Методика развития скоростно-силовых качеств у каратистов 12-13 лет - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Методика развития скоростно-силовых качеств у каратистов 12-13 лет - страница №1/2



МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь»

Методика развития

скоростно-силовых качеств

у каратистов 12-13 лет

Работу выполнил: Полютов.И.Ф,



педагог доп.образования центра «Витязь»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

Глава I.Литературный обзор………………………………………………………


    1. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств…………......

    2. Характерные особенности развития скоростно- силовых качеств…………..

    3. Характеристика двигательной деятельности каратиста…………………....

    4. Характеристик проявления скоростно силовой деятельности каратиста…...

Глава II.Организация, методы и методика исследования……………………...

2.1. Организация эксперимента………………………………………….……….

2.2. Методы исследования……………………………………………….……….

2.3. Экспериментальная методика развития скоростно-силовых качеств на занятиях с юными каратистами…………………………………………..……

2.3.1Комплексы скоростно- силовых упражнений………………………………

2.3.2Использование специфических теоретических знаний в подготовки юных каратистов………………………………………………………..……...............



ГлаваIII.Результаты исследования…………….…………………………………

Выводы……………………………………………………………………………...

Практические рекомендации………………………………………………….......

Список используемой литературы………………………………………………..

Приложения ………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ

Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные.

Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых качеств. Сложное качество – это интегрированная качественная особенность двигательного действия.

Каратэ, как вид спортивного единоборства, требует максимального проявления всех или большинства скоростных способностей в вариативных ситуациях. Каратист – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий в условиях постоянной смены обстановки поединка.



Актуальность: В настоящее время не существует методических пособий по развитию и совершенствованию скоростных способностей для детей 12-13 лет, занимающихся каратэ. Проблема отсутствия научно-методической литературы по данному виду спорта натолкнула нас на необходимость исследования в этой области развития скоростно-силовых способностей в тренировочном процессе у юных спортсменов.

Цель: Обоснование методики развития скоростно-силовых упражнений на занятиях каратэ с мальчиками 12-13 лет

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Разработать специальный комплекс упражнений с вспомогательными средствами для совершенствования скоростных способностей в КАРАТЭ

  3. Проверить эффективность методики в ходе педагогического эксперимента.

Гипотеза: мы предположили, что преимущественное использование упражнений скоростно-силовой направленности на занятиях каратэ с мальчиками 12-13 лет позволить повысить у них физическую подготовленность и улучшит спортивный результат.

Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс с юными каратистами 12-13 лет.

Предмет исследования: Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у детей 12-13 лет, занимающихся КАРАТЭ на этапе начальной подготовки.

ГЛАВА I. Литературный обзор

1.1 Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств

Силовые способности зависят от физиологического поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон различных видов, количества включенных в работу двигательных единиц, синхронизации деятельности мышц-синергистов, своевременного выключения из работы мышц-антагонистов. В конкретных двигательных действиях силовые способности прямо обусловлены биомеханической структурой движения: возможностью вовлечения в работу крупных мышечных групп, длиной плеч рычагов и др.

Выделяют следующие виды силовых способностей: максимальную силу, взрывную силу и силовую выносливость. Рассмотрим взрывную силу. Под взрывной силой понимают способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. [27]

Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивных упражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, т.к. финальная скорость снаряда (тела) определяется силой и скоростью приложенного воздействия.

Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.

Силовой компонент мощности (динамическая сила). Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц концентрического или эксцентрического сокращения), обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению (а), сообщаемому массе (m), при концентрическом сокращении мышц, или по замедлению (ускорению с обратным знаком) движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определение основано на физическом законе, согласно которому F = m x а. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы.

К одной из разновидностей мышечной силы относится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет, например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально возможной скоростью. В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы, т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы). Градиент силы выше у представителей скоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютных градиентах силы.

Показатели взрывной силы мало зависят от максимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателям, например, прыгучести. Следовательно, физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются от механизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторов важную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила.

В теории и методике спорта взрывная сила и скоростно-силовые способности являются тождественными понятиями. Взрывная сила отражает способность человека к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума (12).

Взрывная сила проявляется во многих двигательных действиях, там, где необходимо в минимальное время проявить максимально возможную в этих условиях силу. Это характерно для спринтерского бега, различного рода прыжковых упражнений, метания и других действий, в играх, единоборствах.

В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон.

В скелетных мышцах различают несколько типов мышечных волокон, отличающихся сократительными и метаболическими свойствами. К основным типам волокон относятся медленносокращающиеся (МС), или красные и быстросокращающиеся (БС), или белые.

Медленносокращающиеся и быстросокращающиеся волокна имеют разную скорость возбуждения, сокращения и утомления. Так, скорость сокращения МС-волокон составляет более 110 мс, а БС-волокон – 50 мс. Отдельные типы волокон отличаются также механизмами энергообразования.

Медленно-сокращающиеся волокна, которые имеют малую скорость сокращения, располагают большим количеством митохондрий, ферментов биологического окисления углеводов и жиров, белка миоглобина, который запасает кислород, а также большой сетью капилляров, обеспечивающих достаточное поступление кислорода в мышцы, и большими запасами гликогена. Все это свидетельствует о том, что в МС-волокнах преобладают аэробные механизмы энергообразования, которые обеспечивают выполнение длительной работы на выносливость. Мотонейрон, иннервирующий МС-волокна, имеет небольшое тело клетки и управляет относительно небольшим количеством мышечных волокон(10-180).

Быстросокращающиеся мышечные волокна характеризуются большим количеством миофибрилл, высокой АТФ-азной активностью миозина и ферментов гликолиза, наличием значительных запасов гликогена. Они имеют слаборазвитую капиллярную сеть и небольшое количество кислородосвязывающего белка – миоглобина. В связи с этим ресинтез АТФ в таких типах волокон осуществляется за счет анаэробных механизмов энергообразования – креатинфосфатной реакции и гликолиза. Наличие указанных выше биохимических особенностей обеспечивает высокую скорость сокращения и быстрое утомление этого типа мышечных волокон. БС-волокна приспособлены к скоростной интенсивной работе относительно небольшой продолжительности. Их мотонейроны имеют большое тело клеток и сильно разветвленные аксоны, поэтому иннервируют от 300 до 800 мышечных волокон. [9]

Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. В процессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии, чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрые волокна составляют основную массу мышц (или иначе занимают на поперечном срезе большую площадь) по сравнению с представителями других видов спорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.

Скоростной компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие (сила), приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса. Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем больше сила, тем быстрее движение.

Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим – улучшение координации работы мышц.

Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон у выдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующих выносливость.

Скорость и степень расслабления мышц- антагонистов может быть важным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличить скорость движения, необходимо выполнять в тренировочных занятиях специфические движения (такие же, как в соревновательном упражнении) со скоростью, равной или превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении. 44

При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Целостная оценка скоростных возможностей наилучшим образом может быть произведена по уровню максимальной скорости, доступной спортсмену на отрезке такой продолжительности, при которой не наблюдается падения работоспособности вследствие наступающего утомления. [27]

Так как в спортивном поединке в любом раунде составляет не более 2 минут (иногда не более 1 минуты, согласно Положению) [28], то отсюда следует, что основным процессом, обеспечивающим работу в высоком темпе, является анаэробный процесс.

При анаэробной физической работе происходит повышение мощности креатинфосфокиназного (алактатного) и гликолитического (лактатного) механизмов энергообразования. При очень интенсивных физических нагрузках (максимальной и субмаксимальной мощности) основными в ресинтезе АТФ становятся анаэробные механизмы: алактатный при работе в течение 10 -30 секунд и лактатный – в течение 30 секунд – 6 минут.


Креатинфосфокиназный механизм ресинтеза АТФ (алактатный).

Алактатный анаэробный механизм ресинтеза АТФ включает использование имеющейся в мышцах АТФ и быстрый ее ресинтез за счет высокоэнергетического фосфогенного вещества – креатинфосфата, концентрация которого в мышцах в 3-4 раза выше по сравнению с АТФ.

Креатинфосфат локализован непосредственно на сократительных нитях миофибрилл и способен быстро вступать в реакцию перефосфорилирования с участием фермента креатинфосфокиназы (КФК) согласно уравнению

КрФ + АДФ АТФ + Кр

В скелетных мышцах человека КФК обладает высокой активностью, а КрФ и АДФ проявляют высокое химическое сродство друг к другу, что приводит к усилению этой реакции в самом начале мышечной работы, когда начинает расщепляться АТФ и накапливаться АДФ.

Максимальная мощность креатинфосфокиназной реакции развивается уже на 0,5 - 0,7-й секунде интенсивной работы, что свидетельствует о большой скорости развертывания, и поддерживается в течение 10 -15 секунд у нетренированных, а у высокотренированных спортсменов может удерживаться 25 – 30 секунд.



Гликолитический механизм ресинтеза АТФ (лактатный).

Как только в процессе анаэробной мышечной работы креатинфосфокиназный механизм перестает обеспечивать необходимую скорость восстановления АТФ в мышцах, в энергообеспечение работы вовлекается анаэробный гликолитический механизм ресинтеза АТФ.


С6Н12О8 + 2 АДФ + 2 Н3РО4 2 С3Н6О3 + 2АТФ + 2 Н2О

глюкоза молочная

кислота
6Н10О5]n + 3 АДФ + 3 Н3РО4 2 С3Н6О3 + [С6Н10О5]n-1 + 3АТФ + 2 Н2О

гликоген молочная

кислота
В процессе гликолиза используются в основном внутримышечные запасы гликогена, а также глюкоза, поступающая из крови. Они постепенно расщепляются до молочной кислоты с участием многих ферментов. На максимальную мощность этот механизм выходит уже на 20 - 30-й секунде после начала работы, то есть его скорость развертывания значительно меньше, чем креатинфосфокиназного. К концу 1-й минуты работы гликолиз становится основным механизмом ресинтеза АТФ. Однако при дальнейшей работе наблюдается снижение активности ключевых ферментов гликолиза под влияние образующейся молочной кислоты или снижения внутриклеточного pH, что приводит к снижению скорости ресинтеза АТФ в этом механизме. [9]
1.2 Характерные особенности развития скоростно-силовых качеств

В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются “сенситивными” периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название “критических”. По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза.

Эффективность воспитания и обучения находятся в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания требуют периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Известно, что у детей и подростков зона интенсивного психомоторного развития наблюдается в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень интенсивности. Это положение является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных качеств.

По данным Сапина М. Р. (2000г.), знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективности методов обучения. При изучении развития человека и возрастных особенностей руководствуются научно-обоснованными данными о возрастной периодизации. В нашей работе мы затрагиваем один возрастной период – подростковый возраст. [31]

Подростковый возраст – называется также периодом полового созревания, пубертатным периодом. Этот период жизни, в котором организм претерпевает ряд изменений, способствующий наступлению его половой и физической зрелости. В связи с резкими нейроэндокринными изменениями в этот период стремительно меняются вегетативные функции, обмен, физическое и психическое развитие. Он продолжается у юношей с 13 до 17 лет, у девочек с 11 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, пубертатный скачек, который касается всех размеров тела. [24]

Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили эти представления и конкретизировали наличие критических и сенситивных периодов развития, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые нашли широкое признание в теории и практике воспитания и спортивной тренировке.

В то же время большинство работ показывают более жесткие связи сенситивных и критических периодов в развитии тех или иных двигательных способностей с возрастом (в пределах одного года). Возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Чаще учитывается хронологический (паспортный) возраст и практический не принимается во внимания темпы биологического созревания, особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигнуть 4 и более лет.

Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:

- координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;

- быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

- сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;

- скоростно-силовые качества – развитие происходит с 10 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;

- выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
1.3 Характеристика двигательной деятельности каратиста

Каждому виду спорта присущи свои особенности выполнения двигательного действия, обусловленные его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований. Проведение соревновательных поединков по правилам, для выявления сильнейшего, стало основой для становления каратэ как вида спорта.

Каратэ – атлетический, силовой, динамичный, активно-наступательный. Его характеризует рациональный арсенал наиболее эффективных приемов, полное отсутствия стремления к внешней демонстративности и показной зрелищности. Тем не менее, бои, проводимые в каратэ, наполнены реальностью борьбы. [21]

Можно с уверенностью сказать, что высокие достижения в ударных видах спортивных единоборств (каратэ, бокс, тайландский бокс) определяются гармоничным развитием качеств, а не каким-либо одним, ведущим физическим, психическим или функциональным качеством.

По степени проявления ведущих физических качеств и режима деятельности организма спортивные единоборства относятся к видам спорта, характеризующимся комплексным проявлением двигательных качеств, большинство действий в которых носит ярко выраженную скоростно-силовую направленность. [37] Так, целью каратистов-спортсменов является нанесение физического повреждения сопернику с помощью ударной техники рук и ног для выведения его из конкурентной борьбы.

Для категории единоборств очень важным являются силовые качества, подвижность нервной системы, быстрота реакции, а также скоростные качества.

Основными компонентами физической подготовки каратистов является скорость, ловкость, координация, сила и равновесие. Кроме этих качеств физической подготовки, спортсмены должны развивать такие качества, как гибкость, точность, реакцию, чувство времени, выносливость, и психическую стабильность. [15]

Несмотря на то, что в последнее время контактные виды спортивных единоборств, в том числе и каратэ, имеют большие темпы развития в мире, научной литературы на предмет подготовки каратистов к соревнованиям очень мало. В связи с этим, многие тренеры для повышения эффективности тренировочного процесса изучают литературу по другим, внешне схожими с каратэ, спортивным дисциплинам (бокс, кикбоксинг).


1.4 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности каратиста

Известно, что, когда при преодолении какого-либо сопротивления развивается максимальное ускорение, речь идет о проявлении скоростно-силовых качеств. Когда же проявление этих качеств связано со спецификой определенных видов спорта, речь идет о специальных скоростно-силовых качествах. В этом случае каждый вид спорта определяет не только специфику и величину сопротивления, но и группы мышц, которые несут основную нагрузку, а также специфическую амплитуду движения. Таким образом, скоростно-силовые качества проявляются только в динамическом режиме и при преодолевающем характере работы мышц. При проявлении скоростно-силовых качеств сила и скорость не достигают абсолютных величин. [19]

Выполняя различные движения, связанные с перемещением тела, метанием снаряда, приходится преодолевать состояние покоя, создавать ускорение, необходимое для достижения большей скорости бега, полета снаряда, и др. И, естественно, чем больше будет сила, тем большее ускорение можно развить. Следовательно, от силы зависит проявление быстроты движений. Развивать силу – значит создавать лучшие условия для совершенствования быстроты, поскольку последняя проявляется не в каких-то отвлеченных категориях, а в конкретных движениях, требующих кратковременных, но предельно высоких мышечных сокращений. [40]

Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются как самостоятельные качества, они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает проявление скоростно-силовых качеств. [41]

Для характеристики физических качеств спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин «быстрота». В последние десятилетия все чаще стали употреблять термин «скоростные способности». Это объясняется тем, что исследование конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их существенные различия.

Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций. [38]

Скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством, они содержат разнообразные формы проявления быстроты.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).



Скоростные качества бойца.

Скоростные способности человека настолько специфичны, что даже в элементарных формах быстроты перенос качественных особенностей происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, улучшение результатов в беге никак не отражается на результатах в плавании и т. д. поэтому быстрота может развиваться не вообще, а лишь в определенных движениях, в конкретном двигательном навыке. При этом изменения, происходящие в центральной нервной системе и периферическом нервно-мышечном аппарате в связи с развитием быстроты, всегда обусловлены конкретной системой динамического стереотипа, связанного с выполнением определенного движения или действия. Отсюда методика развития различных видов быстроты имеет свои специфические особенности, которые определяются особенностями изучаемых или совершенствуемых движений. [38]

В условиях спортивной деятельности человек, борясь с силами гравитации и инерции, преодолевая комплекс внешних и внутренних сопротивлений, стремится в подавляющем большинстве случаев как можно быстрее решить двигательную задачу. Таким образом, скорость выполнения движений, оцениваемая временем, затрачиваемым на изменение положения тела и его звеньев в пространстве, - основной показатель эффективности мастерства спортсмена и вместе с тем один из главных критериев эффективности тренировочного процесса в целом. [7]

Во время поединка на бойца постоянно, ежесекундно, обрушивается большое количество самой разнообразной информации из внешнего мира, т.е. от действий противника, обстановки боя и т.д. Он должен мгновенно перерабатывать эту информацию – определить время и дистанцию, направление ударов и характер действий противника, общую обстановку и ход боя, оценивать и запоминать свои успехи и ошибки противника, реагировать на действия противника и переключаться на новое движение, мгновенно выбирая его из массы приемов и эффективно его выполняя.

В практике боевых искусств под скоростью действий подразумевается способность перемещать тело или какую-нибудь его часть из одной точки в другую за как можно более короткий промежуток времени. Благодаря скорости можно избежать ударов соперника и нанести ему большее количество ударов. Скорость является ключом к победе, если оба соперника равны в техническом мастерстве. Особенно необходима скорость в бою с превосходящим в росте и массе соперником. С помощью скорости можно резко повысить эффективность выполнения любых техник, особенно когда боец находится на пике физической готовности. [15]

Таким образом, успех бойца в бою во многом зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения. В условиях поединка боец сталкивается с комплексным проявлением различных форм быстроты. Кроме того, быстрота определяется и некоторыми взаимодополняющими факторами, такими как: умение расслаблять неработающие группы мышц, уровнем волевых усилий, силовыми возможностями, подвижностью в суставах, технической подготовленностью. [29]

В настоящее время каждый опытный тренер и спортсмен знают, какое значение имеет правильное мышечное расслабление для улучшения скорости ударных действий. Как показывают многочисленные исследования, умение расслаблять мышцы позволяет спортсмену повысить скорость движений и быстроту двигательных реакций, увеличить специальную выносливость, увеличить точность движений и овладеть новыми движениями. (ВА Стрельников, 92)

Также на проявление быстроты в действиях каратистов влияет уровень развития простой и сложной двигательных реакций. Простая реакция – ответ на заранее известный раздражитель; сложная – реакция ”выбора”, т.е. когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации.



Силовые качества бойца.

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет напряжения мышц.

От уровня развития силовых способностей зависят достижения практически во всех видах спорта. Однако каждый определенный вид спорта, определенная спортивная дисциплина требуют и определенного соотношения в развитии отдельных силовых способностей, которые характеризуются динамометрическими показателями проявления силы (кг), мощностью проявляемых усилий (кГм/сек, работа в единицу времени), временем поддержания определенных, необходимых для обеспечения соревновательной деятельности усилий (или числом повторений).

Силовые способности принято подразделять на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость.

Преобладание какого-либо одного качества (быстроты или силы) не дает такого преимущества, как их оптимальное сочетание. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. [38]

По правилам соревнований каратэ основное время поединка составляет 2 минуты. В случае, если после основного времени судьи не приняли решения в чью-либо пользу назначается первое продление продолжительностью 2 минуты..

Так как в спортивном поединке в любом раунде составляет не более 2 минут (иногда не более 1 минуты, согласно Положению), то отсюда следует, что основным процессом, обеспечивающим работу в высоком темпе, является анаэробный процесс. Конечно, также большое значение играет специальная выносливость, однако кратковременные ускорения в виде комбинаций ударов, защит, передвижений и финтов происходят за счет скоростно-силовых способностей спортсмена.


ГЛАВА II: Организация, методы и методика исследования

2.1 Организация исследования

Исследования проводились в 4 этапа:

1 этап –Ноябрь 2006года.Анализ литературных источников по проблеме исследования.

2 этап – февраль 2007- июнь 2007 года. Разработка экспериментальной методики.

3 этап – Сентябрь 2007- апрель2008 года. Проведение эксперимента.

4 этап – май 2008 года. Написание работы.

Педагогический эксперимент проводился на базе СК «Вольный стиль» и СК «Самурай», в течение 8 месяцев. В эксперименте принимали участие 24 спортсменов, одного возраста (12-13 лет), с одинаковым уровнем спортивной квалификации. Они были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 12 человек в каждой.

Сущность эксперимента заключалась в следующем: выявить более эффективную методику для развития скоростно-силовых качеств каратистов 12 – 13 лет, провести тестирование и сравнить результаты.

Каратисты 12 – 13 лет на начало эксперимента уже прошли два года обучения в группе начальной подготовки и состоят в учебно-тренировочной группе первого года обучения.

Исследование особенностей развития скоростно-силовых способностей юных каратистов в экспериментальной группе и контрольной группе с применением различных программ по развитию скоростно-силовых качеств, проводилось в период с декабря 2006 г. по апрель 2008 г.

Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых.

В эксперименте принимали участие две группы: экспериментальная группа – юные каратисты 12 –13 лет (тренер Полютов И.Ф..) и контрольная – юные каратисты 12 –13 лет (тренер Шелякин В.А.).

Общее количество испытуемых 24 – по 12 человек в каждой группе.
2.2 Методы исследования


    1. Анализ научно – методической литературы;

    2. Педагогический эксперимент;

    3. Тестирование физической подготовленности;

    4. Методы математической статистики.

Методы математической статистики в сфере физической культуры и спорта служит для оценки результатов педагогического воздействия на занимающихся [33] С помощью этого метода мы определяли эффективность разработанной методики.

В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины:



Формулу для вычисления стандартного отклонения:



Формулу для определения достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента:





    1. Экспериментальная методика развития скоростно-силовых качеств на занятиях с юными каратистами.



При сравнении эффективности программ по развитию скоростно-силовых качеств юных каратистов, применяемых в двух различных группах (контрольной и экспериментальной), использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (m) в каждом из тестов в каждой группе; средней ошибки среднего арифметического значения (M), а также вычисление величины t-критерия Стьюдента.

Различия средних арифметических считались достоверными, если значение критерия t в конце эксперимента больше, чем критические значения t-Стьюдента при уровне значимости 5 % для выборки n = 22. Табличное значение критерия t для выборки n = 22 равно 2,07.

Основной в нашей работе является методика воспитания скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых в максимально возможном быстром темпе. В теории физической культуры и спорта такой метод называются метод динамических усилий.

Сущность этого метода заключается в создании максимальной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимальной возможной для этих условий скоростью. При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

В теории физической культуры использование метода непредельных отягощений в упражнениях с максимально возможной скоростью предполагает расчет отягощений в процентах от максимума, то есть от максимального веса, возможного при выполнении определенного упражнения, в котором происходит развитие скоростно-силовых возможностей спортсмена. Такой же подход в определении отягощений мы встретили и у Н.Г. Озолина. Он пишет: в первую очередь надо определить интенсивность, то есть величину проявляемых усилий. Она отражается в процентах от максимальной величины. Чтобы узнать эту величину, следует на первых же занятиях для всех спортсменов провести прикидку в основных силовых упражнениях (разумеется, только в тех, где можно измерить величину усилий весом или динамометрией). Это даст показатели, на основании которых легко определить в процентах величину интенсивности для тех или иных средств и методов. [24]

Такой способ определения отягощений в упражнениях скоростно-силового характера не вызывает вопросов, если он проводится среди старших юниоров. Однако измерять максимальную силу у детей мы посчитали неправильным, так как в этом возрасте еще не полностью сформировался скелет и суставно-связочный аппарат и поэтому опасно нагружать детей максимально.

Тогда мы обратились к литературному источнику по тайландскому боксу. Использование данного источника объясняется тем, что научной литературы по этому виду единоборства больше, чем по каратэ, а также на основании того, что тайландский бокс и каратэ схожие виды.

В этой литературе при использовании метода непредельных отягощений в упражнениях с максимально возможной скоростью подбор отягощений осуществляется в процентах от собственного веса. [29]

Такой способ определения весов кажется нам предпочтительнее. Но также надо помнить о том, что, скоростно-силовые способности различны у детей одного возраста, но с разными антропометрическими данными.

При определении состава обеих групп (контрольной и экспериментальной) мы стремились учитывать эти рекомендации и подбирали детей одного возраста, примерно одинаковой спортивной квалификации и физическими данными.

Быстрая сила совершенствуется с помощью искусственных затруднений непосредственно в специализированных движениях. Небольшие отягощения дают положительный эффект в развитии быстрой силы. Нужно помнить, что в каждом конкретном случае необходимо творчески подходить к подбору оптимального отягощения, темпа и длительности работы, только в том случае можно ожидать положительных результатов от выполнения таких упражнений. [38]

При подборе упражнений для скоростно-силовой подготовки каратиста следует руководствоваться принципами динамического соответствия, стремиться к тому, чтобы силовые способности проявлялись только в быстрых движениях. При этом вес отягощений не должен превышать 30% от собственного веса при работе над сгибателями и разгибателями ног, 15% от собственного веса – при работе над мышцами, поворачивающими туловище, и 1% - при работе над мышцами плечевого пояса и рук. При этом желательно, чтобы все упражнения, хотя бы частью движения, были похожи на технические элементы приемов каратэ. [29]

Проанализировав различную литературу по подбору весов в упражнениях с отягощениями, мы, при составлении комплексов упражнений, решили использовать веса меньшие рекомендованных. Такое решение было принято на основе того, что связочный аппарат суставной сумки в 12 – 13 лет еще довольно слаб, поэтому могут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в серьезную травму.

Время для скоростно-силовой подготовки мы подбирали в начале основной части тренировочного занятия, так как применение скоростно-силовой нагрузки в конце занятия, на фоне утомления, малоэффективно. [23]


2.3.1. Комплексы скоростно-силовых упражнений.

  • Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе:

    • прыжки через скакалку 4 раза по 2 минуты (отдых между раундами 30 секунд).

    • бег на месте с высоким подниманием бедра с прямыми ударами руками

    • 5 x 20 секунд (отдых между подходами 30 секунд).

    • выбрасывание набивного мяча правой и левой руками от плеча, вес отягощения 1 кг. 30 раз каждой рукой, поочередно.

    • прыжки «ножницы» (смена ног при выпрыгивании из положения выпада, колено задней ноги касается пола) 4 x 10 раз (отдых между подходами 20 секунд).

    • сгибание и разгибание рук в упоре лежа с отталкиванием от пола, ноги на подставке 20 сантиметров 4 x 15 раз (отдых между подходами 30 секунд).

    • работа на подвесном мешке (или спарринг) 4 раза по 2 минуты (отдых между раундами 45 секунд).

    • подъем корпуса к ногам из положения лежа на спине, ноги согнуты

2 x 40 (отдых между подходами 40 секунд).

    • комбинации ударов руками и ногами по спортивному мешку (3-4 удара)

4 x 20 комбинаций (отдых между подходами 1 минута).

      • подвижные игры.

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:

Список упражнений № 1, (вторник):

  • прыжок с двух ног, колени касаются груди. 5 x 15 секунд

(отдых между подходами 30 секунд).

  • удары руками по подвесному мешку:

-прямые удары руками 4 x 20 секунд (отдых между подходами 40 секунд).

  • бой с тенью, в руках гантели 0,2 кг., на ногах утяжелители 0,1 кг

6 раз x 30 секунд (отдых между раундами 1 минута).

  • выпрыгивание из приседа, на плечах гриф 2 кг., 4 x 20 раз

(отдых между подходами 1 минута).

  • подъем корпуса к ногам из положения лежа на спине, ноги согнуты

6 x 20 секунд (отдых 20 секунд).

  • прямой удар ногой ( мае-гери чудан) по лапи, передвижение вперед 4 x 30 ударов (отдых между подходами 1 минута).

Список упражнений № 2, (суббота):

    • подъем бедра с отягощением 0,5 кг., 4 x 15 секунд

(отдых между подходами 45 секунд).

    • отжимания из упора лежа на кулаках, на спине груз 2 кг.,

4 x 15 раз (отдых между подходами 45 секунд).

    • работа на подвесном мешке (или спарринг) 5 раз x 1 минуте (отдых между раундами 30-45 секунд).

    • выпрыгивание из приседа 3 x 35 раз (отдых между подходами

1 минуты 25 секунд).

    • подъем корпуса к ногам из положения лежа на спине, ноги согнуты, с выбрасыванием набивного мяча двумя руками от груди (0,5 кг.) партнеру 3 x 30 раз (отдых между подходами 50 секунд).

  • удар нагой (маваше-гери чудан) по воздушному щиту, передвижение вперед 4 x 30 ударов (отдых между подходами 1 минута).

Занятия в контрольной группе проводились:

Понедельник:

Среда: с 16:30 до 18:00

Пятница:


Занятия в экспериментальной группе проводились:

Вторник:

Четверг: с 19:00 до 20:30

Суббота:

В процессе эксперимента, упражнения, используемые в контрольной группе, применялись на тренировках 2 раза в неделю в различных сочетаниях, по 4 упражнения в каждой такой тренировке.

Упражнения, используемые в экспериментальной группе, применялись в определенных сочетаниях, в виде комплексов упражнений № 1и № 2. Комплекс № 1 применялся на тренировочных занятиях по вторникам, а комплекс № 2 – по субботам. Такое распределение нагрузки по дням недели дает возможность юным спортсменам восстановиться после работы такого характера.



2.3.2. Использование специфических знаний в обучении юных каратистов.

Сила и скорость

Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах или в других ви­дах спорта. Важно уметь использовать силу эффек­тивно. Применение силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота движений, или скорость.

Основные удары Цуки и Гери наиболее эффективны в Каратэ при концентрации максимума усилий в момент попадания в цель. Эта концентрация сил во многом зависит от быстроты, с которой выполняются приемы. Столь же важно и другое: большая скорость является результатом большей силы. Сила удара Цуки, проводимого опытным каратэкой, приблизительно равна 1500 фунтам (680 кг).[46]

Быстрота — важный элемент в применении силы, однако без хорошего контроля скорость ваших движений не достигнет своих наивысших значений.

Вид движения, необходимый для основных приемов Каратэ,— вовсе не тот, который позволяет медленно передвигать тяжелые предметы, но, напротив, такой, которым можно перемещать легкие предметы с максимальной скоростью. Таким образом, сильные, но медленные силовые упражнения, необходимые в поднятии тяжестей, не так эффективны в Каратэ, как сила, развивающаяся при ударах по Макиваре^ с большой скоростью.

Другой принцип, достойный внимания: большая быстрота достигается тогда, когда сила движется по более длинному пути к цели. Например, при ударе ногой колено бьющей ноги сгибается насколько возможно и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разогнулась в момент удара. Чем длиннее путь к цели, тем сильнее получится удар ногой. Для того чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожидан­ные нападения. Такие тренировки вместе с понимани­ем и умением применять динамику движений могут послужить хорошим средством сокращения времени реакции.



Концентрация силы

Цуки или Гери будут слабыми, если бить только ногой или рукой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одно­временно. Когда производится Цуки или Гери, сила дви­жется из центра тела от основных мышц к конечностям, окончаниям кисти или стопы. Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью 0,01 м/с. Все движения от начала до конца продолжаются 0,15-0,18 секунды, если все элементы этого движения исполнены правильно. Тренировка способствует тому, что вся имеющаяся сила концентрируется в стопе, если вы бьете ногой, или в кисти, если бьете кулаком.

Важно держать различные мышцы и сухожилия свободными и расслабленными, чтобы иметь возможность немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя будет напрячь в момент концентрации силы.

Сила, концентрируемая во время удара, должна быть мгновенно «сброшена» для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов Каратэ .[23]


Роль мышечной силы

Силу для движения тела дают мышцы. Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы — вот что необходимо в Каратэ. Даже если ученик хорошо ориентируется в теории Каратэ и знает принципы ди-намики движений, его приемы будут слабыми, если мышцы не будут достаточно сильными и крепкими. Поэтому необходима постоянная тренировка в укрепле­нии и усилении мышц тела.

Если тренировку в Каратэ вести по-научному, совершенно необходимо знать, какие мышцы участвуют в различных фрагментах приема. Когда отрабатывается новый прием, ученики часто в одно и то же время используют как необходимые мышцы, так и мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны тщательно следовать советам своего учителя. Когда нужные мышцы действуют полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным. С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является, в лучшем случае, потеря энергии и, что куда хуже, неэффективный прием.

Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что чем более способна мышца к напряжению, тем большую силу она производит.


Ритм

Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное выполнение серий движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Существует особый ритм, необходимый для движений атлета, и он более запутан и сложен, чем так называемый музыкальный ритм. Для изучающего Каратэ правильный ритм важен как в выполнении основных приемов, так и в свободном спарринге (Кумитэ).[32]

Ритм особенно важен в выполнении официальных или формальных упражнений (Ката). Мы должны хорошо подготовиться, чтобы в минимальное время вы­полнить три наиболее важных элемента: применять силу в нужное время, контролировать быстроту в приемах и от приема к приему, плавно перемещать тело от одного приема к следующему. Эти требования нео­существимы без ритма: Ката, выполненная учеником, продвинувшимся в изучении Каратэ, мощна, ритмична и, следовательно, красива.
Чувство времени (выбор времени, своевременность)

Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточ­но развито, прием может не получиться. Удары Гери или Цуки, направленные в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, чаще всего безрезультатны.

Начиная прием, в первую очередь важно рассчитать время. Чтобы начинать свои движения более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свои подачи, делая повторяющиеся предварительные замахи. Однако для отработки подобных замахов в Каратэ нет времени — ведь исход схватки решают мгновения. И недостаточно точный расчет времени может оказаться гибельным.

Атака в Каратэ должна начинаться рукой или ногой из обычной позиции — подготовительной или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, в течение всего этого движения тело должно держаться расслабленным, однако настороженным, с мышцами, полными энергии и готовыми для любого случая.[73]


Низ живота и бедра

Тренеры современного спорта постоянно подчеркива­ют, что максимальную силу в любое движение можно вложить с помощью бедер. Например, они говорят: «Бейте вашими бедрами», или «Бросайте вашими бедрами», или «Поддайте его вашими бедрами».

В Японии важности Танден уделяют внимание на самых ранних стадиях обучения. Учителя боевых искусств и многих других дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно важна потому, что там, по японским представлениям, сосредоточен человеческий дух, и эта область обеспечивает основу силы и равновесия. Танден в действительности есть зона позади пупка в центре тела. Когда вы стоите прямо, центр тяжести располагается как раз там. Если стойка в Каратэ правильная, центр тяжести тоже находится в Танден. Правильная стойка дает возможность ученику уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводя в гар­моническое взаимодействие его мышцы, и позволяет почти не терять энергию.

Если сила концентрируется в Танден, она как струя вливается в выполняемые приемы Каратэ, а кости таза и голени крепко поддерживают бедра и корпус при поворотах. Эта мощная поддержка позволяет выполнять сильные приемы.

Центр тяжести, т. е. низ области живота и бедер, играет большую роль в различных движениях. Следовательно, нужно стараться делать удары Цуки, Гери и Укэ, помогая бедрами.[75]


следующая страница >>