Методика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном образовании «Организация и методика работы по исследов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном образовании - страница №1/1

Методика изучения экологии с учетом регионального компонента в дополнительном образовании «Организация и методика работы по исследованию окружающей среды в экологическом центре»

Л.А. Баранова, учитель биологии

МОУ «Печорская лингвистическая гимназия»

( в сокращении)
Вместе всегда лучше, веселее и эффективнее. Когда человек видит и осознает, что он сам сделал все от себя зависящее, а проблема так и осталась неразрешенной, то возникает либо состояние беспомощности и отказ от дальнейшего решения поставленных задач, либо человек все-таки не отказывается от достижения своего, пусть и маленького, счастья и начинает поиск соратников, помощников и партнеров для дальнейшего решения той проблемы, которая создает для него неудобства и вреда больше, чем приносит пользы и благополучия.

Находит один человек другого, видит, что с ним можно делать общее дело, что у обоих похожие интересы - вот и создалась общественная организация, группа единомышленников. По российскому законодательству для создания общественной организации достаточно трех человек. Организация может быть как официально зарегистрированной, со своей бюрократией и структурой, либо незарегистрированной, но так или иначе действующей по сути своей. Называться они могут по-разному, как и быть разного статуса - группа поддержки, кружок, товарищество, центр, общество, движение, объединение, особенно эти структуры в настоящее время важны и актуальны в экологической области.

Природа нашего Печорского района уникальна. Территория района граничит с Эстонской и Латвийской республиками, где природоохранной деятельности уделяется большое внимание: организуются и оборудуются учебные экологические тропы, работают экологические школы, экологические центры, общественные экологические организации, разрабатываются трансграничные проекты экологической направленности.

Одной из главных проблем нашего района является:


  • Отсутствие районного экологического центра, который помогает сохранению культурного и природного достояния района, обеспечивает доступ к экологической информации широких кругов общественности, осуществляет экологический мониторинг окружающей среды региона, а так же через СМИ повышает уровень экологического образования населения и активно осуществляет трансграничное сотрудничество с приграничными государствами в области экологии.

Цель проекта: Формирование нового экологического мышления общества через организацию и деятельность молодежного экологического центра

Задачи проекта:

  1. Обозначить направление и цели работы экологического центра.

  2. Разработать программу деятельности экологического центра по каждому направлению

  3. Привлечь внимания общества к проблемам окружающей среды;

  4. Ориентация молодых исследователей на поиск решений, снижающих негативное воздействие человека на окружающую среду.

  5. Поиск спонсоров по созданию фонда недоходного объединения для организации работы

Гипотеза: Если в г. Печоры будет организован активно действующий экологический центр, то повысится уровень экологического образования населения и как следствие этого улучшится экологическая обстановка в районе.

Основные методы исследования:



  • Использование определителей растений; беспозвоночных водных животных

  • Составление учебного гербария

  • Изучение следов жизнедеятельности животных

  • Биоиндикация воды по донным беспозвоночным животным;

  • Биоиндикация воздуха по эпифитным лишайникам

  • Метод маршрутного учета птиц

  • Использование учебно-методических видеофильмов

  • Проектная деятельность

  • Экологический мониторинг


1 Направления работы экологического молодежного центра

Цель работы экологического центра

  • Улучшение экологической обстановки в регионе.

Направления работы экологического молодежного центра.

  1. Экологическое.

    • Проведение мониторинговых исследований окружающей среды

    • Подготовка и реализация проектов, направленных на улучшение экологической обстановки в районе.

    • Информирование общественности о состоянии окружающей среды Печор и Печорского района

    • Вовлечение общественности в процесс принятия экологических решений

  2. Образовательное.

  • Сотрудничество со школами города и района в области экологии и экологических исследований

  • Подготовка, реализация и участие в международных образовательных проектах экологической направленности.

  1. Работа с местными органами самоуправления

  • Оказание помощи и поддержки в проектной деятельности Администрации Печорского района.

2. Программа деятельности экологического молодежного центра.

2.1. Весенний сезон. (Методику проведения занятий №1- №5 смотри в Приложении 1.)



Деятельность

Описание деятельности

Сроки

1.

Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление и развеска искусственных гнездовий

март

2.

Фенология цветения растений

Составление плана обследования местности, описание фенофаз цветения растений, оформление результатов

Апрель - май

3.

Изучение суточной активности пения птиц

Определение птиц по голосам, учет птиц по голосам, оформление результатов

май

4.

Изучение численности птиц г. Печоры

Учет численности птиц. Маршрутный учет

Апрель – май

5.

Фауна водоемов г. Печоры и биоиндикация воды по донным беспозвоночным

Сбор животных, определение видов животных, численности животных, оформление результатов

май

6.

Экологическая акция

«Мой город»



Организация уборки территории парков, зеленых зон

Май

7.

Экологический семинар

«Весенние итоги»



Создание мульимедийных отчетов о весеннем периоде работы, проектов, плакатов, фотовыставок, экологических эссе, приглашение прессы, выпуск экологического листка

Май - начало июня

2.2.Летний сезон. (Методику проведения занятий №1- №4 смотри в Приложении 2.)



Деятельность

Описание деятельности

Сроки

1.

Составление учебного гербария

Оборудование и материалы, правила сбора и закладки растений, монтирование и оформление гербария

Июнь

2.

Экспедиция по описанию флоры окрестностей Печор

Составление плана обследование местности, полевые флористические описания, определение видов, составление фото и видео отчетов

Июнь - июль

3.

Изучение гнездовой жизни птиц окрестностей Печор

Изучение биологии птиц дуплогнездников, наблюдение за гнездовым поведением, оформление результатов

Июнь

4.

Изучение водных беспозвоночных рек и оценка экологического состояния рек

Места и техника сбора проб, обработка проб, оценка качества воды

Июнь

5.

Экологическая акция «Чистый берег»

Привлечение общественности к уборки пляжей о. Рагазино, о. Голубой карьер

Июль

6.

Спортивно – экологические походы, экспедиции

Разработка маршрутов, сбор снаряжения, описание биологических объектов подготовка отчетов о походах и экспедициях.

Август

7.

Экологический семинар

«Летние итоги»



Оформление видео, фото – материалов, выставок исследовательских работ.

Приглашение общественности, прессы.



Август

8.

Проектные работы

2.3.Осенний сезон(Методику проведения занятий №1- №4 смотри в Приложении 3.)



Деятельность

Описание деятельности

Сроки

1.

Изучение видового состава и численности методом маршрутного учета птиц

Выбор биотопов, организация учетных работ, техника учета, обработка результатов

Сентябрь - октябрь

2.

Организация соревнований по спортивному ориентированию в лесу

Обучение работы с компасом, картой Выбор места соревнований, разработка «легенд» ориентирования, разработка туристической тропы, подведение результатов

Сентябрь

3.

Изучение видового состава и численности грибов

Определение маршрута исследования. Определение видов грибов, оформление результатов, фото и видео материалы.

Сентябрь

4.

Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации

Определение видов лишайников, вычисление % покрытия стволов деревьев, определение чистоты воздуха по видам - индикаторам

Сентябрь - октябрь

5.

Экологическая экспедиция по учету мигрирующих птиц побережья Псково-Чудского водоема совместно с кафедрой зоологии ПГПУ

Разработка маршрутов экспедиций, подбор снаряжения, учет мигрирующих птиц маршрутным методом, обработка результатов

Сентябрь - Октябрь

6.

Семинар «Осенние итоги»

Подготовка презентаций за осенний период, организация выставок исследовательских материалов, приглашение прессы, подведение итогов

Ноябрь

7.

Проектные работы

2.4 Зимний сезон.(Методику проведения занятий №1- № 5 смотри в Приложении 4.)



Деятельность

Описание деятельности

Сроки

1.

Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам

Подготовка спила дерева, измерение годичных колец, построение графика роста дерева

декабрь

2.

Зеленые растения под снегом

Подготовка к работе, описание растительности под снегом, определение видов. Подготовка отчетов

декабрь

3.

Изучение территориального поведения синичьих стай

Проложение маршрута, техника наблюдения за стаями, оформление результатов наблюдений

январь

4.

Зимний маршрутный учет численности млекопитающих

Обучение навыкам определения следов, техника учета, расчет плотности населения животных

Январь

5.

: Изучение экологии млекопитающих по следам

Определение следов, техника тропления животных по следам, оформление результатов наблюдений

Февраль

6.

Семинар «Зимние итоги»

Подготовка презентаций за зимний период, организация выставок исследовательских материалов, приглашение прессы, учащихся школ

Февраль

7.

Проектные работы

Заключение.

Таким образом, основным направлением деятельности экологического центра является экологическое образование учащихся, педагогов в природе.


Мы считаем, что нельзя учить биологии, географии и экологии по книжкам и в классных комнатах, детей надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу, где давать им возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, - почувствовать Природу.

Таким образом, сутью и основой всей проводимой экологическим центром работы является обучение школьников и взрослое население города конкретным методикам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. Знать и понимать природу – значит любить ее.