Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Типология семей. Тип семьи и признаки 1 26.99kb.
Проектирование информационных систем 1 310.37kb.
Методика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном... 1 98.74kb.
1. Как на схеме данных представлены таблицы? 1 38.86kb.
Методика «альтернатива» 1 59.59kb.
«Неблагополучные семьи или семьи, находящиеся в социально-опасном... 1 78.72kb.
Гармония в семье и браке 11 5987.87kb.
Отечественный и зарубежный опыт государственно-общественного управления... 1 94.22kb.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться... 1 197.77kb.
Методика «Цветовой тест отношений» (цто). Детский вариант диагностики... 1 26.35kb.
М. Зиятова, В. Ларина Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет... 1 102.58kb.
При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие... 1 37.76kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение) - страница №1/1

Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение)

Данная методика поможет педагогу определить тип семьи, в которой растет его воспитанник.

При выделении конкретных типов мы опирались на классификации Л.С.Алексеевой и А.И. Захаровой (См.: Алексеева Л. С..Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблаго­получной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушения школьников. -М., 1980; Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.)

Программированное наблюдение включает в себя подробную ориентировоч­ную основу в виде единиц наблюдения актов воспитательного поведения родите­лей, а также конкретных, хорошо узнаваемых, признаков эмоционального климата в семье. Источником для фиксации той или иной черты воспитательного быта се­мьи служат личные наблюдения педагога при посещении учащегося на дому, бесе­ды, контакты с родителями, а также информация, полученная от других лиц (учи­телей, инспектора МВД, соседей и др.), учитываются диагностические данные раз­личных методик обследования семьи.

Следует учесть, что далеко не всегда возможна четкая типизация семьи. Достаточно часто для семьи характерно сочетание признаков разных типов, например, «конфликтная и асоциальная», «авторитарный стиль и гиперопека», «попуститель­ство и недостаточная отзывчивость» и т. д. В этом случае педагог просто отмечает присущие семье признаки, оставляя вопрос о типизации открытым.
Типы семей

Типы семьи

Признаки


Благополучная

Материальная обеспеченность. Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональный климат. Высокая (достаточная) педагогическая культура родителей


Неблагополучные семьи


Семья с дефицитом воспитательных ресурсов

В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспи­тывают родственники


Конфликтная семья


Стиль отношений между родителями или между родите­лями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недоволь­ства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность роди­телей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, эмо­циональная неустойчивость, жестокость и т. д.), плохие взаимоотношения между родителями


Асоциальная семья


Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)


Нравственно неблагополучная семья


Семья внешне благополучная: материально обеспеченная, эмоциональный климат положительный, родители обладают минимумом педагогической культуры, занима­ются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагопо­лучии - это семья с нервной нравственной ориентацией:

1. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое моральное осуждение присвоения государственного или
личного имущества, узкий круг духовных, культурных
интересов.


  1. Эгоистическая направленность: установка на индивидуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности и т. д.

3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на
внутрисемейных проблемах, безынициативность

Педагогически

некомпетентная

семья

Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наи­более типичные ошибки:

1. Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка,
неприятие в нем индивидуальности, навязывание готовых мнений и решений, строгая дисциплина, использование в качестве основной меры воспитания принуждения и физических наказаний

2. Попустительство, чаще всего потворствующее: при­


знания права ребенка на полную автономию, безнадзорность, низкая осведомленность о проблемах ребенка, его поведении на улице и в школе, бесконтрольность.

3. Гиперопека – защитный стиль отношений: оправдание


и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от
трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей
ребенка.

4. Непоследовательность и противоречивость: воспитательные дела, инициативы никогда не доводятся до


конца, несогласованность требований взрослых в семье, сочетание крайности воспитания (повышенная требовательность и бесконтрольность, слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонимание ребенка).
5. иперсоциальность: повышенная принципиальность, правильность, бескомпромиссность требований, излишние запреты, морализирование, нетерпимость к слабостям и недостаткам.

6. Недостаточная отзывчивость: не учитываются возможности ребенка и его потребности. Это лежит в основе:


а) стремления навязать ребенку непосильные цели,
дела, режим (например, занятия музыкой, требование
отличных оценок); б) преобладания отрицательных ре­
акций на поведение (замечания, ругань, предостережения, укоры и т. д.). Положительные реакции (похвала, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму.

7. Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания