



  • распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

  • осуществлять права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

  • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

  • совершать мелкие бытовые сделки; сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

  • совершать самостоятельно сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители, опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. (3ст.28ТК РФ).

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей и попечителя, либо по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Родители, усыновители и попечитель не несут ответственность по обязательствам, возникшими вследствие причинения им вреда.

Несовершеннолетние, достигшие 16 лет, могут быть членами производственных кооперативов (артелей), сельскохозяйственных кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства.

Личным законом физического лица считается российское право страны, гражданство которой это лицо имеет (ст. 1195 ГКРФ). Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право. В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. К ним относятся:


  • должностные лица органов государственной власти;

  • должностные лица государственного управления.

Им запрещается:

  • заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

  • иметь в собственности предприятия;

  • самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества;

  • занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Не имеют право заниматься предпринимательской деятельностью:

  • военнослужащие;

  • рабочие силовых министерств и служб (работники милиции, налоговых органов и др.).

Юридические лица – субъекты предпринимательства.

Юридическим лицом признается организация которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В зависимости от организационно правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Юридические лица подразделяются на два вида (ст. 50ГК РФ): коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками).

Некоммерческие организации не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и нем могут распределять полученную прибыль между учредителями.

Некоммерческие организации могут учреждаться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Целями создания некоммерческих организаций могут быть:


  • охрана здоровья граждан;

  • развитие физической культуры и спорта;

  • удовлетворение духовных и нематериальных потребностей граждан;

  • защиты прав законных интересов граждан и организаций4

  • разрешения споров и конфликтов;

  • оказание юридической помощи (Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ).

Личным законом юридического лица является право страны, где учреждено юридическое лицо (ст. 1202 ГК РФ).

На основе личного закона юридического лица определяются:



  • статус организации в качестве юридической организации;

  • организационно-правовая форма;

  • требования к наименованию;

  • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

  • содержание правоспособности юридического лица;

  • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

  • внутреннее отношение, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

1.4 Предпринимательский процесс

Предпринимательский процесс всегда базируется на конкретном производственном процессе. Если осуществить такой процесс невозможно осуществить собственными силами, то в него вовлекаются наемные работники, которые должны быть единомышленниками предпринимателя, т.е. субъектами предпринимательского процесса.

Предприниматель и субъекты организуемого им процесса функционируют в рамках национального образования и государство оказывает на каждого субъекта свое воздействие. Государство может выступать в роли или помощника, или противника предпринимаемых действий.

Предприниматель воспринимает государство в качестве равноправного и полноправного субъекта организуемого процесса.

Предпринимательский процесс это: - создание предпринимателем вокруг себя относительно замкнутой группировки субъектов через установление между ними целенаправленных связей, базирующихся на взаимном учете эгоистических, экономических и иных интересов каждого субъекта.

В рамках общества существует множественность таких относительно замкнутых группировок, при этом каждый субъект может входить не в одну, а в две группировки и более.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей с момента возникновения предпринимательской идеи заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский проект.

Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов.

По И. Шумперту, производить значит комбинировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а процесс производства есть процесс комбинирования производительных сил, результатом которого являются новые продукты.

Контрольные вопросы.


  1. Что такое предпринимательство?

  2. Какие виды деятельности может осуществлять предприниматель?

  3. Что является объектами предпринимательской деятельности?

  4. Раскройте понятие «типология предпринимательской деятельности».

  5. кто является субъектом предпринимательской деятельности?

  6. Какие категории граждан не имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

  7. Что такое предпринимательский процесс?


Тема 2 Цели предпринимательской деятельности

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности. Его начальный этап связан с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.



2.1 Предпринимательство – особая форма экономической активности

Экономическая активность – конкретная форма участия индивида в общественном производстве и способов получения финансовых средств для обеспечения его жизнедеятельности.

Форма участия индивида в общественном производстве является одна из возможных общественных обязанностей или их комбинация, когда он выступает в качестве:



  • собственника объектов недвижимости и т.п., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник или совладелец, предприятия или дома, сдаваемого в аренду, владелец акций, приносящих достаточный доход).

  • наемного работника, продающего свою рабочую (токарь, учитель);

  • индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, водитель такси живущий на доходы от такой деятельности, фермер, пожизненно арендующий земельный участок, обрабатывающий его и производящий продукт и т.д.);

  • государственного или муниципального служащего;

  • менеджера (управляющего чужим предприятием);

  • пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве – следствие прошлой активности);

  • учащегося или студента (подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве);

  • работника оборонно-охранной деятельности (армия, милиция, госбезопасность);

  • работника, вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

В отличие от всех этих форм занятости в общественном производстве предпринимательство – особый вид экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей результатом мыслительной деятельности, вследствие принимающим материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия.

В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:


  • новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;

  • действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

2.2 Прибыль, доходы – цели предпринимательской активности

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.



Прибыль – это превышение доходов над расходами, получаемое в результате реализации предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара.

Под расходами понимается все то, что предприниматель тратит на производство товара, т.е. все его затраты (обычно в денежной форме).

Доходы – это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве платы за какие-либо его действия, или передачу тех или иных товаров, имущества и т.д. другому лицу производящему платеж.

Доход необходимо отличать от заемных средств, поступающих предпринимателю на определенное время и предполагающих их возврат в будущем.

Пример. На ваш счет в банке поступили 300тыс.руб. от лица А в качестве платежа за постановление ему товары, производство которых обошлось вам в 200тыс.руб.. В таком случае 300тыс.руб. – это ваш доход, а прибыль составит 100тыс.руб..

Предпринимательский доход.

Получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. Важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход.



Под предпринимательским доходом – следует понимать прежде всего дополнительный доход (доход от управления, от введения новых методов и приемов организации производства, излишек), получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:

  • обычной прибыли делового человека;

  • превышения над обычной прибылью делового человека.

Предпринимательский доход (прибыль), т.е. форма общественного вознаграждения за инновационный подход, новаторство в производстве.

Пример. Прибыль вашего предприятия держалась до недавнего времени на стабильном уровне – 1 млн.руб. ежемесячно. Вы решили изменить систему организации производственного процесса, в результате чего возросла эффективность производства и прибыль увеличилась до 1,5 млн.руб. в месяц.

Ваш предпринимательский доход (прибыль) составит 500тыс.руб..

Всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя




2.3 Достижение поставленных предпринимателем целей

Результатом каждого типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей.

В качестве основных целей могут выступать:


  • получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

  • удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр.

Например, в качестве целей могут быть:



  • накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

  • улучшение социальных условий сотрудникам организации;

  • оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;

  • оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д..

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство можно определить с разных позиций, таких как:



  • деятельность направленную на максимизацию прибыли;

  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

  • прямую функцию реализации собственности, основную её производственную функцию;

  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

  • действия, направленные на возрастания капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.

Предпринимательская деятельность осуществляется поэтапно.

1 этап. Зарождение предпринимательской идеи

2 этап. Первая экспертная оценка идеи

3 этап. Получение рыночной информации (выявление соотношений между спросом и предложением, определение цены)

4 этап. Расчеты затрат на осуществление идеи

5 этап. Экспертная оценка 3 и 4 этапов

6 этап. Принятие предпринимательского решения, подготовка к практической реализации идеи.

Предпринимательская деятельность может осуществляться:


  • путем непосредственного производства товара, продукта, услуги.

  • путем производства посреднических функций по продвижению товара от производителя к потребителю.

Контрольные вопросы

  1. Раскройте понятие Экономическая активность.

  2. Назовите формы участия индивида в общественном производстве.

  3. Что является целью предпринимательской активности?

  4. Что понимается под предпринимательской прибылью?

  5. Что входит в предпринимательские расходы?

  6. Из чего состоит предпринимательский доход?


Тема3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности

3.1 Структура и содержание компонентов деловой среды

Деловая среда – территориальная целостность, в рамках которой осуществление деловыми своих функций происходит в соответствии с некоторыми факторами. Деловая среда национальная и региональная характеристика, представляющая собой условия осуществления деловых функций. В общем виде она может быть охарактеризована как комбинация четырех основных факторов – правового, политического, социального и экономического. Она может быть стимулирующей или инструктивной. в этом случае условия привлекательны для предпринимателя. Подобная деловая среда позволяет предпринимателю предсказывать последствия своих действий. Категория предсказуемости обратна понятию риска.

Если риск пребывания в какой-то деловой сфере велик, то она характеризуется как неустойчивая, нестабильная, рисковая. В любом случае деловая среда сравнивается с деловой средой, которая предпринимателю знакома по его прежнему опыту, или с той, что существует в его сознании. Чаще всего нельзя сказать, что какой-то один фактор деловой среды имеет доминирующее значение.

Предпринимателя интересует комбинация факторов деловой среды.
3.2 Анализ деловой среды

Анализируя конкретную деловую среду, предприниматель пытается найти ответы на основные вопросы:



  • позволяет ли ему деловая среда проникнуть в неё в качестве действующего предпринимателя?

  • позволит ли такая деловая среда предпринимателю реализовать свой интерес, т.е. добиться минимально допустимого для него результата, если он примет решение о развертывании в ней профессиональной деятельности?

Цель анализа деловой среды сводится к получению информации для принятия решения о проникновении в эту среду путем развертывания своей деятельности или об отказе от этого.

Анализ деловой среды предполагает совершение ряда последовательных действий, которые зависят от избираемой им формы организации будущего производственного процесса.



Трудность анализа деловой среды состоит в том, что необходимо анализировать два фрагмента:

  • рынок и ситуацию, складывающуюся на нем;

  • производственную структуру.

Необходимо найти гибкую взаимосвязь между этими фрагментами. Достичь этого трудно, т.к. фрагменты разнородны.

1. Рынок – динамично меняющийся механизм (изменение спроса, предложения, качество, количество, цены).

Производительная структура – фрагмент консервативный. Задаваемая производству программа не предполагает необходимость и возможность каждодневных изменений. Производство имеет стабильный характер.

2.Рынок и производство разделены в пространстве и времени.

Пространственное разделение означает, что изменения на рынке не могут автоматически вызвать адекватных изменений в производительной структуре. Это обстоятельство усугубляется и разделением во времени: предприниматель формулирует программу производства сегодня и основывает её на информации о ситуации на рынке сегодняшнего дня, но выполнение программы (сам процесс производства товаров) потребует времени, а за это время на рынке могут произойти существенные изменения. Может случиться так, что произведенный товар завтра рынку будет не нужен. По этой причине маркетинговый анализ служит основой для принятия важных решений.

Моментальный срез рыночной картины в качестве базы для принятия решения чреват ошибками, банкротством.

Прогнозирование – сложный процесс, требующий осмысления множества фактов и явлений. Оно может быть эффективным и не эффективным, базироваться на ситуации и точных расчетах. Любой метод прогнозирования связан с погрешностями, поэтому предприниматель стремится к более эффективному прогнозированию, которое связано с разработкой различных сценариев рыночной ситуации. У деловых людей для сокращения степени риска существует правило, которое используется при рассмотрении различных сценариев, - «правило плохой погоды» (« всегда надейся на плохую погоду, надейся на худшее, лучшее придет само»). Из всех вариантов избирается худший.

Пример. Определяя будущую цену, в качестве расчетной взять ту, ниже которой она опуститься не может (при продаже товара).


3.3 Особенности предпринимательской среды

Эффективная предпринимательская деятельность возможна лишь при определенной общественной ситуации, под которой прежде всего понимается рынок, рыночная система отношений, а также свобода предпринимателя, позволяющая принять такое решение, которое будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предприниматель в условиях рынка не может ориентироваться на потребителя, т.к. от него зависит его прибыль, благополучие и перспектива. Дефицит потому и существует, что само общество, исповедуя философию обывателя, разрушало предпринимательскую среду.

Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя экономическую свободу, предпринимательский корпус, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Степень общественной свободы предпринимательства определяется числом появляющихся ( в течении определенного периода) самостоятельных предприятий.

Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый. Методы управления им не могут носить административный или директивный характер. В их основе – меры, связанные не с воздействием на субъекты предпринимательской деятельности, а с созданием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.

Создание предпринимательской среды – явление многоаспектное. Оно включает в себя:


  • изменение общественной, экономической и социально-экономической философии и связанной с ней психологии общества;

  • принятие национальной программы стимулирования предпринимательства с акцентом на создание адекватной предпринимательской инфраструктуры.

Для России именно эти проблемы в настоящее время являются наиболее актуальными, хотя для их общественного осознания еще далеко.

Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации.

Формирование предпринимательской среды – проблема не только национальная, но и международная. Происходит создание единого предпринимательского пространства (европейский союз),т.е. условия для осуществления предпринимательской функции становятся во всех этих странах все более схожими. Актуальной для России остается проблема включения её в европейское и мировое предпринимательское пространство. В случае такого включения может приостановиться «утечка» российского капитала за рубеж.

Предпринимательство как особая форма обеспечения самозанятости и создания рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в остальных странах распространено уличное предпринимательство).

К типам уличного предпринимательства относятся:


  • перепродажа (приобретение товара и продажа его по более высокой цене без стационарного помещения);

  • производство кустарным способом товаров (пирожки, ватрушки), поделки (матрешки, сувениры, одежда и т.д.) и реализация их в местах скопления возможных покупателей;

  • оказание сервисных услуг (перевозка пассажиров, имущества на личном транспорте, перенос вещей, мелкие ремонтные работы квартир, транспорта, аудио-, видео-, телевизионной аппаратуры);

  • «челночная» деятельность, связанная с перемещением товаров: закупая в одном месте, «челнок» продает их в другом.

Суть государственной поддержки сводится к конкретным мерам по трем направлениям:

  • консультационное сопровождение создания и функционирования создаваемых фирм в течении 1-3 лет с момента образования;

  • оказание финансовой поддержки создаваемой структуре или предоставление ей определенных льгот (в сфере налогообложения);

  • оказание технической, научно-технической, или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических и технологических проблем, связанных с производственным процессом).


3.4 Влияние внешних факторов на предпринимательскую деятельность

Внешние факторы влияют на экономическую устойчивость и финансовую состоятельность коммерческого субъекта.

Нельзя сказать, что какой-то один фактор деловой среды имеет доминирующее значение, предпринимателя интересует комбинация факторов деловой среды.

К внешним факторам относятся:



  • правовой фактор;

  • политический фактор;

  • социальный фактор;

  • экономический фактор;

Правовой фактор – правила игры в деловой сфере предпринимателя устанавливает общество. Под правилами игры понимаются разрешенные и запрещенные действия.

Например. Предприниматель может нанимать работника, но заставлять его трудиться более восьми часов в день без его согласия не имеет право.



Правовой фактор – сумма законов (налоговых, земельных, трудовых) и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют её, а также формируют отношения предпринимателя с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами.

Правовой фактор-это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод предпринимателя. Законодательная основа для функционирования предпринимателя может быть полной и неполной, стабильной или нестабильной. Неполнота и нестабильность (законы часто меняются) законодательной базы негативно воздействуют на предпринимательскую активность и наоборот.

Слабость правового режима отражает слабость государственной власти, что приводит экономику к следующим негативным последствиям6

  • неспособности собирать налоги, вследствие чего возрастает роль инфляционного налога или обострение бюджетного кризиса, за которым следует недофинансирование государственных обязательств;

  • существенному росту трансакционных издержек, что ведет к снижению конкурентоспособности отечественного производства;

  • демонетизация народного хозяйства (наблюдалась в странах, которым удавалось избежать инфляционных процессов, и было обусловлено уходом денег из обращения в сокровища);

  • решению социально политических и фискальных задач при осуществлении приватизации в противовес экономической эффективности.

К характеристике правового фактора относится и такое понятие, как «правовая культура», под которой понимается законопослушание или законно не послушание нации, т.е. устоявшееся осознание людьми необходимости выполнять требования законов или же игнорировать их как в обыденной, так и в профессиональной деятельности. Если законы приняты, но не исполняются, то нельзя характеризовать такое общество как законопослушное, а потому предприниматель будет учитывать это.

Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя входит в понятие политического фактора. Такое вмешательство может быть нелимитированным или строго дозированным. Отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.

Стабильность политического строя определяющая характеристика этого фактора. Если политический строй нестабилен, то предприниматели будут заинтересованы в краткосрочных операциях, не требующих больших вложений, но обещающих значительную прибыльность. Стабильность политической ситуации дает предпринимателю возможность стратегического планирования, т.е. долгосрочных расчетов своих действий.

Социальный фактор по структуре более сложен, чем другие факторы. Он включает в себя множество элементов неучет которых предпринимателем может иметь для него негативные последствия.

Основные элементы социального фактора:

  • доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;

  • национальные традиции и обычаи;

  • образовательный уровень нации;

  • особенности национальной культуры;

  • национальные ценности;

  • уровень профессиональной подготовки рабочей силы;

  • отношение окружающих к предпринимателям и предпринимательской деятельности;

  • наличие инфраструктуры и её качество;

  • отношение государственного аппарата к предпринимателям и предпринимательской деятельности;

Экономический фактор –это прежде всего условия конкуренции и ценообразования. Последние базируются на уровне цен на факторы производства, вовлекаемые предпринимателем в производительный процесс, включая стоимость рабочей силы, размер ставок ссудного процента, а также уровень налогообложения и обязательных платежей (например, за используемые ресурсы).

Условия конкуренции анализируются как с количественной, так и с качественной стороны. Количественная сторона характеризуется размером доли предпринимателя на рынке, которая может быть большей или меньшей (а это означает стабильное или неустойчивое развитие производства, осуществляемого предпринимательской структурой), а также ценовой политикой предпринимателя на рынке. Качественная сторона условий конкуренции означает степень удовлетворения потребностей покупателей в связи с приобретением ими товара.



3.5 Влияние внутренних факторов на предпринимательскую деятельность

Экономическая активность хозяйствующего субъекта зависит от баланса интересов, полномочий и ответственность внутренних социально-экономических групп – основных лиц, заинтересованных в деятельности организации.

Финансовый поток находится под воздействием разнонаправленных влияний нескольких групп, составляющих функционально-управленческую конфигурацию компании. Дисбаланс интересов, полномочий и ответственности этих лиц (групп) может приводить к неполному и несвоевременному исполнению платежей по внутренним требованиям и внешним кредиторам, что может привести к снижению платежеспособности и банкротству.

Функционально-управленческая конфигурация коммерческой организации.

Традиционная для западной теории корпоративного управления функционально-управленческая конфигурация представляет треугольник «менеджеры – акционеры – работники», не подходит для российских условий. Необходимо дополнительно принимать во внимание роль трудовых коллективов, склонность высшего руководства не учитывать позиции и интересы подчиненных, правовой нигилизм, «имперскую» роль высшего руководства компании. В российской ситуации влияние на платежеспособность предприятия оказывают участники функционально-управленческой конфигурации, которая включает шесть главных действующих лиц (групп):



  1. Руководитель предприятия (генеральный директор);

  2. Администрация предприятия (заместители генерального директора, высшие линейные и функциональные руководители);

  3. Работники предприятия, как физические лица;

  4. Трудовой коллектив предприятия;

  5. Акционеры (собственники) предприятия как физические так и юридические лица;

  6. Собрание акционеров как управленческий орган.

Для всех указанных групп характерен свой набор интересов, полномочий и ответственности на предприятии. Исследования показывают, что доминирующую роль в управлении компанией, распределении и присвоении результатов её деятельности (доход от реализации произведенной продукции, кредитов и т.п.) играет высший руководитель. На втором месте (далеко стоящем от первого) находится администрация компании. Как правило, самостоятельность менеджеров и влияние их мнения невысоки и лишь незначительно превышают самостоятельность рядового персонала.

Дисбаланс нейтрализуется, а платежеспособность улучшается в условиях, когда его функционально-управленческая конфигурация является консолидированной, имеющей сбалансированную структуру, а объемы власти и ответственности каждого участника этой конфигурации являются соразмерными.



3.6 Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность

Фактор конкурентоспособности

Финансовая состоятельность зависит от уровня качества и цен на товары и услуги, поставляемых на рынок. Высокие конкурентные свойства товаров и услуг позволяют получить максимальную прибыль. Из-за низкого качества выпускаемой продукции предприятие может потерять долю рынка, что приведет к снижению платежеспособности и банкротству (затрачены время и ресурсы).

Платежеспособность улучшается, когда выпускаемые предприятием товары (услуги), по цене и качеству соответствуют требованиям, предъявляемым потребителем. Фактор неконкурентоспособности нейтрализуется.

Фактор интенсивности и регулярности мероприятий. Экономическая устойчивость хозяйствующего субъекта зависит от интенсивности и регулярности мероприятий, обеспечивающих своевременные продажи товаров и услуг, выпускаемых на рынки сбыта. Если выпускаемая продукция конкурентоспособна, но маркетинг ведется бессистемно, то это вызовет потерю темпов реализации товаров, услуг и сбои финансового потока, что приводит к потери платежеспособности и банкротству.

Фактор систематического информационно-рекламного сопровождения продаж и эффективной работы сбытовых сетей. Учет данного фактора позволяет улучшить платежеспособность за счет исключения посреднических трансакций и обеспечения доведения продукции непосредственно покупателям, а финансовых потоков –товаропроизводителю.

Фактор текущих спросовых и ресурсных ограничений.

Финансовая состоятельность зависит от издержек. Существуют производства с издержками, которые значительно ниже (более, чем на 50%) денежной выручки от реализации выпуска. Таких видов легальной предпринимательской деятельности немного. Рентабельность современного промышленного производства нигде не превышает 30%.

Положительный финансовый результат является целевым ориентиром предприятия. Нерентабельный бизнес ведет к убыткам, потере платежеспособности и банкротству.

Фактор рационального использования финансовых средств получаемых от покупателей.

Экономическая устойчивость улучшается в условиях осуществления предпринимательской деятельности с положительным доходом.



Фактор длительности эксплуатации и степени износа основных средств производства.

От качества материально-технической базы предприятия, интенсивности использования его производственного потенциала зависят финансовые результаты хозяйствования (объем выпуска продукции, уровень её себестоимости, рентабельность, финансовое состояние). Воспроизводство основных фондов является обязательным условием развития предприятия и обновления выпускаемой продукции.



Фактор финансового потока компании.

Финансовый поток компании возникает и растет преимущественно в процессе её основной хозяйственной деятельности, при этом важно оперативно маневрировать потоком денежных средств путем начисления амортизации и распределения прибыли.

Например. В случае, когда будут активно использоваться методы ускоренной амортизации, приводящие к завышению затрат в первые годы эксплуатации оборудования. Это вызовет снижение прибыли в том же периоде. В определенных временных пределах может измениться как внутренняя ситуация, так и внешняя среда. выбор и проведение соответствующей амортизационной политики существенно повлияет на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. При стабильной экономической обстановке не принесенная в цену товара часть стоимости основных средств может быть активно вовлечена в финансовый оборот при использовании методов начисления износа, полностью формирующих сумму возмещения к моменту истечения срока полезного использования определенного производственного объекта. Для рентабельных компаний применение различных способов начисления износа позволяет решать важные задачи финансовой политики.

Фактор износа основных средств.

Платежеспособность улучшается при использовании современных, высокопроизводительных, низкоэнергоемкими машинами и оборудованием, позволяющим минимизировать издержки производства и оперативно маневрировать объемами выпускаемой продукции.



Фактор состояния оборотных средств.

Их наличие и достаточность для бесперебойного процесса производства и реализации продукции создают экономическую основу для получения планируемого финансового потока. Утрата оборотных средств или несвоевременное пополнение возникшего их недостатка могут приводить к нарушению непрерывности потока денежных средств, снижению платежеспособности.

Платежеспособность улучшается в условиях целесообразного и правильного вложения финансовых ресурсов в активы, которые можно своевременно трансформировать в деньги.

Фактор раздробленности уставного капитала.

Экономическая состоятельность зависит от количества владельце акций (долей) уставного капитала, принадлежащим как работникам предприятия, так сторонним лицам, а также от должностного статуса работающих в компании акционеров.

Если уставной капитал раздроблен на пакеты акций (доли) по 10% и менее, текущая деятельность и развитие предприятия будут ухудшаться вследствие проблем с принятием как тактических, так и стратегических управленческих решений. Это также негативно отражается на платежеспособности предприятия и может привести к банкротству.

Фактор раздробленности уставного капитала нейтрализуется, а платежеспособность улучшается в условиях, когда акции (доли) уставного капитала концентрируются у его менеджеров и (или) у финансовых компаний.



Выводы:

Существует система факторов, втягивающая хозяйствующие субъекты в состояние застойной неплатежеспособности.

В их число входят внешние факторы, обусловленные финансовой, бюджетной, финансовой, правовой, приватизационной, структурной, промышленной политикой государства, а также внутренние факторы, среди которых6 финансовая нестабильность, неконкурентоспособность, технологическая старость, нерентабельность, рыночная пассивность, низкая капитализация и краткосрочные интересы руководителей производственных компаний.

Контрольные вопросы


  1. Дайте определение понятия деловая среда

  2. Какой может быть деловая среда?

  3. Как характеризуется деловая среда в условиях риска?

  4. Раскройте суть анализа деловой среды

  5. В чем трудность анализа деловой среды?

  6. Раскройте особенность предпринимательской среды

  7. В чем состоит государственная поддержка предпринимательства?

  8. Назовите внешние факторы деловой среды

  9. Какое влияние оказывают внутренние факторы на предпринимательскую деятельность?

  10. Назовите факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность.



следующая страница >>