Министество образования и науки РФ - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профсоюз работников образования и науки украины 1 40.65kb.
«Современная стратегия раннего языкового образования» 1 66.17kb.
Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы... 1 103.69kb.
Образовательная программа «Школа России» 20 2443.57kb.
«Если без науки не может быть современной промышленности, то без... 1 491.82kb.
Информаци я о деятельности Московского областного комитета профсоюза... 1 204.94kb.
Программа курса "Концепции современного естествознания" 1 36.14kb.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1 12.99kb.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. 1 318.93kb.
Степин, Горохов, Розов: ●Предметом философии науки являются 1 51.03kb.
Перечень специальностей подготовки 1 102.82kb.
Ствол головного мозга. Мозжечок. Промежуточный мозг. Ретикулярная... 1 190.09kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Министество образования и науки РФ - страница №1/1



МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Н.К.Антропова

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ

(для студентов всех форм обучения)

Екатеринбург

2012

Печатается по рекомендации методической комиссии гуманитарного факультета



Протокол №___ от _________

Рецензент – проф.С.М.Верзилов

Редактор

Компьютерная верстка

Подписано в печать Поз.

Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз

Заказ № Печ.л. Цена

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

Содержание



  1. Государственный стандарт по философии

  2. Методические рекомендации по подготовке к тестированию

  3. Тесты для самоконтроля

3.1. Предмет философии

3.2. История философия

3.3. Философия познания

3.4. Социальная философия

4. Словарь

4.1. Словарь терминов

4.2. Словарь имен

4.3. Словарь выражений



1. Государственный стандарт по философии

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия идеального и материального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



2. Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Преподавание дисциплины связано с усвоением студентами целого ряда фундаментальных проблем и большого числа понятий. Тестовая форма самоконтроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний и включающий в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала.

Тестовые задания – это единичный элемент теста, состоящий из инструкции, задания и эталона ответа, имеющий оценочный показатель. Инструкция к тесту содержит указания, каким образом необходимо выполнять задания. Текст задания представляет собой содержательное наполнение и включает введение (информация, предшествующая вопросу), само задание и стимулирующий материал (рисунки, схемы, таблицы графики, фото). Правильный ответ – это эталон ответа, с которым будет сравниваться ответ тестируемого.

По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

Первую форму образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Если в заданиях даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный, остальные неправленые), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа, или тестовыми заданиями закрытого типа. Предложение нескольких альтернативных вариантов ответа позволяют студентам самостоятельно разобраться в том или ином вопросе, а также сформировать целостное представление основных проблем.

В практике также встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов, по содержанию они труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа. Они относятся к заданиям множественного выбора.

Вторую форму образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать: обычно это слово, словосочетание, предложение. Это тесты открытого типа.

Третью форму образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов, которые представляют собой задания на восстановление соответствия.

Четвертую форму представляют задания процессуального или алгоритмического цикла. Испытуемый ставит цифры рангов в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания. Это так называемые задания на восстановление последовательности.

Следует обратить внимание, что тест ориентирован на формирование уровня интеллекта – задания имеют разную степень сложности. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, качественной характеристикой. В последнем случае принимается во внимание не только количество решений заданий, но и характер ошибок. Тестовая форма самоконтроля предполагает коррекцию уже сложившегося, наличного потенциала знаний.

В тестах предполагается несколько дидактических единиц – усвоение материала по темам. Их может быть от 4 до 7. В нашей работе дидактических единиц четыре: предмет философии, история философии, философия познания, социальная философия. В каждой дидактической единице 15 вопросов.

3. Тесты для самоконтроля

3.1. Предмет философии

Задание 1. Метод философского мышления, обьясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют...

1. телеологическим 2. диалектическим

3. метафизическим 4. аксиоматическим



Задание 2. Онтологией в философии называется учение о...

1. законах мышления 2. морали, нравственности

3. Боге 4. бытии

Задание 3. Рассматривая целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет ______ функцию.

1. методологическую 2. практическую

3. гносеологическую 4. мировоззренческую

Задание 4. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...

1. повседневного опыта 2. Священного писания

3. мифологических представлений 4. философских идей



Задание 5. Предметом философии является (-ются)…

1. физическая реальность

2. доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции

3. положения Священного писания

4. всеобщее в системе «мир - человек»



Задание 6. Проблемы, решаемые философией...

1. не имеют ничего общего с жизнью обычных людей

2. имеют всеобщий, предельный характер

3. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины

4. имеют отношение к сверхъестественному, нереальному миру

Задание 7. Системно-рационализированное мировоззрение называют…

1. религией 2. искусством

3. философией 4. рефлексией

Задание 8. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется...

1. индетерминизмом 2. провиденциализмом

3. томизмом 4. креационизмом

Задание 9. Какая функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бьпия?

1. отражательно-информационная 2. прогностическая



3. эвристическая 4. аксиологическая

Задание 10. Для научной картины мира характерно(-а)...

1. безоговорочное влияние идей ведущих ученых

2. уверенность в существовании Мирового разума

3. отождествление веры и знания

4. истинное знание причин

Задание 11. Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с ________функцией.

1. критической 2. прогностической

3. мировоззренческой 4. аксиологической

Задание 12. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, - это...

1. наслаждение 2. совесть

3. счастье 4. долг

Задание 13. Отличие философии от религии заключается в том, что...

1. философия является формой мировоззрения

2. философии свойственен больший гуманистический потенциал

3. познавательная функция для философии является ведущей

4. философия вырабатывает определённую систему ценностей

Задание 14. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания...

1. лишь к сфере морали и искусства

2. только к области морали и права

3. только к сфере морали

4. ко всем областям человеческой деятельности

Задание 15. В основе философских систем французских просветителей лежит _______картина мира.

1. мифологическая 2. религиозная

3. релятивистская 4. механистическая

3.2. История философии

Задание 1. «Цель оправдывает средства», - считают представители...

1. аскетизма 2. провиденциализма

3. гедонизма 4. прагматизма

Задание 2. «Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», - считают представители...

1. экзистенциализма 2. марксизма

3. неофрейдизма 4. неопозитивизма

Задание 3. Особенностью древневосточной философии является...

1. развитая система философских категорий

2. опора на мифологические представления о мире и человеке

3. глубоко разработанная гносеология

4. рационализм в постижении мира

Задание 4. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется...

1. социальными нормами 2. культурными традициями

3. философскими учениями 4. самим человеком

Задание 5. Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении…

1. «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

2. «человек человеку волк»

3. «человек человеку бог»

4. «человек человеку друг, товарищ и брат»

Задание 6. Представителем философии жизни является...

1. А. Камю 2. Ф. Ницше

3. Э. Фромм 4. 3. Фрейд

Задание 7. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является...

1. пантеизм 2. теоцентризм

3. деизм 4. космоцентризм

Задание 8. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует.

1. отказ от мифологической картины мира

2. практическая ориентированность

3. опора на научные теории

4. отказ от религиозных ценностей

Задание 9. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались...

1. Леонардо да Винчи 2. Галилео Галилеем

3. Николаем Коперником 4. Николо Макиавелли

Задание 10. Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря...

1. эмпириков и рационалистов 2. диалектиков и метафизиков

3. монистов и дуалистов 4. реалистов и номиналистов

Задание 11. Идеализация русских самобьпных начал характерна для...

1. славянофилов 2. народников

3. марксистов 4. западников

Задание 12. В иррационализме важнейшим способом познания признается...

1. мышление 2. интеллект

3. интроспекция 4. интуиция

Задание 13. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является...

1. Т. Мор 2. П. Абеляр

3. Н. Макиавелли 4. Н. Кузанский

Задание 14. Представители ________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования.

1. экзистенциализма 2. позитивизма

3. герменевтики 4. неотомизма

Задание 15. Представителями эмпиризма в философии XVTI века были:

1. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

2. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

3. Б. Паскаль, П. Бейль, Н. Мальбранш

4. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

3.3. Философия познания

Задание 1. К формам рационального познания не относится...

1. суждение 2. понятие

3. ощущение 4. умозаключение

Задание 2. Креативность сознания выражается в...

1. придании смысла предмету сознания

2. способности создавать нечто новое

3. отсутствии способности создавать нечто новое

4. отсутствии смысла в действиях

Задание 3. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть...

1. самосознание 2. психика

3. интуиция 4. воля

Задание 4. Прагматической трактовки истины придерживались…(укажите два и более ответа)…

1. Г.В.Ф. Гегель 2. Ч. Пирс 3. Аристотель

4. К. Ясперс 5. У. Джемс

Задание 5. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с...

1. восприятием 2. сознанием

3. интуицией 4. экспериментом

Задание 6. Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому, предмет есть...

1. абстрагирование 2. аналогия

3. обобщение 4. моделирование

Задание 7. Человеческому сознанию присуща(-е)...

1. непосредственное воздействие на действительность

2. пассивное отражение действительности

3. порождение обьективной реальности

4. активная творческая деятельность

Задание 8. Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием …


  1. теоретического уровня познания

  2. наблюдения и измерения

  3. математического знания

  4. изобретательской деятельности

Задание 9. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является...

1. понимание 2. интуиция

3. объяснение 4. логика

Задание 10. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как...

1. субъективный идеализм

2. метафизический материализм

3. объективный идеализм

4. диалектический материализм

Задание 11. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется...

1. аналогией 2. индукцией

3. дедукцией 4. моделированием

Задание 12. Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали…

1. К.Ясперс и А.Тойнби 2. Т.Кун и И.Лакатос



3. Ж.Лиотар и Ж.Деррида 4. Г.Гадамер и М.Хайдеггер

Задание 13. Чувственной формой познания является:

1. восприятие 2. рефлексия

3. гипотеза 4. интуиция

Задание 14. К теоретическому познанию относится…

1. наблюдение 2. измерение

3. эксперимент 4. формализация

Задание 15. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», - утверждают представители…

1. эмпиризма 2. агностицизма

3. сенсуализма 4. рационализма

    1. 3.4. Социальная философия

Задание 1. Автором принципиально новой концепции государства в противоположность господствовавшей до этого теократической является…

1. Т.Мор 2. Н.Макиавелли

3. Э.Роттердамский 4. М.Монтень

Задание 2. Между трактовками движущих сил истории провиденциализмом, идеализмом и экзистенциализмом существует то общее, что все они…

  1. усматривают конечную причину социальных изменений в экономической сфере

  2. в объяснении социальных изменений апеллируют к Богу

  3. абсолютизируют роль личности в истории

  4. усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе

Задание 3. Социальная сфера общества включает в себя:

1. общности людей 2. транснациональные корпорации

3. средства производства 4. государственные структуры

Задание 4. Социальная концепция, отстаивающая приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества, называется…

  1. историческим материализмом

  2. демографическим детерминизмом

  3. географическим детерминизмом

  4. технологическим детерминизмом

Задание 5. Человек есть совокупность общественных отношений, по мнению…

1. А.Камю 2. У.Джемса

3. К.Маркса 4. З.Фрейда

Задание 6. Под коэволюцией понимается

  1. совместное взаимосогласованное развитие природы и человека

  2. совместное развитие Востока и Запада

  3. взаимодействие индивида и общества

  4. современная теория эволюции

Задание 7. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется…

1. народом 2. нацией

3. этносом 4. массой

Задание 8. Современная футурология анализирует перспективы…

1. введения мировой валюты

2. сближения мировых религий

3. формирования свободной человеческой личности

4. технологической революции

Задание 9. Понятие «глобальные проблемы» появилось:

1. во второй половине 20 в. 2. в конце 19 в.

3. в конце 18 в. 4. в конце 20 в.

Задание 10. Основной причиной отчуждения, согласно К.Марксу, служит…

  1. обусловленность человеческого бытия природными факторами

  2. частная собственность на средства производства

  3. система ценностей конкретного общества

  4. неразвитость общественных отношений

Задание 11. Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее есть…

1. фатализм 2. нигилизм

3. волюнтаризм 4. прагматизм

Задание 12. Цивилизационный подход к истории предполагает…

  1. деление истории на формационные этапы

  2. установление общих закономерностей развития общества

  3. европоцентризмом

  4. признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

Задание 13. Натуралистический подход к человеку характерен для…

1. фрейдизма 2. средневековой философии

3. философии И.Канта 4. религиозной философии

Задание 14. Масса в постиндустриальном обществе …

  1. формируется с помощью коммуникативных технологий

  2. характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

  3. воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

  4. предполагает обязательный личный контакт индивидов

Задание 15. Главным условием существования и развития общества является

(-ются)…

1. материальное производство 2. освоение космоса

2. вера в бога 4. справедливые отношения между людьми



4. Словарь

4.1. Словарь терминов

Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету на другой, подобный первому

Восприятие – одна из форм чувственного познания

Географический детерминизм – социальная концепция, отстаивающая приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества

Диалектический материализм – рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи

Диалектический метод - метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике

Индукция – способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер

Иррационализм – важнейшим способом познания считали интуицию

Категорический императив И.Канта – «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

Коэволюция – совместное взаимосогласованное развитие природы и человека

Креативность – способность создавать нечто новое

Креационизм – создание мира Богом из ничего

Неопозитивизм - считает, что «неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские»

Онтология – учение о бытии

Особенность древневосточной философии – опора на мифологические представления о мире и человеке

Ощущение – не относится к формам рационального познания

Понимание – познавательная процедура, состоящая в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений

Прагматизм – считает, что «цель оправдывает средства»

Предмет философии – всеобщее в системе «мир – человек»

Проблемы, решаемые философией – имеют всеобщий, предельный характер

Самосознание – способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение

Сенсуализм утверждает, что «нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»

Сознание – способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности

Счастье - понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни

Теоцентризм – важнейшая черта философского мировоззрения в эпоху Средневековья, «бог в центре Вселенной, мира, человека»

Фатализм – понимание всякого действия человека как предопределенного заранее

Философия – системно-рационализированное мировоззрение

Формализация – один из методов теоретического познания

Фрейдизм – характерен натуралистический подход к человеку

Функции философии: мировоззренческая – рассматривает целостную картину мира и бытия человека в нем; прогностическая – базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; критическая – философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления

Экзистенциализм – считает, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования; смысл жизни прежде всего определяется самим человеком

4.2. Словарь имен

Августин – средневековый мыслитель, «Исповедь»

Бэкон Ф., Гоббс Т., Локк Д. – представители эмпиризма в философии 17 в.

Макиавелли Н. – разрабатывал вопросы философии политики в период Возрождения; автор принципиально новой концепции государства в противоположность господствовавшей до этого теократической

Маркс К. – считал, что человек есть совокупность общественных отношений

Мор Т. – создатель знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего

Кун Т., Лакатос И. – разработали концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ

Ницше Ф. – представитель философии жизни

Ортега-и-Гассет – развитие общества определяется соотношением массы и меньшинства

Платон - античный философ, объективный идеалист.

Пирс Ч., Джемс У. – придерживались прагматистской трактовки истины

Славянофилы – идеализация русских самобытных начал

    1. Словарь выражений

Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил на два основных лагеря - реалистов и номиналистов

Главным условием существования и развития общества является (-ются) справедливые отношения между людьми

Для научной картины мира характерно истинное знание причин

Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует практическая ориентированность



Масса в постиндустриальном обществе формируется с помощью коммуникативных технологий

Между трактовками движущих сил истории провиденциализмом, идеализмом и экзистенциализмом существует то общее, что все они усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе

Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием теоретического уровня познания

Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности

Основной причиной отчуждения, согласно К.Марксу, служит частная собственность на средства производства

Отличие философии от религии – познавательная функция для философии является ведущей

Понятие «глобальные проблемы» появилось во второй половине 20 в.

Современная футурология анализирует перспективы формирования свободной человеческой личности

Социальная сфера общества включает в себя общности людей

Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность



Цивилизационный подход к истории предполагает признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур