Министерство здравоохранения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Министерство здравоохранения - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

ПРОГРАММА

ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС



для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва


2001

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ



Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н.Володин

ПРОГРАММА


ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС



для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва ГОУ ВУНМЦ

2001
Учебная программа по биоэтике для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений подготовлена рабочей группой в составе:

Ю.М. Лопухин - акад. РАМН, директор НИИ физико-химической меди­цины МЗ РФ, Председатель этического комитета МЗ РФ, представитель РФ в Совете этических комитетов Совета Европы

А.Н. Бартко - к.ф.н., доцент кафедры философии и биомеднцинской эти­ки Московского медико-стоматологического университета

А.Я. Иванюшкин - к.м.н., доцент кафедры истории медицины и культуро­логии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доцент кафедры философии РАМН

Е.П. Михайловска-Карлова - д.ф.н., зав. кафедрой философии и биоме­дицинской этики Московского медико-стоматологического университета, акад. РАЕН

И.В. Силуянова - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, член этического ко­митета РАМН

П.Д. Тищенко - к.ф.н., ст.н.с. Института философии РАН, доцент факуль­тета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Б.Г. Юдин - д.ф.н., профессор, и.о. директора Института человека РАН, заместитель председателя Российского Национального Комитета по биоэтике РАН, член бюро Международной ассоциации биоэтики (председатель региона Центральной и Восточной Европы), представитель РФ в руководящем Комитете по биоэтике Совета Европы.

В целях совершенствования программы замечания и предложения просим направлять в адрес Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 2, директор - П.А. Душенков).

© Составители, 2001

© ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисци­плинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных вра­чебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, та­ких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Сове­том Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедици­не". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Рос­сию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дис­циплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в боль­шинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Аф­рики и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по про­блемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обя­зательным.

В 1976 году МЗ СССР была утверждена "Межкафедральная про­грамма по медицинской этике и деонтологии" для студентов высших ме­дицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовер­шенствованная в 1983 году. В "Межкафедральной программе" справедли­во предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к уче­никам. Это положение остается верным и по сей день.

Существенным недостатком "Межкафедральной программы" явля­лось практически полное игнорирование ею научно-теоретического со­держания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, фило­софов, юристов, богословов и представителей других академических дис­циплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революцион­ными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, раз-

работкой концепции "смерти мозга" в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как спе­циализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологичес­кого и правозащитного движения.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согла­сия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в по­следние десятилетия нового международно-признанного этического стан­дарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочис­ленных документах международного права, национальных законода­тельствах (включая российское законодательство в области здравоохра­нения), этических кодексах и декларациях международных и националь­ных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сооб­щества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подго­товленным в данной области зарубежным коллегам (например, при раз­работке совместных программ научного сотрудничества), негативно ска­зывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпуск­никам российских медицинских вузов, препятствует формированию но­вых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отве­чающих современным политико-экономическим условиям.

Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную не­обходимость изучения пропедевтического курса "Общей биомедицинской этики", который позволит отечественным студентам медикам приобщить­ся к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно препода­вание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитар­ных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики.

Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в дан­ном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских ву­зов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волго­града и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - вра­чи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Дан­ное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомеди­цинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины.

За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, истори­ков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специаль­ностей по проблемам современной биомедицинской этики.

Настоящая учебная программа "Биомедицинская этика. Общий курс" подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ.

Программа предполагает двухуровневое преподавание медицинской этики будущим врачам и касается первого уровня - пропедевтического курса общетеоретической подготовки в данной области. Программа вто­рого уровня, конкретизирующая применение общетеоретических поло­жений к реалиям научной и практической деятельности в различных об­ластях практической медицины, должна быть разработана позднее.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" является обобще­нием опыта преподавания этой дисциплины в четырех московских меди­цинских вузах - Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (кафедра истории медицины и культурологии - зав. кафедрой акад. РАМН, профессор А.М. Сточик), Российском государственном медицинском университете (кафедра биомедицинской этики – зав. кафедрой профессор И. В. Силуянова. Московском медико-стоматологическом университете (кафедра философии и биомедицинской этики – зав. Кафедрой профессор Е.П. Михайловска-Карлова) и на факультете фунда­ментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова (декан - профессор О.С. Медведев).


Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих оте­чественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в "Общий курс" оправдано традицией препо­давания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ био­этики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обос­нованных подходов к решению некоторых специфических проблем ме­дицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтана­зии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" включают осве­щение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов - лекционных, 18 -семинарских).

В соответствии с утвержденными учебными планами (март 2000 г.) преподавание биоэтики должно осуществляться:

Факультет

Семестр

Всего Часов

В том


числе *

Зачет,

семестр

семестр


Экзамен, семестр

л

П/З

Лечебный

2

36

18

18

2



Педиатрический

2

36

18

18

2

-

Медико-

профилактический



2

36

18

I8

2

-

Фармацевтический

2

36

18

18

2

_

Стоматологический

4

38

19

19

4

-

*Л - лекции,

П/3 - практические занятия.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики



Студент должен знать:

  1. Историю биомедицинской этики.

Теоретические основы биомедицинской этики.

  1. Основные правила биомедицинской этики.

  2. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  3. "Конвенцию о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

  4. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 60).

  5. Права и моральные обязательства врача.

  6. Права пациентов.

  7. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

  8. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  9. Существо моральных проблем медицинской генетики.

  10. Существо моральных проблем трансплантации органов и тка­ней человека.

  11. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционны­ми заболеваниями и со СПИДом.

  12. Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  13. Моральные основы предпринимательской деятельности в меди­цине.


Студент должен уметь:


  1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться
    интересами пациентов.

  2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора
    и свободу действий.

  3. Защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов.

  4. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  5. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  6. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
    родственниками больных людей.

  7. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



№ п/п

Название темы

Часы

П/П




Лекции

Семинары




  1. Медицинская этика. 2 2

История биомедицинской этики.

  1. Теоретические основы биомедицинской этики. 2 2

Основные этические теории и принципы

биомедицинской этики.



  1. Основные правила биомедицинской этики. 2 2

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов.



  1. Основные модели взаимоотношения врачей 2 2 и пациентов. Этика профессионального

взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов

на животных.


  1. Медицинские вмешательства в репродукцию 2 2

человека. Моральные проблемы медицинской

генетики.



  1. Смерть и умирание. Моральные проблемы 2 2

трансплантации органов и тканей.

  1. Эпидемиология и этика. 2 2

СПИД - морально-этические проблемы.

  1. Этика в психиатрии и психотерапии 2 2

  2. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. 2 2

ВСЕГО: 18 18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Медицина и этика. История биомедицинской этики

Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность.

Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики. Особенности: биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профес­сиональной этики.

Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания.

Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравст­венные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские съезды.

Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской эти­ки в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской де­онтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года.

Клятва врача 1999 года ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), ст. 60).

Злоупотребление в медицине нацистской Германии. Суд над наци­стскими медиками. Нюрнбергский кодекс. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах.

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА и ее документы по медицинской этике.

Современные биомедицинские технологии и новые ситуации мо­рального выбора. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Концепция фундаментальных прав человека. Мо­ральные конфликты в современной биомедицине. Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества. Основопола­гающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года.


Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поггера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила.

Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Основные правила биомедицинской этики.

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. "Суррогатное согласие" для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия

в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл.

Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Партнерство, "моральный дух команды" и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии - моральный долг врача.

Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям "альтернативной" медицины.

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.

"Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследо­вательских этических комитетов при проведении исследований на чело­веке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.


следующая страница >>